Очень странная «Готика»: обзор Elex

К чему привело решение смешать три сеттинга.

Раз в несколько лет студия Piranha Bytes выпускает игру, очень похожую на свои предыдущие проекты. Рецензии на них обычно тоже очень похожи друг на друга — примерно со времён первой Risen они традиционно начинаются с перечисления элементов, которые объединяют все игры студии.

Герой вынужденно оказывается в незнакомой обстановке и начинает всё с нуля, поначалу каждый враг представляет для него огромную проблему, он должен присоединиться к одной из трёх (или двух) фракций и найти учителей, чтобы прокачать боевые или магические навыки. Заканчиваются эти рецензии обычно выводом, мол, формула «Готики» безнадёжно устарела и нуждается в переменах. Однако сами разработчики год за годом дают понять, что не согласны с этим тезисом.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Без сюрпризов

Геймплей Elex можно описать очень просто — он практически идентичен Risen 3: Titan Lords, предыдущей игры от «Пираний». Похоже здесь всё, от интерфейса и анимации персонажей до боевой и диалоговой систем. Принципиальные геймплейные различия можно пересказать в одном абзаце.

Risen 3: Titan Lords
Risen 3: Titan Lords

Главный герой Джакс чудом выживает после крушения своего летательного аппарата, а также огнестрельных ранений, и отправляется в путешествие по гигантскому открытому миру. Он действительно получился огромным — в полтора раза больше знаменитой своими титаническими размерами мира «Готики 3» , и абсолютно открытым. Идти можно куда угодно, хоть сразу к базе главного злодея.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Но назвать мир насыщенным на этот раз трудно. Разработчики обещали, что за каждым углом нас будет поджидать что-то интересное, а окружение постоянно будет генерировать уникальные «маленькие истории». На практике 90% этих маленьких историй будут звучать так: «за мной погналась какая-то тварь и чуть меня не сожрала». Иногда их будут разбавлять более интересные истории, например: «пока я разговаривал с NPC, прибежала какая-то тварь и сожрала его охранников, а потом и его самого, и теперь квест считается проваленным, а игра считает, что я его убил».

Мир Elex населяет огромное количество разнообразных хищников, но ведут они себя практически одинаково — некоторое время угрожающе смотрят на вас, а потом бегут к новой жертве. От животного нужно увернуться при помощи переката, а затем ударить растерявшегося противника в спину — или расстрелять, в зависимости от вашего стиля игры.

Между собой представители местной фауны различаются только живучестью и силой атаки, плюс некоторые из них могут атаковать дистанционно — кто-то плюется огнем, кто-то ядом. Кое-где можно повстречать гигантских чудищ вроде циклопов, швыряющихся огромными валунами, но на первых этапах игры мысли вступить с ними в бой у вас даже не возникнет. В дальнейшем выяснится, что даже против них существуют безотказные приемы.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Реактивный ранец, к слову, полностью меняет процесс исследования мира — теперь непреодолимых препятствий нет, можно просто нацелиться на точку и бежать к ней по прямой, периодически перелетая через скалы и аккуратно планируя с огромной высоты. Из минусов: ранец не даёт испытать радостного чувства «я догадался, как сюда добраться». Во время прохождения одного из квестов на вопрос о том, как мне пробраться мимо стражника, NPC ответил: «У тебя же есть ранец, перелети через стену».

Очень странная «Готика»: обзор Elex

За убийство монстров и выполнение квестов Джакс получает опыт, который при достижении нового уровня конвертируется в очки характеристик и очки навыков. Характеристики вроде силы, ловкости или хитрости можно прокачать сразу, а для того, чтобы потратить очко навыка и научиться чему-то новому, нужно найти учителя и заплатить ему круглую сумму.

На нормальное оружие тоже придется копить — снять его с трупа бандита не получится. Броня же и вовсе стоит баснословных денег, да ещё и возможность купить её открывается только по достижении определенного ранга в той или иной фракции, так что сменить её у вас получится не больше пары раз за игру.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

О геймплее игр от Piranha Bytes трудно сказать что-то новое, да и сами разработчики постоянно повторяют, что Elex — прежде всего ещё одна «Готика». Поэтому я подробно остановлюсь на главной отличительной особенности Elex, которая вызвала больше всего вопросов и разногласий как у поклонников творчества студии, так и у обычных игроков — на сеттинге.

По сравнению с этим глобальным изменением углубление серии Risen в пиратскую тематику, в своё время разделившее фанатов на два лагеря, кажется совсем уж мелочью. Действие происходит на планете Магалан, в своеобразном научно-фантастическом мире. Или всё-таки в фэнтезийном? И что это за «смешение трех сеттингов», о котором говорили разработчики?

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Выйти из «Готики»

Первый город, в который игрок попадает почти сразу же после начала игры, выбран явно неслучайно. Столица фракции Берсерков Голиат, как и весь окружающий его регион — это концентрированная «Готика».

Средневековые постройки, лесные пейзажи, неприветливые воины, говорящий загадками маг — такого острого чувства дежа-вю Piranha Bytes не дарила нам, пожалуй, со времён Risen. Даже местный бестиарий при ближайшем рассмотрении оказывается знакомым — встретив на болоте самого настоящего тролля я обрадовался ему, словно старому знакомому.

В Голиате и его окрестностях я провел несколько очень приятных часов — любовался пейзажами, бегал по поручениям NPC, пытаясь завоевать их доверие, охотился на дичь при помощи лука и стрел.

А потом местный правитель послал меня на разведку в соседний регион.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Проделав долгий путь по пустыне, усыпанной минами, и улизнув из-под носа у жутких мутантов, я оказался в Таваре — столице фракции Изгоев, которую разработчики описывают как постапокалиптическую.

Там меня встретил привратник в кожаной куртке и тёмных очках, немедленно прочитал лекцию о расширяющих сознание наркотиках и поделился информацией о местных боссах с именами вроде Дюк и Биг Джим.

В диалоге с привратником камера переместилась на моего спутника — закованного в латы благородного воина по имени Дурас, — и в этот момент я понял, что больше не могу воспринимать мир Elex всерьёз. Слишком уж не сочетались друг с другом его элементы.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Позже я оказался в городе, открытом для членов всех трёх фракций, и увидел, как в местном баре выпивали друг с другом средневековый воин, «научно-фантастический» солдат с лазерной винтовкой за плечами и представитель фракции Изгоев, словно сбежавший из Fallout. В сочетании друг с другом эти трое очень напоминали расслабляющихся после какого-нибудь фестиваля косплееров — отделаться от этой мысли у меня уже не получилось.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Вероятно, когда разработчики Elex говорили «мы хотим смешать три сеттинга», они именно это и имели в виду. Речь не об уникальном мире, где сосуществуют фэнтези и постапокалиптика — авторы просто взяли три совершенно разных сеттинга и поместили их в игру.

При этом «смешать» — не вполне подходящее слово, потому что именно смешиваются они не так уж часто. Игра делает всё, чтобы максимально отделить три свои части друг от друга. Изгои живут в пустыне, Берсерки в лесу, а Клирики — на вулканическом ландшафте, при этом границы каждого региона чётко определены. Если ты вышел из леса и попал в пустыню — значит, фэнтезийный сеттинг закончился и начался постапокалиптический. Не перепутайте.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Фэнтезийные Берсерки — это викинги. Не гармонично вписанная в научно-фантастический мир фракция, культура которой во многом напоминает культуру викингов, а самые настоящие викинги. Они выходят с боевыми топорами, луками и стрелами против вооружённых лазерными винтовками Клириков и их гигантских боевых роботов — и периодически побеждают.

Вождя Берсерков, к слову, зовут Рагнар — чтобы ни у кого не осталось сомнений. Постапокалиптические Изгои, видимо переживая, что их фракция вызывает недостаточно ассоциаций с Fallout, сооружают в центре своей столицы гигантскую бомбу.

Клирики «научно-фантастичны» и технически подкованы — безо всякой скидки на то, что в нескольких километрах от их наполненных роботами и всевозможной электроникой городов люди всё ещё строят деревянные лачуги и куют стальные шлемы.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Во время очередного путешествия из одного сеттинга в другой я неожиданно понял, что мне напоминает мир Elex — парк развлечений из фильма «Мир Дикого Запада» 1973 года. Там тоже были три совершенно несвязанных между собой зоны — Средневековье, Древний Рим, и, собственно, Дикий Запад. Вот только в фильме ковбои оказались среди римских садов из-за масштабного сбоя в системе работы андроидов, тогда как в Elex такая мешанина — нормальный порядок вещей.

Всё это может показаться придирками, но всё-таки верить в этот мир по-настоящему на первых порах не получается. А исследовать мир, в который до конца не веришь — сомнительное удовольствие.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Второе дно

Разрушенные постройки цивилизации, господствовавшей на планете Магалан до катаклизма, вероятно, должны были добавить игре загадочности и интриги, но это так не работает. Темы мира до катастрофы Elex практически не касается. Телекоммуникационные вышки, ветряки и разбросанные тут и там седаны и хэтчбэки — всё это просто антураж и ничего больше.

Тот факт, что Магалан — не Земля, а совершенно другая планета, делает все эти реликты ещё менее интересными. Из радиоприемника неожиданно не зазвучит Элла Фицжеральд, а карта опасного подземелья не окажется на поверку схемой метро Сан-Франциско, как в недавнем сериале «Хроники Шаннары».

Никаких отсылок, никаких трогательных напоминаний о былых временах. Если Fallout показывал нам, как катастрофа преобразила Бостон или Лас-Вегас, то Elex рассказывает о тех местах, о которых мы вообще ничего не знаем. Исследовать исчезнувшую цивилизацию Магалана неинтересно, потому что внешне она ничем не отличается от нашей (вплоть до дизайна автомобилей), но при этом она — всё-таки не наша.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Несмотря на всё вышесказанное, в определённый момент ощущение нереальности мира если не исчезает полностью, то очень сильно ослабевает. Благодарить за это следует сценаристов — они оживили мир Elex, который изначально казался мертворожденным.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

После нескольких сотен строчек диалогов понимаешь, что у мира Elex есть вменяемая история, и почти всё имеет обоснование. Клирики живут на выжженной пустоши, потому что их эксперименты убивают природу, а регион «фэнтези» покрыт зелёными лесами не потому, что геймдизайнер хотел, чтобы игрок почувствовал себя в «Готике», а потому что Берсерки специально выращивают леса, пытаясь восстановить экологию Магалана.

По той же причине они не пользуются технологиями — но это всё-таки остаётся самым неправдоподобным моментом во вселенной Elex. Трудно поверить, что, скажем, охотничьи ружья вредили бы экологии ощутимо сильнее, чем используемые Берсерками луки.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Сценаристы, судя по всему, осознают слабость своего «экологического» аргумента и поэтому постоянно предоставляют дополнительные обоснования технофобии Берсерков. Персонажи то и дело упоминают об их могущественной магии, способной противостоять любой технике, или просто упоминают, что находят поведение Берсерков странным.

Когда моего персонажа, на тот момент достигшего высшей ступени в иерархии Берсерков, спросили, зачем он присоединился к «этим чокнутым», он, словно оправдываясь, ответил, что находит их отказ от техники глупым и непрактичным, но уважает за другие вещи.

В оставшихся двух фракциях тоже можно разглядеть что-то кроме воплощённых стереотипов. Учёные-Клирики, как выясняется, одержимы не только боевыми роботами и лазерным оружием, но и религией. Их философия и даже дизайн костюмов и интерьеров во многом напоминают хаммеритов из Thief, но менее агрессивно настроенных.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Изгои же олицетворяют идеи абсолютной свободы и гедонизма — их объединяет не только любовь к одежде в стиле «Безумного Макса» и англоязычные имена, но и полное неприятие двух других фракций с их строгими законами и религиозными догматами.

Если Клирики и Берсерки идут в бой во имя своих идеалов (зачастую довольно спорных), то Изгои готовы защищать лишь собственную возможность жить в свое удовольствие, периодически употребляя наркотики.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Даже если идеи группировок вам не близки, присоединиться к одной из них всё же придется — как и в любой другой игре от Piranha Bytes. К сожалению, на основной сюжет выбор фракции сильно не повлияет — два квеста будут развиваться параллельно.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Без вариантов

История Джакса, командира безэмоцинальных воинов-альбов, преданного боевыми товарищами и вынужденного начинать новую жизнь среди тех, кого всегда считал врагами, интригует и цепляет.

Разработчики говорили, что Джакс неслучайно стал первым не безымянным персонажем игр Piranha Bytes и обещали рассказать «очень личную историю». Это действительно так — Джакс не просто случайный «приключенец», оказавшийся в незнакомой обстановке. В мире Магалана у него полным-полно знакомых.

Кого-то из NPC он в своё время пытался убить, кто-то просто знает его в лицо. По всей карте можно встретить бывших товарищей и соратников. Кто-то из них попытается вас прикончить, кто-то захочет присоединиться, но с каждым из них у главного героя произойдет полный драмы диалог о прошлом, целях и убеждениях. Каждая из этих встреч добавляет персонажу глубины, а ближе к середине игры его сложные взаимоотношения с некоторыми из бывших сослуживцев и вовсе начинают напоминать шекспировскую трагедию.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Более неоднозначное решение — постоянные флэшбэки. Они включаются почти что после каждого важного для сюжета момента и в большинстве случаев выглядят одинаково: после долгих планов Ледяного дворца (так называется база альбов) нам показывают двух безэмоциональных воинов, которые обмениваются репликами в духе «нам нужно выполнить директиву», «приказы не подвергаются сомнению», «наши враги будут уничтожены».

В самом начале, когда мы ещё ничего не знаем о мире игры, смотреть эти флэшбэки в меру интересно, но затем они начинают утомлять — в них нет ни напряжения, ни, за редкими исключениями, важной для сюжета информации. При этом вне флэшбэков те же самые персонажи-альбы — едва ли не самые интересные герои во всей игре.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

А вот с вариативностью прохождения у Elex всё не очень хорошо. Сюжет слишком прямолинеен — после выполнения одного набора заданий вам тут же выдают другой, и так до самой развязки. Решать вы можете лишь то, в каком порядке эти задания выполнять.

Всё это не так сильно бросалось бы в глаза — в конце концов, многие популярные ролевые игры тоже не предлагают никакой вариативности в прохождении основного квеста, — если бы не одно очень странное решение разработчиков, связанное с местным аналогом «кармы».

Мировоззрение Джакса определяется шкалой: с одной стороны «человечность», с другой «холодность». Разработчики обещали, что «холодность» будет повышаться при «логичных» поступках, а «человечность» — от проявления эмпатии. Однако на практике решений, в которых приходится выбирать между трезвым рассудком и сочувствием к ближнему, в Elex очень мало, и «карма», как обычно, формируется в зависимости от выбора ни на что больше не влияющих ответов в диалогах.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Тут есть две проблемы. Во-первых, по достижении персонажем определённого уровня «логичности» или «человечности» игра начинает блокировать противоположные варианты ответов. А во-вторых, Elex почему-то ставит знак абсолютного равенства между логичным поведением и лояльностью главному злодею игры.

Всё это приводит к курьёзным ситуациям. После долгих и продуктивных переговоров один из NPC спросил меня: «Ну так ты собираешься убить главного злодея?». Вариант «Да» игра заблокировала, поэтому мне пришлось ответить что-то вроде «нет, мы с ним договоримся», и шокированный таким ответом NPC меня атаковал.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Примерно понятно, что разработчики хотели сказать, вводя эту систему — что долгие годы подавлявший в себе эмоции Джакс должен был в кратчайшие сроки научиться проявлять эмпатию, чтобы избавиться от влияния своего бывшего хозяина.

Вот только реализована эта идея очень неудачно — когда игра, в которой значимый выбор в диалогах можно пересчитать по пальцам одной руки, лишает игрока последней возможности влиять на события, это раздражает.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Elex — игра неоднозначная. Это очередной проект в устоявшемся жанре «игра от Piranha Bytes», но на этот раз в сеттинге, отходящем от классического фэнтезийного средневековья ещё дальше, чем «пиратские» части Risen.

Она выглядит, как монстр из трёх сеттингов, неаккуратно пришитых друг к другу по прихоти продюсера, отчаянно желающего «сделать что-то новое». В какой-то степени она и есть такой монстр. Но, если приглядеться повнимательнее, попытаться поверить в этот странный мир и окунуться в игровой процесс, за неказистой оболочкой можно увидеть нечто большее.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Elex можно критиковать долго, но некоторых вещей у неё отнять невозможно. Во-первых, сценаристы Piranha Bytes вложили в игру душу. Им удалось создать десяток неоднозначных и интересных персонажей, имена, характеры и поступки которых не выветриваются из головы немедленно.

Они написали местами клишированный, но эпичный и трогательный сюжет о мести и искуплении. И, самое главное, они каким-то волшебным образом сделали так, что мир, состоящий из трёх тематических зон и трёх слабо сочетающихся сеттингов, через какое-то время начинает восприниматься нормально.

Очень странная «Готика»: обзор Elex

Во-вторых, Elex — настоящая RPG старой школы, которых сейчас выходит не так много. Мана и здоровье здесь не восстанавливаются со временем, любая лесная тварь убивает героя очень быстро, открытие инвентаря не ставит игру на паузу, а для того, чтобы пользоваться фаст-тревелом, нужно сначала отыскать телепорты, далеко не всегда расположенные в очевидных местах. Если вы когда-нибудь жаловались, что Bethesda «оказуалила» The Elder Scrolls, Elex наверняка удовлетворит ваши запросы.

<a href="https://dtf.ru/11452-elex-i-slozhnyy-vopros-dverey" rel="nofollow noopener" target="_blank">Двери </a>в игре всё-таки есть, но их всего несколько и их нужно очень сильно поискать
Двери в игре всё-таки есть, но их всего несколько и их нужно очень сильно поискать

И, возможно, самое главное: Elex — это «Готика». Та самая, которую мы любим и ценим. Пусть боевые роботы, мутанты и ржавые «Хаммеры» в пустыне вас не смущают – если вы по-настоящему любите «Готику», то полюбите и Elex, не на первом часу, так на десятом.

Если не самые удачные творческие решения помешают коммерческому успеху новой игры от Piranha Bytes, то у Elex есть все шансы стать последней «Готикой» от легендарной студии, и от этого немного грустно.

11 показ
22K22K открытий
130 комментариев

Пару лет назад поставил себе первый Rizen, и не смог оторваться пока не прошел игру вдоль и поперек, как и готику в свое время. Потом были попытки играть в Rizen 2 и 3. Если первую часть Rizen можно еще называть "той самой Готикой от пираний", то 2 и 3 это полный шлак. Так вот что же с Elex? Это все же новая Готика 1,2 или же Rizen 2,3?

Ответить

Не понимаю, почему первый Risen ставят выше второго. Да, у него крепкая боевая система и музыка Кая, но во всех остальных отношениях он, на мой взгляд, уступает своему сиквелу. У Dark Waters были достаточно вариативная ролевая система, красивые локации, неплохие диалоги, более разнообразные квесты. Прошёл обе части с одинаковым удовольствием.
Так или иначе, вся серия заметно уступает "Готике".

Ответить

Я даже готику 3 не могу назвать той самой готикой :)

Ответить

Сложный вопрос. Игромания говорит, что это как Готика 1-2. Тут пишут, что это всё-таки больше Risen 3. Судя по стримам, всё очень неплохо, имхо. Надо смотреть самому. Жаль, игра только вечером для скачивания доступна.

Ответить

По моим воспоминаниям, основное что есть в Risen 2 это сеттинг. В ней характеры персонажей и сюжет работают на сеттинг (не существуют вне его пределов), а не наоборот. Боёвка уверенно наскучивает со временем.

Получается, если нравится сеттинг - нравится игра, нет - нет.

Ответить

Rizen? Risen! :3

Ответить

Ну, надеюсь, что для человека, не игравшего ни в одну игру от Пираний будет более интересно. До Готик и Risen так руки и не дошли =(

Ответить