Две игры об утраченном времени: Emily is Away и Emily is Away Too

Две игры об утраченном времени: Emily is Away и Emily is Away Too

Можете прямо сейчас вспомнить и подробно назвать, что вы делали летом 2002-го? 2005-го? 2007-го? Пока вы судорожно вспоминаете (а может, и нет), начну с некоторого занудства. Минимализм выразительных средств – не только в играх – нередко диктуется причинами весьма тривиальными, а именно финансовой скованностью и цейтнотом. С другой стороны, именно сознательное отсечение элементов вплоть до самых необходимых, краеугольных позволяет глубже эксплуатировать заложенные в цвете, форме, линиях, плоскостях экспрессивные возможности (не буду говорить о супрематизме и других направлениях авангардного искусства – примеры известны).

Чем меньше средств вы используете, чтобы впечатлить зрителя, тем, вероятнее всего, сильнее будет воздействие. Ровно то же самое и в играх: можно обрушить на сенсоры играющего всевозможные стимулы, перегружая каналы, что неизбежно минут через двадцать приведет к повышению порога, так что должный эффект утратится; а можно ограничиться практически точечными, мастерски рассчитанными попаданиями. Особенность человеческой психики состоит в том, что мы всегда (оговорюсь – в психической норме) бессознательно используем воображение, которое достраивает, наполняет скудные или неопределенные стимулы глубоким личностным содержанием – в зависимости от собственного опыта (на этом построены все проективные методики, привет Роршаху).

RHCP, Blink 182, «Властелин колец» и «Гарри Поттер»... Это просто праздник какой-то!
RHCP, Blink 182, «Властелин колец» и «Гарри Поттер»... Это просто праздник какой-то!

Миниатюрная и абсолютно бесплатная Emily is Away и чуть более масштабное, уже платное, продолжение Emily is Away Too как раз из тех игр, что запросто могут отпугнуть своей незатейливостью и нарочитой – забегу вперед, совершенно органичной и оправданной – топорностью, но по эффективности воздействия дадут сто очков вперед многим другим, более проработанным проектам. За разработку обеих игр, вышедших весной текущего года, отвечает некий Кайл Сили, одинокий умелец из Бостона, особенно в индустрии не засветившийся.

Emily is Away – не что иное, как «симулятор прошлого»: игра, имитирующая интерфейс ПК начала и середины 2000-х, точнее запущенный в нем мессенджер того времени AIM (русскоязычные пользователи могут припомнить аналоги типа «аськи» и MSN). О да, здесь все как в 2000-х: первый личный компьютер – до тех пор, пока старшие не выгонят! Windows XP с теми самыми знакомыми до отвращения обоями! Суровое разрешение экрана и аляповатый дизайн, казавшиеся тогда верхом эстетики! О, блаженное время первых мессенджеров и добродушных многочасовых разговоров «ни о чем»!..

Начало происходит в 2002 году, когда старшеклассники – ваш персонаж %username% и его подруга Эмили – общаются по поводу предстоящего выпускного и поступления в колледж. Взаимодействие с игровой средой донельзя ограничено: можно посмотреть профили френдов, сменить аватарку и поменять цвет шрифта и фона, а главное – выбрать один из трех вариантов ответа на реплики подруги. Долбить по кнопкам взаправду придется, но любую тарабарщину – игра услужливо наберет ответы за вас, хотя это нисколько не мешает практически мгновенно возникающему ощущению реальной переписки.

Опасность! Опасность!
Опасность! Опасность!

После некоторых значимых с точки зрения сюжета выборов (например, собираетесь ли вы в бизнес-школу, инженерный техникум или колледж искусств или пойдете ли вы на вечеринку в первой главе) появляется довольно зловещая надпись «Эмили запомнит это». То, как год за годом (в игре пять глав, действие последней заканчивается в 2006-м) меняется окружающий мир, прежде всего выражает набор доступных иконок и любимых песен, о которых, кстати, вы обязательно в какой-то момент поговорите. Вообще, Эмили довольно «замороченная» девушка: то она не может отринуть ухаживания не очень-то нравящихся ей парней, то вступает в сложные и нездоровые отношения с одним из них, часто выражается иносказательно и многое недоговаривает, а когда вы решитесь спросить прямо, ваше воплощение вопреки вашей же воле стирает написанное и говорит о погоде.

Вы явно были очень близки с Эмили и даже клялись друг другу в вечной дружбе, но время безжалостно: вы разъезжаетесь по разным городам, взрослеете, находите новых приятелей, и ощутимый холодок в общении пробегает все чаще.

Признаюсь: при первом прохождении я на автомате воспринимала своего героя как девушку и давала максимально сочувственные ответы, поэтому, когда в какой-то момент Эмили спросила, планировала ли я ее затащить в постель в прошлом году, я слегка опешила. Впрочем, это событие – точно так же, как и остальные, – зависит от предыдущих выборов, а для интереса советую пройти игру не единожды, меняя (в уме) пол вашего героя, привычки и вкусы, стиль общения и характер. Увы, оба варианта концовки – вне зависимости от того, насколько вы были искренни и прямолинейны – сходятся в одном: оставляют вас в щемяще-оглушительном состоянии опустошения, в пространстве упущенных возможностей.

Мессенджер «подцепляет» список ваших друзей в Steam. Так, один из моих знакомых стал 83-летним любителем Хичкока
Мессенджер «подцепляет» список ваших друзей в Steam. Так, один из моих знакомых стал 83-летним любителем Хичкока

Emily is Away Too расширяет механику оригинала. Запускающееся в оконном режиме (больше никакого условного Windows) приложение позволяет не только чатиться, но и изучать профили в местном Facenook‘е, смотреть в импровизированном YouToobe реальные клипы (о, я помню эту песню!) и ухахатываться над дурацкими гифками. Соответственно, прохождение увеличилось в разы: разговоры каждой из пяти глав длятся дольше, а учитывая серфинг по ретро-интернету (даже если вы были подростком-меломаном в нулевые, все равно плейлист обогатите), можно залипнуть не на один вечер. Кстати, за отдельные достижения вы можете разлочить секретные аватарки – свою я получила за прослушивание некогда ставшего мемом Рика Эстли.

Девушек теперь две: совсем другая, но похожая на героиню первой части Эмили и ваша новая подруга Эвелин, панкующая оторва. С одной или с обеими сразу можно закрутить роман – чего я делать не планировала, однако барышни оказались на редкость бойкими, и вот внезапно я уже чей-то парень... Если первая часть ставила игрока перед невозможностью высказать свои чувства, вторая учит искренности: рано или поздно собеседницы выяснят про вас все, и тогда – берегись, парниша! Кроме того, в отличие от Emily is Away, здесь окончательное решение по поводу завязавшихся отношений всегда принимаете вы. Успокаивает то, что концовок несколько и есть счастливые варианты, от которых ком все равно застрянет в горле. :]

Эта <a href="http://emilyisaway.com/ytmnd/picardlovescakesong/" rel="nofollow noopener" target="_blank">гифка</a> (осторожно, по ссылке звук!) вынесла автору статьи мозг. Но перестать смотреть ее невозможно
Эта гифка (осторожно, по ссылке звук!) вынесла автору статьи мозг. Но перестать смотреть ее невозможно

Невероятно пронзительные в своей простоте, игры Emily is Away и Emily is Away Too заставят вспомнить все, что вы делали в 2000-е: какую музыку слушали и какие фильмы смотрели, с кем и о чем подолгу разговаривали, кого любили и кого ненавидели, о каком будущем мечтали и какие планы строили. Возможно, это обернется некоторой мини-депрессией: где тот человек, которым был я тогда? Где друзья, которые клялись быть рядом вечно? Прошлое пожухло и посерело, превратилось в пепел воспоминаний, рассыпающийся от пристального взора...

Но можно вывернуть эту ностальгию наизнанку: например, включить любимые с юности песни, перебрать архивные фото, написать «Привет! Как жизнь?» забытым одноклассникам – и заново пережить самые трогательные и памятные моменты, обнаружив, что они они никуда не делись и теперь – неотъемлемая часть вас настоящих.

Оригинал опубликован на GameRulez.

7.6K7.6K открытий
4 комментария

Лично мне не зашла вторая часть. Первая была идеальна тем, что она рассказывала простенькую, но жизненную историю за 15 минут, оставляя при этом нужный осадок. Больше не нужно.
Вторая же больше подходит на какой то типичный дейтинг сим с потенциальными вайфу, с тысячами концовок.Усиливает это чувсто тот факт, что ты не строишь длительные отношения c "ламповыми разговорами", а просто проходишь мини-тест на знание темы. Правда тут не будет интересных интерактивных сцен, как в японских играх )))

Ответить

Согласна, что если вторую часть рассматривать исключительно как симулятор свиданий (а основная механика оно и есть), то она неизбежно проигрывает первой.

Но на меня большее впечатление произвели именно все эти псевдосайтики, песенки в Ютубе, гифки и т. д. Пока мои собеседницы чего-то там от меня срочно хотели, я наслаждалась хорошей музыкой и вспоминала молодость ;)

Ответить

Спасибо автору за сей чудесный обзор, теперь я знаю чем буду наслаждаться в ближайшее время.

Ответить

Всегда пожалуйста! Наслаждайтесь :)

Ответить