Быть человеком: «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»

Искусная иллюзия с катарсисом в конце.

«Русское кино в жопе» — эту фразу героя Чурсина из «Изображая жертву» можно трактовать по-разному. Меня почти физически тошнит от фильмов про постсоветскую действительность, но она почему-то никак не уходит из трендов отечественного кино. Балабановского Данилу Багрова даже недавно выбрали «национальным супергероем» России.

Быть человеком: «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»

Жизнь меняется, но у нас продолжают снимать фильмы про лихие девяностые и их последствия. К последствиям я причисляю и «Левиафан» Звягинцева, ведь сам этот метафорический Левиафан — родом из девяностых. Сюда причисляю и, например, «Страну ОЗ» Сигарева — всё-таки речь о провинциальной девушке, которая работает в ларьке. Отлично снятые и глубоко идейные фильмы, от которых становится физически тяжело.

«Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, ранее ничего кроме короткометражек не снимавшего, — он тоже про последствия. Пьяная избитая провинция, гопники, бывшие зеки, делёж квартиры — фильм поднимает мерзкие, грязные темы. Но после него нет ощущения, будто тебя окунули в бак с помоями, всё совсем наоборот.

Быть человеком: «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»

Уже по одному названию становится понятно, что ничего хорошего от фильма ждать не стоит, и в первые полчаса просмотра ощущение только усиливается. Вот есть парень Витька Чеснок — стереотипный провинциальный гопник. Он работает на заводе, изменяет жене, одевается по-спортивному, совсем не общается с маленьким сыном, слушает пацанский рэп, бухает в «клубе» и нарывается на драки. На шее — толстая цепочка, на ногах — яркие кроссовки.

Витя чертовски хочет бросить жену с ребёнком (который появился, конечно, по ошибке) и съехать от тёщи, но денег нет, а кредит не дают. И тут появляется Лёха Штырь — отец Витьки, который ныне практически превратился в овощ. Когда-то давно он бросил жену с сыном: жена вскоре умерла, а сам Лёха сел. И так уж подфартило, что у него как раз есть квартира.

Так что Витя грузит ненавистного отца в свой фургончик, везёт его в дом инвалидов и мечтает, как устроит в новой «хате» траходром.

Быть человеком: «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»

Омерзительно? Не то слово. Поначалу фильм всячески пытается заставить вас искренне ненавидеть его главных героев. Вряд ли после такого описания многие решились бы посмотреть «Чеснока и Штыря», разве что только чтобы себя морально уничтожить.

Но когда отец и сын остаются вдвоём, всё меняется кардинальным образом. Приходит осознание, что гопник Витя выглядел таким отвратительным животным в первую очередь из-за «среды обитания». «Чеснок и Штырь» — это история о превращении животных в людей. При этом, герои не меняются, но меняется восприятие зрителя. Отвращение вдруг уходит и появляется сочувствие.

Быть человеком: «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»

Тогда и короткий диалог между каким-то бандитом и Чесноком звучит как откровение. Бандит задаёт типичный вопрос: «Чё ты знаешь? Ты кто по жизни сам?». Парень мнётся и робко отвечает: «Человек», ожидая получить по лицу. А бандит вдруг усмехается и говорит: «Да ладно, чё ты так напрягся. Я тоже человек».

В конце, когда наступает катарсис, играет песня московской синти-поп группы «Не твоё дело», которые создают себе образ этаких постперестроечных музыкантов, под треки которых должны трястись на сельских дискотеках пацаны. Но это — искусная иллюзия: песня в титрах «Я буду рядом» воспринимается скорее как A Real Hero в «Драйве» Рёфна. Всё плохо, но всё будет хорошо.

Об этом и кино. О том, что никогда не поздно стать человеком, кем бы ты ни был.

13K13K открытий
61 комментарий

Вряд ли после такого описания кто-то решился бы посмотреть «Чеснока и Штыря», разве что только чтобы себя морально уничтожить.Странные выводы. Именно вот эта завязка уже вызвала во мне интерес.

Ответить

Тру. Я после названия понял, что нужен трейлер, а после трейлера долждался проката и дальше вы сами знаете

Ответить

Отличный фильм, советую посмотреть всем, кто любит живое и настоящее кино

Ответить

Кстати

Ответить

Как остановиться слушать? Уже раз 5 на повторе :D

Ответить

«Русское кино в жопе» — эту фразу героя Чурсина из «Изображая жертву» можно трактовать по-разномуДа нет, всё вполне буквально. В сфере русского кинематографа за всё время его существования не вышло ни одного сколь-менее смотрибельного фильма, а попытка выгородить русский кинематограф просто настолько смехотворна, что эпитет к этому придумать крайне тяжело. Секта свидетелей "годного русского кино", минусы на изготовку

Ответить

Если брать за планку "более-менее смотрибельно", то как минимум существует Хардкор. Хоть и на один раз, но он более чем смотрибелен.

Ответить