Мама и Final Fantasy XV

История о приучении родителя к играм.

Так сложилось, что игры в основном интересны тем, кому меньше 30 лет. Это подтвердит практически любой, кто пытался приобщить родителей к своему любимому хобби: старшее поколение по большей части скептически относится к новому виду искусства.

Инди-разработчику и директору студии Vlambeer Рами Исмаилу в этом отношении повезло. В недавней колонке на Glixel он рассказал, как ему удалось приобщить свою маму к Final Fantasy XV и Dragon Age: Inquisition.

Мама и Final Fantasy XV
Мама и Final Fantasy XV

Всю свою жизнь Исмаил находился в окружении разных языков. Он родился в голландско-египетской семье, благодаря чему выучил арабский и голландский, а в школе ему преподавали английский. Мама разработчика знает латынь и другие древние языки, а папа много рассказывал о египетской культуре и мифологии.

Сейчас Исмаил помогает своей англоязычной жене учить голландский.

Когда знаешь язык всю свою жизнь, некоторые его части становятся для тебя настолько естественными, что их перестаешь замечать. Иногда моя жена составляет предложения, построенные логично, но грамматически неверно. Она спрашивает, как сказать правильно, и почему надо именно так. К своему сожалению, я часто не могу дать ей исчерпывающий ответ: для меня язык просто так работает.

Рами Исмаил, инди-разработчик

По словам Исмаила, есть только один язык, которым владеет он, но которого не знают его родители: компьютерный. Он общался со сложными устройствами всю жизнь, учился понимать их и заставлять их делать то, что ему нужно.

Всё, кроме главного

По словам Исмаила, он разрабатывает игры, сколько себя помнит, и по работе ему часто приходится путешествовать по всему миру. Когда он возвращается в Нидерланды, то каждые выходные ходит к родителям, рассказывает истории о поездках и людях, которых он встречает.

Однажды в прошлом году я рассказывал маме, как ездил к некоему Филу, и она сказала: «Филу? Тибитоски (разработчик Octodad — DTF)? Или Фишу (разработчик Fez — DTF)? Как там дела с Octodad?» И тут я понял, что она годами читала новости игровой индустрии, чтобы быть в курсе того, что происходит в моей жизни и жизни моих друзей.

Рами Исмаил, инди-разработчик

Но вскоре Исмаил осознал, что, хоть его мама хорошо разбиралась в игровой индустрии, она ни разу не притрагивалась к самому главному — самим играм. Он решил это исправить.

Моя мама очень любит истории в духе «Властелина колец»: про битву против древнего зла, в которой побеждает несколько случайно сошедшихся вместе героев. В играх недостатка в таких сюжетах нет. Реалистичный стиль был бы преимуществом, а вот обилие насилия против людей было бы лишним.

Рами Исмаил, инди-разработчик

В 2013 году разработчик пытался научить подругу играть в Assassin's Creed II, но вскоре понял, что навык управления персонажем с помощью двух стиков — не врождённая способность. В результате девушка забросила игру оттого, что не могла достаточно быстро повернуться в сторону врага.

Assassin's Creed II
Assassin's Creed II

Чтобы избежать повторения этой ошибки, Исмаил решил выбрать игру с боевой системой полегче. Он остановился на Final Fantasy XV — там во время боя можно вообще не двигать персонажа. Если зажать кнопку удара, Ноктис сам приближается ко врагу. Если кнопку блока — то герой увернётся от удара.

Разработчик купил Xbox One и копию игры и подарил их маме, заверив её, что если ей не понравится, он просто заберёт консоль к себе.

Язык видеоигр

Как вспоминает Исмаил, он научил маму включать Xbox, объяснил ей азы управления игры и сел на диван рядом. Так в феврале 2017 года началось прохождение Final Fantasy XV.

Final Fantasy XV начинается в гуще боя, который происходит в конце игры. Нам представили главного героя — Ноктиса Люциса Каэлума. Моя мама засмеялась: «Этого человека зовут „Ночное светлое небо“?». Я знал, что имя Ноктиса так переводится, но мне не казалось это смешным, потому что латинские имена — давний троп серии.

Рами Исмаил, инди-разработчик
Мама и Final Fantasy XV

Далее действие игры перемещается на неопределённое время назад, когда Ноктису и его друзьям нужно починить машину. Это может сделать механик Синди, но взамен она просит убить нескольких вредителей. В это время разработчик понял, что его мама не умеет считывать ландшафт, и добираться до нужного места умеет исключительно по прямой. Поэтому ему пришлось говорить ей, когда и в какую сторону нужно поворачивать.

Мама Исмаила расправилась с существами с помощью зажатой кнопки атаки и была удивлена своими способностями.

После окончания квеста Синди возвращает машину Ноктису и предлагает второй квест: привезти коробку с вещами в деревню неподалёку. Это обучение вождению — во время задания объясняется, как работает машина и карта мира. Мама сразу же отказалась: «Ну уж нет. Я принц, занимайся этим сама». Я удивлённо уставился в экран, а мама повернулась ко мне и спросила: «Что мне делать теперь?»

Рами Исмаил, инди-разработчик
«Эти игры очень красивые» — пробормотала мама, увидев самый красивый кадр из Final Fantasy XV.

В это время разработчик понял, что произошло нечто неординарное: так же, как его жена пользовалась логикой при построении предложений, его мама повела себя в игре логично, пусть и некорректно с точки зрения контекста видеоигр. Она не знала, что такое обучающий квест, и почему вдруг принц должен выполнять мелкие поручения какого-то автомеханика.

Исмаил сделал то, что всегда делает, когда встречает что-то забавное или интересное: написал твит с хэштегом «momvsffxv» («Мама против FFXV»).

momvsffxv

В течение следующих месяцев разработчик фиксировал в твиттере свои мысли о том, как его мама проходит Final Fantasy. Например, скоро он заметил, что она двигает стик вниз, когда пытается посмотреть в игре вверх. Исмаил всегда считал, что привычка к инвертированной камере появляется из предыдущего игрового опыта, но, видимо, это нечто врождённое.

Однажды она спросила, во всех ли играх приходится так много ходить, и я понял, что она прошла невероятные расстояния пешком, потому что не могла найти машину. Когда я напомнил ей, что на карте показано расположение машины, она опять пошла к ней пешком, не воспользовавшись «быстрым перемещением».

В самом начале игра говорит, что быстрое перемещение есть, но не объясняет, когда им нужно пользоваться. А я прошёл Final Fantasy XV, избегая его, поэтому забыл рассказать об этой функции маме.

Рами Исмаил, инди-разработчик

К июню мама разработчика научилась двигать левый и правый стики одновременно. Вскоре она завершила часть игры в открытом мире и была готова перейти к линейному отрезку сюжета. Но сначала нужно было победить огромного морского монстра Левиафана.

Левиафан
Левиафан

Я осознал, что за пять месяцев игры в Final Fantasy XV моя мама ни разу не пользовалась способностью Warp, наносящей большой урон. Битву с Левиафаном без неё было не пройти, и это был единственный раз, когда я взял геймпад у мамы, чтобы показать, как нужно делать.

Рами Исмаил, инди-разработчик

В конце FFXV Ноктис участвует в той же битве, с которой игра начинается. К этому моменту герой осознаёт, что единственный способ победить — пожертвовать собой.

Мама даже и не думала, что подобное может произойти в видеоигре. Я не думаю, что слышал, чтобы она говорила «вау!» чаще, чем в последний час Final Fantasy XV. К тому моменту, когда на экране пошли титры, мама пережила опыт, который казался ей настоящим.

Рами Исмаил, инди-разработчик
«О, это восход солнца. Как красиво». 46 часов 18 минут. Это была первая игра в жизни моей мамы.

Inquisition

17 июля мама Исмаила приступила к прохождению Dragon Age: Inquisition, а разработчик создал хэштег «momvsdai». Он надеялся, что структура игры сподвигнет его родителя на выполнение сайдквестов, потому что протагонисту Inquisition нужно заручиться помощью максимально возможного количества союзников.

В отличие от FFXV, Inquistion гораздо более открытая, там много квестов, локаций и возможностей выбора. Скоро мама разработчика втянулась в игру и начала проходить каждое задание, которое могла найти. Главным препятствием для неё были меню: например, прокачки персонажей и инвентаря. С дипломатией и боями проблем не было.

Мама каким-то образом научилась делать скриншоты и прислала мне поздравление с днём рождения от своего инквизитора.

Каждые выходные я видел, как она исследует новую локацию или проходит новый крупный квест. Иногда я наблюдал, как она побеждает огромного босса, а иногда — как она уже третий день пытается найти редкий цветок. Временами ей с трудом давались квесты, которые мне казались элементарными, но зато она с лёгкостью убила Калтезана — второго по мощи дракона в игре.

Рами Исмаил, инди-разработчик

В начале декабря Исмаил получил сообщение от матери: она прошла Dragon Age: Inquisition. Ей потребовалось 268 часов, 150 дней и несколько исписанных вручную блокнотов с квестлогами и описаниями посещённых локаций (так было проще, чем пытаться открыть внутриигровое меню). Она изучила почти всю карту и завершила все квесты, которые смогла найти. В результате такого упорства последняя битва ей далась относительно легко.

Спросил, как у мамы идут дела с игрой, она пошла и достала из ящика вот это.

В финальной катсцене её инквизитор стояла на балконе в одиночестве. Мама не нашла времени на романтические дела: в конце концов, ей нужно было спасать мир.

Рами Исмаил, инди-разработчик

Persona

Следующей игрой для своей мамы Исмаил выбрал Persona 5. Как посчитал разработчик, пошаговая боевая система научит его маму механикам состояний, критических ударов, уязвимостей и стойкостей. Чтобы подготовить маму к игре, Исмаил сводил родителей на аниме «Твоё имя».

Это был первый раз, когда мама посмотрела аниме. Когда мы вышли из кинотеатра, она улыбнулась: «Совершенно забываешь, что это просто рисунки и фигуры. Места и люди становятся реальными, начинаешь верить, что они такие же, как ты и я, и можешь почувствовать то же, что и они. На этот фильм наверняка ушло много сил, но это просто магия».

Я кивнул. Она подумала и снова улыбнулась: «Мне кажется, это очень похоже на видеоигры».

«Да, мне нравится думать, что так и есть, мам».

Рами Исмаил, инди-разработчик
Поехали!
14K14K открытий
79 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Прекрасная статья.
Будьте добры, в будущем, когда у этой истории появится продолжение - напишите и о нем.
Такие истории всегда греют душу.

Ответить

Я специально подписался на Твиттер Рами, буду следить :)

Ответить

12 лет назад я показал отцу ММО, до сих пор с ним в пати бегаем =)

Ответить

Показал отцу ММО - спустя два года отец перестал меня брать в пати.

Ответить

Его мать сделала то, что не смог я - осилила сайдквесты в DA:I.
Возможно, Рами нашел целевую аудиторию новых проектов Bioware.

Ответить

То чувство, когда знаешь, что если предложишь мамке что-то подобное, то она ответит "Ой, у меня столько дел, мне некогда"....

Ответить