«За этим будущее»: почему Стивен Содерберг снимает фильмы на айфон

Главное из интервью с режиссёром.

«За этим будущее»: почему Стивен Содерберг снимает фильмы на айфон

Режиссёр Стивен Содерберг, в своё время снявший «Одиннадцать друзей Оушена», впервые заявил о том, что уходит из кино, ещё в 2013 году. Тогда он ушёл на телевидение и создал сериал «Больницу Никерброкер». В 2017 году постановщик всё-таки вернулся в большое кино с фильмом «Удача Логана». В последнее время имя Содерберга чаще всего всплывает в связи с его экспериментальными проектами, такими как «Мозаика» или «Не в себе».

Журналисты IndieWire встретились со знаменитым режиссёром на фестивале Сандэнс, на котором когда-то прогремел его первый полнометражный фильм — «Секс, ложь и видео», и взяли у него интервью. В нём он поделился подробностями о своих творческих планах, — иногда довольно неожиданных.

«Мозаика»
«Мозаика»

Как и в далёком 2013 году, когда он заявлял о том, что «в культурном отношении фильмы теперь значат не так много», постановщик настроен решительно. К производству классического студийного кино он возвращаться не собирается.

Я не могу представить такую ситуацию, чтобы я вернулся [к большому кино]. Не знаю, что хорошего из этого может получиться. Не думаю, что студиям нужно то, что я предлагаю, и не знаю, нужно ли мне то, что предлагают они. Есть определённые вещи, которые у них получаются хорошо — ими они и занимаются.

Стивен Содерберг, режиссёр, продюсер

К Голливуду у Содерберга множество претензий — от невероятных маркетинговых бюджетов, иногда превышающих затраты на производство, до низкого спроса на оригинальные фильмы. Отказавшись от сотрудничества с крупными студиями, Содерберг планирует посвятить себя созданию и продвижению независимого кино и экспериментальным проектам.

Я играю вдолгую. Я пытаюсь создать подход, при котором выпущенный фильм будет приносить прибыль его создателям и тем, кто участвовал в его производстве. Это займёт время.

Стивен Содерберг, режиссёр, продюсер
«Удача Логана»
«Удача Логана»

Содерберг много говорит о новых способах финансирования и продвижения, однако «Не в себе», новый фильм режиссёра, привлёк внимание публики прежде всего из-за необычного способа съёмки — весь фильм снят на айфон. Кроме того, съёмки заняли всего неделю, а монтировали фильм прямо на площадке. Главные роли исполнили Клэр Фой («Корона», «Время ведьм») и Джуно Темпл («Малефисента», «Киллер Джо»).

«Не в себе» — не первый фильм такого рода, однако если Шон Бейкер снимал «Мандарин» на телефон из-за бюджетных ограничений, то Содерберг сделал осознанный выбор в пользу айфона. Кроме того, он планирует продолжать использовать камеру на телефоне в качестве основного инструмента съёмки для своих будущих фильмов.

Я считаю, что за этим будущее. Никто из тех, кто пойдёт на мой фильм, не зная о том, как его снимали, не догадается, что его сняли на телефон. И это не самонадеянное высказывание.

Стивен Содерберг, режиссёр, продюсер
«Не в себе»
«Не в себе»

Содерберг считает, что айфон, как средство съёмки, недооценивают — «люди забывают о том, что это 4К». Раньше режиссёр был активным сторонником использования высокотехнологичных камер RED, однако качество съёмки айфона, по его мнению, способно изменить правила игры.

Я посмотрел [свой фильм] на экране высотой 40 футов (около 12 метров — DTF) — и он выглядел потрясающе. Для меня это было поворотным моментом.

Стивен Содерберг, режиссёр, продюсер

Постановщик планирует и дальше снимать фильмы на телефон — если ничего не изменится.

У меня должна будет появиться очень веская причина, чтобы отказаться [от съёмки на айфон]. У многих есть предубеждение относительно размера съёмочного устройства — у меня такой проблемы нет. [Съёмка на айфон] давала мне, как постановщику, невиданный уровень свободы — и продолжает давать.

Стивен Содерберг, режиссёр, продюсер
Стивен Содерберг
Стивен Содерберг

Несмотря на свои грандиозные планы в независимом кино, Содерберг всё ещё сохраняет связь с телевидением и с более традиционными проектами — недавно он снял интерактивную «Мозаику» для HBO и спродюсировал Godless для Netflix. К Netflix он, как и многие другие кинематографисты, предпочитающие выпускать фильмы в кинотеатрах, относится не слишком хорошо, но считает, что бороться со стриминговыми сервисами или критиковать их — абсолютно бессмысленно.

Жаловаться на Netflix — это как жаловаться на погоду. Это просто происходит, и нам нужно решить, как мы к этому относимся. В ближайшее время они никуда не пропадут. Можно говорить, что их деятельность разрушительна, что они ведут себя по-людоедски в тех или иных областях, но они предоставляют создателям фильмов новую аудиторию, там, где иначе её бы никогда не было. Точка.

Стивен Содерберг, режиссёр, продюсер

Премьера нового продюсерского проекта Содерберга — документального фильма «Король», в котором история жизни Элвиса Пресли выступает метафорой истории США, — несмотря ни на что состоится не на Netflix, а в кинотеатрах. Содерберг надеется, что политизированный «Король» сможет «достучаться» до зрителей по обе стороны баррикад.

Наша план состоит в том, чтобы сделать и выпустить фильм, а не в том, чтобы подогревать истерику. Чтобы поговорить о том, что не так с Америкой, я выбрал не Кросби, Стиллза и Нэша, а человека, воплощавшего собой «американскую мечту». Кто-нибудь может с этим не согласиться, но у нас у всех где-то внутри есть чувство, что с Америкой что-то не так.

Стивен Содерберг, режиссёр, продюсер
«Король»
«Король»

Содерберг считает, что успеху «Короля» в кинотеатрах современный тренд на просмотр кино дома не помешает.

Когда кто-нибудь говорит, что люди перестали ходить в кино, я говорю: «Окей, так создатели "Прочь" должны были продать этот фильм какой-нибудь платформе? Тогда бы у картины не было такого громкого успеха в кино по всему миру». В конце концов, в этом должны разбираться сами кинематографисты.

Стивен Содерберг, режиссёр, продюсер
11K11K открытий
28 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Так и на обычные камеры вешают кучу всего, профессиональные работы не снимают на "голую" камеру, но при всем этом изначальный потенциал камеры айфона все равно куда меньше чем у камер RED

Ответить

Таки да, то что сверху, похоже объектив Canon миллиметров так на 500, профессиональная серия L, ценой тыщ 8-9 баксов.

Ответить

Это всего лишь же оптика, ее можно нацепить куда угодно, основную работу выполняет само устройство

Ответить

Ну трейлер и выглядит так, словно его нищий, но талантливый студент киношколы снимал.

Если будущее за паршивым софтовым бокэ без динамичного расфокуса, рыбьеглазьей оптикой и невозможностью использовать анаморфические объективы, то пусть Содерберг там и живёт. Баба с возу, что называется.

Ответить

э без динамичного расфокуса, рыбьеглазьей оптикой и невозможностью использовать анаморфические объективы, Нахер оно нужно в художественных фильмах.

Ответить

Пусть снимет на айфон на морозе, когда он норовит вырубиться при попытке включить камеру, не говоря об использовании по назначению

Ответить