Как художники-активисты притворились, что «похитили» бюст Нефертити при помощи Kinect

Игровой гаджет, послуживший рекламой не только для Microsoft.

Нора аль-Бадри, Ян Николай Неллес и «другая Нефертити»
Нора аль-Бадри, Ян Николай Неллес и «другая Нефертити»

В 2015 году немецкие художники-активисты Ян Николай Неллес и Нора аль-Бадри провернули акцию, которую назвали «взлом Нефертити».

Пара выложила в открытый доступ подробную 3D-модель одного из самых известных произведений искусства Древнего Египта — бюста супруги фараона Эхнатона, правившего государством в XIV веке до нашей эры. Разумеется, никакого разрешения от Нового музея в Берлине, где хранится артефакт, у них не было.

В течение нескольких лет активисты утверждали, что заполучили все данные при помощи Kinect — контроллера для Xbox, производство которого Microsoft прекратила в октябре 2017-го. Они якобы пронесли контроллер вместе с источником питания и оборудованием для записи в музей и отсканировали скульптуру.

Художники даже опубликовали видео, в котором аль-Бадри со спрятанным под пальто контроллером обходит бюст кругами, периодически прикрывая его шарфом, чтобы охрана не заметила, ведь фотосъёмка в этом зале музея запрещена.

Как только информация о «взломе» стала распространяться в сети, многие подвергли слова Неллеса и аль-Бадри сомнению. Неудивительно, стоит лишь сравнить результат обычной попытки сканирования на Kinect с тем, что выложили в сеть «грабители». Разрешение оказывается несравнимо ниже.

Фрагмент 3D-модели, выложенной в сеть активистами
Фрагмент 3D-модели, выложенной в сеть активистами
Результат сканирования при помощи Kinect
Результат сканирования при помощи Kinect

Более того, чтобы создать трёхмерную модель объекта, он должен постоянно находиться в «поле зрения» камеры Kinect.

И шарф, которым время от времени накрывали гаджет активисты, и пуленепробиваемое стекло, за которым хранится известняковый бюст, только мешали бы инфракрасному сенсору.

Бюст Нефертити в Новом музее, Берлин
Бюст Нефертити в Новом музее, Берлин

И это не говоря уже о том, что для того, чтобы записывать данные сканирования с Kinect, необходим как минимум ноутбук с установленным на нём программным обеспечением. Маловероятно, что ноутбук вместе с блоком питания для него и контроллера уместился бы под пальто.

Вопрос о том, как при помощи гаджета от Microsoft с углом обзора камеры в 57 градусов по горизонтали можно было отсканировать верхнюю часть скульптуры, тоже оставался открытым.

Лишь два с лишним года спустя, в разговоре с порталом Eurogamer, активисты признались, что Kinect не был основным источником информации для них.

Официально мы до сих пор стоим на том, что отсканировали бюст в музее.

Однако, говоря откровенно, это была лишь часть процесса по сбору данных. Мы не только проводили съёмку на Kinect. Информация с контроллера помогла сделать определённые рассчёты, после чего мы совместили её с данными, полученными другим путём.

Как раз отсюда — и высокое разрешение, и большое число полигонов.

Ян Николай Неллес, художник-активист

Неллес не уточняет, что это за «другие пути», которыми он и аль-Бадри пользовались в процессе «взлома». Тем не менее есть вероятность, что активистам каким-то образом удалось заполучить результаты сканирования, проведённого работниками музея, и создать на их основе файл, с помощью которого Нефертити можно распечатать на любом 3D-принтере.

«Похититель» бюста также рассказал, что произведение искусства было выбрано не случайно. Дело в том, что скульптура — предмет споров между Германией и Египтом, которые продолжаются почти сто лет.

Артефакт обнаружили в 1912 году немецкие археологи под руководством египтолога Людвига Борхардта. Год спустя прошло распределение находок между экспедицией и египетской Службой древностей, которой руководили французы, и после переговоров и нескольких счастливых случайностей, Нефертити осталась в распоряжении Германии.

Людвиг Борхардт (третий слева) и его экспедиция
Людвиг Борхардт (третий слева) и его экспедиция

Египетские власти требовали возвращения скульптуры несколько раз, впервые — после того, как тот оказался на экспозиции Нового музея в 1924 году. Однако каждый раз им отвечали отказом.

Целью Неллеса и аль-Бадри же было не возвращение ценности «на родину», хотя они и устроили выставку собственной копии в Каире. Они хотели показать, что подобные предметы истории — достояние человечества, а не какого-то конкретного государства.

Ну а Kinect, по признанию Неллеса, они использовали для того, чтобы «преподнести публике историю, которая лучше всего передавала бы их намерения».

4.4K4.4K открытий
8 комментариев

Фотосъемка в музее не запрещена. Не разрешают снимать конкретно в зале с бюстом Нефертити.

Ответить

Да, вы правы, поправил в тексте. Спасибо!

Ответить

Вот это нормальные активисты, а не всякие там

Ответить

Кинектом они снимали, ага

Ответить

Юзал "профессиональный" сканер, который втюхивают в магазины за сотни тысяч рублей. У него качество примерно как от кинекта(отстойное), разве что еще текстуру сразу накладывает.

Ответить

Наверное в зебраше или 3дкоате быстро смоделили по фотографиям ....

Ответить