Игра в бисер: что делает «Форму воды» новаторским кино

Фильм дель Торо отказывается от патетичных речей, показывает сюжет через детали, объединяет искусства – и входит в историю

Сцена не случайно напоминает «Ла Ла-Лэнд» – триумфатор Оскара-2017 тоже относится ко всеобъемлющему искусству будущего
2K2K открытий

Комментарий недоступен

Ответить

С предшественником ошибся, хотел написать про одно из главных представителей. Спасибо, что заметили, но исправить, к сожалению, уже не могу. Что до связи с Гессе, то она раскрывается в третьей части текста: как и игра в бисер, Форма воды синтезирует традиционные искусства, чтобы получить новый результат. Так что можно смело провести параллель. Остальные "красивые слова" я тоже старался использовать к месту, да и добавил их не так много

Ответить

Про Эко тоже резануло глаз, но списал на возникающие иногда расхождения в периодизации творчества - подумал, может что-то раннее у него кто-нибудь считает протопостмодерном.

Но вообще приятно, что тут иногда пишут люди, знакомые с такими авторами, и встречавшие корень "лого" не только в слове "логопед" (и не считающие его при этом однокоренным с "логарифмом"). Ну и аудитория, для которой фамилия того же Эко - не пустой звук, тоже важна. Иначе игра в бисер рисковала бы превратиться в его метание.

Ответить

Фильм красиво снят, но ничего и близко выдающегося в нём нет.

Ответить

В тексте я как раз написал, почему это выдающееся кино, а не эксплуатационное. При этом выделил только основное, о подробностях рассказывал сам Гильермо дель Торо. Так что в долгосрочной перспективе Форма более важна для кинематографа, чем многие её соперники
http://www.indiewire.com/2017/11/shape-of-water-guillermo-del-toro-production-costume-creature-design-interview-1201902026/

Ответить

Очень круто! Форма воды сперва показалась банальной, но после вашего разбора изменил мнение в лучшую сторону. Спасибо за монументальный труд!

Ответить

Вам спасибо. Мне больше Призрачная нить пришлась по душе, но Форма воды изумительно тонко сделана, триумф на Оскаре она заслужила

Ответить

Когда тебе навязывают чужие мысли в разборе и ты начинаешь в них верить, будто сам до этого дошел, это плохой знак. Не стоит оценивать фильмы на чужом мнении, пусть и с "детальным обзором".

Ответить

Интересный разбор. Кстати, мне одному показалось, что главные герои специально сделаны, скажем, недолюдьми, чтобы монстр на их фоне не выглядел чужеродно: инвалид, гей, черная, моральный урод и коммунист?

Ответить

Я так понимаю, вы начали перечислять от лучшего к худшему? :D

Ответить

Тебе не показалось, специально так и сделано. "Выдающееся кино", в котором злодей цисгендер,а ВСЕ остальные нет. Очень конечно не эксплуатационное, ага.

Ответить

в повествовании современных картин умело применяется песенная драматургия или блистают словесные пикировки, а изображение молчит

И это правда. Фильмы разучились доносить идею сквозь образы, они упорно затмеваются излишней болтовнёй, чтобы донести смысл до максимального количества теперь даже не зрителей, - потребителей скорее. Причем визуальный ряд может быть насыщен и достаточен, но поверх него обязательно расстелят объяснение для самых маленьких. Что самое обидное - такой подход работает.
Но какое же удовольствие можно получить, глядя на изображение, приправленное чутким звуком. Новый Blade Runner стал именно таким - несмотря на проседающий сюжет, несравнимое эстетическое удовольствие я от него получил. К сожалению, непривычный продукт спросом не пользуется, ни в какое сравнение с processed food от Марвел, например.
А вот Форма Воды мне показалась отличной сразу на многих уровнях. Она не столь эстетически богата как тот же Blade Runner, персонажи в ней не проработаны на уровне Трех Билбордов, но она хороша во всём, что делает, когда остальные отстают в отдельных составляющих. Но главный плюс для меня - миру стало не хватать сказок для взрослых, наивных и добрых, которые помогут любить наш мир чуточку больше. Форма Воды пришла как раз вовремя.

Ответить

К сожалению, высосаные из пальца попытки оправдать достаточно банальный и простой по содержанию фильм. Как учительница литературы, которая верит в значимость синих штор, хотя это просто синие шторы.
Фильм невероятно красивый и с эстетически полный. Но описанной выше, раздутой донельзя, смысловой нагрузки в себе не несёт.

Ответить

"Поэтому утверждать о бесполезности Оскара и других премий преждевременно – пусть и с переменным успехом, но они всё же находят передовое кино и помогают ему обрести зрителя."
Оскар нам не помог, а помогли хвалебные рецензии и крики на всех кинопремиях о том, что должен. Идут на поводу, да, но точно не пытаются нам выдать что-то.

"Намеренно отказавшись от речи, дель Торо заменил её родным языком кино – языком действий."
В этом то и проблема, что действий тут ровно на две сцены. Неплохое начало, дико затягивается в середине и буксует в конце. И в итоге, из некоторых оригинальных идей выезжает к морю одна из самых банальных кинолент.

"К слову об играх – Хидео Кодзима включил «Форму воды» в пятёрку лучших фильмов прошлого года вряд ли потому, что дружит с Гильермо дель Торо. "
Очень сомневаюсь что вряд ли.

Вообще с этой рецензии, если ее так назвать, немного в шоке. Воды в ней столько, что хватит для выживания любого ихтиандра. Вполне посредственный фильм, с очень простым визуалом и еще более простым сюжетом, плоскими или даже нейтральными героями, представлять в каком-то гениальном свете. Незачем его сравнить с классиками, жившими в начале 20 века, они тут точно никакого отношения не имеют. Эко вообще не при делах, его литература абсолютно другая и, не смотря на мою нелюбовь к нему, на порядок выше.
На деле мы имеем один из самых противоречивых фильмов, которое хочет казаться умным и интересным, но таковым не является. Как современный художник, который пытается казаться "классиком", но в душе то понимает что он человек своей эпохи.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

В фильме очень много деталей, которые складываются в единое полотно. Лучшего всего ему подходит слово "завершённый". Самое завершённое кино, какое я видел за долгое время.

Ответить

К О Д З И М А Г Е Н И Й
Е
Н
И
Й

Ответить

Хороший разбор, и фильм мне понравился. Нет планов сделать нечто похожее по формату на нового бегущего по лезвию? Этот визуальный язык я не понимаю, в отличии от той же формы воды, где мелкие детали и действия персонажей, как раз-таки погрузили меня в фильм, более чем полностью.

Ответить

Сори за бессовестный селф-промоушн, но я в прошлом году тут статью написал ровно про это https://dtf.ru/12216-begushchiy-po-oskolkam-zerkal . Может, найдёте для себя что-нибудь любопытное.

Ответить

Нет планов сделать нечто похожее по формату на нового бегущего по лезвию?Возможно, будет интересно:
 
Бегущий по Лезвию 2049: Верное понимание сиквела (Предисловие к разбору):
https://www.youtube.com/watch?v=P8XhshTcbB8
 
Бегущий по Лезвию 2049: Искусство масштаба и глубины:
https://www.youtube.com/watch?v=S34y1-CNBhE

Ответить

Про нить подобных материалов не планируется?

Ответить

Пока нет, следующие два разбора хочу посвятить аниме (достойному!)

Ответить

Какой хороший текст! Странно, что он тут :)

Ответить

Спасибо! Почему же странно?

Ответить

Во многом совпадает с моими ощущениями - и насчёт игры с архетипами, и насчёт ностальгии по немому кино. Собственно, я их вот здесь изложил https://dtf.ru/15221-formy-vody если вдруг интересно.

Правда, трактовка Монстра у меня другая.

Ответить

Хороший текст, особенно точно подмечена аналогия с Русалочкой, я не заметил. Но фрейдистские толкования я бы уже отнёс к чрезмерной интерпретации

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Спасибо! Да, сделать героиню немой - это простое и в то же время изящное решение, которое стимулирует раскрыть персонажа куда нагляднее, чем парой строк в диалоге. Про смерть и воскрешение у дель Торо писать не решусь, не все его картины видел

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Продюсерский продукт, который спекулирует на зрительских эмоциях/востребованных трендах, и не имеет при этом художественной ценности. Харви Вайнштейн продвигал такие фильмы: Влюблённый Шекспир, Английский пациент, Король говорит!, etc.

Ответить

Я хотел расписать огромное полотнище на тему правил третей, перспектив и цветовой гаммы, но мне сначала было лень, а потом утонул в работе. Поэтому маленькая заметка прямо сюда:

Обратите внимание в картине на то, что на первый план выходят холодные цвета и оттенки зеленого. И в полную реверсию уходит теплый свет, который появляется в ленте лишь в определенные моменты, когда нужно сыграть на контрасте.
Когда я смотрел в зале, определять эти цветовые гаммы и проводить параллель с происходящим было просто огразмично.

Ответить

Про цвет и планировку декораций здесь отлично написано. Работа и вправду была проделана огромная и на атмосферу фильма влияет сильно
http://www.indiewire.com/2017/11/shape-of-water-guillermo-del-toro-production-costume-creature-design-interview-1201902026/

Ответить

не буду спорить с автором по Форме воды, хотя, не согласна, например, что кино стало литературоцентричным. Масса фильмов, где почти нет слов, но смотришь завороженно. Сейчас просто не могу перечислить, надо пролистать сотни просмотренных фильмов. Сразу вспомнила Мебиус (2013) Ким Ки Дука, где вообще не сказано ни одного слова, но как? как!.... Зачем выдумывать монстров и совокупление с ним немой дамы?
Ну, дело вкуса. Ни один номинант не понравился, я посмотрела большинство. Но что такое Оскар, - как просто устарелое шоу, вкусовщина (так же как и Грэмми). Миллиарды зрителей видят другие фильмы.
Кстати, соглашусь с Кодзимой, - не пропустите Маму Розу, филиппинский фильм.

Ответить

Я имел в виду логоцентричность массового кино в первую очередь, в артхаусе может быть сколько угодно картин без текста, но тенденции задают не они, а лауреаты и номинанты Оскара, Канн, Венеции и Берлина. Поэтому устарелыми шоу их всё же не назвал бы

Мёбиуса не смотрел, но насколько я люблю корейское кино, настолько же претенциозным и бесталанным мне кажется Ким Ки Дук, простите за резкость эпитетов. Наиболее искусными в корейском кинематографе мне кажутся работы Пон Чжун Хо

Маму Розу постараюсь посмотреть, спасибо

Ответить

Не знаю как остальные, но все время просмотра не покидала мысль что смотрю современный ремейк(или как там правильно) фильма "Ихтиандр" по роману Беляева. Мне интересно только я помню Изтиандра? А авторы Формы воды читали, смотрели Изтиандра?

Ответить

Гильермо дель Торо говорит, что не смотрел (я, к своему стыду, тоже)
https://meduza.io/feature/2018/01/15/ya-meksikanets-mne-mozhno

Ответить

У меня от фильма вообще психологическая травма. Зачем я увидел мохнатый лобок мамы медвежонка Паддингтона? =\

Ответить