Истоки стереотипов: о зарождении всеми знакомых образов из кино и игр

Какими часто предстают учёные, археологи и художники в кино и играх.

Создание запоминающегося персонажа — сложная работа для каждого творца. Описать характер, озвучить мысли, показать действия — здесь воображению нет границ. Но что насчёт визуальной составляющей? Когда рынок переполнен всевозможными типами и образами, трудно с нуля создать героя, который запал бы в душу. Ведь зритель или игрок в первую очередь смотрит на внешность и только потом углубляется в историю.

Но чтобы не страдать над каждой деталью одежды, творцы призывают на помощь всеми любимые стереотипы. Как говорил Джордж Лукас: «Штампы работают, потому что это штампы».

У каждой нации свои стереотипы, без которых мы не можем представить жителя другой страны. Дело касается и профессий. Самый простой пример для нас — брутальный русский военный, что сверлит мир суровым взглядом.

Иногда хочется, чтобы русские и в русских фильмах предстали такими же брутальными
Иногда хочется, чтобы русские и в русских фильмах предстали такими же брутальными

Но русский солдат — это обобщённый образ советского служащего, перемешанного с суждениями о культуре России. Он нам пока не интересен.

В данном случае мы рассмотрим истоки и происхождение тех типажей, что имеют реальные (или выдуманные) прототипы. Хотя они не в точности соответствуют нынешним представлениям о них, долгое время мир не мог избавиться от мысли, что где-то это мы уже видели.

Безумные учёные

Самый часто встречающийся тип учёных — сумасшедший доктор, что не знает границ своего грандиозного ума. Растрёпанные седые волосы, безумный взгляд, белый испачканный халат — никто до сих пор не смог придумать альтернативу самому худшему стереотипу. А ведь сколько героев подходят под такое описание.

Трудно сосчитать все игры и фильмы, в которых присутствует данный типаж.

Как говорится, за каждым великим учёным стоит великая женщина, и в нашем случае — скромная Мэри Шелли. Для большинства людей это имя мало что говорит, но стоит упомянуть чудовище Франкенштейна, и в голове моментально вырисовываются с детства знакомые герои. И всё это — заслуга восемнадцатилетней девушки, что на спор написала для друзей роман, сыгравший важную роль в формировании жанра научной фантастики. Именно в её «Франкенштейне, или Современном Прометее» 1816 года появилось первое описание сумасшедшего учёного.

Мэри Шелли
Мэри Шелли

Виктор Франкенштейн — студент, что проводит опыты над живой материей и ведёт об этом дневник. Для него не существует совести или морали — наука на первом месте. Сшивая вместе человеческие ткани и органы, он создаёт голема, что оживает после прохождения тока по его собранному телу. Осознав всю мощь и ужас своего детища, Виктор сбегает, явив миру настоящий кошмар и каноничный образ безумного учёного.

О триумфе книги говорить не будем, а сразу перенесёмся на столетие вперёд, в 1931 год, когда вышла очередная экранизация с гениальным Борисом Карлоффом.

«Франкенштейн» вызвал настоящий фурор, став кассовым хитом. Но пока весь мир поёт дифирамбы чудовищу Карлоффа, обратим внимание на Колина Клайва, сыгравшего доктора Франкенштейна. Именно его внешний вид и характер положили начало использованию образа в различных фильмах и играх.

Колин Клайв и его знаменитая фраза «It's Alive!»

Белый халат, дёрганые движения и зловещие запоминающиеся фразы. Клайв настолько вжился в роль, что стало невозможным видеть его в других образах. Клайвовский учёный вдохновил других авторов, в результате чего свет увидело ещё множество похожих персонажей. Первым из них стал Доктор ХХХ — один из каноничных персонажей Уолта Диснея и Арта Бэббита.

«Безумный доктор», 1933 год
«Безумный доктор», 1933 год

Судьба Колина Клайва сложилась не столь хорошо — он страдал от алкоголизма, часто мешал съёмкам и являлся пьяным на публике. Он ещё раз сыграл роль учёного в сиквеле «Невеста Франкенштейна», но так и смог пробиться через славу и величие его партнёра Бориса Карлоффа. Клайв умер в возрасте 37 лет от туберкулёза, вызванного небрежным отношением к здоровью. Печально, что заслугу Колина Клайва особо никто не признаёт. Если чудовище Франкенштейна одно, то безумных учёных сотни, и все они неповторимы.

Но Виктор Франкенштейн — выдуманный персонаж. Хотя его экранное воплощение мало соответствует книжному, реальными прототипами безумных учёных можно считать двух великих физиков: Альберта Эйнштейна и Огюста Пиккара. Именно их внешний вид лег в основу образа.

Если Эйнштейн знаком каждому почти что с пелёнок, то Огюст Пиккар сейчас не столь широко известен, хотя именно его можно считать действительно безумным учёным.

Пиккар знаменит тем, что создал батискаф и стратостат, став практически первым человеком, обуздавшим и высоты, и глубины. В своё время он изучал уран, интересовался космическими лучами, много путешествовал, погружался в Марианскую впадину. А его брат-близнец Жан Пиккар — известный химик, создавший пластиковые шары. Воистину великая семейка!

Братьями Пиккар восхищался Джин Родденберри, отец «Звёздного пути». Пиккары первыми поднялись на стратосферу, первыми погрузились на большую глубину, что стало основной идеей всей франшизы — смело идти туда, куда не ступала нога человека. В дань уважения близнецам Родденберри нарёк их именем лучшего капитана «Энтерпрайза» — Жан-Люка Пикара.

Эйнштейн и Пиккар были сами тиражируемыми учёными своего времени. Их фотографии часто мелькали в газетах и журналах, а их неброский и неряшливый вид с растрёпанными волосами часто становился основой для шуток о типичных учёных. Постепенно их внешность смешалась с характером Виктора Франкенштейна, явив миру бессмертный архетип — безумного учёного.

Бравые археологи

Грязная рубашка, потрёпанная шляпа-федора, хлыст и револьвер — кто в детстве не мечтал с факелом в руках погружаться в затерянные руины? Именно такими мы часто видим археологов, бесстрашных исследователей, что борются за сохранение исторических артефактов.

Фильмов и игр про них — не сосчитать.

И весь этот образ обязан своим появлением одному герою, чьё имя пробуждает дух приключений и заставляет слышать в голове бессмертную музыку Джона Уильямса. Имя ему — Индиана Джонс.

Индиана Джонс в исполнении Харрисона Форда
Индиана Джонс в исполнении Харрисона Форда

После 1981 года, когда вышел фильм «В поисках утраченного ковчега», мир захлестнула новая волна историй о мрачных руинах и волшебных артефактах. Десятки фильмов, сериалов и игр были обязаны отдать дань уважения доктору исторических наук, борющемуся с нацистами. Или же просто пытаться походить на него.

Одной из первых жертв, попытавшейся обуздать волну авантюры и поисков затерянных сокровищ, стал культовый персонаж Аллан Квотермейн. Литературный герой Генри Хаггарда имеет мало общего с Индианой. Квотермейн — немногословный охотник, выросший в Африке. Жизнь настолько его потрепала, что в каждой мелочи он видит опасность и угрозу.

Его приключения начались поздно — в книгах ему пятьдесят-шестьдесят лет. Но благодаря Ричарду Чемберлену, исполнителю роли в фильме «Копи царя Соломона», мрачный охотник превратился в вечно улыбающегося сердцееда. Не удивительно, что за это и за попытку скопировать Индиану Джонса актёра номинировали на «Золотую малину» в 1985 году.

Аллан Квотермейн в исполнении Ричарда Чемберлена
Аллан Квотермейн в исполнении Ричарда Чемберлена

Иронично, что Квотермейн частично вдохновил создателей Индианы Джонса, но при этом на экранах сам попытался походить на него. Могущество образа Инди было настолько велико, что сумело уничтожить и исказить образ другого культового искателя приключений.

Более каноничный образ старого охотника сохранился в комиксах Аллана Мура «Лига выдающихся джентльменов»
Более каноничный образ старого охотника сохранился в комиксах Аллана Мура «Лига выдающихся джентльменов»

Но вдруг кто-то скажет, что Джонс, наш любимый археолог — всего лишь устоявшийся стереотип? Ничего не поделаешь, сами создатели героя, Джордж Лукас и Стивен Спилберг, признавались, что Индиана — собирательный образ героев приключенческих фильмов 30-х и 40-х годов.

Но это был всего лишь уклончивый ответ. Знатоки и заядлые киноманы сразу узнали в Индиане Джонсе своего старого друга Чарльза Хестона, а именно — его персонажа Гарри Стила из картины «Тайна инков» 1954 года.

Замените лицо Чарльза Хестона на Харрисона Форда, и вы не заметите разницы
Замените лицо Чарльза Хестона на Харрисона Форда, и вы не заметите разницы

На таком внешнем виде археолога настаивала художник по костюмам Дебора Надулман. Пробковый шлем, бывший отличительной чертой археологов и исследователей тридцатых годов, не слишком подходил для ловеласа и любителя уворачиваться от валунов. Хоть Индиана Джонс и был доктором наук, в первую очередь он олицетворение храбреца, готового на всё ради сохранения музейных экспонатов. И именно Гарри Стил вдохновил создателей «В поисках утраченного ковчега» почти полностью скопировать его брутальный внешний вид.

Мы пересматривали фильм несколько раз, и я всегда считала обидным, что киноделы так и не вдохновились создать на его основе сериал.

Дебора Надулман, художник по костюмам

У Гарри Стила было всё, за что мы запомнили старину Джонса — федора, кожанка, сумка через плечо и даже револьвер. Характер у него тоже немного раздражительный и сварливый. Но есть одно большое отличие — Стил не был археологом, он всего лишь экскурсовод в Мачу Пикчу.

Когда фильм «В поисках утраченного ковчега» добился успеха, множество археологов решили урвать немного славы, сообщив, что они и есть тот самый Индиана Джонс. Самым интересным из них оказался археолог Вендил Джонс, специалист по Библии.

Вендил Джонс и его любимая шляпа
Вендил Джонс и его любимая шляпа

Совпадения просто невероятные. Во-первых, фамилия. Даже его имя «Вендил» созвучно с «Инди». Во-вторых, Вендил Джонс специализировался на поисках того самого утраченного ковчега. В-третьих, его узнаваемым атрибутом была федора. Но несмотря на весь ажиотаж вокруг его персоны, сам Вендил Джонс отрицал какую-либо связь с Индианой. Да и Спилберг признался сразу, что Инди — всего лишь кличка собаки Лукаса, а Джонс — вторая по распространенности фамилия после Смита. Да, в изначальных набросках сценария нашего доктора звали Индиана Смит.

Реальными же прототипами Индианы можно считать множество других археологов и исследователей, что посвятили свою жизнь раскрытию тайн истории. Среди них особо можно выделить Хайрама Бингема III, Перси Форсетта, Карла Эйкли, Фредерика Бёрнхэма, Уолтера Файрсервиса, Фредерика Митчелл-Хеджеса. Кстати, именно мемуары последнего легли в основу четвёртого фильма серии — «Королевство хрустального черепа».

Харизматичный Индиана Джонс навсегда останется для нас тем самым археологом, с которого копируют образ самоотверженного борца за артефакты, грубоватого, но всегда доброго и юморного искателя приключений. Приятно осознавать, что этот архетип создавался десятилетиями, вбирая в себя всё лучшее от исследователей и увековечивая романтичные кинообразы пятидесятых. И в итоге мы с детским нетерпением ждём очередные приключения бессмертных бравых археологов.

Стильные художники

Так получилось, что художников в кино часто показывают в негативном ключе. Обычно они — самовлюбленные и мало кем понятые персонажи. Само собой, это оммаж или пародия на самого известного художника современности — Энди Уорхола. Наверно, Голливуд всё ещё в обиде за его фильм, где в течение шести часов зрителю показывают спящего любовника Уорхола.

Но есть один устоявшийся стереотип, который мы часто видим в мультфильмах. Закрученные усы, короткая бородка и берет — этих трёх атрибутов достаточно, чтобы изобразить художника.

Стоит отметить, что и сами художники часто поддерживали этот образ.

Наличие берета у художника объясняется по-разному. Самый распространенный вариант: краски не попадают в волосы. Это спорно, ведь тогда зачем художники опускают бороду?

Ещё один вариант — береты весьма удобны, в них не жарко в помещении, они защищают от солнца и дождя, не требуют особого ухода. Художники часто были бедны, а береты весьма дёшевы и практичны.

Но, несмотря на все плюсы, именно благодаря одному человеку береты стали неотъемлемой частью образа художника. Виной всему Рембрандт.

Величайший голландец XVII века, мастер игры света и тени, учитель Карела Фабрициуса и Готфрида Неллера. Его картины украшают коридоры крупнейших музеев мира, по мотивам его полотен ставят эксцентричные спектакли. Однако всенародную славу он обрёл поздно, почти через двести лет после смерти.

Среди его бесподобных картин нам в первую очередь интересны автопортреты. Рембрандт просто не мог не нарисовать себя в берете.

Эта особое отличие автопортретов и создало типаж художника, вечно носящего берет. Пройдёт немало лет, и на образ повлияет другой великий художник — Сальвадор Дали. Благодаря его знаменитым усам стереотип принял свою современную форму, дополнив образ художника ещё одним незаменимым атрибутом.

Обаятельный Дали так и просится перенестись в мультфильмы и остаться там навеки.

Ему осталось лишь надеть берет, чтобы навсегда увековечить архетип стильного художника и запомниться как самый экстравагантный и харизматичный сюрреалист в истории.

Неповторимый Сальвадор Дали
Неповторимый Сальвадор Дали

Надеюсь, вам понравилась вот такая краткая история возникновения стереотипов. Каждый из них создавался, изменялся и дополнялся, но все они имели отправную точку — своих прототипов. В мире ещё много профессий, образы которых в кино и играх имеют неизменные архетипы. Буду рад рассказать о них в следующих постах, если захотите :)

10K10K открытий
11 репост
44 комментария

Просто хочу сказать Команде сайта DTF: ребята - вы лучшие:) Среди кликбейтных названий, мусорных лецплеев и прочего шлака, ваш сайт как островок уникальных и полезных статей для тех кому интересна культура видеоигр!

Ответить

А при чем тут DTF? Обычный человек сделал хорошую статью

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Хотите брутального русского в русских фильмах? Кое-кто считает, что может это сделать. Уот так уот!

Ответить
Ответить

Ох... Как у человека, который провел некоторое время в реальных археологических раскопках, у меня всегда смешанные чувства об образе археологии в художественных произведениях. Скажем, Нэйтан Дрейк меня раздражает, но у меня толком нет к нему вопросов, потому что он 100% черный археолог. А вот Индиану Джонса я вообще не понимаю. Но однажды я поиграл в Скайфордж, где вторая локация - это остров с руинами древнего храма или что-то вроде, и вот где настоящий треш.
Ситуация - остров захватили бандиты и проводят там свои раскопки. Нас послали, чтобы выбить бандитов, попутно можно собрать таблички с текстом, который никто не может прочесть. Почему нам разрешили их собрать? Потому что для археологов они бесполезны. ТАБЛИЧКИ С ТЕКСТОМ. А собирают археологи тут блестяшки, которые можно переработать на что-то функциональное.
И я такой стою. Так... На острове есть организованная военная группа, входящие в нее люди точно знают, что они ищут, и это не блестяшки. С другой стороны, есть вторая группа, у которой очень мало людей, и которые понятия не имеют где они и что они делают, но ищут блестяшки... А я точно на правильной стороне острова высадился?
В общем, проблема в том, что археологов подстраивают под вкусы обывателей, а обыватель не понимает, как обычный камень с высеченными на нем узорами и черепки от глиняной посуды могут оказаться во много раз более ценной находкой, чем золотая статуя.

Ответить

> Почему нам разрешили их собрать? Потому что для археологов они бесполезны

Хах) Для археологов как раз бесполезным становится то, что собрано кое как, без привязки к слоям, без замеров с раскопа и всё такое прочее. Вынул своими выгребущими руками находку из земли и всё, это становится бесполезным для науки, просто древняя вещь. Не все можно типировать просто по виду. В общем, понимаю вашу боль, у самой чёрные копатели вызывают возгорание, особенно те, что накопают что-то, а потом жалуются, что ни один музей это не принимает и наука никому не интересно, пришлось выкинуть. Суки.

Ответить