Проблемы «Войны Бесконечности». Часть 2. Танос

Танос, инвалиды, старые мемасики, минуса и конечно же спойлеры.

Проблемы «Войны Бесконечности». Часть 2. Танос

Это второй пост о проблемах «Войны Бесконечности», на которые я, даже будучи фанатом, не могу закрыть глаза. Первая часть была о проблеме отображение смерти в комиксных и около-комиксных медиа и почему новый фильм Marvel Studios снова её поднимает.

В этот раз погорим о проблемах вокруг центрального персонажа фильма — Таноса.

Проблемы «Войны Бесконечности». Часть 2. Танос

Мотивы Таноса. Они просто глупые.

Танос собирает Камни Бесконечности, чтобы с их помощью сократить население вдвое. По его мнению, это должно решить проблему перенаселение и нехватки ресурсов.

Но ведь в природе уже существуют механизмы саморегуляции. Например, модель демографического перехода, которая показывает, что со снижением смертности снижается и рождаемость.

Мальтузианство, которое исповедует Танос, это теория 18 века и она уже давно считается неверной. Например, о неактуальности этой теории в современном мире указывает политолог Екатерина Шульман.

Каменный век закончился не потому, что камни кончились…

один из чужих коллег в одной из арабских стран, бывший министр нефти

Так же про ошибочность взглядов Таноса написал журналист Forbes Джей-Ви Чамари.

Как верно заметил один из читателей DTF, ни в одном фильме до этого нам до этого вообще ни разу не показывали, что где-то есть нехватка ресурсов. Наоборот, мы видели разные цивилизации в относительном благоденствии.

Кроме того, метод Таноса не учитывает виды, которые уже находятся на стадии вымирания. Им сокращение популяции точно не принесёт пользы.

Да, даже если бы взгляды Таноса были верными, то это только бы отсрочивало проблему, а не решало её. Потому что популяция Вселенной рано или поздно восстановилась бы и массовую чистку пришлось бы устраивать заново.

Почему бы просто не создать ресурсы?

Судя по статье в TJournal, этот вопрос задал себе не только я, но и другие зрители. Я рад этому факту.

Проблемы «Войны Бесконечности». Часть 2. Танос

Если персонаж весь фильм жалуется, что во Вселенной не хватает ресурсов, то получив возможность менять реальность по своему желанию, логично предположить, что он создаст дополнительные ресурсы, а не уничтожит половину населения.

Если главный злодей «Кинематографической вселенной Marvel» не может додуматься до такой простой мысли, то может Marvel стоит снова больше сотрудничать с Джонатаном Хикманом? Просто у него до этого додумывались даже второстепенные злодеи:

Рид Ричардс из параллельной Вселенной избавил свой мир от голода. Я, как украинец, выражаю свой респект, а Таносу «Сталину Бесконечности» — нет. <i><b>Fantastic Four #571 </b></i>
Рид Ричардс из параллельной Вселенной избавил свой мир от голода. Я, как украинец, выражаю свой респект, а Таносу «Сталину Бесконечности» — нет. Fantastic Four #571

Лучше всего использование Таносом Камней Бесконечности сможет прокомментировать только Танос из комиксов:

Я пользовался ими как <i><b>молотком</b></i>, когда на самом деле, они — <i><b>скальпель хирурга. </b></i>
Я пользовался ими как молотком, когда на самом деле, они — скальпель хирурга.

А что, если Камни Бесконечности не могут создавать ресурсы?

Но они могут переносить их. С их помощью можно сделать пустыни вновь плодовитыми, а океаны — фиолетовыми, и всё в таком духе.

На самом деле, как-то сюжетно обосновать этот ход действительно можно. [об этом ниже]

Но сценаристы фильма этого не сделали.

В итоге, Танос даже не пытается использовать перчатку по другому.

Поэтому я совсем не понимаю людей, которые после этого говорят, что Танос вышел «не плоским» и «не злым, потому что он злой».

Как раз таки наоборот: Танос делает зло, потому что сценаристу нужен злодей. Для сравнения, даже пресный Кецилий из «Доктора Стренджа» делал зло, чтобы победить смерть. Хоть он был и не прав, но само желание победить смерть, более понятное и очевидное, чем желание устроить геноцид.

Почему «Война Бесконечности» это не фильм о Таносе

В прошлом посте, я жаловался, что мне сложно воспринимать новых «Мстителей» как полноценный фильм, потому что линия самих Мстителей (и Стражей Галактики) обрывается по середине. Если воспринимать «Войну Бесконечности» как историю о Таносе, проблема будет такой же, но уже с другой стороны — нам не дают начало истории персонажа.

Спустя 6 лет с появление Таноса в первых «Мстителях» мы по-прежнему знаем о нём довольно мало. Просто потому, что Marvel решило запихать предысторию персонажа в отдельную книгу, которая ещё не вышла, но не в фильм.

Проблемы «Войны Бесконечности». Часть 2. Танос

И очень зря. Потому что Marvel лишили меня, как зрителя, опыта сопереживания.

Взгляды Таноса бы так и остались архаичными, но если бы был полноценный сюжетный акт, который бы показывал как они появились, — история стало бы целостной.

Но ведь Танос говорит, что у него раньше была цивилизация, а теперь нет!

Да, но это не сюжетный акт. Бен Кеноби в «Новой Надежде» тоже говорит, что знал отца Люка, но не надо объяснять, что былые приключение Оби-Вана и Энакина это не сюжетный акт фильма, а Кеноби не его центральный персонаж.

То, что на Титане произошла какая-то трагедия нам мало о чем говорит, даже наоборот вызывает больше вопросов:

  • А как это произошло?
  • Действительно ли причина в нехватке ресурсов и перенаселение или это всего лишь следствие какой-то катастрофы?
  • Что если Танос погубил свою цивилизацию? Подобные умения у него есть.
  • А почему рождаемость просто не снижалась, как это происходит сейчас в развитых странах?
  • А была нехватка ресурсов и вся цивилизация вымерла, то как Танос выжил?
  • А как он тогда улетел с планеты? (да, я знаю, что Титан это спутник)
  • А почему другие не улетели?
  • А кто-то ещё мог улететь, то как вообще появилась нехватка ресурсов?

«Война Бесконечности» не чувствуется как полноценный фильм. Скорее как две незаконченные истории слепили в одну:

Проблемы «Войны Бесконечности». Часть 2. Танос

Но ведь эти сюжеты дополняют друг друга и поэтому это полноценный фильм!

Если вы действительно так считаете, то я подготовил картинки, чтобы показать вашу неправоту:

Им следовало бы взять всё лучшее от комиксов

Я не хочу сводить всё к банальному «к̶н̶и̶г̶а комикс лучше», но мотивы Таноса там и вправду более понятны.

В них Смерть дала Таносу задания уничтожить половину жизни во Вселенной. Камни Бесконечности ему нужны, якобы чтобы исполнить это поручение быстрее и эффективнее. Но на самом деле, он хочет стать достойным руки и сердца своей Госпожи. [надо не забыть вставить сюда БДСМ шутку]

Счастливая (нет) семейная пара
Счастливая (нет) семейная пара

В конце своего пути, Танос становится даже могущественнее Смерти. И тут, проявляется весь трагизм всемогущества. Он может заставить её себя полюбить, но эта любовь не будет искренней.

Танос осознает, что всемогущество приносит одиночество. <i><b>The Thanos Quest #2</b></i>
Танос осознает, что всемогущество приносит одиночество. The Thanos Quest #2

Я понимаю, почему эту историю не перенесли на экран:

  • Во-первых, эзотерика Джима Старлина слишком сложна для переноса в YOBA блокбастер.
  • Во-вторых, использовать femme fatale, а уж тем более возводить её в ранг основных аспектов Вселенной, слишком рискованный шаг для Disney. Их и так довольно часто обвиняют в «пропаганде патриархата» или в простом использовании стереотипов. А Marvel Studios уже получили репутационный удар из-за слатшейминга Черной Вдовы от Джереми Реннера. [Кстати, может поэтому его нет в «Войне Бесконечности» 😂 ]

Но тем не менее, в историях Стралина есть важная часть, которую стоило бы перенести в фильм — Танос в них чувствуется как персонаж мифов.

В серии 2005 году Джейсон Ааарон пробовал осовременить образ Безумного Титана, намекая на то, что Смерть всего лишь плод его воображение.

Отец Таноса, человек науки, говорит, что в помещении находиться только он и сын. <i><b>Thanos Rising #5</b></i>
Отец Таноса, человек науки, говорит, что в помещении находиться только он и сын. Thanos Rising #5

Но даже в этой истории достаточно есть определенные элементов мифотворчества:

  • Танос изобретает понятие убийства на Титане.
  • Танос уникален, он не похож на других обитателей Титана, да и вообще на других обитателей Вселенной. Все дети от представителей различных рас похожи на матерей, но не на него.
  • Смерть поручает убить ему всех своих отпрысков

Делаем простой вывод:

Танос естественен, когда он чувствуется как персонаж мифа.

Не даром, даже самая лучшая сцена в «Войне Бесконечности» — это когда Танос жертвует Гаморой, чтобы получить Камень Души.

Если мотив Таноса уничтожить половину население в фильме выглядит глупым, потому его пытались обосновать рациональностью, но при этом он противоречит современной науке, то момент с хранилищем выглядит наоборот иррационально, но от этого не становится хуже.

Нам не объясняют, как хранилище Камня Души вынуждает играть Таноса на своих правилах, хотя в этот момент у него уже есть сила нескольких Камней Бесконечности. И даже Красный Череп в этой цене выглядит как проводник в загробный мир, что только подчеркивает мистичность происходящего.

Сделайте Таноса «вынужденным злом»

Свой первый комикс с Таносом я прочитал так давно, что это было даже не с помощью Интернета, а с помощью школьной библиотеки. Это был пятый выпуск Marvel: The End все того же Старлина.

Несмотря на то, что это было почти завершение истории и я мало, что понимал из этого выпуска, меня подкупил один момент. В нём Танос уже обрел мощь Сердца Вселенной (очередной артефакт Всемогущества) и благодаря нему начал замечать изъяны в ткани мироздания.

Танос обнаруживает астральный рак.
Танос обнаруживает астральный рак.

В конечном итоге, после разных попыток воздействия Танос понимает, что единственный выход — это уничтожить Вселенную и создать заново.

Представьте, если бы что-то подобное произошло в «Войне Бексонечности»:

Танос получает все Камни. Затем белый экран или несколько сцен, как Танос помогает с помощью Камней в разных уголках Вселенной. Но затем, закадровый голос Таноса говорит, что частое воздействие Камней разрушает ткань мироздания и что самый оптимальный выход это вернуться назад во времени и сократить население вдвое.

Да, журналисты Forbes по прежнему бы писали, что у современной науки на это другой взгляд, но все равно этот подход лучше того, что имеем сейчас.

Во-первых, такой концепцией сценаристы бы наложили вето на слишком частое использование Камней. А во-вторых, Танос бы оказался в той же самой точке, но пришел бы он к ней не потому, что он бездумный фанатик своих идей, а с помощью опыта. И зритель бы пришел вместе с ним.

Вообще, историю можно даже повернуть на 180 градусов: пусть Танос весь фильм собирает камни, желая воскресить свою цивилизацию, но в конце не только бы не достиг своей цели, но и был вынужден совершить ещё большое зло. Вышло бы этакое переосмысление мифа про ящик Пандоры и ещё одно подтверждение того, что с большой силой приходит большая ответственность.

Удивительно, но «Гуррен-Лаганн» 10 лет назад обошел грабли, на которые наступила «Война Бесконечности»

Touch the untouchable. Break the unbreakable. Row! Row! Fight the power!
Touch the untouchable. Break the unbreakable. Row! Row! Fight the power!

В второй половине аниме-сериала Tengen Toppa Gurren Lagann основной конфликт очень похожий на таковой конфликт в «Войне Бесконечности».

Проблемы «Войны Бесконечности». Часть 2. Танос

Раса Антиспиральщиков стремится уничтожить спиральные цивилизации (в том числе и человечество), потому что развитие спиральной формы жизни может привести Вселенную к коллапсу.

При этом антагонист чувствуется именно как «необходимое зло», потому что зрителя плавно подводили к этому конфликту. Главный герой в рекордно короткий срок перешел от жизни под землей до покорения небес. А сама «спиральная энергия» щедро вознаграждает тех, кто стремится сломать новые и новые барьеры.

Всё это заставляет зрителя спрашивать: «А на правильной ли стороне герои?» И было бы хорошо, если бы «Война Бексконечности» делала бы то же самое.

Ну и к тому же, битвы в «Гуррен-Лаггане» самые эпичные битвы 😍

5.8K5.8K открытий
79 комментариев

Ну, в общем, таки да. Все эти россказни о том, что Танос самый лучший злодей киновселенной Марвел, они только от того, что остальные злодеи были ещё примитивнее.

Да, у него есть мотивация и благородные побуждения, но он же тупой.

С тоской вспоминаю об Озимандии.

Ответить

Кстати да, что-то мы о нём забыли...

Ответить

Зачем тревожить озимандиаса. Можно взять тех же тёмных эльфов и малекита из тора2. Они хотели уничтожить свет во вселенной, чтобы вернуться домой, во тьму откуда они пришли. Марвеловские иудеи, которых малекит-моисей водил несколько тысяч лет по вселенной, пока тор их не перебил. Грустная история всё-таки.
Или эго из стражей2. Миллионы лет в одиночестве, потом попытка создать себе подобных и в итоге родной сын убил.
На фоне таноса с его перенаселением ( реально безумный титан, сам придумал проблему, сам хочет решить) малекит и эго становятся даже нормальными злодеями

Ответить

Озимандия не то что бы злодей.

Ответить

Лол, ну точно. Все кричат глупых мотивах... Посмотрите на реальный мир. В мире куча мошенников, куча политиков которые делают только хуже, куча религиозных войн и куча всякой глупой фигни. Почему это существует. Автор?

Как только это все прекратиться может тогда и фильмы станут другими?

Ответить

Автор ответил сдержанно, поэтому объясняю я.

Любое нелогичное и тупое говно можно списать на правду жизни. Но мы имеем дело с историей, поэтому и требования соответствующие. Хорошая история - интересная история. Всегда. Особенно если мы говорим о шоу про фонтаны спецэффектов: прятаться за реализм любой скучной идиотии оно просто не может себе позволить. Такая история должна не воспроизводить реальность, а обрабатывать. Делать поправки на наши ожидания, чтобы оставаться интересной. Ведь быть интересной - её главная задача.

Тебе интересно смотреть историю, которая вращается вокруг наглухо отбитого дегенерата с мотивацией уровня опереточного злодея? Вот и мне не интересно. Это промах фильма. У него есть достоинства, которые компенсируют этот промах, но сам промах остаётся на месте и никакой реальностью его не оправдать.

Да, толковая мотивация не сделала бы Таноса реалистичнее. Она бы сделала его интереснее. А с ним и весь фильм.

Ответить

В целом, я тоже сторонник того, чтобы не докапываться до нелогичных персонажей, когда сам живешь в мире населенным нелогичными людьми.
Но тогда нужно было делать полноценную подводку к этим взглядам, а не то, что сейчас. Особенно, если расценивать Таноса как центрального персонажа фильма.

Ответить