«Остров собак»: бесподобный мистер Пёс

Андерсон вернулся, кот побери!

В закладки

В феврале свежая картина Уэса Андерсона стала первым мультфильмом, когда-либо открывшим Берлинале; оттуда он увез серебряного медведика за режиссуру.

Но поклонники и без наград ждали чего-то такого почти 10 лет, с выхода Fantastic Mr. Fox. Тот кукольный мультфильм стал идеальным вместилищем этого странного мира в отдельно взятой голове, а для многих — любимой его работой.

Поскольку никто так и не сподобился создать этот пост, придется мне тезисно описать, что такое «Остров собак» и получилось ли у Андерсона повторить успех.

[Краткое содержание: САМО СОБОЙ, ПОЛУЧИЛОСЬ.]

Внутри

• Это снова очень красиво и с тьмой человекочасов в каждом кадре.

• Это всё тот же уютно сбрендивший «Фокс», но крутнувший колесиком в небо, сменивший масштаб с рода на племя. Меньше аркады ради аркады, больше акций ради (или против) реакций.

• Это не просто красочные обои или дизайнерское решение, но очень японское кино. От «36 видов горы Фудзи» и театра кабуки до местной кулинарии и поэзии — культура не просто вплетена, она служит основой для истории. Где-то декоративно-ироничной (город Мегасаки), где-то сюжетообразующей. Японский сценарист добавился к привычным хипстерам неспроста.

• Это грамотное разделение на персонажей, которых мы понимаем (главным образом собаки), и тех, что честно трещат по-японски (почти все остальные). Главный плюс такого решения — выведение большинства людей в альтернативный поток фабулы, в расфокусировку. И те, что не выведены, в итоге начинают помалу говорить «по-собачьи». Формально это «эстетство как у Тарантино в Inglourious Basterds», но нет. По факту — прекрасно исполнено! — все ключевые моменты переводят в грамотно вписанном контексте: синхронисты, суфлеры, роботы.

• Это великая ода безумным персонажам Андерсона с чисто мультипликационным размахом; достаточно упомянуть, что главный герой появляется впервые в рухнувшем с неба самолетике и с обломком пропеллера в голове.

Снаружи

• Это заявка на Куросаву нашего времени, и не только из-за колорита. Андерсон тоже помалу переходит от философских, но местечковых вопросов к более глобальным. Но главное, чему он учится у мастера — движение в кадре и идеальный монтаж. Для кукольной анимации тут поразительно много эффектов дыма и пара, динамичных кадров, четко подхватывающих друг друга, изящно организованных толп и восточной плавности. Американец окончательно перерос «выстроить для красоты» и теперь выстраивает для смысла — впрочем, всё так же красиво.

• Это «Голодные игры», расслабившие щи, где и свист приятнее, и бунт взрослее, и угнетатели одеты поприличнее. Даже рогатка вместо лука!

• Это «Скала», уплотнившаяся до иридия, где все ключевые лица — Шоны Коннери и немножко Эды Харрисы, а обалдевшие Кейджи пусть сидят в зале.

• Это Fallout, который немного перепутал и жахнул где-то в Фукусиме. Первая половина, набитая «пейзажами» мусорного острова, металлическими гэта (сандалиями), заброшенными заводами, кислотными бочками и общей потрепанностью всего действующего, обрекает на сладкую, тягучую ностальжи и робкие мечтания о подобных модах. Впрочем, всё по-прежнему очень красиво, даже гниющие объедки. И каннибализм!

Везде

• Это, как уже упоминалось, продвижение по пути от семейных историй в маленьких домиках к условно семейным историям на больших площадях. С другой стороны, в отличие от последних двух фильмов Андерсона, за эпиком и столкновением всего и вся не теряется та самая очаровательная простота, покорившая однажды многих. «Будапешт» пережевывал половину своих актеров в минутных театральных, порой натужных сценках. Здесь же известные лица вновь исчезли из кадра, и поэтому их шубы, усы и татуировки не отвлекают, а все камео и экс махины выстреливают.

• Это сногсшибательная метафора подмены понятий — и одновременно их переосмысления: черное и белое могут быть не то что на одной монете, но и сразу на одной ее стороне. Для этого, конечно, сперва надо воспользоваться извечно великим рецептом из русских сказок про Ягу и ее баньку с угощением — а ачивменты? ачивменты потом.

• Это Александр Деспла, который снова переодевается и вытворяет страшное с японскими барабанами тайко. Не только в первой сцене, задающей весь бойкий, резкий, немного сердитый тон повествования, — по всему мультфильму разбросаны живительные инъекции эдакого фолк-индастриала с джазовой поволокой в глазах. Помните? «это очень японское кино» — и все меломаны знают, что японцы способны вытворить с обыкновенной музыкой.

• Это всё еще местами, увы, писал Роман Коппола; да и в политической части — просто очередное высказывание, достойное, но не поворотное. Капля вязкости для разбавления дифирамбов.

• Это, как водится, оммаж пятому и десятому, и не с моим кругозором сюда глубоко лезть. Отмечу только роскошную отсылку к Breaking Bad и стилистику «режима», одновременно отсылающую к рейхам, Такеши Китано и «Гражданину Кейну».

• Наконец, это первый раз, когда Андерсон делает грандиозный бессловесный финал исключительно за счет своей любимой симметрии, чисто визуальными средствами — вместо очередной пляски под очередной хит из 60-х. Лучшее доказательство тому, что после всех этих лет он всё же до сих пор растет.

И это чертовски радостно.

{ "author_name": "Алексей Алексеев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 36, "likes": 72, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 19541, "is_wide": false }
{ "id": 19541, "author_id": 55325, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/19541\/get","add":"\/comments\/19541\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/19541"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

36 комментариев 36 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Виталий Шабалин

4

Даже не знаю что такого написать в комментарии. Да просто согласен со статьей, ходили с друзьями в кино и получили массу положительных эмоций и эстетического удовольствия

Ответить

Zhamilya Khassenova

Виталий
0

В фильме на самом деле большое количество моментов с японским языком?

Ответить

Алексей Алексеев

Zhamilya
1

да. но больше половины тем или иным образом переводят. еще четверть понятна из контекста (особенно если знать про "аригато годзаимас"). оставшаяся четверть заставляет думать, почему эту прекрасную фишку так редко используют.

Ответить

Oleg Saturnine

1

Фильм красивый, интересно снятый, с кучей интересных визуальных решений, но совершенно предсказуемый и не оправдывающий ожиданий в плане сценария.
Единственный момент, в котором была интрига, разрешился совершенно безынтересным способом.
Готов к вашим минусам, но кто-то должен был это сказать.

Ответить

Алексей Алексеев

Oleg
2

вы остального андерсона смотрели? у него и не бывает Твистов, Меняющих Всё. другое дело, что на пути к финалу потрепанные герои претерпевают метаморфозы и укрепляют лучшее в себе. и это интереснее, чем подход какой-нибудь хижины в лесу.

Ответить

Oleg Saturnine

Алексей
0

Смотрел, мне и не нужны были твисты.
С первых же кадров понятны все точки, к которым придет сюжет, кроме интриги со Спотом.
В Будапеште или Полной Луне это совсем не так, твистов нет, но и сюжет не назвать абсолютно предсказуемым.

А тут как будто "Список Шиндлера" смотришь, где изначально понятно, кого повесят, кто спасется и чем все кончится.
Фильм хороший, но я ожидал большего.

Ответить

Алексей Алексеев

Oleg
0

нет, ни с шефом, ни с кнопкой, ни с финалом нельзя было сказать наверняка. и андерсон порой любит зажестить немножко, как с пальцами в будапеште.
не то чтобы "что" здесь было важнее "как", впрочем.

Ответить

teafetish

2

Приятный фильм. Ожидал действительно немного большего (Япония и Андерсон, duh, сколько всего можно придумать, такой-то симбиоз традиционной и поп-культуры, отсылки одновременно к Евангелиону и Одзу/Куросаве), сценарий действительно какой-то скудный и блеклый, с совершенно ненужным и ужасно неловким в этом конкретном фильме, но обязательным для Андерсона, романсом, который даже до конца не доведён, но многие негативные вещи перечеркиваются субтильными, чисто авторскими вещами.

Как то: игрой слов в самом начале (underdog dogs), потрясающим обыгрыванием перевода иноязычной речи синхронистом, перебивающими друг друга диалогами, звучащими оттого невероятно реалистично в кукольном фильме, очень деликатными отсылками к японскому послевоенному кино, сделанными со вкусом.

Ну и конечно же, чихающими собаками. Я рад, что в мире есть еще один человек, у которого так же, как и у меня, слёзы умиления на глаза наворачиваются от чихающих собак, и человек этот -- Уэс Андерсон.

Ответить

Алексей Алексеев

teafetish
0

согласен, что людскую часть не дотянули, но у собак как раз всё по делу. про них и история.
вообще это показатель: хочется ли после произведения что-то для себя открыть/поменять. после книги dog's purpose я не изменил отношения к собакам, не нравятся. а вчера немного всколыхнуло. не говоря уже, да, про тот пласт японской культуры, который пока за печатями, вроде токийской повести.

с перебиваниями и резкими переходами от драки к джентльменству и обратно - это вообще концентрированный андерсон, очень здорово.

Ответить

teafetish

Алексей
1

Да, абсолютно такая же ситуация с собаками: я больше, всё-таки, cat person, но финальное хайку Атари, как и общий посыл фильма, это ух!

Ответить

Виктор Лаврентьев

1

Алексей, спасибо за статью!

Вчера посмотрел сам, проникся фильмом в полной мере, а ваши заметки дополнили впечатление (и улучшили)

Ответить

Алексей Алексеев

Виктор
0

всегда рад!
забыл еще про отзеркаленного хатико написать, тоже интересная отсылка. но тут и так все считали наверняка.

Ответить

Саша Богатырёв

0

Хм, меня единственное что беспокоит это графика, не скажу что она плохая, просто не привычная, скажите в кино быстро к этому привыкаешь?

Ответить

Алексей Алексеев

Саша
1

на скриншотах может что-то резануть, но в динамике тонна удовольствия, даже крупные планы лиц не стесняются делать, настолько всё качественно и плавно.

относительно того же фокса сильно прокачали постановку и гладкие движения. хотя мне и лис нравился.

Ответить

Kirill Ligfip

Саша
0

Это не графика, а ручная анимация

Ответить

Алексей Кондратьев

0

Обожаю "Королевство полной луны" и "Отель Гранд Будапешт", но Фокс не понравился от слова совсем.
Стоит идти на этот?

Ответить

Kirill Ligfip

Алексей
1

Стоит, безоговорочно

Ответить

Алексей Алексеев

Алексей
0

хм. фокс у меня любимый как раз, в отличие от этих, так что сложно сказать.
не понравилась кукольная анимация с ее шерстинками и 12 кадрами в секунду? или трикстерский взгляд на привычные темы семьи и любимого дела? или "слишком детский"? (ну это вряд ли)
анимация здесь плавнее и картинка лучше, темы более глобальные, из-за этого чуть менее эмоциональные. экшена больше, но он, по-моему, не такой странный, как аркада на ферме, а покруче. плюс японский колорит, минус кантри и спелая осенняя палитра. в общем, опишите лучше, чего ждете и что не нравилось.

Ответить

Алексей Кондратьев

Алексей
0

Эээ...а я не могу ответить на этот вопрос... Просто помню, что кое-как заставил себя досмотреть его до конца и сейчас даже сюжет уже не могу вспомнить. Мб не под настроение попал. Пожалуй, схожу на остров и, если зайдет, дам второй шанс лису.

Ответить

Алексей Алексеев

Алексей
0

отличный план. они того стоят.

Ответить

Алексей Алексеев

0

P. S. Там после двоеточия должен был оказаться превосходный, умный, тонкий, идеальный заголовок, но метро его напрочь вытрясло из меня. Можете поупражняться в комментариях, авось вспомню.

Ответить

Дима Вешкин

0

Единственная претензия к фильму - это отсутствие среди героев собак породы шиба-ину (сиба-ину, если угодно). Все-таки это одна из самых популярных пород в Японии и по совместительву моя любимая порода. Но это так, чисто мой заскок.

Ответить

Алексей Алексеев

Дима
0

через три месяца парни с ютуба найдут в камео.

Ответить

Дима Вешкин

Алексей
0

Они там в паре рисунков были, но разве это сравнимо с целым персонажем?

Ответить

Алексей Алексеев

Дима
0

слишком мелкие няшечки для пятерых альф.
в толпу в финале я тоже не вглядывался так уж.

Ответить

Дима Вешкин

Алексей
0

Для мопсихи место нашлось и для шибочки нашли бы, было бы желание. Это просто кинематографияечкий заговор против шиберов!

Ответить

Алексей Алексеев

Дима
0

колли с вест-хайлендами тоже нет, не то чтобы заговор (ну, или очень масштабный).

Ответить

mitya1234

Алексей
0

ИРЛ шибы, особенно кобели, ведут себя агрессивно, особенно с другими собаками. Альфуют, так сказать.

Ответить

mitya1234

Дима
0

Они там вроде как появляются, но на рисунках. Ну и мне как владельцу собаки такой породы было немного обидно не видеть такую породу среди героев.

Ответить

Дима Вешкин

mitya1234
0

Да, на паре рисунков я их заметил, но мне этого было как-то недостаточно.
Как оно иметь такую собаку? Трудный характер?

Ответить

mitya1234

Дима
0

Характер как у кошки. Но при этом это собака.

Ответить

Дима Вешкин

mitya1234
0

Как я себе и представлял. Заведу себе однажды такого же друга.

Ответить

Anton Isakov

0

Я пошёл на первый сеанс в день премьеры. Люблю смотреть фильмы при минимальном количестве людей. Можно громко смеяться или комментировать.
Рядом парочка сидела в объятиях, убрав подлокотник у кресла.
У нас всех идеальный просмотр вышел.
Фильм отличный. Люблю японскую культуру, а её здесь привезли самосвал.

Ответить

Иван

0

Почему ни одной Акиты не было?))

Ответить

Ник Лежневич

0

Печеньюшка

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]