Игры для простых людей

Недавним анонсом C&C Rivals были разочарованы многие игроки и игровые СМИ. «Серия мертва!», «EA пинает труп великой франшизы!» — десятки остроумных, злобных и не очень постов и просто хныканье стали устойчивой повесткой соцсетей в эти два дня. Но все, кто (вполне справедливо) негодует, упускают один простой момент — эта игра не для них.

Игры для простых людей

Дисклеймер: это пост из серии «еще один все понял», в нем объясняются очевидные многим (но не всем) вещи. Если вы очень умный и эрудированный, знаете, что такое «казуал-», «мидкор-» и «хардкор-игры», пожалуйста, не читайте его во избежание возникновения ощущения «Я слишком умный, чтобы такое читать» и появления неприязненных чувств к автору. Спасибо.

Итак. EA хочет зарабатывать и срать хотела на геймеров, а уж тем более — на фанатов.

«Подождите, как это — на геймеров и фанатов? Разве не для них разрабатываются игры?» — спросит в этом месте пытливый читатель.

Для них, конечно. Вернее, и для них тоже. Думаю, не сильно искажу реальное положение дел, если предположу, что огромная часть игр сейчас делается для тех, кто в игры не играет. Вернее, кто не играет в них привычным нам, поколению 1990-х и фанатам игр, образом. И, думается, таких игр будет все больше и больше.

Вон с нашего поезда!

Игры для простых людей

В 2014 году вышла мобильная Dungeon Keeper. Когда я наткнулся на нее в AppStore, у меня от волнения натурально задрожали руки. На скриншотах, без сомнения, были герои любимой игры из далекого 1997 года! Немного смущала небрежная, неталантливая рисовка, но я немедленно скачал игру на планшет.

Через 15 минут я удалил ее, грязно матерясь и от злости надавливая на экран до белых костяшек.

У меня было ощущение, что кто-то в огромных грязных сапогах вторгся в мое детство, разгромил мое жилище, убил всех родственников, изнасиловал кошку и под занавес навалил кучу посреди моей комнаты. Растоптал и растерзал все, что я люблю.

Вкратце: Dungeon Keeper Mobile — это примитивный tower-defence с крайне агрессивной монетизацией. В первые же минуты игры тебя неоправданно долго, по 5-10 минут, заставляют ждать выполнения базовых действий, вроде постройки зданий или тренировки существ — или сразу же заплатить. От умного, тонкого и талантливого классического Dungeon Keeper там только название и внешний вид некоторых монстров. И то испорченный дегенеративной рисовкой.

В голове тогда звенела опустошительная мысль: некая большая корпорация, которая имеет право создавать игры с названием Dungeon Keeper, просто выкинула меня из поезда. Ей просто плевать на меня. Плевать на мой игровой опыт, на мои впечатления. Плевать на все мои чувства.

Я тоскливо размышлял: неужели, это кто-то купит? Будет платить за все эти алмазы в примитивной, идиотской игре, чтобы пройти дальше? Как же так? Это противоречит вообще всему мироустройству! Разве для этого мы проводили все детство с геймпадами от «Денди» и «Сеги»? Мучались с переустановками Windows и чипованиями приставок — все это ради того, чтобы дойти до чит-кодов за деньги в тупых поделках на тему игр детства? Разработчики же учили нас совсем другому!

Чуть позже, когда подобных игр стало появляться все больше, а я стал внимательнее смотреть вокруг, пришло понимание. Я понял, кто едет в том поезде, из которого меня выкинула ЕА. Там едут совсем другие люди. И имя им — легион.

Конфеты в ряд

Игры для простых людей

Примерно 10 лет назад компания Apple (а вслед за ней — и десятки других) поставила рынок игр с ног на голову. Они дали в руки каждому Идеальное Игровое Устройство. Нет, идеальное не с точки зрения игроков, еще помнящих тактильный оргазм от впервые опробованного Dual Shock с отдачей, а идеальное с точки зрения всех остальных.

Помните, что такое «идеальная система»? Это система, которая отсутствует, но функции ее выполняются. Идеальный интерфейс — тот, которого нет, но через который с системой все равно можно взаимодействовать. Идеальное игровое устройство — то, которое как бы и не игровое устройство, которое как бы «для дела» и «для солидных господ», и для простых людей. Но на котором можно поиграть между делом, не заморачиваясь особо на запуск, установку и дополнительные приблуды, вроде геймпадов.

Тот самый поезд.
Тот самый поезд.

Кажется, именно с этого момента игровая индустрия изменилась. Только представьте: на игровом рынке резко появились сотни миллионов человек, которые никогда в игры не играли. Но теперь у них у каждого в кармане было устройство мощнее, чем любая консоль из прежних времен, в котором был близкий к идеальному игровой интерфейс без множества кнопок и дополнительных непонятных обвесов. И каждый из них, конечно, был не прочь позалипать во что-то очень простое в минутках досуга между своими очень важными делами.

И, что самое важное, они были готовы щедро за это платить.

Игры для простых людей

Знакомьтесь, ↑ это — самая скачиваемая мобильная игра в истории Candy Crush Saga. В день она зарабатывает около 3 миллионов долларов. Вы наверняка что-то слышали о ней. Но, на всякий случай, знаете, что в ней надо делать?

«Игроки должны совместить три игровые конфеты одинакового цвета в ряд, чтобы те исчезли».

— из описания игры в Википедии.

Это всё.

Ещё разок: нужно поставить три долбанных конфеты в долбанный ряд. Миллионы долларов в день. Самая скачиваемая мобильная игра в истории.

И играть в это призваны именно они — те, кто едут в том самом поезде. Для них даже придумали специальное определение — «казуальные игроки». За которое хардкорный геймер может, вообще-то, и бритвой полоснуть.

Игры для простых людей

Помните их? Это они играли в «Косынку», Color Lines и Zuma на рабочих компьютерах. Это они говорили, что считают «ваши глупые игрульки» пустой тратой времени. Они смотрели на вас с жалостью, когда вы рассказывали, что не выспались, потому что проходили Кураст в Diablo 2 на сложном уровне. И еще так снисходительно улыбались, мол, вот больной, уже 22 года, а он в игрушки какие-то все играет! Люди-то уже вон ипотеки берут, кадастры переоформляют, разные кузова «камрюх» издалека различают, а он — в игры свои!

Это вовсе не плохие и не глупые люди. Просто они не играют в игры в том смысле, как играем в них мы. Это наши коллеги, которым после работы есть чем заняться и без многочасовых залипаний в приставки. Это сын маминой подруги, который рано занялся бизнесом. Это твоя мама, в конце концов.

Тоже-геймеры

Игры для простых людей

Есть еще одна — смежная — категория игроков, которые подбешивают «хардкорных» геймеров — те, кто играет только в определенные игры. Чаще всего — в спортивные симуляторы или в условные «танки».

У всех, наверное, есть знакомые, которые любят игры FIFA и покупают каждую игру серии. А знаете, во что они еще играют? Ни во что. Их не интересуют всякие там лоры, сеттинги, новаторские системы прокачки и ремастеры. Открытые миры? Нарративный геймплей? Игры, созданные легендами индустрии вроде Мейера или Молинье? Пфф, я вас умоляю. Футбол, only and forever! Только ради него они имеют дома приставки или апгрейдят компьютеры. Иногда собираются вместе, чтобы зарубиться. Если на вечеринке есть комп и пара «фифистов» — пиши пропало. Дошло даже до того, что у себя дома я однажды запретил играть в FIFA на вечеринках, даже «со своим диском», чтобы орущие любители мелких фигурок на зеленом фоне не блокировали приставку на часы.

Всевозможные «танки» — это, конечно, не Color Lines и не «Косынка», но огромную армию мужичков, которые ранее не играли вообще ни во что, они получили. Это такой «мостик» между «казуальщиной» и «хардкорными» замесами — с симпатичной, но нетребовательной графикой, с простыми механиками и аддиктивным геймплеем. А главное — с умной и въедливой монетизацией, трогающей сердца и кошелек тех, кто не привык тратить деньги на такую «глупость», как игры, в принципе.

C&C не для вас

Вернемся к Е3 и C&C. Новая C&C — это не для вас, уважаемые геймеры. Это для них — для простых людей, для солидных господ, для твоего одноклассника, для мамы. И что EA выбрала вселенную C&C для новой игры — так ведь это удобнее, чем разрабатывать новую! ЕА владеет франшизой и доит ее только лишь потому, что может.

Годная ретроспектива серии в <a href="https://dtf.ru/retro/21104-command-conquer-kotoryy-my-poteryali" rel="nofollow noopener" target="_blank">соседнем посте</a>
Годная ретроспектива серии в соседнем посте

Нет никакого «вырождения» серии Command & Conquer. Та серия, в которую играли мы, геймеры 1900-х и 2000-х, формально закончилась на Command & Conquer 4: Tiberian Twilight, а на деле — еще раньше (у меня, например, это Red Alert 2). И началась новая — уже в мире «казуальных» игроков. Вы можете негодовать, вы можете их презирать, вы можете над ними смеяться, но факт есть факт — ЕА забрала франшизу у вас и хочет дать им. Под новым соусом, с правилами, с которыми они смогут разобраться, с механиками, которые они смогут осилить.

Потому что, кажется, они могут заплатить больше, чем вы.

А тот факт, что ее показывали на E3 — ЕА, конечно, просчитались. Жадность застила им глаза и они забыли разграничить аудитории. Или хотят, чтобы Е3 превратилось в место анонсирования не только хардкорных проектов, но и казуалок.

Хардкорное будущее

Что же делать «настоящим», «хардкорным» геймерам в времена засилья «казуальщины» даже на профильных игровых выставках, вроде E3? Когда жадные корпорации лучше сделают ставку на миллиарды игроков, которые платят по доллару, чем сто тысяч, пусть и платящих по 50?

Во-первых, смириться с тем, что игровой рынок изменился навсегда: на него пришли по-настоящему оборотистые бизнесмены и позвали с собой толпу математиков, психологов и маркетологов. И «презренной казуальщины» будет все больше и больше. Даже по любимым франшизам нашего детства. Особенно по любимым франшизам нашего детства!

Во-вторых, молиться на компании, в которых решения все еще принимают упоротые фанатики от мира игр, а не математики, психологи и ловкие дельцы. Которые все еще верят в хорошие истории, сеттинги, замысловатый геймплей и каждым продуктом пытаются сделать вклад во всемирную историю видеоигр.

Игры для простых людей

Ну и, конечно, голосовать деньгами за такие продукты.

1313 показов
2.4K2.4K открытий
82 комментария

Игра не для нас, но показывали ее нам. Понятно.

Ответить

Разве аудитория E3 пересекается с аудиторией мобильных казуалок? кто-то из них следит за трансляциями и специально летит на другой конец света.....ну вы поняли. Проблема не в игре, а какого черта ее анонсируют на этом мероприятии? для кого? Реклама в сторах и у блогеров и т.д. вот ее путь.

PS: на женевском автосалоне вам же не пытаются продать водные лыжи. Думаю аналогия понятна.

Ответить

Люди, которые не смогли в статью до конца.

Ответить

На женевском автосалоне показывают как спортивные концепт-кары, так и семейные минивэны. Думаю, аналогия понятна.

Ответить

Ей богу, просто дочитать статью сложно было? =_=

Ответить

И все-таки Command & Conquer: Rivals или Dungeon Keeper - это не только для "них", казуальных геймеров. Иначе бы издатель и не думал бы использовать громкие когда-то имена: бабе Клаве они не говорят ровным счетом ничего. На кого тогда рассчитаны эти названия? На тех, кому они знакомы, конечно.

Это, конечно, совершенно не те игры, которые хотели бы получить хардкорные игроки, но издательский расчет тут прост и бессердечен: известный IP дает чуть больше установок приложения, чем никому не неизвестный, больше установок - больше игроков, которые задержатся в игре и будут платить.

Вот автор статьи пишет:
я немедленно скачал игру на планшетИмей игра ничего не значащее название наподобие Battle of Saga и дежурно орущего мужика на иконке - скачал бы? Не скачал бы. Если аудитория людей, которым название Command & Conquer говорит хоть что-нибудь, увеличит доход от игры хоть на 5% по сравнению с такой же игрой, но не носящей громкого имени, игра уже стоила свеч.

Ответить