Итоги года с Вадимом Елистратовым

Главный редактор DTF подводит личные итоги 2016 года в придуманных им самим номинациях.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Игра года

В 2015 году о Самой Главной Игре почти никто не спорил: всем было более-менее понятно, что проекты уровня третьего «Ведьмака» выходят раз в пятилетку. Само собой, у польского долгостроя тоже были сильные конкуренты, но Metal Gear Solid V просела на незаконченном третьем акте, а Bloodborne была слишком уж на любителя, чтобы всерьёз давать ей громкие титулы.

В 2016 году ситуация оказалась более сложной. С одной стороны, хороших игр вышло много, с другой — какого-то очевидного локомотива индустрии не получилось. После нескольких бессонных ночей я всё-таки решил, что для меня в этот раз всех победила Uncharted 4.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Несмотря на мою страсть к кинематографичным играм от Naughty Dog выбор был не настолько очевидным, как мне хотелось бы.

Как и Uncharted 3, четвёртая часть так до конца и не поборола проклятье Uncharted 2.

Игра 2009 года была настолько хороша и настолько по всем параметрам превзошла оригинал, что едва ли от неё возможно далеко уйти в рамках той же формулы — даже обладая мощью PS4.

Признаться, в стартовые часы Uncharted 4 меня даже слегка разочаровала, но ситуация радикальным образом изменилась в последнем акте, когда стало понятно, что это первая часть серии, которая всерьёз углубляется в психологию главного героя и показывает, что Дрейк — не просто беззаботный искатель приключений, а человек с внутренним конфликтом.

Если трилогия Uncharted воспринималась скорее как сбалансированный сборник всех жанровых штампов, то в Uncharted 4 серия наконец-то обрела собственное лицо и разрешила для главного героя дилемму «семейная жизнь или приключения» самым здравым образом. Как говорит девочка в известном меме, «Why don't we have both?»

Альтернатива

Я не в первый раз говорю об этом: людям, которые отчаянно ждут Half-Life 3, обязательно нужно обратить внимание на работы студии Playdead.

Ведь если вдуматься, Half-Life 2 мы больше всего любим не за стрельбу или диалоги, а за умение Valve рассказывать историю и создавать правдоподобный мир через геймплей и окружение — без кат-сцен и роликов.

В INSIDE эта концепция возведена в абсолют. На первый взгляд, это просто качественный платформер с хорошей физикой, отзывчивым управлением и интересным графическим стилем.

Однако каждое создание, которое встречает главный герой, каждый механизм, с которым он сталкивается, рассказывают какую-то новую деталь о мрачном мире, где происходит действие.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Зачастую играть в INSIDE откровенно тяжело. Не сложно, а именно морально тяжело. Без единого слова она задаёт вопросы, на которые сидящему перед экраном, возможно, не хотелось бы отвечать, а временами — заставляет делать очень неприятные вещи (слава богу, цыплята остались живы).

Что уж говорить про последние 30 минут игры — едва ли не самые странные полчаса, которые мне доводилось проводить с геймпадом в руках.

И всё для того, чтобы в финале INSIDE оказалась блестящим высказыванием о свободе воли и об отношениях игры и игрока.

Переубеждение года

Мне очень понравился Wolfenstein: The New Order (смесь отличного сюжета и старомодного геймплея), поэтому когда Bethesda представила на суд публике своё окончательное видение игры, которая должна была называться Doom 4, я был разочарован.

Новый DOOM выглядел как откровенный «кэш граб». Казалось, что под видом ностальгического переосмысления id Software попросту выбросила из игры все дорогостоящие элементы (сюжет, лицевую анимацию, озвучку) и оставила только голый геймплей, чтобы хоть как-то монетизировать запылившийся бренд.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Честно говоря, я до сих пор уверен в том, что разработчики именно так и поступили, и в том, что красная цена DOOM на фоне других AAA-проектов — 30 долларов, но иногда нечто особенное может получиться даже из не самых лучших побуждений.

Вопреки моему скепсису DOOM вышел именно таким, каким должен был быть — яростным, быстрым, ритмичным. Настоящая шутерная поэзия. В последние недели у меня всё чаще чешутся руки вернуться к этой игре, и я, кажется, уже знаю, как проведу один из вечеров на новогодних каникулах.

Альтернатива

Пока окружающие пребывали в восторге от анонса Battlefield 1, я старался сохранять скепсис и напоминал всем, что DICE любит выпускать сырые игры (сетевой код Battlefield 4 чинили месяцами).

Плюс, многие моменты в BF1 напоминали «кастрированный» Battleftont (взлётных полос нет, самолёты появляются прямо в небе), поэтому мне казалось, что новый проект студии станет очередным разочарованием.

Однако вопреки моим заниженным ожиданиям мультиплеер Battefield 1 удался. И не просто удался, а стал, пожалуй, самым весёлым со времён Bad Company 2. В него можно играть и одному, а в компании с друзьями — невозможно оторваться.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Сюрприз года

Я никогда особо не сомневался в Titanfall 2, но даже представить себе не мог, насколько замечательной у неё будет одиночная кампания. Как минимум со времён Wolfenstein: The New Order жанр не предлагал нам ничего лучше.

Основная причина великолепия TF2 — это чувство меры. Её действие происходит только на одной планете, а главных персонажей можно пересчитать по пальцам, но именно поэтому сюжет работает как надо. Кроме того, каждую из своих блестящих идей Respawn перестают использовать равно за 10 минут до того, как она надоест.

Titanfall 2 со всех сторон великолепная игра. И тот факт, что она слабо продалась, а Mafia 3 разошлась большим тиражом, говорит о том, что в игровой индустрии явно что-то не так.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Альтернатива

От Watch Dogs 2 можно было ждать чего угодно, но только не того, что Ubisoft начнёт подталкивать игроков к отказу от использования огнестрельного оружия.

В итоге из проекта получился не клон GTA, а очень странный самобытный экшен, в котором почти все миссии можно пройти с помощью квадрокоптера и машинки на радиоуправлении.

Очень жаль, что Watch Dogs 2 плохо продалась, ведь за её отталкивающей эстетикой скрывается одна из лучших игр с открытым миром, когда-либо сделанных Ubisoft.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Альтернатива №2

Я был уверен, что продолжение The Last of Us покажут не раньше E3 2017, поэтому во время премьеры трейлера на Playstation Experience буквально подпрыгнул на диване. Надеюсь, у Naughty Dog всё получится.

«Играю через силу» года

Мне очень нравится Overwatch, но за последние несколько месяцев я запускал её только пару раз — и то через силу. Причин для этого сразу две.

Во-первых, в своё время я переиграл в Team Fortress 2. А во-вторых, мне больше по душе традиционные многопользовательские шутеры — те, в которых, оружие стреляет пулями, а перед глазами постоянно маячит какая-нибудь пушка или прицел.

В Overwatch меня не отпускает чувство, что я впустую трачу своё время. Такого ощущения нет, например, в Battlefield 1.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Альтернатива

Умом я понимаю, что Dishonored 2 — потрясающая игра, но прохожу я её через силу и уже больше месяца. Изображённый в ней мир настолько правдоподобен и в то же время неприятен, что действует на меня угнетающе.

Плюс, сам игровой процесс иногда кажется слишком отталкивающим и полагающимся на случайности. Даже если играть без чистого стелса в Dishonored 2 постоянно приходится полагаться на связку «Сохранил — Загрузил», и это плохо.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Альтернатива №2

Основная концепция The Last Guardian — это борьба с непослушным зверьком, без которого невозможно продвинуться дальше по сюжету.

Иногда он ведёт себя глупо, потому что так задумано, а иногда — из-за проблем с искусственным интеллектом, но меня не отпускает ощущение, что игра тратит моё время впустую.

Наверное, это какое-то профессиональное расстройство. Завидую школьникам и студентам, которые могут возиться с Трику, не думая о времени.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Разочарование года

Мне настолько понравилась Human Revolution, что в Mankind Divided я был уверен прямо с самого анонса. Я даже не особо следил за новостями об игре, не смотрел трейлеры, геймплеи и дневники разработчиков. Я был убеждён, что в Square Enix не сломают работающую формулу и сделают отличную игру.

В первый раз я запустил Mankind Divided в день релиза, но пройти её не могу до сих пор. Мне трудно описать, что именно с ней не так, но главная проблема в том, что игра получилась пресной.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Особенно плохи диалоги: пока главные герои почти монотонно бубнят, очень трудно не поддаться соблазну отложить геймпад и полистать Твиттер на айфоне. Такое ощущение, что в Square Enix в принципе забыли о том, как увлекать и интриговать.

Впрочем, на моё впечатление повлияли и слухи о том, что игру попросту обрубили на середине. Трудно заставить себя продолжить движение вперёд, если уже знаешь, что в финале тебя ждёт только разочарование.

Альтернатива

Другой серьёзный повод для расстройства — не сами игры, а их экранизации. 2016 год должен был изменить всё, ведь на него было запланировано два фильма, снятых при участии самих разработчиков: «Варкрафт» и «Кредо убийцы».

Спорить о качестве этих картин я здесь не буду («Кредо» пока не смотрел), но могу с уверенностью сказать: свою главную задачу — спасение имиджа игровых экранизаций — они с треском провалили.

Из того же «Варкрафта» хорошего кино не получилось, вышел набор отсылок для фанатов, который для всех остальных выглядит тухлым фэнтезийным блокбастером — не самый лучший способ «поженить» две индустрии.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Альтернатива №2

Ничто меня так сильно не разочаровывало в виртуальной реальности, как три недели с завершённым коммерческим продуктом для этого рынка — PS VR.

Нет, игрушка у Sony получилась очень и очень приятная, но на текущий момент ситуация выглядит следующим образом: рядом с PlayStation 4 у игрока появляется куча проводов и здоровенный шлем — и всё это с набором игр, которые по глубине механик близки к проектам для смартфонов.

И эти вот кастрированные игры соревнуются за одно и то же время с «Ведьмаком», Dishonored 2 и другими полноценными релизами. Совсем не удивительно, что после исчезновения первоначального вау-эффекта шлем быстро покрывается пылью.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Брать или не брать года

Я купил Mafia 3 на старте, но после первых двух часов и шквала негатива на форумах вернул за неё деньги, перенаправив их на предзаказ Dishonored 2.

К сезону скидок я начитался про неё столько диаметрально противоположных мнений, что до сих пор метаюсь и думаю, а не прихватить ли мне её со скидкой.

Для меня сюжет играет ключевую роль, и именно его в Mafia 3 хвалят больше всего. А ругают игру в основном за однообразие, которое после тяжёлого рабочего дня иногда, наоборот, кажется приятным.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Альтернатива

Я не большой фанат японских игр, но описания Final Fantasy XV показались мне настолько интересными, что я начал всерьёз раздумывать о покупке.

На текущий момент примерно половина знакомых уговаривает меня её никогда не брать, а другая обещает чуть ли не лучшее ролевое приключение поколения.

От необдуманного решения пока спасает только кусачая цена — даже с рождественской скидкой.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Событие года

Ни одна другая игра в 2016 году так не повлияла на индустрию как Pokemon Go. Да, она быстро «сдулась» из-за отсутствия нормального эндгейм-контента и других мелких проблем, но за время бума ей удалось проникнуть на телевидение, радио, в газеты и другие традиционные медиа, не радующие игры вниманием — тем более мобильные.

Кроме того, проект открыл многим разработчикам глаза на яркое будущее дополненной реальности и значительно усилил бренд Pokemon. Посмотрим, во что это всё выльется в 2017 году.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Альтернатива

Кому-то запуск PS4 Pro может показаться неважным событием, однако это своего рода исторической момент: Sony впервые решилась на то, чтобы размыть традиционное понятие «поколение консолей».

С выходом Pro приставка обзавелась настройками графики (в некоторых играх) и качественным сглаживанием, но при этом не потеряла своей относительной дешевизны и простоты в обращении.

Получилось нечто среднее между игровым ПК и приставкой. Взрывная смесь.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Самая ожидаемая игра 2017 года

Если говорить о сюжете, то я искренне считаю Red Dead Redemption лучшей игрой Rockstar. Например, в GTA V главные герои — это неприятные люди (убийцы, похитители, воры), которые решают все свои проблемы, заплатив нулевую цену. В финале они смотрят на закат, так ничему и не научившись.

Джон Марстон — их полная противоположность. Он всю игру расплачивается за ошибки прошлого, и у него есть чёткая мотивация — освободить жену и сына. Поэтому финал RDR трогает до глубины души.

Впрочем, RDR2 я жду не только ради истории, но и ради возможности посмотреть на первую игру Rockstar для текущего поколения консолей.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Альтернатива

Честно говоря, я слабо представляю себе, чего ожидать от перезапуска Prey, но именно этим он меня и привлекает.

Впрочем, если игра окажется даже просто очередной вариацией на тему BioShock, я буду совсем не против: от самого Кена Левина мы продолжения всё равно не получим.

Итоги года с Вадимом Елистратовым

Альтернатива №2

Вторая по важности после Naughty Dog внутренняя студия Sony переосмысливает God Of War, делая Кратоса более человечным, а геймплей — более похожим на The Last of Us.

У меня нет никаких причин сомневаться в том, что получится здорово.

Итоги года с Вадимом Елистратовым
6.5K6.5K открытий