"Сплит" прекратил череду неудач Найта Шьямалана

Кевин, он же Барри, он же Деннис, он же Патриция (Джеймс Макэвой), в котором мирно сосуществуют 23 личности,— давний пациент доктора Флетчер
Кевин, он же Барри, он же Деннис, он же Патриция (Джеймс Макэвой), в котором мирно сосуществуют 23 личности,— давний пациент доктора Флетчер

М. Найт Шьямалан прославился в начале 2000-х, создав своего рода фирменный бренд тягучего сомнамбулического триллера с непременным твистом в финале. "Шестое чувство", "Неуязвимый" и даже совсем уже странные "Знаки" и "Таинственный лес" крепко привязывали зрителя к экрану, но за ними последовали провальные фильмы и слова "фильм Шьямалана" утратили свою магическую силу. Но, судя по успеху его новой работы (на сегодняшний день сборы "Сплита" в мировом прокате составили почти $250 млн при бюджете всего $9 млн), период неудач наконец закончился, и фамилия режиссера на афише снова перестала отпугивать.

Осторожно спойлеры!

Начинается все на парковке возле торгового центра, откуда трех старшеклассниц похищает неизвестный бритоголовый мужик, которого играет. Когда девушки приходят в себя в запертом подвале, выясняются два обстоятельства. Во-первых, замкнутая молчаливая Кейси явно разбирается в поведении насильников гораздо лучше своих благополучных товарок. Во-вторых, похититель зачем-то притворяется — притворяется ли? — то строгой дамой, то девятилетним мальчишкой. Намерения его при этом до поры до времени остаются неопределенными.

Пока девушки пытаются сбежать из подвала, по дороге, на радость зрителям, теряя предметы одежды, герой Макэвоя в еще одной своей ипостаси — жовиального модного дизайнера — регулярно ходит на прием к доктору Флетчер, психиатру, специализирующемуся на пациентах с диссоциативным расстройством личности. Доктор нужна в сценарии для того, чтобы разъяснить зрителю, что же, собственно, происходит.

Выясняется, что Кевин, он же Барри, он же Деннис, он же Патриция и так далее,— давний пациент доктора Флетчер и в нем сосуществуют аж 23 личности, причем каждую из них психиатр, вопреки мнению своих коллег и официальной медицины, считает совершенно отдельным человеком.

Семнадцать лет назад Шьямалан снял фильм "Неуязвимый", который, по сути, был экранизацией поговорки о том, что все, что не убивает нас, делает нас сильнее. В "Сплите" он развивает ту же идею. По мнению доктора Флетчер и, судя по всему, самого режиссера, люди, пережившие глубокие психологические травмы,— настоящие супергерои нашего времени. Вот и в Кевине до поры до времени скрывается суперспособная 24-я личность, только спасать мир она совсем не собирается — скорее, наоборот.

Старшеклассница Кейси тоже принадлежит к этому племени "выживших": флешбэки (не вьетнамские) из ее прошлого сообщают о том, что в детстве она стала жертвой своего дяди-педофила. Кейси — второй персонаж фильма, наделенный хоть какой-то индивидуальностью, пусть и все равно укладывающийся в стандартные жанровые клише (раздеть ее до практически отсутствующей майки режиссер тоже не забывает). В отличие от двух других девушек, она не полагается на уроки выживания, известные по фильмам и книжкам, а затевает с похитителем игру в кошки-мышки, в которой оба насильники и оба жертвы.

Главный аттракцион фильма, который делает его чем-то более интересным, чем просто крепко сбитый, но не выдающийся триллер "про маньяка",— это Джеймс Макэвой. Он с блеском и явным удовольствием играет восемь персонажей одновременно, включая женщину, ребенка и специалиста по истории стран Азии и Африки.

Кому интересны авторские замечания и более детальный сюжет - сюда.

312312 открытия
Начать дискуссию