Эхо в коридорах Бейкеров: как особняк из Resident Evil 7 напоминает о прошлом

Философский взгляд на две части хоррор-франшизы.

В закладки

Портал Eurogamer опубликовал статью редактора журнала Heterotopias, посвящённого архитектуре и видеоиграм. Гарет Мартин (Gareth Martin) нашёл в Resident Evil 7 ряд отсылок к особняку Озвелла Спенсера, впервые появившемуся в оригинальной игре 1996 года.

Мартин рассуждает о том, как меняется понятие «дом» в нынешнее время. В постоянных переездах между съёмными квартирами, вместе с людьми перемещается и их жилище.

Количество вещей, техники, мебели и даже людей постоянно растёт — мы перевозим их с квартиры на квартиру, пытаемся вписать в геометрию новых комнат. Оглянитесь — сколько домов уже сменила ваша утварь? А сколько ещё сменит?

Гарет Мартин
редактор Heterotopias

Журналист обратил внимание на фотографию Арклейских гор из оригинальной Resident Evil, которая также появляется в доме Бейкеров из седьмой части. Сначала этот элемент показался ему недоработанной пасхалкой. Он попытался понять, как изображение вписывается в мир игры, стал перебирать в голове даты, сюжетные линии и детали вселенной.

На фотографии был экстерьер дома, не буквальный, но символический — бескрайние леса. Такие окружали как это здание, так и особняк Спенсера из Resident Evil. Это зелёное море деревьев вполне могло тянуться от Арклейских гор до крысиной норы, в которой я оказался.

Гарет Мартин
редактор Heterotopias

Мартин задался вопросом: как особняк Спенсера мог превратиться в дом Бейкеров? Конечно, рассуждал он, их может связывать только франшиза, но знаки указывали на другое.

Начнём с комнаты, в которой висит фотография гор — главный зал, очень похожий на помещение из первой игры. Откройте карту, и вы увидите, что оно повторяет очертания комнаты у входа в особняк Спенсера, только перевёрнутые. Вход в особняк был на севере, как и в доме Бейкеров, но комнаты последнего располагались в южной части. А как только начинаешь сравнивать крылья здания, становится жутко.

Гарет Мартин
редактор Heterotopias

В обоих домах столовые расположены в западном крыле — бар у Спенсера и кухня у Бейкеров. В каждой из них есть старые часы с головоломкой. В восточных крыльях, среди прочего, расположены гостиные и практически идентичные зоны сохранения под лестницами.

Другие элементы кажутся призрачными намёками: головоломка со сломанным дробовиком перенесена в гостиную, но решается так же. Есть два пазла, в которых нужно спустить мутную воду в ванне, два спуска в прогнившие подвалы.

Гарет Мартин
редактор Heterotopias

Одна из явных отсылок — квест в Resident Evil 7 со сбором трёх металлических голов собак. Ими открывается парадный вход дома Бейкеров. Получается трёхголовый «Цербер» — название доберманов-зомби из первой части. А если открыть парадный вход особняка Спенсера в ремейке 2002 года для Gamecube, за дверью будут стоять три собаки.

По словам Мартина, именно нагружая игру неявными отсылками, её создатели постоянно держат игрока в напряжении.

Я был уверен, что в длинном коридоре с окнами во двор что-то прыгнет на меня сквозь стекло, как собака-зомби в первой части.

Каково же было моё удивление, когда Джек Бейкер, вопреки моим ожиданиям, вышел, проломив стену с противоположной стороны.

Гарет Мартин
редактор Heterotopias

Мартин уверен, что это не случайность. На ранних скриншотах Resident Evil 7, поясняет он, центральный зал с балконом и лунным светом из окон был показан с того же угла, что и узнаваемое изображение особняка Спенсера. Resident Evil 7 целеноправленно ссылается на предыдущие части: жёлтые обои, деревянные стены, чугунные светильники — всё напоминает о графических решениях оригинала с PS One.

​Можно подумать, что я просто измучен ностальгией или пытаюсь продать игру стареющим фанатам серии. Но дом Бейкеров — не просто переделанный, переосмысленный и переименнованный особняк Спенсера. Это не копия, а усвоенный архитектурный урок.

Гарет Мартин
редактор Heterotopias

В использовании оригинальной части нет ничего удивительного, рассуждает журналист. В архитектуре элементы традиционно заимствуют у предыдущих культур. Для игр же важнее параллель с воспоминаниями-призраками других домов, преследующими человека на протяжении жизни.

Игровое окружение, в отличие от институциональной архитектуры, — музеев, магазинов, университетов и офисов — почти интимное пространство. Особенно в играх вроде Resident Evil: мы блуждаем по одним и тем же комнатам, выискиваем секреты, нагло, фамильярно «заселяем» помещения.

Гарет Мартин
редактор Heterotopias

Мартин предлагает подумать о миллионах людей, «бродивших» по домам Спенсера и Бейкеров. Они все проживали в этих зданиях определённый опыт, проходили через испытания.

​Как писал Гастон Башляр в «Поэтике пространства», «Дом, в котором жили, — не инертное пространство. Обжитое пространство выходит за пределы геометрического».

Гарет Мартин
редактор Heterotopias

Именно в этом выходе за пределы геометрического пространства заключается связь между особняком Спенсера и домом Бейкеров. Так же, как мебель, которую переносят со старой на новую квартиру, из города в город, «переносятся» и пространства Resident Evil и оттого кажутся такими знакомыми.

Когда мы бредём по плохо освещённому коридору в поисках недостающего ключа и внезапно вспоминаем о том, что уже были в похожем месте, мы в некотором смысле на мгновение возвращаемся домой.

Гарет Мартин
редактор Heterotopias
{ "author_name": "Глеб Диденко", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","residentevil7"], "comments": 4, "likes": 24, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 6581, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 14 May 2017 18:57:11 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
4 комментария
Популярные
По порядку
5

Что-то статья про две игры, а скрины только из одной. Непорядок.

Ответить
1

Центральная лестница и коридор с собаками (без).

Ответить
1

Карта и столовая.
(Да, это ремастер римейка, но оригинала под рукой нет)

Ответить
1

В какие-то очевидные вещи поведал...

Ответить

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }