Жажда скорости: что такое спидран, и почему его стоит смотреть

Десятки тысяч людей наблюдают за тем, как игры проходят на скорость.

В закладки

Стремление к соревнованиям в скорости у людей заложено, кажется, в генетическом коде. Человечество научилось выполнять на скорость все возможные действия: от бега до сборки кубика Рубика или поедания пирогов.

Эта тенденция не обошла стороной и игры: каждый день тысячи людей по всему миру пытаются найти способы пройти любимые проекты быстрее. Они занимаются скоростным прохождением игр — «спидраном» (speedrun). Это один из самых изощрённых способов играть.

Откуда он взялся

Как только появились игры, появились и попытки пройти их как можно быстрее. До 1993 года быстрых прохождений было очень мало, а о тех, что были, мы вряд ли узнаем — тогда ещё не было централизованных сообществ спидраннеров.

С выходом DOOM началась настоящая история спидрана. В игру id Software была встроена одна очень важная для скоростных прохождений возможность — запись демо, позволившая игрокам фиксировать свои достижения.

Поначалу энтузиасты игры делились своими демо в сообществах Usenet, а вскоре появились первые сайты, посвящённые соревновательному прохождению DOOM: LMP Hall of Fame и DOOM Honorific Titles. На них можно было выложить свою запись и получить титул: например, «Спиди Гонзалес» за прохождение игры на уровне сложности Hurt Me Plenty за меньшее время, чем «стандартное».

В ноябре 1994 года появился первый сайт, посвящённый исключительно спидрану DOOM, — COMPET-N. Он был похож на Honorific Titles наличием соревновательной таблицы и титулов, но все достижения на нём были связаны с быстрым прохождением игры. С годами спидран-сообщество разрасталось и изучало всё больше игр: тот же Quake, например. Сейчас уже сложно найти проект, который не прошли на скорость хотя бы раз.

В чём его суть

Самое главное в спидране — время. Спидраннеры не могут позволить себе тратить драгоценные секунды на просмотр катсцен или выслушивание долгих диалогов. Они не отвлекаются на сюжет, дизайн игры или проработанность её персонажей. Единственное, что их волнует, — это способы закончить игру как можно быстрее.

Обычно прохождение Morrowind занимает 30-40 часов. Спидраннеры справляются за три минуты

Как известно, пройти игру можно по-разному: например, пробежать только сюжет или изучить весь игровой мир, собрав все возможные коллекционные предметы. Поэтому спидраннеры придумали разные категории для прохождений, названия которых почти всегда заканчиваются на знак «%». Так, «100%» означает полное прохождение, со всеми дополнительными квестами и полностью прокачанным персонажем, «Any%» — только сюжетные миссии. Категории и критерии, по которым прохождения к ним относят, индивидуальны для каждой игры.

Спидраннеры не стесняются использовать баги, недоработки дизайна уровней, ошибки в механиках, дающие нечестное преимущество. Хотя существуют категории, в которых этим пользоваться нельзя: к примеру, у спидранов Portal есть разновидности «Inbounds» и «Out of bounds» — в первой нельзя выходить за пределы уровня, а во второй можно.

Один из недавних мировых рекордов быстрого прохождения Portal в категории Out of bounds — чуть больше восьми минут

Все правила прохождения и списки разрешённых приёмов регулируются сообществом спидраннеров каждой отдельной игры. Игроки сами решают, как называются категории и что во время «забега» можно делать, а чего нельзя. Каждое подобное решение становится железным правилом, которое нельзя нарушать, иначе прохождение не будет засчитано.

Технические возможности для спидрана далеко шагнули со времён DOOM, но одним из главных способов фиксировать прохождения осталось видео. Большинство спидраннеров ещё и устраивают стримы на Twitch, так что проблем с тем, чтобы сообщить коллегам о новых находках или доказать установку рекорда, нет. Также у профессионалов популярны программы-секундомеры, которые автоматически отмечают время, затраченное игроком на прохождение уровня, останавливаются во время загрузок и наглядно показывают разницу результатов с предыдущими.

Зачем его смотреть

Спидран — это, в сущности, спорт, созданный на основе вашей любимой игры. Посмотреть, как проект, на который ты потратил долгие десятки часов, проходят за час, полчаса или семь минут, как минимум интересно. Какие трюки будут использованы? Насколько «сломана» эта игра? Какие задания будут пропущены, и как это будет сделано?

Мировой рекорд по скоростному прохождению Prey — меньше семи минут

«Забег» в исполнении хорошего спидраннера завораживает. Эти люди тратят тысячи часов на один-единственный проект в поисках новых лазеек для сокращения времени прохождения. Зачастую профессионалы-спидраннеры знают игры не хуже (а иногда и лучше) их разработчиков. Некоторые уловки, которые они находят, поражают — отдельные действия нужно каждый раз повторять с точностью до пикселя, чтобы всё сработало, как нужно.

Самый удобный способ просмотра спидранов — это марафоны. Например, Awesome Games Done Quick (AGDQ) и Summer Games Done Quick (SGDQ), которые проходят зимой и летом соответственно. Помимо того, что они предлагают увлекательное зрелище, они ещё и служат благой цели: собирают пожертвования для благотворительных организаций. Прошедший в январе AGDQ собрал больше двух миллионов долларов для Prevent Cancer Foundation, а SGDQ, который начнётся второго июля, отправит все заработанные деньги организации «Врачи без границ».

Один из главных участников каждого марафона — программа-спидраннер. То, что она делает, не под силу ни одному человеку

Во время марафонов проходят либо очень популярные игры, либо очень зрелищные. К тому же, участвующие в этих событиях спидраннеры почти всегда объясняют, что они делают и как это работает, тогда как во время собственных трансляций они говорят на отвлечённые темы, предполагая, что аудитория и так всё знает.

Конечно, на марафонах не так заметна спортивная составляющая спидрана, так как участники стараются пройти игру, не наделав ошибок и не нарушив расписание мероприятия, но зато это очень увлекательное зрелище. Хороший вариант, если вам интересен спидран в принципе или хотелось бы увидеть, как на скорость проходят какую-то определённую игру. Даже если вы не успеете посмотреть прохождение вживую, каждый «ран» потом выложат на Youtube-канал.

Быстрое прохождения сюжетного квеста Skyrim занимает довольно много времени по меркам спидран-сообщества: почти полчаса

Первое время спидраны кажутся немного кощунственными, дикими — разве можно так обращаться с играми? Но со временем узнаёшь эту культуру лучше, втягиваешься и понимаешь, что эти люди просто нашли ещё один способ получать удовольствие от одного из главных современных видов искусств.

#истории #золотойфонд

{ "author_name": "Дмитрий Мучкин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434"], "comments": 25, "likes": 47, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 7931, "is_wide": false }
{ "id": 7931, "author_id": 6322, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/7931\/get","add":"\/comments\/7931\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/7931"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

25 комментариев 25 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

sloa

7

Первым и самым любимым спидраном, который я когда либо смотрел, для меня остаётся Quake Done Quick. И ничего кощунственного я в нем не увидел, сплошной восторг.
Сейчас смотрю в основном забеги в Hitman от JC и TheKotti. У последнего не так давно был восхитительный speedwalk всей Blood Money без бега.
Случайные спидраны почти не смотрю, потому что мне почти всегда попадается проклятый out of bounds, не вызывающий ничего кроме зевоты.

Ответить

Даниэль Аби-Фарражъ

5

Спидран моровинда это прям тяжелые наркотики

Ответить

Grzegorz Markowski

2

Самые офигенные спидраны - это конечно-же TAS'ы (Tool-Assisted Speedrun): спидраны, где задачей ставится не самому пробежать быстрее всего и поставить рекорд, а найти теоретический предел, за который игру можно пройти.
Странно как их не упомянули тут, такая-то вещь!

Ответить

Дмитрий Мучкин

Grzegorz
0

Про TAS мы как-нибудь отдельно напишем, тема богатая :)

Ответить

Ирмантас Бутырёв

2

А меня завораживают спидраны Half-life и дополнении к нему,которые еще выходили на движке GoldSrc.Порой удивляешься неожиданным открытиям в сфере багоюзанья.Например момент с разговором трех ученых с Гордоном перед каскадным резонансом довольно долгий,а спидраннеры просто берут-и толкают ученого к датчику,чтобы открылась дверь! Отличное зрелище.
P.S-к мировому рекорду по спидраннингу Hl1 я отношусь довольно негативно,ибо там заметна склейка кадров,персонаж не получает урон от рельс и т.д

Ответить

Андрей

Ирмантас
0

склейка кадров

На то он и segmented speedrun, что там берут наиболее удачные моменты прохождения отдельного отрывка и склеивают в одно видео.

Ответить

Nikita Nikolayev

2

Есть один чел, у него ник KZ_FREW, и он спидранит различные части GTA (в основном Vice City, но так же играет в третью и San Andreas). У него есть видео, где он подробно рассказывает, как пройти Vice City за 12 минут. Видео длинное, но интересное, советую!

Ответить

Svyatoslav Torick

1

Про TAS-раны не могу не оставить здесь ссылку: http://torick.ru/tools-assisted-speedrun/

Ответить

Fedor Gorbachev

0

Помню, как смотрел спидран от какого-то чувака первого Dark Souls, он его там прошел где-то за полчаса. Дело в том, что он в локации, куда ставится Lordvessel, спрыгивает вниз, вырубает игру, врубает снова и оказывается уже на финальной локации. Это реально существующий баг, и вполне нормален для использования в Any%-спидранах. Но это не остановило толпу хомяков в комментах, которые орали, что чувак "считерил" и вообще "без убийства всех боссов не считается". И только определенная умудренная опытом часть комментаторов одобрительно кивала и удивлялась тому, как быстро он разделался с Орнштайном и Смоугом (у него это заняло там буквально полминуты).

Ответить

sloa

Fedor
1

Большинство людей хотят увидеть не любой спидран, а такой, который уважает специфику игры. И убийство всех боссов - очень разумное требование в этом контексте. Any% мало кому нужны, кроме самих спидраннеров.

Ответить

Artem Medvedev

Fedor
1

На последнем agdq спидранер DS3 тоже пытался под текстурами пройти через всю игру, но ему дико не везло. Сначала у него несколько раз не получалось использовать глитч, а потом, когда всё-таки получилось, игра вылетела, а сейв перестал загружаться. Токсичности чата не было предела.

Ответить

sloa

Artem
–2

А что такое "токсичнойсть чата", и как она выглядит? И нет ли другого слова, которое передает картину более ясно, например "негодование"?

Ответить

Inna Osipova

sloa
0

Ну это когда большая часть активного чата несогласна с действием или высказыванием стримера и начинает язвить, троллить его или отшучиваться по этому поводу, показывая тем самым свою позицию. Негодующие обычно или таймаутятся или улетают в бан, а токсичить прикрываясь смайлами безопасней. Впервые на твиче, по-моему, использовался Мэддисоном по отношению к коллеге стримеру (токсичный как Веномансер (вроде бы перс из Доты2)) в иронической форме, т.к. язвительнее человека чем сам Мэддисон найти сложно (разве что Нюк73 ещё) и все об этом знают, в этом была вся шутка. Прозвище "токсичный" так за тем стримером и закрепилось, после чего термин начал использоваться в широком круге ситуаций, в отношении того же чата например.

Ответить

Kira Keropyan

0

Почему-то раздражают люди, считающие, что использование глитчей и багов в спидранах — это дурной тон, неуважение к игре или ещё какая-то ебала. Ребята, не стоит вскрывать эту тему. Вы молодые, шутливые, вам все легко. Это не то. Это не убийство всех боссов в дс и даже не прохождение на 100%. Сюда лучше не лезть. Серьезно, любой из вас будет жалеть. Лучше закройте тему и забудьте, что тут писалось. Я вполне понимаю, что данным сообщением вызову дополнительный интерес, но хочу сразу предостеречь пытливых - стоп. Остальные просто не найдут.

Ответить

Олег Ивахнов

0

Фалаут 2 проходил минут за 10-15 )

Но моя гордость это прохождение игры Bounce на Nokia за 15 минут.

Ответить

Олег Ивахнов

Денисъ
0

Нет, честно задрачивался!.
Я вообще только что узнал что на нее читы есть

Ответить

Денисъ Турбинъ

Олег
0

там еще есть на бесконечные прыжки, но я его не помню

Ответить

Олег Ивахнов

Денисъ
0

мало того там в некоторых местах надо специально умирать, потому что возвращаться долго, и легче на чекпоинте возродиться

Ответить

Никита Коваль

–3

Хм. Морровинд - багоюз, Prey - багоюз. А багоюз - это неинтересно, т.к. тупо задрачивание.

Ответить

Nikita

Никита
0

Тогда наверное не стоит смотреть спидраны, ведь любой спидран это тупо задрачивание?

Ответить

Никита Коваль

Nikita
1

Спидран должен демонстрировать скилл, а не использование багов. )

Ответить

Nikita

Никита
0

Нууууу, найти эти баги это тоже совсем не просто и заюзать их правильно и чтобы всё сработало тоже скилл

Ответить

Никита Коваль

Nikita
0

Багоюз это не скилл. )

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]