Царство небесное: обзор третьей «Планеты обезьян»

13 июля в российский прокат вышел фильм «Планета обезьян: Война». Главный редактор DTF рассказывает, как фильму удаётся преодолеть «обезьянье проклятье» и завершить одну из лучших трилогий в истории кино.

В закладки

В одной из ранних версий сценария «Назад в будущее» питомцем Дока Брауна был шимпанзе по имени Шемп. Но до съёмок эта концепция не добралась: продюсер Сид Шейнберг потребовал убрать примата из сюжета и заменить его на собаку, объяснив это тем, что фильмы с шимпанзе почти всегда проваливаются в прокате. Так на свет появился пёс по имени Эйнштейн.

Эта маленькая история объясняет, почему новая трилогия о восстании обезьян так и не стала настоящим глобальным феноменом. Вроде бы и фильмы блестящие, и критики в восторге, и со сборами всё в порядке, но проникновение в массовую культуру у них всё равно минимальное.

Потому что даже если снять «Крёстного отца» про обезьян, люди всё равно не смогут воспринять его адекватно. Тут во всей красе раскрывается эффект «Зловещей долины»: зрителям не всегда приятно смотреть на существ, которые похожи на людей, но при этом другие.

На сеансе любой части «Обезьян» вы обязательно услышите неуместные смешки. Кому-то не хватает эмпатии, кому-то фантазии, кому-то — воспитания

В этом контексте достижения режиссёра Мэтта Ривза, Энди Сёркиса и команды Weta Digitial выглядят особенно мощно. Потому что «Война» — не только лучший фильм трилогии, но и один из самых восхитительных авторских блокбастеров последних лет, где оцифрованным приматам сопереживаешь до горьких слёз — так, как редко получается волноваться о более традиционных персонажах.

Хоть финальная часть и опирается на первые два фильма, многого для просмотра помнить не нужно. «Восстание» объяснило нам, почему предводитель приматов по имени Цезарь милосерден по отношению к людям, да и вообще имеет задатки лидера, а «Революция» ввела Кобу — злодея, который проверяет принципы Цезаря на прочность.

Последняя «Планета» начинается с масштабной битвы, которая, как и рекламные материалы фильма, вводят в заблуждение. Сражение заканчивается так же быстро, как и началось, а повествование резко замедляется. Ривз превращает свой лучший фильм в тягучее роуд-муви, где Цезарь вместе с несколькими товарищами отправляется убивать одиозного предводителя людей в исполнении Вуди Харрельсона.

Последующие часы — удивительная комбинация из классических вестернов, «Апокалипсиса сегодня», «Большого побега» 1963 года, Кубрика и ещё целой россыпи фильмов о войне​ и не только

Сам по себе конфликт интересует режиссёра и сценаристов не как повод убить побольше героев в кадре, а как своего рода испытательный полигон для человечности. В третьей «Планете обезьян» есть место и перебежчикам, и предателям, и даже самому настоящему концлагерю, и каждый из этих элементов работает на общую картину. Фильм недвусмысленно говорит о том, что именно отсутствие человечности, как бы это парадоксально ни звучало, окончательно губит человечество, оставляя Землю более гуманным приматам.

Именно за свою человечность со своими же пороками весь фильм борется и главный герой. Кому-то может показаться, что Цезарь стал настоящим человеком ещё в первом фильме, когда громогласно крикнул «Нет!», но на самом деле завершение этого процесса происходит под самый занавес трилогии — в финальном столкновении с героем Вуди Харрельсона.

Что ещё важнее, «Война» идеально работает не только на макроуровне, но и в деталях. Это редкий высокобюджетный фильм, в котором почти у каждого основного персонажа есть своя собственная осмысленная сюжетная арка — будь то маленькая немая девочка, пленный солдат из вступления или огромная горилла, вставшая на сторону людей. Каждый из них получит свой, как пишут американские кинокритики, «emotional pay-off» (дословно — «эмоциональная окупаемость»).

Несмотря на то, что Ривз снимает фильм про обезьян, он на протяжении всего хронометража изящно избегает пошлости. Поскольку повествование ведётся от лица Цезаря, самые страшные вещи «Войны» происходят за кадром, а зритель вместе с главным героем сразу видят душераздирающий результат.

Поверх сильной человеческой драмы, показанной через ключевой конфликт, сценаристы умудряются добавить в фильм и социальный комментарий. Например, герой Вуди Харрельсона в своей агонии тратит последние силы на то, чтобы построить гигантскую никому не нужную стену — причём, эта история была придумана авторами ещё до того, как Дональд Трамп объявил о своём желании принять участие в президентской гонке.

Ещё интереснее то, как полковник мотивирует свою ненависть к обезьянам. Он внезапно признаёт, что они сильнее, умнее, лучше и быстрее людей, а значит в случае мирного договора рано или поздно захватят в мире и власть, и рабочие места, как будто повторяя то, что теперь Трамп говорит про китайцев и других иммигрантов.

Так что если отсутствие гуманности губит человечество чисто кармически, то истинной причиной заката расы является гордыня — нежелание слезать с вершины пищевой цепи​

Но все идеи, заложенные в фильм, не сработали бы, если бы не безупречное воплощение. В «Войне» Мэтт Ривз впервые показывает себя как первостатейный голливудский режиссёр. Множество сцен фильма работают исключительно из-за того, как они поставлены — будь то первая встреча с полковником, сцена с допросом предателя или эпизод, где маленькая девочка чудесным образом пользуется тем, что дети для взрослых невидимы.

И Ривз бы не справился со своей работой, если бы не титанический труд студии Weta. Поскольку обезьяны даже в третьей части достаточно плохо говорят, очень многие моменты в фильме строятся на взглядах. У Weta были тысячи различных способов провалить эту затею, но они ловко обошли их всех. Обезьяны в фильме выглядят лучше, чем любые другие CGI-персонажи — магия спецэффектов в этот раз настолько сильна, что некоторые зрители даже могут подумать, что их вообще нет.

​Третья «Планета обезьян» — техническое достижение, сопоставимое с «Аватаром» и «Матрицей», но привыкшие к голливудскому качеству зрители могут этого и не заметить

Отдельное спасибо надо сказать и композитору Майклу Джаккино, который слабо показал себя в «Возвращении домой», но тут же искупил свою вину в «Планете обезьян», написав одну из лучших своих работ.

Недавно сценаристы трилогии, супруги Аманда Сильвер и Рик Джаффа, признались, что во время работы над сюжетом воспринимали Цезаря как собственного сына и даже устраивали ему дни рождения и дарили подарки на Рождество. И это семейное тепло ощущается во всех трёх фильмах.

Авторы достаточно долго пытались продать свой питч студии, но в конце концов создали одну из лучших трилогий в истории кино — цельную и оставляющую после себя чувство удовлетворения и законченности. А если уж говорить о приквел-трилогиях, то тем более. Зная, к какой точке в финале должны прийти человечество и Цезарь, сценаристы избегали тупости и пошлой прямолинейности, рассказывая глубокие и личные истории, по крупицам выстраивающие характер главного героя.

И сильнее всего любовь сценаристов к Цезарю чувствуется в самых последних кадрах «Войны». Воистину библейским эпизодом они доказывают, что любой исход для главного героя можно показать как положительный. Ведь истинное счастье для Цезаря — это целиком посвящать себя другим. То же самое можно сказать и про саму трилогию фильмов.

#планетаобезьян #обзоры

{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "editor", "tags": ["\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b","\u043f\u043b\u0430\u043d\u0435\u0442\u0430\u043e\u0431\u0435\u0437\u044c\u044f\u043d"], "comments": 38, "likes": 57, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 8330, "is_wide": false }
{ "id": 8330, "author_id": 3351, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/8330\/get","add":"\/comments\/8330\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/8330"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

38 комментариев 38 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Alexey Tyurenkov

9

Люди не хотят смотреть на фильмы с обезьянами, потому что еженедельно выходят картины с прокаченными их чрезмерно разумными версиями. Не похоже, что боятся, просто воспринимаешь войну человека с обезьянами скорее как люди против трансформеров, т.е. почти как творения Майкла Бэя, а не драму о войне приматов с приматами.

Ответить

Иван Ефимов

8

Меня больше всего радует, что все три фильма хоть и являются частью большей вселенной и по сути дорогущие голливудские блокбастеры, тут не чувствуется руки студии и продюсеров. Фильмы не пытаются быть основой для большей вселенной, каждую из частей можно смотреть как хороший отдельный фильм (хоть вместе и получается отличная трилогия, даже не смотря на смену режиссера после второго фильма), во втором и третьем фильмах почти нет фансервиса (в первом хоть и есть немного, но все равно не так пошло как в новых Звездных Войнах, например) и никто не играет на ностальгии. При всем этом фильмы являются образцовым примером ремейка/приквела, когда берется только основная тема без дословного копирования оригинала, причем тут еще и и роли поменяли сделав главными героями обезьян. Видеть такое в 2017 году, дорого стоит.

Ответить

TANGO ECHO MIKE ALPH

5

Тут у меня такая же проблема, что и с аватаром, наверное, будет. Конечно, причина в том, что мне не хватает эмпатии, фантазии и воспитания, но, если речь идет о войне целого вида с другим видом, я не понимаю, как можно болеть против людей, какими бы мерзавцами их не показывали.
Весь аватар я болел за того вояку со шрамом, и тут буду, наверное, за Харельсона. Если речь идет о выживании моего вида, как можно сомневаться вообще? Ну надо вырезать каких-то макак, синих котов, роботов, рептилоидов, мамонтов, неандертальцев, значит, вырежем, тут выбора то нет никакого.

Ответить

Георгий Лешкашели

TANGO
3

Не было никогда никакой угрозы человечеству, и не было никогда никакой войны между видами. Не было угрозы человечеству и войны между видами в Аватаре, потому что на'ви не хотели войны и на Пандоре были другие месторождения супертоплива, но Кворитч и его начальство пожадничали. Не было угрозы человечеству и войны между видами в Планете Обезьян, потому что Цезарь и его мартышки плевать хотели на людей, не хотели никого истреблять и с самого начала просили оставить их в покое, но долбоебы в исполнении Олдмана и Харрельсона выдумали себе угрозу на пустом месте и начали сражаться с собственным манямиром.

Ни в одной из этих франшиз человечество не стояло перед истреблением. Ни в одной из этих франшиз не стояло выбора между людьми и нелюдьми - в Аватаре были жлобы, хотевшие денег, а в Планете Обезьян были диктаторы, которые искали себе врага для того, чтобы стращать народ. В обоих случаях крики "ЧЕЛАВЕЧЕСВА ОПАСНОСТЕ" были ложью злодеев, которая опровергалась самими фильмами - и на которую вы всё равно повелись как ребенок на конфету.

Ответить

TANGO ECHO MIKE ALPH

Георгий
0

Насчет планеты не скажу, еще не смотрел, но в аватаре в самом начале синопсис рассказывается главным героем: человечество в жопе, на земле все в нищете, энергетический кризис и минерал страсть как нужен. Более того, злобная корпорация за каким-то хером весь фильм пытается договориться с на ви, продвигает проект с аватарами для этого, вместо того, чтобы сразу взять и разнести всех к едрени матери

Ответить

Vladimir Plotnikov

Георгий
0

А ты не думал о том, что Цезарь не бессмертный? А кто будет после него? А потом? А через 100 лет. И на правах "вершины пищевой цепи" этот кто-то может решить, что не стоит делиться пространством/ресурсами с людишками.

Желание удалить такие "если" — вполне нормальное желание.

Ответить

glimpse unthinkable

Vladimir
0

Не знаю, мелочно это как-то, да и глуповато против эволюции сражаться.

Ответить

Vladimir Plotnikov

glimpse
0

Это комфортно говорить с вершины пищевой цепочки. А вот когда "едят" тебя, этот смысл вдруг резко находится.

Ответить

glimpse unthinkable

Vladimir
0

Ну это не меняет того факта что это мелочно, торможение прогресса в прямом виде.

Ответить

faradeiG

glimpse
–1

"Против эволюции сражаться" - это оксюморон. Межвидовая борьба - это естественный отбор, что и есть эволюция.

Ответить

glimpse unthinkable

faradeiG
0

Конкурентная борьба и пуляние друг в друга из пекалей это несколько разные вещи.

Ответить

Vladimir Plotnikov

TANGO
0

Все так. Когда выбор "или мы или они" стоит в масштабах человечества, все методы хороши, а выбора "за кого болеть" не должно быть в принципе. Независимо от условий.

Ответить

Георгий Лешкашели

Vladimir
0

Никогда не стояло такого выбора, лол, ни в фильмах, ни в реале. Комплекс жертвы такой комплекс жертвы, конечно.

Ответить

Георгий Лешкашели

Vladimir
0

Этсамое, извините за "комплекс жертвы". Я был в паршивом настроении и погорячился.

Ответить

easyak

TANGO
–1

Хороший вопрос поставили. Тема для нормальной рецензии

Ответить

Михаил Игнатков

0

Те, кто уже видел фильм, подскажите:
Хочу сходить в кино, но первые две части не видел. Сильно ли это ударит по ощущениям или можно забить и идти не зная предыстории?

Ответить

Игорь Башловский

Михаил
3

Желательно посмотреть первые части, чтобы понять какой Цезарь и вообще путь его становления, иначе не будет такой сильной привязанности к нему и из-за этого можешь многое упустить.

Ответить

A'sP_LOGIC

Михаил
2

Не критично , но тем не менее намного лучше посмотреть , чем нет , чтобы сильнее прочувствовать Цезаря как персонажа , все же в большей степени (я бы даже сказал в основном) все 3 фильма посвящены его пути , развитию и преодолению как внешнего , так и внутреннего конфликтов . Совсем другое - прочитать всю историю на той же вики , смысла не вижу .

Ответить

Иван

Михаил
2

Лучше посмотреть . Становление Цезаря с первой части начинается, как ни странно )

Ответить

42

Михаил
0

Ходил с девушкой. Перед просмотром она прочитала в вики про оба фильма с моими комментариями. По ощущениям норм, к тому же в начале фильма есть титры, кратко описывающие предыдущие два фильма.

Ответить

easyak

42
0

жесть)

Ответить

Томаш Силкин

Михаил
0

В самом начале в двух словах опишут,что произошло ранее,на счёт этого можно не волноваться

Ответить

Артур Семикин

0

Эм что? Можно цитату где Трамп говорит, что мексиканцы сильнее и умнее ?

Ответить

Артур Семикин

Артур
4

Зачем навязывать политоту там где её нет.

Ответить

Заур Скаев

Артур
2

Речь же про рабочие места шла.

Ответить

Евгений Решетняк

1

Имхо, те,кто считает что эта трилогия отличная, давно не пересматривали оригинальные фильмы...

Ответить

Шайтан Шайтан

1

Спасибо за рецензию. Эту часть еще не смотрел но обязательно схожу, прошлые два фильма были очень достойными, блин как сейчас помню смотрел вторую часть а сзади 2 дауна смеялись с того что обезьяна плохо говорила......надеюсь таких обезьян в кинотеатре не будет вновь.

Ответить

Данил Иванов

0

Фильм понравился. Но пару моментов смутили:
1. Как правильно заметил Вадим, неуместные смешки были в зале от недостатка фантазии/эмпатии/воспитанности. Так еще и добавили эту макаку-петросяна. Что это было? Зачем этот неуместный "смешной" персонаж? Его спокойно можно вычеркнуть и ничего не изменится.
2. Очень слаба раскрыта мотивация людей, которые были с полковником. Почему они были так преданы ему? Ну да, отупляющий вирус, но все равно есть ощущение притянутости.
3. Сам отуплящий вирус. Ввели зачем-то персонажа-девочку. Может я не пойму, но зачем она вообще нужна? Чтобы в конце заразить полковника? Показать, что люди и приматы могут дружить? Так во второй части это показано.
Буду рад услышать адекватные мнения

Ответить

true_razdva

Данил
2

девочка была нужна, чтоб перекинуть мостик в фильм 70-х, где все люди такие как эта девочка. собственно, подругу гг там тоже будут звать Нова, если я ничего не запамятовал.

Ответить

Данил Иванов

true_razdva
0

Интересно. Спасибо

Ответить

Kirill Beerlove

0

Кто-нибудь, объясните Вадиму, что писать рецензии не равно пересказывать сюжет. Благо я уже глянул фильм 8 из 10 и все такое, но ребят, есть один момент, который портить все впечатление. Помогите понять?

*СПОЙЛЕРЫ НЕ ЧИТАЙ*
-
-
-
-
-
-
-
-

Во первых, Вот в солдафона кинули какахой, да обидно, но зачем надо было лезть ОДНОМУ в клетку, где просто МОРЕ ВЗРОСЛЫХ СИЛЬНЫХ ОБЕЗЬЯН? Он идиот? По мне так вообще не логичный, но развязывающий руки сценаристам по вопросу как замутить побег, поступок. Напишите, как вы поняли этот момент?!

И во вторых, даже ПЛОХИЕ ГЛУПЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ додумались ставить часовых в свои лагеря, а у людей ведь только один чувак отупел, тогда где блять ЧАСОВЫЕ то ночью, охраняющие лагерь?

Спасибо.

Ответить

–2

Несмотря на то, что Ривз снимает фильм про обезьян, он на протяжении всего хронометража изящно избегает пошлости.

вот бы еще и рецензенты ее избегали

Ответить

easyak

–3

"Потому что даже если снять «Крёстного отца» про обезьян, люди всё равно не смогут воспринять его адекватно. " я херею с таких людей, вот ведь п...

Для меня Планета обезьян (как сериал из 70-х, так и мультсериал и фильм 2000-х (но в меньшей степени)) - это трагедия потери всего - цивилизации, планеты - всего - при том, что люди узнают о потерянном только в ходе развития сюжета.
Вот это драма.
В Обливионе похожая тема (и у меня от одного только упоминания названия этого фильма мурашки по коже).
А тут наснимали три части ... скучной по типу Ходячих мертвецов.
Типа вот эти людишки просрали цивилизацию.
Вот эти обезьяны (считай зомби) нихера ничего не сделали, чтобы это произошло - и те и те пытаются выжить. Во второй части даже ггерой был похож на персонаж Линкольна из Ходячих. В третьей - тоже есть такой типок последнего сезона (ну вы поняли).

А то что у них там личные драмы - нахер мне это надо. Планета обезьян - не про личные драмы.

Первая часть запомнилась тем, что большая часть фильма происходит в лаборатории. Потом вроде мост, лес немного. Вторая - скучнейшим и предсказуемым сюжетом. Третья - ...

Ответить

Елизар Михеев

0

ненавижу бибизьян, наверно просто не хочу с вершины пищевой цепочки слезать ))

Ответить

glimpse unthinkable

Елизар
0

А тебе видимо давненько пора.

Ответить

Елизар Михеев

glimpse
0

иди в зловещей долине у бибизяны отсоси ))

Ответить

Serj Nilov

0

Это точно финал? Есть смысл смотреть если не прикасался к трилогии, или будет ещё?

Ответить

Иван

–1

Кажется вторая лучше (

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]