Царство небесное: обзор третьей «Планеты обезьян»

13 июля в российский прокат вышел фильм «Планета обезьян: Война». Главный редактор DTF рассказывает, как фильму удаётся преодолеть «обезьянье проклятье» и завершить одну из лучших трилогий в истории кино.

Царство небесное: обзор третьей «Планеты обезьян»

В одной из ранних версий сценария «Назад в будущее» питомцем Дока Брауна был шимпанзе по имени Шемп. Но до съёмок эта концепция не добралась: продюсер Сид Шейнберг потребовал убрать примата из сюжета и заменить его на собаку, объяснив это тем, что фильмы с шимпанзе почти всегда проваливаются в прокате. Так на свет появился пёс по имени Эйнштейн.

Эта маленькая история объясняет, почему новая трилогия о восстании обезьян так и не стала настоящим глобальным феноменом. Вроде бы и фильмы блестящие, и критики в восторге, и со сборами всё в порядке, но проникновение в массовую культуру у них всё равно минимальное.

Потому что даже если снять «Крёстного отца» про обезьян, люди всё равно не смогут воспринять его адекватно. Тут во всей красе раскрывается эффект «Зловещей долины»: зрителям не всегда приятно смотреть на существ, которые похожи на людей, но при этом другие.

На сеансе любой части «Обезьян» вы обязательно услышите неуместные смешки. Кому-то не хватает эмпатии, кому-то фантазии, кому-то — воспитания

​

В этом контексте достижения режиссёра Мэтта Ривза, Энди Сёркиса и команды Weta Digitial выглядят особенно мощно. Потому что «Война» — не только лучший фильм трилогии, но и один из самых восхитительных авторских блокбастеров последних лет, где оцифрованным приматам сопереживаешь до горьких слёз — так, как редко получается волноваться о более традиционных персонажах.

Хоть финальная часть и опирается на первые два фильма, многого для просмотра помнить не нужно. «Восстание» объяснило нам, почему предводитель приматов по имени Цезарь милосерден по отношению к людям, да и вообще имеет задатки лидера, а «Революция» ввела Кобу — злодея, который проверяет принципы Цезаря на прочность.

Царство небесное: обзор третьей «Планеты обезьян»

Последняя «Планета» начинается с масштабной битвы, которая, как и рекламные материалы фильма, вводят в заблуждение. Сражение заканчивается так же быстро, как и началось, а повествование резко замедляется. Ривз превращает свой лучший фильм в тягучее роуд-муви, где Цезарь вместе с несколькими товарищами отправляется убивать одиозного предводителя людей в исполнении Вуди Харрельсона.

Последующие часы — удивительная комбинация из классических вестернов, «Апокалипсиса сегодня», «Большого побега» 1963 года, Кубрика и ещё целой россыпи фильмов о войне​ и не только

Сам по себе конфликт интересует режиссёра и сценаристов не как повод убить побольше героев в кадре, а как своего рода испытательный полигон для человечности. В третьей «Планете обезьян» есть место и перебежчикам, и предателям, и даже самому настоящему концлагерю, и каждый из этих элементов работает на общую картину. Фильм недвусмысленно говорит о том, что именно отсутствие человечности, как бы это парадоксально ни звучало, окончательно губит человечество, оставляя Землю более гуманным приматам.

Именно за свою человечность со своими же пороками весь фильм борется и главный герой. Кому-то может показаться, что Цезарь стал настоящим человеком ещё в первом фильме, когда громогласно крикнул «Нет!», но на самом деле завершение этого процесса происходит под самый занавес трилогии — в финальном столкновении с героем Вуди Харрельсона.

Царство небесное: обзор третьей «Планеты обезьян»

Что ещё важнее, «Война» идеально работает не только на макроуровне, но и в деталях. Это редкий высокобюджетный фильм, в котором почти у каждого основного персонажа есть своя собственная осмысленная сюжетная арка — будь то маленькая немая девочка, пленный солдат из вступления или огромная горилла, вставшая на сторону людей. Каждый из них получит свой, как пишут американские кинокритики, «emotional pay-off» (дословно — «эмоциональная окупаемость»).

Несмотря на то, что Ривз снимает фильм про обезьян, он на протяжении всего хронометража изящно избегает пошлости. Поскольку повествование ведётся от лица Цезаря, самые страшные вещи «Войны» происходят за кадром, а зритель вместе с главным героем сразу видят душераздирающий результат.

Царство небесное: обзор третьей «Планеты обезьян»

Поверх сильной человеческой драмы, показанной через ключевой конфликт, сценаристы умудряются добавить в фильм и социальный комментарий. Например, герой Вуди Харрельсона в своей агонии тратит последние силы на то, чтобы построить гигантскую никому не нужную стену — причём, эта история была придумана авторами ещё до того, как Дональд Трамп объявил о своём желании принять участие в президентской гонке.

Ещё интереснее то, как полковник мотивирует свою ненависть к обезьянам. Он внезапно признаёт, что они сильнее, умнее, лучше и быстрее людей, а значит в случае мирного договора рано или поздно захватят в мире и власть, и рабочие места, как будто повторяя то, что теперь Трамп говорит про китайцев и других иммигрантов.

Так что если отсутствие гуманности губит человечество чисто кармически, то истинной причиной заката расы является гордыня — нежелание слезать с вершины пищевой цепи​

Царство небесное: обзор третьей «Планеты обезьян»

Но все идеи, заложенные в фильм, не сработали бы, если бы не безупречное воплощение. В «Войне» Мэтт Ривз впервые показывает себя как первостатейный голливудский режиссёр. Множество сцен фильма работают исключительно из-за того, как они поставлены — будь то первая встреча с полковником, сцена с допросом предателя или эпизод, где маленькая девочка чудесным образом пользуется тем, что дети для взрослых невидимы.

И Ривз бы не справился со своей работой, если бы не титанический труд студии Weta. Поскольку обезьяны даже в третьей части достаточно плохо говорят, очень многие моменты в фильме строятся на взглядах. У Weta были тысячи различных способов провалить эту затею, но они ловко обошли их всех. Обезьяны в фильме выглядят лучше, чем любые другие CGI-персонажи — магия спецэффектов в этот раз настолько сильна, что некоторые зрители даже могут подумать, что их вообще нет.

​Третья «Планета обезьян» — техническое достижение, сопоставимое с «Аватаром» и «Матрицей», но привыкшие к голливудскому качеству зрители могут этого и не заметить

Отдельное спасибо надо сказать и композитору Майклу Джаккино, который слабо показал себя в «Возвращении домой», но тут же искупил свою вину в «Планете обезьян», написав одну из лучших своих работ.

Царство небесное: обзор третьей «Планеты обезьян»

Недавно сценаристы трилогии, супруги Аманда Сильвер и Рик Джаффа, признались, что во время работы над сюжетом воспринимали Цезаря как собственного сына и даже устраивали ему дни рождения и дарили подарки на Рождество. И это семейное тепло ощущается во всех трёх фильмах.

Авторы достаточно долго пытались продать свой питч студии, но в конце концов создали одну из лучших трилогий в истории кино — цельную и оставляющую после себя чувство удовлетворения и законченности. А если уж говорить о приквел-трилогиях, то тем более. Зная, к какой точке в финале должны прийти человечество и Цезарь, сценаристы избегали тупости и пошлой прямолинейности, рассказывая глубокие и личные истории, по крупицам выстраивающие характер главного героя.

И сильнее всего любовь сценаристов к Цезарю чувствуется в самых последних кадрах «Войны». Воистину библейским эпизодом они доказывают, что любой исход для главного героя можно показать как положительный. Ведь истинное счастье для Цезаря — это целиком посвящать себя другим. То же самое можно сказать и про саму трилогию фильмов.

8K8K открытий
38 комментариев

Люди не хотят смотреть на фильмы с обезьянами, потому что еженедельно выходят картины с прокаченными их чрезмерно разумными версиями. Не похоже, что боятся, просто воспринимаешь войну человека с обезьянами скорее как люди против трансформеров, т.е. почти как творения Майкла Бэя, а не драму о войне приматов с приматами.

Ответить

Меня больше всего радует, что все три фильма хоть и являются частью большей вселенной и по сути дорогущие голливудские блокбастеры, тут не чувствуется руки студии и продюсеров. Фильмы не пытаются быть основой для большей вселенной, каждую из частей можно смотреть как хороший отдельный фильм (хоть вместе и получается отличная трилогия, даже не смотря на смену режиссера после второго фильма), во втором и третьем фильмах почти нет фансервиса (в первом хоть и есть немного, но все равно не так пошло как в новых Звездных Войнах, например) и никто не играет на ностальгии. При всем этом фильмы являются образцовым примером ремейка/приквела, когда берется только основная тема без дословного копирования оригинала, причем тут еще и и роли поменяли сделав главными героями обезьян. Видеть такое в 2017 году, дорого стоит.

Ответить

Тут у меня такая же проблема, что и с аватаром, наверное, будет. Конечно, причина в том, что мне не хватает эмпатии, фантазии и воспитания, но, если речь идет о войне целого вида с другим видом, я не понимаю, как можно болеть против людей, какими бы мерзавцами их не показывали.
Весь аватар я болел за того вояку со шрамом, и тут буду, наверное, за Харельсона. Если речь идет о выживании моего вида, как можно сомневаться вообще? Ну надо вырезать каких-то макак, синих котов, роботов, рептилоидов, мамонтов, неандертальцев, значит, вырежем, тут выбора то нет никакого.

Ответить

Не было никогда никакой угрозы человечеству, и не было никогда никакой войны между видами. Не было угрозы человечеству и войны между видами в Аватаре, потому что на'ви не хотели войны и на Пандоре были другие месторождения супертоплива, но Кворитч и его начальство пожадничали. Не было угрозы человечеству и войны между видами в Планете Обезьян, потому что Цезарь и его мартышки плевать хотели на людей, не хотели никого истреблять и с самого начала просили оставить их в покое, но долбоебы в исполнении Олдмана и Харрельсона выдумали себе угрозу на пустом месте и начали сражаться с собственным манямиром.

Ни в одной из этих франшиз человечество не стояло перед истреблением. Ни в одной из этих франшиз не стояло выбора между людьми и нелюдьми - в Аватаре были жлобы, хотевшие денег, а в Планете Обезьян были диктаторы, которые искали себе врага для того, чтобы стращать народ. В обоих случаях крики "ЧЕЛАВЕЧЕСВА ОПАСНОСТЕ" были ложью злодеев, которая опровергалась самими фильмами - и на которую вы всё равно повелись как ребенок на конфету.

Ответить

Все так. Когда выбор "или мы или они" стоит в масштабах человечества, все методы хороши, а выбора "за кого болеть" не должно быть в принципе. Независимо от условий.

Ответить

Хороший вопрос поставили. Тема для нормальной рецензии

Ответить

Те, кто уже видел фильм, подскажите:
Хочу сходить в кино, но первые две части не видел. Сильно ли это ударит по ощущениям или можно забить и идти не зная предыстории?

Ответить