Дискуссия: почему мы играем в хорроры

Слово любителям острых ощущений.

Хорроры, как игры так и кино, всегда связаны со стрессом. Казалось бы, волнения нам хватает и в повседневной жизни. Почему тогда некоторые стремятся пощекотать нервы ещё и в свободное время?

Мы уже выяснили, почему некоторые люди стараются избегать хорроров. Пора дать высказаться второй стороне.

​В отличие от кино, в играх хорроры не выступают этаким зеркалом социальных проблем. Это более личные истории, призванные вызвать именно животный страх, который в реальной жизни испытываешь не так уж и часто. Этим они и ценны. Привлекает, однако, другое.

Перед тем, как садиться за очередной хоррор, я долго настраиваюсь: избавляюсь от внешних раздражителей, готовлю себя к тому, что вот сейчас надо будет бояться. Должны остаться только я и игра. Для меня в этом процессе есть что-то ритуальное и от него я получаю львиную долю удовольствия, как курильщик, которому важно не только наличие дыма в лёгких, но и сам процесс.

В итоге, почти к каждой игре я подхожу уже внутренне готовым, из-за чего даже самый очевидный скример рождает именно ту эмоцию, которую я желаю получить от игры — страх. Через какое-то время эффект проходит. Тогда нужно отложить геймпад и заняться другими делами. Если игра оказалась действительно хорошей, я к ней обязательно вернусь. Проблема лишь в том, что к большинству современных хорроров, вроде Outlast или Layers of Fear, возвращаться не хочется.

Андрей Верещагин, редактор раздела Gamedev

​«Пьюдибейт»-хорроры я не люблю. Прекрасно понимаю, что в том же Five Nights at Freddy's прекрасный лор, например, но скримеры — это зло, если ими пользоваться вот так вот. Хороший хоррор должен быть устроен по принципу «пилы» (испуг, нагнетание, спокойствие, рассказ, испуг), где скримеры работают на благо, а рассказ — во главе угла. Хоррор должен нести в себе что-то ещё: историю, концепцию, миф. Так что я не совсем понимаю людей, которые принципиально не хотят играть в Silent Hill 2 — ребята, вы пропускаете одну из лучших драматических историй на свете.

То же могу сказать, например, про Hellblade: она очень страшная и без всяких скримеров, но ведь это хорошо. Страх — чувство ничуть не менее приятное, чем радость. Страх проходит, и после этого ты очищаешься, чувствуешь себя живым. Но при этом произведение должно давать тебе что-то новое, повествовать, затронуть что-то внутри. И как-то так вышло, что именно мрачные и страшные игры умеют это лучше всего.

Кроме того, благодаря специфике жанра ты становишься более восприимчив и впитываешь всё много сильнее, чем обычно. Поэтому так важно соблюдать принцип «пилы».

Олег Чимде, замглавреда

​На вопрос, почему люди любят хорроры, уже давно ответила наука — потому что эффект от нервного напряжения во время игры или фильма и последующего расслабления сравним по количеству выработанных эндорфинов со смехом. Иными словами, если у вас нет каких-то предубеждений или особых медицинских обстоятельств, пугаться очень и очень весело.

Собственно, поэтому я обожаю Dead Space, Alien Isolation, Resident Evil 7 и Outlast — после напряженной экшен-сцены, где надо убегать или биться за жизнь, ты испытываешь сильное эмоциональное удовлетворение, на которое способны далеко не все игры. Хоррор — это сильный инструмент, который стоит употреблять небольшими порциями. Поэтому тот же Outlast я в своё время проходил короткими сессиями по полчаса — дальше оно уже не действует так, как нужно.

Я бы даже сказал, что хорроры годятся и не для каждого дня недели. Для таких игр нужно определённое настроение и желание устроить себе испытание. Конечно, проще запустить вечером после работы какой-нибудь Assassin’s Creed, чей основной кайф как раз в монотонности и предсказуемости — после тяжёлого дня ты обычно не хочешь сюрпризов.

Наверное, поэтому этот жанр никогда не выйдет в мейнстрим. Он требует определённой, кхм, эмоциональной гигиены.

Вадим Елистратов, главный редактор

​Категорически не переношу хорроры со скримерами. Особенно этим страдают инди-хорроры, которые выходят в Steam по несколько штук в месяц. Пощекотать нервы — самое то, но проходить заново мне уже не хочется. Я знаю, когда вылезет монстр, мне уже не так интересно. Я больше всего люблю хорроры, где страх оправдан. Будь это кошмарный побег из отеля в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth или пугающий синтетический голос SHODAN и её гибридов из System Shock 2. Каждый раз я получаю новые эмоции, когда заново прохожу эти замечательные игры.

Атмосфера и сеттинг порой сильно влияют на восприятие даже тех игр, которые просто нельзя причислить к хоррорам. Я до сих пор с содроганием прохожу Рейвенхолм из Half-Life 2 или заброшенную психиатрическую клинику из Thief: Deadly Shadows. Например, я не могу назвать Alien: Isolation очень страшной игрой. Страх к ксеноморфу пропадает спустя пару часов, но в Alien: Isolation страх закручен не на глупых скримерах, а на чувстве неотвратимой гибели и постоянном напряжении. На игрока постоянно что-то давит. Даже в безопасных локациях трудно расслабиться. А если взять последние главы в игре, то их обязательно нужно проходить залпом, попутно получив весомую долю адреналина.

Я считаю, что если в хоррорах игрок пугается не выскакивающих монстров и привидений, а находится в состоянии постоянного саспенса и дискомфорта, то игра уже как минимум удалась. Хорроры должны играть на чувствах, а не быть одноразовым аттракционом на вечер.

Семён Костин, автор лонгридов

Редакция DTF высказалась — теперь ваша очередь. Любите ли вы хорроры? Готовы ли жертвовать свободным временем, а возможно и сном, чтобы получить заряд адреналина и пощекотать нервы? Делитесь мнением в комментариях.

2525
24 комментария

Почти не гляжу хорроры в кино, но из игр это любимейший жанр. Всё потому, что хорроры всегда существовали на грани дозволенного, причём априори. По этой же причине этот жанр взрослел заметно раньше остальных, включая даже адвенчуры. Моральные дилеммы Silent Hill 2, липкий ужас первой части, всякие suggestive-вещи других японских ужастиков... Да и та же The Last of Us в существенной степени хоррор, нежели что-то ещё.

Разрабочикам проще сразу задрать порог допустимого, а в хорроре можно даже детей убивать. Иногда крупным планом. Потому мои самые любимые игры (и огромное количество знаковых проектов в индустрии) либо хорроры, либо содержат в себе его существенные элементы. Из недавнего - Hellblade. Тоже по-факту фильм психологических ужасов, который куда лучше всех игр разом затрагивает очень деликатную тему.

Особняком стоит Until Dawn, которая, по мне, вообще недооценена. Это то, чего так и не достигли Кейдж с теллтейлом: игра-хамелеон, жанр которой будет ровно таким, каким будет твоё прохождение. И пока мой товарищ играл в туповатый молодёжный слешер со скримерами, у меня с женой выжили все и вышла великолепная деконструкция жанра в духе "Хижины в Лесу".

7
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Сколько пафоса то.

В хоррорах есть что-то от тех времен, когда наши далекие предки сидели у костра и всматривались в темноту.

Тут можно еще и сказать, что в хорроры играем от сытой и безопасной жизни, в поисках древних архетипических ощущений, хах

3
Ответить

Категория "исторически сложилось".
Литература ужасов, на протяжении всего своего существования, пугала именно нагнетанием. Сам факт того, что отсутствие какого-либо визуала, кроме элемента собственного воображения читателя (а теперь уже игрока и зрителя), имело такой же эффект, как скримеры - пугающе, и это восхищает. Пугал нарратив, сюжет, история. В один ряд с литературой ужасов, на сцену вышли игры и кино, что стало дополнением уже существовавшего "биома".
Что же до скримеров?
В литературе их не было, и всё равно ты испытывал страх.
Так и сейчас, как мне кажется, отсутствие скримеров идёт лишь на пользу. Взамен всегда лучше заходит музыкальное сопровождение, или даже тишина. (хотя и то, и другое может быть спойлер-триггером апаснасть-момента).

1
Ответить

С детства люблю хорроры, всегда их и смотрел и играл. И есть в этом побочный эффект, я перестал бояться. Последний раз было страшно в 13 лет, когда проходил The Suffering. Ну и лет 5 назад, когда впервые проходил Cry of Fear. Люблю серии SH и RE, Outlast, Амнезию вторую, но вот хоть убей, играть просто интересно, но не страшно.

1
Ответить

О, те кто не зассал. Они крутые.

1
Ответить

А вот щас обидно было!

Ответить