Bluehole против Epic Games: юридический разбор конфликта

Расстановка всех точек над i в споре, который идёт уже неделю.

В закладки

Недавно в игровой индустрии разгорелся скандал: после новостей о том, что в Fortnite появится режим «Королевская битва», студия Bluehole — создатель Playerunknown’s Battlegrounds — заподозрила Epic Games в плагиате. Впоследствии представители Bluehole объяснили, что дело в конфликте интересов: Battlegrounds работает на Unreal Engine 4 от Epic Games, которая за счёт контроля над движком потенциально сможет мешать конкуренту.

Кроме того, режим Fortnite в плане механик очень напоминает Battlegrounds, а Epic Games активно использует название PUBG в продвижении своей игры. Пока Bluehole ждёт ответа от Epic, юрист Мона Ибрагим (Mona Ibrahim) из Interactive Entertainment Law Group разобралась в законодательной подоплёке вопроса. Мы выбрали из материала главное.

Bluehole вряд ли пойдёт в суд

Как бы Fortnite: «Королевская битва» ни была похожа на Battlegrounds, студия Bluehole вряд ли решится на иск. Её и Epic Games связывают длительные отношения и лицензия на Unreal Engine 4 — судиться с лицензиаром в таких условиях было бы опрометчиво, даже если спор связан не с движком.

Если лицензионный договор будет расторгнут, Bluehole придётся отозвать все релизы в которых используется UE4 — так гласит соглашение с конечным пользователем движка (EULA). Однако технически Epic может в одностороннем порядке отозвать лицензию только в случае нарушения соглашения, а Bluehole пока не давала поводов для этого.

Также стоит учитывать то, что у Epic много денег и есть мощный рычаг влияния в виде лицензии и движка. Bluehole сильно рискует даже намекая на судебное разбирательство в своём пресс-релизе, который опубликовали многие профильные издания.

Как в этом случае работает авторское право

Есть вполне чёткие критерии того, является ли игра полным клоном, и можно ли считать это нарушением авторских прав. Например, жанры и игровые механики законом не защищаются — они считаются слишком общими вещами и подпадают под действие патентов, а не авторского права.

Авторское право существует для защиты конкретной работы и прав её создателя. При этом оно не запрещает остальным делать нечто своё, основываясь на тех же идеях или концепциях, если они не заимствуют защищённые авторским правом элементы.

​Законодательство должно поддерживать баланс между интересами автора и желаниями других людей.

Мона Ибрагим
юрист в Interactive Entertainment Law Group

Также авторское право не распространяется на изобретения, «железо», технологии, алгоритмы (за исключением самого кода), методы работы, игровые правила и механики — это всё сфера патентного права. Получается, что видеоигра как сложное технологическое произведение состоит из множества элементов, которые закон защищает по-разному.

Система выстроена именно так, чтобы не допустить появления монополий. При ином законодательстве id Software вполне могла бы стать эксклюзивным владельцем прав на жанр шутера от первого лица, и никто больше не смог бы делать такие игры без её разрешения.

Fortnite: «Королевская битва» — клон или нет?

Чтобы чью-либо работу признали нарушением авторских прав, нужны две вещи. Во-первых, у её создателей должен быть доступ к оригиналу. Если они в принципе не могли ничего заимствовать, с точки зрения закона их игра будет абсолютно оригинальным продуктом.

Во-вторых, в ней должно содержаться значительное количество элементов оригинала, защищённых авторским правом. То есть если Bluehole пойдёт в суд, её представителям придётся доказать, что некие элементы Battlegrouds защищены авторским правом, и что Epic использовали эти элементы в «Королевской битве».

Epic Games работает в индустрии очень давно. За нарушение закона их можно будет привлечь, только если они взяли конкретные защищённые авторским правом элементы Battlegrounds (арты, звук, код) и использовали их в Fortnite. Чего они, скорее всего, не делали.​

Мона Ибрагим
юрист в Interactive Entertainment Law Group

Угрозы Bluehole, скорее всего, ничем не подкреплены. И Epic это прекрасно известно, потому что юристы компании тщательно проверяют все свои игры на предмет нарушения авторского права — так делают вообще все студии и издательства в индустрии. Если бы режим Battle Royale выглядел сомнительно в юридическом плане, его бы никто не выпустил.

Что ещё может сделать Bluehole

Теоретически, корейская студия может подать на Epic в суд за неправомерное использование товарных марок и названий, либо за недобросовестную конкуренцию. Правда, согласно EULA Unreal Engine 4, у Epic есть весьма широкие права на использование торговых марок Bluehole. Например, название и логотип Battlegrounds могут появляться в рекламных материалах UE4 вроде «На этом движке построен PUBG». И это в том случае, если компании связывает только EULA, что маловероятно.

Кроме того, неправомерным использование товарных марок считается только если в результате потребитель не может отличить один продукт от другого. А в маркетинговых материалах Epic фигурирует слово «вдохновлялись» — противозаконным этот случай был бы, только если бы Epic выдавала «Королевскую битву» за проект, напрямую связанный с Battlegrounds или Bluehole.

В самом начале ролика креативный директор Epic упоминает PUBG

Что будет дальше

Скорее всего, после публичных обвинений вопрос быстро решится во время тихих переговоров за закрытыми дверями. Возможно, для достижения компромисса Epic придётся изменить пару элементов «Королевской битвы», которые совсем очевидно копируют Battlegrounds.

​Bluehole сейчас испытывает на себе, как работает авторское право на свободном рынке, если ты выпустил чрезвычайно успешный продукт. Возникает конкуренция, другие компании начинают бороться за свою релевантность во внезапно появившемся жанре. Для потребителей это хорошо, но Bluehole беспокоится за свой первый хит, что тоже можно понять.

Мона Ибрагим
юрист в Interactive Entertainment Law Group

#разбор #fortnite #battlegrounds

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
Статьи по теме
Авторы PUBG: «Мы не утверждаем, что владеем правами на целый жанр»
В Fortnite появится режим «королевской битвы» на 100 игроков
{ "author_name": "Артём Слободчиков", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440","fortnite","battlegrounds"], "comments": 65, "likes": 39, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "fortnite", "id": 10794, "is_wide": false }
{ "id": 10794, "author_id": 6486, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/10794\/get","add":"\/comments\/10794\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/10794"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64965 }

65 комментариев 65 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
14

Киньте кто-нибудь этим корейцам ссылку на судебное разбирательство между silicon knights и эпиками. "Силиконовые рыцари" в 2006 уверяли, что эпики жмотились с технологиями для ue3 и рыцарям пришлось самим дописывать огромные куски кода для их too human.
В итоге суд постановил уничтожить все копии too human и выплатить штраф в пользу эпиков, а рыцари обонкротились и закрылись.

Ответить
0

Вот да - тоже хотел напомнить о печальной судьбе недооцененной и забытой Too Human.

Ответить
10

О боже. Снова cрачи по поводу плагиата. Вы вспомните starcraft и warhammer. Обвините любое фентази мол оно копирка Арды (властелина колец). Короче просто автора PUBG жаба душит. Как так можно играть в похожию игру и не покапать PUBG? Эхх жадность.

Ответить
0

А ведь они делали клон h1z1 не расчитывая выйти в топ, просто чутка урвать. И ничего, Daybreak по судам и интернету с жалобами не побежала.

Ответить
–1

Может потому что в разработке и PUBG и KOTK участвовал один и тот же человек?

Ответить
5

Так это еще большая причина для Daybreak чтобы негативно к нему относиться.

Ответить
1

так блюхол и купили у них все нужные права перед началом разработки (по-дешевке, очевидно), поэтому теперь те никаких претензий к блюхол предъявить не могут, это где-то в другой статье здесь же упоминалось

Ответить
0

Никто ничего не покупал у них. Daybreak использует купленную у Грина лицензию на BattleRoyale, точно так же как Bluehole лицензию на UE4 купленную у Epic Games.

Ответить
–17

Божественная аналитика. И ни слова про то, что PUBG это копия h1z1. Пригорело у Bluehole не от копирования же, а только о того, что Epic Games очевидно могут сделать на своем движке бесплатную оптимизированную версию и запустить ее на консоли по щелчку пальцев, что они и сделали, в то время как у этих корейских Bluehole быстро сделать версию для консолей не получится т.к. игра их дико тормозит.

Ответить
32

"И ни слова про то, что PUBG это копия h1z1"

h1z1 в свою очередь копия мода к Арме. Автор мода - автор PUBG.

Ответить
5

ArmA в свою очередь копия Operation Flashpoint.

Ответить
5

Было бы странно, если бы студия, которая делала оригинальную Operation Flashpoint не имела бы права сделать похожую игру.

Ответить
5

Да я ж не против, просто замкнул цепь )

Ответить
0

Он и в Daybreak успел поработать над h1z1, а когда корейцы увидели возможность заработать чутка денег (в грандиозный успех они не верили совсем) переманили его по быстрому слепить копию. Но она взлетела. А модов и игр на тему королевской битвы еще вагон и тележка.

Ответить
3

Речь о юридической подоплёке и вопросе "Может ли Bluehole подать в суд на Epic?". О появлении на консолях и бесплатности мы писали в других наших материалах про конфликт.

Ответить
–1

Подать то может, но подать в суд на контору, движок которой основа твоей успешной игры это как себе палку в колесо велосипеда сунуть.

Ответить
2

насчет виновности ничего не знаю.
Но по твоей логике, если кто-то предоставляет тебе продукт, то он способен творить все что угодно? Только потому что дает тебе что-то?

Ответить
5

Купил ты у лесопилки доски и сделал из них стол. Лесопилка тоже, внезапно, решила сделать стол из своих досок. И ты такой "кококо! чего они стол делают? если я у них доски покупаю, то значит только я могу столы делать!"

Ответить
0

Более того, эти чудо доски нужно постоянно "допиливать" и только эта лесопилка может это сделать.

Ответить
–5

По моей логике, изначально, если ты сам сделал клон другой игры, то осуждать других как то стремно. Единственное, что они могли бы сделать неприятного для Epic, это так же быстро слепить новый PUBG2 на другом движке, благо опыт создания крупной игры за менее чем год у них есть.

Ответить
0

PUBG - крупная игра ? Ну хз. Пачка купленного арта, 1 карта и простой геймплей вряд ли можно назвать чем то крупным

Ответить
0

Как это навредит Epic не совсем понял.

Ответить
2

Забавно видеть вас в каждой новости про PUBG, бегающим и кричащим одно и то же про Daybreak с их KotK, я вроде один раз уже довольно ясно объяснил что это не так работает, и PUBG не может являться копией H1Z1.

Ответить
0

Так тут половина новостей на dtf про pubg, что поделать. И в каждой находятся индивиды, которые считают, что если и Daybreak и Bluehole консультировал один и тот же человек, то эти две одинаковые игры внезапно не клоны.

Ответить
0

Назвать игру клоном, даже в той новости где дано юридическое определение термина "клон" в игровой индустрии. Вы промахнулись даже тут. Вы слишком много акцентируете внимание на корейцах из Bluehole, хотя не должно бы. Были и более финансово состоятельные студии которые хотели пригреть Грина еще до выхода KotK в 2015 году.

Ответить
0

В новости не отрицается что Fortnite еще один клон, только рассматривается можно ли с юридической точки зрения подкопаться т.к. механики, жанр, они сами по себе не принадлежат никому. Я же сужу только с точки зрения игрока, h1z1:kotk клон мода к Arma, pubg клон kotk с целью урвать в крайне короткий срок у успешной игры часть аудитории (так случилось что успех выше ожиданий был), fortnite клон pubg с точно такой же целью урвать аудиторию за еще более короткий срок, но последние хотя бы привнесли что то новое в жанр да и качеством повыше.

Ответить
0

«Пригорело» в суд не положишь.

Ответить
0

В суд "положишь" другие судебные истории Epic Games, с еще их старыми движками и старыми лицензионными соглашениями, уверен что в новых соглашениях полно хитрых моментов в пользу создателей.

Ответить
0

хитрые моменты в пользу создателей из лицензионного соглашения, добровольно подписанного обеими сторонами, тоже в суд не положишь

Ответить
1

Тут важно увидеть, как быстро подменились понятия: за полтора новостных повода разговор в медийном поле перешел от "Они украли нашу игру!111" до "Они в будущем возможно смогди бы, если бы захотели, что-нибудь такое сделать, мы не знаем, что, но вдруг..."

Ответить
–20

Я бы на месте Epic Games отозвал лицензию на использование движка, чтобы они в следующий раз не жопой, а головой думали на чем стоит начинать конфликт. Вполне можно было обойтись просьбами впредь не ссылаться на PUBG и не разводить истерику, к которой пришли

Ответить
29

Кроме роялти это будет очень нехороший прецедент. Люди сто раз подумают, прежде чем связаться с компанией которая может обидеться и отозвать лицензию

Ответить
15

И просрать миллионные роялти с продаж самой популярной игры в Стиме? Гениально

Ответить
–2

Epic Games не обеднеет от возврата их роялти, зато избавится от неадекватного клиента

Ответить
1

не-е-е, тут как раз бабки крутят миром

Ответить
0

И что будет, когда Эпики избавятся от неадекватного клиента? Верно - бабки текут рекой и Bluehole им ничего не могут сделать и в новостном поле выставляют себя только дурачками.

Ответить
4

тебе в статье объяснили, что на данный момент епик не имеет никаких прав отзывать лицензию. лицензионное соглашение - это не руку пожать под честное слова, очевидно, что там прописаны условия расторжения

Ответить
0

Зачем? Эпики владеют истоком реки, а Bluehole где то внизу построили свою водяную мельницу из палок, скотча и платят дань за использование воды. Ну да, они могут подать в суд, но на деле, пока они полностью зависимы от движка, они сами себе этим навредят только.

Ответить
0

Epic can technically only terminate if the licensee/developer breaches the EULA.

Ответить
4

Bluehole сейчас испытывает на себе, как работает авторское право на свободном рынке, если ты выпустил чрезвычайно успешный продукт. Возникает конкуренция, другие компании начинают бороться за свою релевантность во внезапно появившемся жанре. Для потребителей это хорошо, но Bluehole беспокоится за свой первый хит, что тоже можно понять.

Мона Ибрагим, юрист в Interactive Entertainment Law Group

Ничего не добавить.

Ответить
3

Кстати, уже 26.09! Как там free fortnight BG, вышел?

Ответить
0

Да, уже первое место взял. Автоматы - имба. Возможность строить - круто (эдакий Tower Defence)

Ответить
0

У меня рекорд - 5 :( рандом сплошной.
Строить ловушки очень весело, домики как-то не очень.
Цвет оружия что-то значит - зелёное, синее?

Ответить
1

Чутка статы сильнее в порядке : оранжевый, фиолетовый, синий, зелёный, серый.

Ответить
0

А как строить ловушки? На Q только стены/полы предлагает.

Ответить
0

Самая правая иконка в строительном ряду. Стены строятся из любых материалов, а ловушку надо найти.

Ответить
0

Судя по новостям таки вышел.

Ответить
3
Ответить
0

TL;DR: Bluehole ничего не сможет сделать Epic, так как их претензии и опасения звучат максимально глупо с точки зрения права и здравомыслия.

Ответить
0

fortnite battle royale будет доступна на ps4 26 сентября, но где же она? где ее скачать?

Ответить
1

В новостях на западе пишут, что уже качают.

Ответить
2

Спасибо, еду на запад.

Ответить
0

спасибо, качаю

Ответить
0

Камон, ребята... Epic Games не будет отзывать лицензию, вся эта суматоха — пиар-кампания нового режима Fortnite.

Ответить
0

Bluehole обеспокоена не по поводу конкуренции как таковой, её не избежать, а тем, что очень рано стали копировать механики игры и геймплей, мешая создавать у игроков ассоциативную привычку и прочную связь с PUBG. Образно говоря, если каждый издатель шутера в патчах или новой, например COD WWII, прямо сейчас начнет прикручивать режим PUBG, то неизбежно аудитория PUBG от Bluehole не успевшая "подсесть" на него рассеется так называемым средним слоем по всем, кто прикручивает данный режим. И люди открывшие, например, для себя режим PUBG в Battlefield, не будут воспринимать всерьез PUBG от Bluehole, а это потеря аудитории и убытки. Теперь все дружно поблагодарим Bluehole за прекрасно разработанный геймплей и новацию в геймдеве и начнем клепать в разных вариациях свой PUBG. Всем спасибо и за работу!

Ответить
0

Причем тут bluehole? Основы игры придуманы ещё в моде для Arma, детали проработаны в , h1z1, в PUBG уже совсем мелочи поменяли.

Ответить
0

Не плохие "мелочи" они поменяли для игры, которая ещё не вышла в релиз и успела обзавестись копией от Epic.

Ответить
0

Id software обеспокоена не по поводу конкуренции как таковой, её не избежать, а тем, что очень рано стали копировать механики игры и геймплей, мешая создавать у игроков ассоциативную привычку и прочную связь с Quake. Образно говоря, если каждый издатель шутера в патчах или новой, например Duke Nukem, прямо сейчас начнет прикручивать режим CTF, то неизбежно аудитория Quake от Id software не успевшая "подсесть" на него рассеется так называемым средним слоем по всем, кто прикручивает данный режим. И люди открывшие, например, для себя режим CTF в UT, не будут воспринимать всерьез Quake от Id software, а это потеря аудитории и убытки. Теперь все дружно поблагодарим Id software за прекрасно разработанный геймплей и новацию в геймдеве и начнем клепать в разных вариациях свой CTF. Всем спасибо и за работу!

Ответить
0

Ахах! Да, вот так и сделали Epic свою королевскую битву.

Ответить
0

А как тогда риот судилась китайскими подделками лола?

Ответить
0

Там копировали арты и персонажей.

Ответить
0

Единственный вывод, что более богатый издатель своровал идеи, но у них сильнее юридический отдел.

Ответить
0

Срочно надо игрулю (PUBG) портануть на CryEngine, и судиться до конца с наглыми барыгами!

Ответить
0

Если они подадут в суд на эпиков то Bluehole могут распрощаться с движком UE4 в PUBG и во всех других будущих играх изи

Ответить
0

Очередной бесполезное разбирательство годящееся только для инфоповода, куда катится эта индустрия...

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
10 самых лучших блюд
(согласно инстаграму Хидео Кодзимы)
Подписаться на push-уведомления