{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Gamedev
Анастасия Дюжикова

Каким был первый game jam 20 лет назад и где можно поджемить в этом году

Когда я составляла подборку игр про алгоритмы, наткнулась на игру «Baba Is You», которую Арви Тейкари придумал во время «Nordic Game Jam» (Baba Is You — Jam Build). Мне стало любопытно, полезла разбираться с «нордическим игровым вареньем».

Я выяснила, что этом году исполняется 20 лет первому game jam-у в истории компьютерных игр, под ниже его история, а еще истории 5-ти самых старых и массовых джемов, которые проводят джем-сессии в этом году.

Да, «Nordic Game Jam» один из них.

Еще я веду канал в Telegram: GameDEVils, буду делиться там клевыми материалами (про геймдизайн, разработку и историю игр).

Справка:

Game Jam = Jam Session + Game

«Jam Session» называют встречу музыкантов, когда они собираются вместе импровизируют на заданную тему, любой может взять инструмент и выступить.

Game Jam — это общее название для мероприятий по разработке игр, когда разработчики создают рабочие прототипы игр на основе своих идей, чаще на заданную тему.

Indie Game Jam

Самому первому game jam-у «0th Indie Game Jam» в марте этого года исполняется 20 лет. Его организовали Крис Хекер и Шон Барретт.

Родилось всё с вопроса ради фана: сколько простых спрайтов чувачков можно одновременно вывести на экран?

Даже самые мощные игры того времени, вроде Shogun Total War, выводили около 1 000 видимых чуваков, что, как показалось разработчикам, маловато будет. А вот 100 000 спрайтов вполне возможны на машине < 1 ГГц с GF2.

Короче, ребята написали свой движок для игр, позвали 14 знакомых гейм-разработчиков и с 15 по 18 марта 2002 года создали 12 игр. Разрабатывали они это безобразие на 16 компьютерах Pentium 4 с частотой 1,8 ГГц с 256 МБ оперативной памяти DDR и картами GeForce4 Ti 4600.

Имена гейм-разработчиков, которые участвовали в «0th Indie Game Jam»:

  • Doug Church
  • Chris Hecker
  • Brian Sharp
  • Chris Carollo
  • Jonathan Blow
  • Ken Demarest
  • Zack Booth Simpson
  • Marc LeBlanc
  • Sean Barrett
  • Robin Walker
  • Brian Jacobson
  • Art Min
  • Charles Bloom
  • Thatcher Ulrich
  • Austin Grossman
  • Justin Hall

«Indie Game Jam» собирались еще 4 года подряд, потом встречи прекратились, но все же, эти ребята стали первопроходцами.

Вот так выглядел «сарай», в котором собирались разработчики:

А это тот же «сарай» изнутри:

Вот еще домашние и атмосферные фоточки с «0th Indie Game Jam» [1], [2], [3], [4], вроде таких:

В апреле 2002 года, Ludum Dare запустили первый виртуальный game jam. Идея мероприятия выросла из одноименного интернет-форума Ludum Dare, но в отличии от Indie Game Jam, ограничения по разработке игры были не технические, а тематические. Форумчане предлагали тему, голосовали за понравившиеся темы, а потом определяли победителей джема.

Есть два вида соревнований Ludum Dare: «Compo» и «Jam».

В Ludum Dare Competition (Compo) участвовать можно только в одиночку, весь игровой контент должен быть создан во время джема, игры должны быть основаны на теме, длительность — 48 часов.

[Википедия]:

После окончания конкурса участникам дается три недели, чтобы сыграть и оценить другие представленные игры для определения победителей:

  • Инновационность — уникальность идеи.
  • Фан — насколько в игру интересно играть.
  • Тема — соответствие теме Ludum Dare.
  • Графика — визуальный стиль и эффекты.
  • Аудио — озвучка и звуки в игре.
  • Юмор — смешные диалоги, звуки, персонажи и т. д.
  • Настроение — история, сюжет, эмоции, получаемые во время игры.
  • Общая — общее впечатление от игры.

В Ludum Dare Jam могут участвовать команды, могут использоваться сторонние либо ранее созданные заготовки, игра не обязана соответствовать заданной теме, длительность — 72 часа.

Одна из фишек соревнований Ludum Dare в том, что участники вкладывают видео со своих джемов или стримят рабочий процесс на Twitch.

  • MiniLD
  • October Challenge
  • Warmup Weekend

Это живое соревнование, на сайте уже висит баннер с датами ближайшего «Ludum Dare 50»: 1-4 апреля 2022 года. Физических или денежных призов нет, каждый участник просто сохраняет полное право собственности на свою игру.

Все предыдущие мероприятия носят неофициальный характер. Первый официальный джем организовали датское отделение «Международной ассоциации разработчиков игр» IGDA (The International Game Developers Association) вместе с IT-Университетом Копенгагена (IT University of Copenhagen).

Первый «Nordic Game Jam» прошел с 27 по 29 января 2006 г. Этот джем до сих пор сохраняет образовательную тематику, к для участников нет ограничений по скиллам, организуют много форкшопов, гайдов, выступлений экспертов и семинаров.

Участникам дают тему или ряд ограничений в начале мероприятия и затем у них есть 48 часов, чтобы сделать игру.

С 2015 года все игры с «Nordic Game Jam» выкладывают на itch.io:

В 2021 из-за ограничений «Nordic Game Jam» провели онлайн, хотя обычно это офлайн-мероприятие. Его проводят в Копенгагене (Дания). Билеты на 13-15 мая 2022 года в ранней продаже уже доступны, стоят 450 датских крон (что-то около 5 000 рублей), так что в этом году нордическому джему, скорей всего, быть.

Global Game Jam (GGJ) изначально был проектом той же «Международной ассоциации разработчиков игр». IGDA руководили проектом с 2009 по 2012 год. По сути, GGJ вырос из «Nordic Game Jam», последний отделился, и стало два больших джема: Nordic и Global. А в 2013 году организаторы создали отдельное НКО — Global Game Jam, Inc.

Отцы-основатели (Susan Gold, Ian Schreiber, Gorm Lai и Foaad Khosmood) вдохновились всем предыдущим опытом game jam-ов и провели первый GGJ с 30 января по 1 февраля 2009 года.

Первый GGJ проходил в 53 точках по всему миру. За время джема 1 650 участников создали 370 игр. GGJ занесен в Книгу рекордов Гиннеса в 2012 году, как самый большой game jam в мире: 10 000+ участников из 47 стран. Каждый год количество участников растёт. В России впервые Global Game Jam был провели в Краснодаре в 2013 году.

В последние годы организаторы GGJ готовят для участников приветственное видео и в самом конце раскрывают тему джема. Вот список всех тем, со ссылками на видео, где они есть.

2009: «As long as we have each other, we will never run out of problems»

2010: «Deception»

2011: «Extinction»

2012: «Ouroboros»

2015: «What do we do now?»

2016: «Ritual»

2017: «Waves»

2018: «Transmission»

2020: «Repair»

2021: «Lost and Found»

2022: «Duality»

Тема GGJ 2012 года, сиvлвол Уроборос:

В отличие от Ludum Dare, правилами GGJ обычно не допускается участие из дома — все джемеры должны быть зарегистрированы на одном из локальных мест проведения джема. Но в 2021 году джем проводили только онлайн из-за пандемии.

GGJ 2022 пройдет 20 — 30 января 2022 года. Судя по данным сайта, города-организаторы Челябинск, Калининград, Краснодар и Якутск.

js13kGames (JS13K) — конкурсный gamr jam по создание браузерных игр не больше 13 килобайт при сжатии с помощью ZIP. Этот джем длиннее, чем все предыдущие и длится целый месяц: с 13 августа по 13 сентября ежегодно.

Участникам не надо нигде регистрироваться, без разницы, разрабатывает игру команда или соло-разработчик, организаторы просто предлагают отправить готовую игру через форму на сайте. Вот тут подробнее написано про правила участия.

Участникам не разрешается использовать внешние сервисы или библиотеки, и все активы также должны соответствовать ограничениям по размеру. Участники пишут игры на JavaScript и HTML5. Тема конкурса каждый год меняется, и участники могут интерпретировать ее по своему усмотрению.

Этот джем мой любимчик, потому что во все игры можно поиграть в браузере. Не надо ничего скачивать и копошиться с установкой.

Список тем по годам и название игр-победителей, с ссылками на игры:

2021 — Space: «Space Garden» (автор: Ryan Malm)

2020 — 404: «Ninja vs EVILCORP» (автор: Rémi Vansteelandt)

2019 — Back: «xx142-b2.exe» (автор: Ben & Salvatore)

2018 — Offline: «UNDERRUN» (автор: Phoboslab)

2017 — Lost: «Greeble» (автор Ryan Malm)

2016 — Glitch: «Evil Glitch» (автор: Agar3s)

2015 — Reversed: «Behind Asteroids — The Dark Side» (автор: Greweb)

2014 — Earth, Water, Air and Fire: «Pest Control: Weasels» (автор: Siorki)

2013 — Bad Luck: «Radius Raid» (автор: Jack Rugile)

2012 — Number 13: «SpacePi» (автор: Jack Rugile)

Конкурсы интерактивной фантастики

Это не совсем классический game jam, т.к. в этом конкурсе участвуют текстовые игры, что-то вроде дедушки джемов.

Конкурс интерактивной фантастики проводят каждую осень с 1995 года. Он предназначен для коротких игр, поскольку судьям разрешается провести за игрой только 2 часа, прежде чем решить, сколько очков присудить. Игры должны быть разработаны специально для этого конкурса.

Любой может судить игры, и любой может пожертвовать приз. Обычно пожертвований хватает, чтобы каждый участник получил один приз. Поскольку любой может судить и участвовать в конкурсе, авторы обязаны сделать свои работы бесплатными для игры.

В конкурсе есть награда «Мисс Конгениальность» для 3-х участников, набравших наивысший балл. А для работ, которые вызвали самые большие разногласия в оценках есть премия «Золотой Банан Раздора».

Младший брат «Interactive Fiction Competition», для игр, которые занимают больше 2-х часов, проводят с 2002 года. Весенний фестиваль, поменьше и менее формальный.

Оба конкурса проводятся на английском языке.

Где еще поджемить

Ежегодный геймджем спонсируемый GitHub. Обычно проводят в ноябре, но непонятно, что будет с 2022 годом. В 2018 году джем закончился и уже в декабре того же годаподвели результаты и написали про победителей. Что по 2021 году — непонятно, почему-то висит объявление об оценке игр до ноября 2022. Буду ждать апдейты.

Jam на основе игрового движка Unreal Engine, который поддерживают Epic Games. В 2021 году джем проводили в конце августа. Вот стрница джема на itch.io. Но пока тоже нет информации про 2022 год.

GMTK Game Jam — это ежегодный марафон по созданию игр, в котором отдельные лица и команды пытаются создать игру, соответствующую тематике, за классические 48 часов. Прошлый джем был в июне 2021 года, про 2022 год объявят позже на сайте.

Вот обзор лучших игр GMTK Game Jam 2021:

Почти каждый день на itch.io идет какой-то джем:

1 700+ человек участвует в Finally Finish Something 2022. Это джем для тех, кто никак не может закончить свою игру. Идет весь январь.

500+ участников до 23 января создают свой вариант тамагочи в Virtual Pet Jam.

Еще 500+ участников ждут 15 января, когда начнется 2-недельный обучающий My First Game Jam: Winter 2022.

На сайте куча мини-джемов от 1 до 100 участников, можно присоединится к любому джему, или создать свой и поджемить с друзьями, для этого нужна обычная учетная запись на itch.io.

Мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils.

Недавние полезняшки:

Бесплатные ресурсы для начинающих инди-разработчиков

За полгода я накопила список ресурсов с бесплатными ассетами, персонажами, музыкой, фонами. Эти ресурсы помогают мне экономить по 10-20 часов на создании учебных игровых проектов. Надеюсь, кому-то этот список сэкономит время и позволит создавать атмосферные прототипы быстро.

15 игр, которые прокачивают логику, алгоритмы, ассемблер и силу земли
Ещё 20+ игр, которые прокачивают логику, алгоритмы и радуют умный мозг

По следам комментариев на Habr.

Статья подготовлена при поддержке Timeweb Cloud.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Ozvard

GGJ уже на носу, если что. Ищите есть ли рядом с вами локация.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Дюжикова
Автор

GGJ вчера ночью тему объявили.

Только фишка в том, что дешевле в Турцию слетать на GGJ, чем во Челябинск :)

Ответить
Развернуть ветку
Ozvard

Ну я во львовскую локацию иду. В этом году ребята хостят.

Ответить
Развернуть ветку
Petrov Adam

Мммм, кайф. В рашке 5-ть мест проведения, в Аргентине - 20.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Дюжикова
Автор

Я о том же :/

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Ryzhov

это интересно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Дюжикова
Автор

На здоровье :)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Дюжикова
Автор

На здоровье :)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 8 комментариев
null