Как художнику стартовать в геймдеве, если ему за 30

“Начинать никогда не поздно!” - говорили они. “Следуй за мечтой!” - говорили они. И вот вы покупаете графический планшет и онлайн-курс по рисованию. Но что это? Преподаватель курса младше лет на десять, при этом его работы какого-то заоблачного уровня. Вы гуглите интервью с профи и выясняете, что большинство из них начали рисовать ещё в пелёнках. Друг-скептик нудит, что для карьеры в искусстве и спорте нужен талант, и его нужно развивать с детства. Если же вы выучились на маркетолога - то и работайте маркетологом, а картинки рисуйте в свободное время.

​Новичков из клуба "заЗ0" индустрия отнюдь не ждёт с распростёртыми объятиями?
​Новичков из клуба "заЗ0" индустрия отнюдь не ждёт с распростёртыми объятиями?

Что же делать? Неужели друг прав?

В Concept Art Empire считают, что нет. Возраст - не помеха обучению и трудоустройству, но поздний старт может быть отягощён рядом нюансов. Рассказываем, с чем придётся столкнуться тем, кто решил переучиться на CG-художника.

Почему те, кто начал в детстве, успешны?

Не благодаря сверхъестественному дару — просто за их плечами годы практики. И да, вам придётся нагонять это время, рисуя и тренируясь так много, как сможете. Очень много. И тут возраст играет с вами одновременно добрую и дурную шутку.

С одной стороны, вы уже не ребёнок. У вас зрелый мозг, тренированная воля, понятная цель. Вы в состоянии оплатить курсы, систематизировать занятия, не застревая и не размениваясь на бесцельные почеркушки.

С другой стороны… вы уже не ребёнок. Мало кто из людей за 30 может себе позволить по нескольку часов в день посвящать рисованию. Работа, быт, малые дети, пожилые родственники - всё это требует времени. Вам понадобится серьёзно пересмотреть расписание и кое-что из него вычеркнуть. Хорошо, если это будет всего лишь вечерний сериал или катка в WoT. Тяжелее, когда приходится привлекать бабушек и нянь или переходить на полставки. Хорошая новость: это может продлиться не так долго, как кажется на первый взгляд.

​Чтоб впустить в свою жизнь новое, приходится идти на жертвы
​Чтоб впустить в свою жизнь новое, приходится идти на жертвы

Концепт-художник Game Insight и преподаватель основного курса по окружению в Smirnov School Виктория Шамыкина начала плотно изучать CG рисунок в 29 лет, а в 32 года получила первое предложение о работе.

Труднее всего было в период, когда я нарабатывала умения и "карьерный капитал", грубо говоря, училась, продолжая при этом работать сисадмином. Неоспоримое преимущество этой работы в том, что если всё исправно, ты отдыхаешь. Это время я и использовала.

Виктория Шамыкина., Концепт-художник Game Insight, преподаватель Smirnov School

За шесть лет Виктории удалось добиться заметного прогресса в CG. До того у неё был только некоторый опыт аналогового рисования.

Лучше два года осознанной практики, чем десять лет бессистемных набросков

Если ваша цель - попасть в индустрию, а не просто творчески самовыражаться, к практике нужно подходить осознанно. Прогресс напрямую зависит от того, адекватно ли вы оцениваете свой уровень и насколько хорошо представляете себе цель. Все слышали про 10 000 часов практики, которые "делают" мастера, но правда в том, что эта цифра субъективна. Кому-то достаточно 4000 часов, кому-то не хватит и 25 000.

Важно не только количество затраченных часов, но и то, на что именно вы их тратите. Massiel Valenzuela-Castaneda из Concept Art Empire советует:

  • Определитесь с тем, в какой области хотите работать. Отрабатывайте именно это направление.
  • Не забывайте про фидбэк. Исследуйте каждую работу на предмет сильных и слабых мест. Отрабатывайте усиленно то, что не получается. Хорошо, если вашу работу может прокомментировать преподаватель. Если нет, старайтесь оценить себя беспристрастно.
  • Из всего многообразия обучающей информации в сети выбирайте то, что вам легче воспринять.
  • Рисуйте регулярно. Заведите себе график творческих рутин: час на формы и линии, час на анатомию, полчаса на перспективу, и так далее. Делайте упор на то, что получается хуже всего.

Стоит уточнить. Рисовать я начала давно, но нерегулярно. В 2008 году поступила на курсы выходного дня в колледже, изучала академический рисунок и живопись. Занятия шли полтора года, по 5-6 часов, довольно интенсивно. Потом рисовала просто для себя, когда было время.

Виктория Шамыкина, Концепт-художник Game Insight, преподаватель Smirnov School
Интенсивность и целенаправленность занятий важнее, чем количество затраченных часов​
Интенсивность и целенаправленность занятий важнее, чем количество затраченных часов​

Валентин Демченко работал охранником, барменом, стеклодувом, дизайнером полиграфии. И лишь в 32 года попал в геймдев, в украинскую компанию Plarium, где со временем дошёл до позиции старшего концепт-художника.

Мечта стать художником была со мной всегда. В свободное время я старался двигаться в этом направлении. Осознанный выбор профессии был вопросом времени.

Это было не быстро. Думаю, вдохновение дизайнерами тех лет и одержимость персональным творчеством многое мне дали. Фактически, мне понадобилось около трёх лет, чтобы добиться приемлемых результатов для работы в студии”

Валентин Демченко, Старший концепт-художник

Концепты Валентина Демченко

Трудоустройство: надуманные страхи и реальные проблемы

Итак, вы решились. Внесли положенные часы занятий в ежедневник, отогнали от компьютера домочадцев и кота. Вы готовы начать путь в индустрию, но сомнения не отпускают: а не впустую ли эти жертвы? Реально ли добиться успеха в моём возрасте? Как примут в студии коллегу на пятнадцать лет старше?

Иван Смирнов, основатель Smirnov School, не понаслышке знаком с проблемами трудоустройства.

Даже если вы научились рисовать в 40-45 лет, вам придётся конкурировать с молодыми художниками. В компании, где работают ребята от 20 до 35, кандидата за 40 рассматривать будут с оглядкой. У вас хорошие навыки, с вами хорошо общаться, у вас есть soft skills? Вас могут нанять. Но переход с одной профессии на другую – это психологически тяжело. Вы должны быть готовы к тому, что вами будут руководить люди младше вас, а доход поначалу будет гораздо меньше привычного.

Иван Смирнов, Концепт-художник, иллюстратор, арт-директор.

В первой игровой студии, куда мне удалось устроиться, я был старше всех в коллективе. Более того, среди руководства оказалось несколько моих бывших студентов, что создавало определённую неловкость. Было трудно наладить контакт, ещё труднее - привыкнуть к быстрому темпу работы и перестроиться с реалистичной академической манеры на мультяшный стиль. Поначалу казалось, что я деградирую, рисую хуже, чем мог бы. С возрастом появляются привычные паттерны, которые нелегко перебороть, но со временем у меня получилось.

Роман Колмаков, 43 года., Художник по персонажам G5 Entertainment, в прошлом преподаватель живописи в художественной академии.

Увлечение Романа цифровым рисунком начиналось с создания концептов к инди-игре по книгам Дж.Р.Р. Толкина. Перед вами — работы того периода, когда он получил первый оффер от игровой студии (Alawar).

Однако стоит помнить, что в наши дни идея линейного восхождения по карьерной лестнице отживает своё, и вы не одиноки в решении поменять род деятельности. В современном обществе взрослый человек может сменить направление карьеры до 12 раз за жизнь. Здесь важно трезво смотреть на вещи, не ожидать сразу многого, начать с основ и упорно, шаг за шагом, двигаться к цели. И ещё важно держать ум открытым, не терять гибкость мышления. Тогда и в общении с более молодыми коллегами не возникнет проблем.

Я была уверена: меня позвали преподавать раньше, чем я набрала толковый стаж. Если бы не поддержка коллег, я бы не потянула. Мне сказали: "Ты никогда не будешь готова, так что иди и начинай во всём разбираться". Это помогло справиться с первыми страхами. А они были ого-го! Первых занятий в классе я вообще не помню. Что говорила? Видимо, что-то толковое, ребятам нравилось.

В офисе уже ничего не боялась, быстро поняла, что тяну рабочие задачи и успокоилась. Из-за возраста проблем тоже не было. Как гик, я легко вписалась в окружение. В команде Game Insight на первом месте общность взглядов на работу и индустрию, но и кроме этого много общих тем. Так что не чувствую, что я стар, супер стар. К тому же в студии есть народ и постарше.

Виктория Шамыкина, Концепт-художник Game Insight, преподаватель Smirnov School

Сначала рисунок может быть хобби. Конечно, сразу вам не будут платить большие деньги, но так обстоят дела в любой сфере деятельности. Сконцентрируйтесь на улучшении мастерства, и работа сама вас найдёт.

Виктория Шамыкина, переучившаяся с системного администратора на художника по окружению, говорит, что теперь у неё лучшая работа в мире. До сих пор ни один род деятельности не выражал так полно её интересы, принося при этом достойные деньги. Да и сама возможность делиться своими внутренними мирами с огромным количеством людей и видеть, как они находят отклик в сердцах, дорогого стоит.

​Поздний старт в искусстве - дело нелёгкое, но упорство и целеустремлённый труд всегда вознаграждается
​Поздний старт в искусстве - дело нелёгкое, но упорство и целеустремлённый труд всегда вознаграждается

Shannon Fannin из Техаса полжизни проработала маркетологом, и только на пятом десятке поняла, что на самом деле ей больше всего нравится рисовать автомобили. Она обустроила в одной из комнат дома художественную студию и посвятила себя искусству. Сейчас картины Shannon неплохо продаются, а их создательница счастлива.

Как видим, сделать рисование профессией реально и не будучи вундеркиндом. Зрелая осознанность и жизненный опыт играют на вашей стороне. Допустим, вы никогда не засыпали в детстве с этюдником под подушкой, и у ваших ровесников, тех, кто начал раньше, намного выше скилл. Что с того? Если вы готовы пожертвовать богам искусства толику времени и труда, готовы учиться и ставить качество работы во главу угла - вам непременно найдётся место в индустрии.

Автор: Анна Лунёва.

Минутка саморекламы

Вас влекут кино, игры и анимация? Хотите создавать ярких персонажей в 2D или 3D? А может быть, вам нравится рисовать волшебные пейзажи? Ждем вас!

В Smirnov School готовят концепт художников, левел артистов и 3D моделеров для игр и анимации. Наши преподаватели — все практикующие специалисты, уже успели поработать над такими проектами, как Divinity, Darksiders, Pathfinder, Remnant и т.д. Наши выпускники работают в CD Project Red, Sperasoft, Ubisoft, Room8Studio и на других крутых проектах.

Работы студентов

Отзывы студентов можно прочитать тут. Мы их не редактируем!

Хотите тоже так уметь? Пишите нам прямо сейчас! Мы будем рады помочь и советом, и курсом. Не забудьте сказать, что пришли с DTF, и мы предоставим вам приятную скидку!

1717 показов
6.6K6.6K открытий
51 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да, но ты можешь пролистать этот пост за минуту 🌝

Ответить

То есть, если в статье автор обращается к экспертам из своего штата, от этого они перестают быть специалистами? Или история этой художницы - неправда только потому, что она работает в Смирновскул? 

Ответить

да тут весь пост - рекламану и что? хорошие школы не зазорно рекламировать. Тем более с конкретными вдохновляющими примерами.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ну я с трудом себе представляю, что слесарь-Васян, который никогда не рисовал ничего, кроме хуев на заборе вдруг раз и решил: а пойду-ка я концепт-артистом в геймдев, надоело на заводе.

Ответить