Gamedev
Andrew Chuprina
11 382

Ваша мобильная игра без метрик никому не нужна

Сейчас на ДТФ проходит хакатон с Azur Games. Ранее был хакатон от Mail.ru. Расскажу, о чём умалчивают издатели, предлагая отправлять CTR-ролики либо даже идеи игр им на рассмотрение на примере личного опыта.

В закладки
Слушать

Немного о нас

Привет! Меня зовут Андрей, я основатель инди-студии https://naukograd270.com . Делюсь изнанкой мобильной разработки.

Дайте мне денег на проект

Часть 1. Mail.Ru Game Ventures

Ища деньги на проект, я пообщался с экспертом из индустрии. Он мне ответил, что денег на идею без метрик (бизнес-ангельские инвестиции) в геймдеве не дают. Но после непродолжительного общения указал на кейс студии «Swag Masha» (как я понял из общения с ним, чуть ли не единственный в мобильном ру-геймдеве).

Краткое содержание кейса. Вот что о нём пишут сами участники:

«У двух из трех основателей SWAG MASHA не было опыта в игровой индустрии. Никто не стоял за их спинами. Они просто прислали нам письмо и зацепили меня своей страстью и виденьем. Не было ни компании, ни портфолио, только три парня, сырое демо и абсолютная вера в то, что они делают», — пишет Еремеев [продюсер Mail.Ru Game Ventures].

Об этом же сообщает Алексей Корнеев, управляющий директор студии SWAG MASHA: «На первой встрече с инвестиционным подразделением MY.GAMES у нас была только презентация по игре и команда из трех человек»

Не берусь судить, насколько соответствует действительности история о получении инвестиций за красивые глаза. Если она и имела место, то это дела давно минувших дней. Из личного опыта обращения за инвестициями.

Часть 2. Непрофильный бизнес-ангел

В одном из телеграм-чатов разработки игр познакомился с непрофильным инвестором. В ходе общения он быстро мне перекинул 50 000 руб. и договорились ещё о 100 000 руб. на создание прототипа.

В процессе созвона выяснилось, что человека интересует гарантированный кратный рост инвестиций (т.е. он не бизнес-ангел). Увы, но в геймдеве лёгких денег нет.

Включил его во все наши каналы общения, чтобы он окунулся во внутреннюю кухню и понял, с чем имеет дело. Чтобы развеял часть своих иллюзий. Иллюзии развеялись. Через некоторое время он сообщил о выходе из проекта и отказе от инвестирования дальнейших 100 000 руб. Со своей стороны я поблагодарил его за участие и вернул непотраченные 23 000 руб. по собственной инициативе (он не просил).

Остались хорошими знакомыми.

Часть 3. Менторский диалог

Недавно состоялось мероприятие менторский диалог, на котором можно было пообщаться на получасовых тет-а-тет онлайн встречах с топами студий разработки игр (не только мобильных).

Я попробовал связаться с двумя менторами, у которых в интересах в профиле было написано про инвестиции и одного мобильного издателя айдлов (мы делаем айдл).

В повестке встречи честно обозначил: ищу 250 000 руб на создание D1 прототипа.

Во время встречи узнал что без нужных метрик (минимум CPI, D1, D7) (CPI = cost per install - стоимость установки; D1 - day 1 retention rate - % пользователей, вернувшихся в игру на второй день после установки; D7 - day 7 retention rate - по аналогии с D1) в мобильную разработку вкладываются только friends, family and fools. Ментор даже искренне удивился и спросил, кто отважился вложить в нас 50к.

Хорошо, денег не дадут. Но как же CTR?

Из менторского же диалога узнал, что CTR (click through rate - % людей, перешедших по ссылке рекламного ролика; используется для прогнозирования CPI без игры в сторе) издателя айдлов интересует от 4%. На хакатоне Mail.Ru речь шла о 5% для гиперкэжа.

Поясню, что это значит. Если мне не изменяет память, Voodoo говорили, что CTR 6% даёт 50% гарантию CPI < 0.2$. Раз все так гонятся за high CTR, то, значит, издатели хотят использовать безрисковую стратегию low CPI. Когда делают гиперказуальный тайтл и отбивают CPI за счёт встроенной рекламы практически без IAP (in-application purchase - встроенные покупки). Затраты минимальны, риски по сравнению с high LTV (lifetime value - донаты пользователя за всю игру) играми — тоже, прибыль в случае ГК хита — огромная относительно затрат.

В противоположность этому есть стратегия high LTV. Когда за счёт высокого LTV в игре отбивается более высокий CPI. Но это никого не интересует. Зачем? Если можно не задумываясь над геймдизайном, монетизацией, метой и прочими мидкор-вещами просто получить от разработчика ролик с CTR > 5% и практически сразу (относительно high LTV игр) пустить игру в релиз. Отбивая на рекламе CPI за ~7 дней.

При рассмотрении ваших CTR роликов их будут сравнивать с хитами жанра. Рассчитывать, что первые игры будут удовлетворять топовым метрикам — завышенные ожидания. Всё равно что любительской футбольной команде выйти на чемпионат мира.

Ваши ролики даже в соц. сети на тестирование никто ставить не будет — сразу откажут.

Шутка-минутка

Отправив одному из издателей, проводивших хакатон, наш CTR ролик, мы получили ответ, что в ролике плохо абсолютно всё. Справедливости ради, да, ролик действительно очень уныл.

Но!

Мы в ответ получили по уровню прорисовки арта набор тайтлов с 10 — 70 млн. загрузок (не гиперкэж, где арт из ассетов). Было очень интересно читать подобные требования к инди-студии, сидящей на трёх дошираках.

Когда же я это отметил, мне сказали делать пазл. (Потому что пазлы — один из трендов в ГК) Тоже очень интересно с учётом того, что я сразу отметил, что мы делаем айдл.

Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён

Подобные ответы привели меня к мысли, что издателям в 2020 году чужие идеи и игры, не вписывающиеся в их рамки, не нужны. Их интересуют ГК с CPI < 0.2$. Точка. Просто открыто об этом не все говорят.

Все движухи с не ГК хакатонами на мой взгляд пустое сотрясение воздуха. Да и с ГК тоже сомнительно. В хакатоне от Mail.Ru ставился показатель CTR 5%. Зачем идти на хакатон, если с подобной метрикой можно пойти сразу в Voodoo?

Не может быть, чтобы не издавались не ГК игры

Они издаются. Но при наличии хороших метрик. Т.е. издатель берёт только то, в чём он уже уверен. В интервью для App2Top издатель Hero Craft говорит:

"Для многих команд, ищущих издателя, готовность и возможность покупать трафик — определяющий фактор. «Один из самых популярных вопросов у разработчиков: сколько мы готовы лить денег на проект, — улыбается Сергей. — Мы в ответ всегда спрашиваем: а какой у тебя ARPU и LTV?»"

Т.е. для издательства не ГК игр нужны ещё и ARPU (average revenue per user - средний доход на пользователя) и LTV.

Поэтому к издателю имеет смысл идти лишь подготовленным. С проведённой домашней работой (метриками CPI, D1, D7, ARPU, LTV). Работа издателя не создать за вас игру и не вытягивать вас финансово, а налить трафика на уже успешный тайтл.

А если у меня только идея?

Ну вы уже поняли, в насколько далёкое пешее путешествие идти в этом случае.

P.S.

Статья за 5 часов набрала под 5 000 просмотров. Пиариться, конечно, поздно. Основные просмотры прошли. Но вообще я буду рад новым участникам нашего телеграм-чата клуба любителей разработки айдлов. Там я пишу чаще.

{ "author_name": "Andrew Chuprina", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 296, "likes": 325, "favorites": 373, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 169412, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 12 Jul 2020 16:12:28 +0300", "is_special": false }
0
296 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

Кстати не совсем так (в части про менторский диалог). Есть студии, которые занимаются разработкой прототипов по заказу издателей, это чисто отдельное направление по разработке и в целом руку набить и репутацию себе можно как раз в таком формате, если интересен ГК-рынок. И в таком случае стоимость 250к за создание прототипа — это рыночная цена, если не ошибаюсь).

Плюс про интерес издателя — какие-то издатели как раз ищут команды для постоянного сотрудничества, даже если один тайтл был неуспешным, но при этом команда учится на своих ошибках, а также может сама идти дальше. Тут тоже все зависит от самого издателя и его целей.

Ответить
0

Не совсем. Платят ~2.5к $ за прототип присохранении 50/50 revenue share. Но предлагают не всем и не сразу. Надо быть на хорошем счету у издателя. Т.е. явно не новичком и проявить себя.

Ответить
2

Тут бывает по разному, цены за прототип разнятся от $1,5 до $9к. С учетом того, что некоторые на рынке демпенгуют, чтобы наработать портфолио — это нормальная практика. Особенно если учесть сроки разработки проекта в 30 +- дней. В других сферах похожий подход, особенно когда перед тобой стоит задача набить руку и научиться делать такие проекты на потоке.

По поводу 50/50, ну при таких затратах на разработку и костах на маркетинг на стороне издателя — это более чем норм условия с учетом потенциальной прибыли разработчику и срока жизни таких проектов)

Ответить
1

Я не говорил, что 50/50 при инвестировании прототипа - это не норм. Очень даже норм!

Ответить
1

Тогда задача для начала — просто набить руку, если что, это можно сделать как раз на хакатоне в том числе ;)

А если серьезно, так просто в любой сфере, сначала приходится наработать какой-то портфель. Если повезет, в ноль, иногда в минус. Если мы говорим про сферу high risk, high reward

Ответить
0

С середины 2017 года набиваю руку в геймдеве. Уже 1.8м рублей сжег. Зато получил экспертизу.

Ответить
1

я потратил 6 лет и 2 млн рублей на то, чтобы по итогу получить фидбек, который свелся к "русские в этой [книжной в моем случае] индустрии не нужны, хоть головой стучись - просто тут расизм и не интересно". Если бы издатели не жались на информацию, изначально бы строил всю концепцию маркетинга иначе, но они хранили ее как военную тайну.

кстати, когда я задавал вопросы по в том числе и по игровым представителям, господин Никита Гук был одним из тех немногих, кто меня ответом не удостоил. ну, не снизошел до меня, убогого)))

Ответить
3

1. Если ты делаешь проект без ниши (судя по описанию так и есть), а вокруг все не понимают идею — нужно быть готовым к тому, что по итогу он окажется нужным только автору. Или на какой итог тут стоит рассчитывать?

2. Не совсем понятно замечание про маркетинг, ты сейчас примерно говоришь «а почему в мире компании регистрируют патенты, вот если бы не регистрировали — ух я бы развернулся тут со своими идеями». Ну так устроен рынок)

3. Ты не допускаешь вероятности, что твоё сообщение затерялось или банально чисто по человечески мог забыть ответить и стоит пингануть просто ещё разок? Или расцениваешь людей, как роботов? Помимо этого, сейчас не представляю никакую студию, а вообще отдыхаю, поэтому последняя часть твоего сообщения с таким «легким» наездом — выглядит, странно)

Ответить
0

3. Ты знаешь, пингование еще раз очень часто возвращалось ко мне фразой "хули ты пишешь, пошел нахер" в разной степени грубости - так что я "еще раз" писать перестал.
...что касается всего остального, ответ я уже получил на прошлой неделе от профильных издателей по моему направлению. он был простой - "дело не в твоем проекте, а в том, что ты - русский. а в книгоиздании русские нигде не нужны - потому что вор Емец, потому что путин, потому что вы просто ебаные русские. переставай быть русским - тогда будем смотреть и разговаривать, а пока - сидите в своем гетто и не рыпайтесь".

Ответить
0

3. Ну то есть ты спрогнозировал ответ от других на мне и за это наехал?) Ну, не круто, что тут сказать.

По остальному от профильных издателей — если ты делал проект, заточенный под региональный рынок, это одно, если на мировой, ну, стоит поговорить еще с другими издателями профильными.

Ответить
0

я тебе больше скажу - мало того, что все мои художники не из рф, так еще и я сам - поляк. но раз я живу в мацквабаде - значит, я априори русский. баста.
...за 6 лет секса с издателями я обошел, наверное, всех издателей в мире. мнутся, неохотно отвечают (вижу, что не смотрели присланный материал). Причину мне объяснила шеф промоотдела одного из издательств, в лоб сказав - "за последние 10 лет ни одной книжки от современного автора из РФ продано не было, как мы не бились, ни у нас, ни у коллег. почему? потому что ебаные русские им не нужны." баста

Ответить
0

ну это странно, тогда вперед на Kickstarter и т.п. имхо, ну раз серьезно нацелен на издательство проекта. Потери тут минимальны, а шанс может быть

Ответить
0

Это не странно, это плоды воровства Емца у Роулинг, победоносной войнушки 080808 и намкрыша. книгоиздание - это не мобилочки - самая ортодоксальная отрасль в мире с закостенелыми правилами, в которой у рф отношение - как к ворам и фашистам. продавать - продают; покупать - "идите в жопу, русские фашисты".
кикстартер. на книжку. рисунки к которой 20-60к баксов стоят (акварельные иллюстрации от японцев/европейцев - это дорогое удовольствие). ага, да. сам понимаешь, что говоришь?
я говорил с посредниками по кистартеру, те как услышали искомые суммы  - даже не ответили. посредники, мать их.
...ни один книжный проект не собрал столько, кроме эротики от Отто Шмидта, который проклял потом саму эту затею по факту.

Ответить
0

Сорри, у меня пазл не складывается — если все так плохо, то и заходить в этот рынок не стоило. Либо пытаться запустить самостоятельно, а не через посредников (и я уверен, можно найти тех, кто оформят, как хотят и ты от реальной аудитории увидишь нужен ли кому-то твой проект или нет), либо отказываться и признавать, что идея нежизнеспособная. Так и со стартапами бывает)

Ответить
0

впрочем, если ты мне подскажешь человека, который поможет с краудом в Японии - буду благодарен. пока все убегают с воплями и криками, размахивая руками

Ответить
0

Сорри, но с Японией точно не помогу, что-то, а в этом рынке я не спец к сожалению.

Слушай, ну тут тебе на будущее тоже норм опыт по поводу выбора рынка и продукта

Ответить
0

ты же знаешь этот мем - "все говорят, а ты купи слона". Вот и мне все говорят "не спец на этом рынке". все российские крауд-хэлперы слились после слова "Япония". и тут мы опять возвращаемся к исходной точке - "ну, ты как-то делай, малышок, а мы понаблюдаем всем скопом, как ты трепыхаешся и похейтим тебя, а ты продолжай пытаться, птенчик"

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }