Gamedev
Andrew Chuprina
1852

Разработка мобайла без инфаркта и паралича. Цена разработки

Немного об авторе

В закладки
Слушать

Привет! Меня зовут Андрей, я основатель инди-студии https://naukograd270.com. Пока ожидаю выполнения задач командой, у меня образовался избыток свободного времени, которое решил уделить написанию заметки о цене разработки.

Изначально заметку опубликовал в оффтопе. Но после того как при 300 просмотрах её добавили в закладки 30 раз и поставили 10 лайков, а по итогам голосования (14 голосов из 28 проголосовавших) наиболее популярным вариантом стал раздел gamedev, перенёс сюда.

Глоссарий

  • CPI - cost per install - стоимость установки
  • CTR - click through rate - % от посмотревших рекламу людей, перешедших по ссылке в ней. Используется для прогнозирования CPI.
  • D1 - day 1 retention rate - % игроков, от установивших игру, и вернувшихся в неё на второй день
  • low CPI - стратегия разработки мобильных игр, при которой упор делается на снижение стоимости установки без проработки монетизации. Позволяет разрабатывать малыми бюджетами (10 - 20k $ на тайтл), но и доход с пользователя при таком подходе маленький. Монетизация в основном за счёт рекламы.

Цена прототипа

Путём проб и ошибок удалось прийти к бюджету на разработку одного тайтла до уровня CPI прототипа (но без D1) в 100 000 руб.

  • 30 000 руб - программирование
  • 50 000 руб - 2д / 3д арт
  • 20 000 руб - резерв

Без микроменеджмента

Вначале при работе с исполнителями я микрил. Просил оценить задачу по часам и сроку, придерживаясь данной оценки.

Понятно, что заранее предсказать, сколько займёт выполнение задачи, невозможно. Поэтому данный пункт-обязаловка на мой взгляд напрягал исполнителей. Я против напрягов. Не надо создавать припоны в работе талантам.

Поэтому как только я более-менее оценил, кто на что способен по часам и кто не завышал часы при оценке (в противном случае с исполнителем расставался), ввел оплату по фактически затраченным часам.

Да, это с одной стороны открытый бюджет по задаче без ограничений сверху. Проблему решаю тем, что ввёл ежедневное (по дням, в которые велась работа) голосовое / обычное сообщение мне в контакте, отвечающее на вопросы:

  • Что было сделано за день?
  • Сколько часов было затрачено?
  • Планы на завтра?

По итогам сообщения сразу пуляю деньги на карту.

Ежедневные сообщения позволяют:

  • Поддерживать исполнителей в тонусе
  • Не столкнуться внезапно с ситуацией выставления сомнительных 100 часов к оплате в один прекрасный момент

Зато оплата по фактически отработанным часам на мой взгляд повысила уверенность команды во мне и доверие между нами. Исполнителям не надо беспокоиться, что их труд с какого-то момента (превышения первоначальной оценки) перестанет быть оплачиваемым.

Оклад программисту

Чтобы быстро проверить прототипы - благо есть такая возможность - с программистом договорились о месячном окладе и его присутствии на проекте 160 часов в месяц, 40 часов в неделю.

Оплата еженедельная.

Как и с остальными членами команды, по дням, когда он работает, в конце даёт отчёт о сделанном / планах.

Платить больше, чтобы тратить меньше

На первый взгляд может показаться, что потратить 100 000 руб. на прототипирование в месяц - много. (У нас два тайтла, поэтому все 200 000).

Инди-любители могут растягивать подобную сумму на год - три. Если говорить о разработке под стим.

На самом деле в этом и кроется преимущество. Я очертил границы проекта по деньгам (100 000 руб) и сроку (месяц; край - два). Что позволяет мне не терзать себя разработкой на протяжении длительного срока времени. Экономит время, энергию и нервы. Есть чёткие критерии отсева прототипов. Если ни один из них не выстрелит по метрикам (смотри мою прошлую статью), в 2020 году больше разработкой игр не заморачиваюсь. Ресурс исчерпан. Буду гасить кредит.

Сколько стоит сделать игру в целом?

Пообщавшись с профильным издателем, я узнал, что разработка low CPI айдла занимает 2 - 3 месяца при разумных тратах до 5 тыс. $ / мес. Итого на всю игру надо 10 - 15 тыс. $.
Особенно стоит отметить, что на протяжении разработки для себя взял точки отсева при явном отклонении от целевых метрик:

  • CTR > 3 % (лучше > 4%; идеал > 6%)
  • CPI < 0.75 $ (лучше < 0.4$; идеал < 0.2$)
  • D1 > 30% (лучше > 40%; идеал > 50%)

Первые метрики означают скорее всего самостоятельную заливку трафика, т.к. на издательство не возьмут.

Со средними метриками возьмут на издательство.

Идеальные метрики - первый кирпичик к выпуску хита.

Как наши дела

Чтобы не складывалось впечатление, что я только пишу, а не разрабатываю, вот несколько скринов из нашей игры - кофейни питомцев. Их в отличие от геймплея приводить не боязно - не склонят.

Fin

Буду рад новым участникам нашего телеграм-чата академки мобильной разработки. Там можно задать вопрос и получить ответ.

Подобной статье место в
Gamedev
Indie
Оффтопе
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
{ "author_name": "Andrew Chuprina", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0435\u0437_\u0438\u043d\u0444\u0430\u0440\u043a\u0442\u0430_\u0438_\u043f\u0430\u0440\u0430\u043b\u0438\u0447\u0430"], "comments": 72, "likes": 27, "favorites": 84, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 171697, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 15 Jul 2020 21:56:52 +0300", "is_special": false }
0
72 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
14

Андрей, вы все пишите, пишите. Сделайте хоть одну игру и напишите, то что вы узнали как другие делают ничего не дает вам как личности, собственно именно поэтому вы нифига еще не сделали за все то время что пишите.

Ответить
0

Развлекаюсь я так. Почему бы и нет.

Ответить
0

Ну а смысл? Потеря времени просто.

Ответить
0

Ну вот вы например фильмы смотрите для развлечения. Смысл? Потеря времени? Или отдых и развлечение? Каждый выбирает для себя сам.

Фильмы я не смотрю. Развлекаюсь писаниной.

Ответить
0

Да не, меня корежит от вида того что вы все таки стараетесь, но для чего? фильмы я люблю те, режисерам которых в них есть что сказать - тогда катарсис, он сказал, я услышал - как разговор по душам. А тут испорченый телефон, да еще бы это вдохновляло, но у вас ничего не происходит в разработке... хз

Ответить
0

Потому и в оффтопе. Но после ваших слов добавил несколько скринов в хвост статьи.

Ответить
10

Привет я Андрей. Я высадился на луне и у меня кончилось топливо. Пишу пока не сел телефон )

Ответить
5

Пока ожидаю выполнения задач командой..

Всем огромный совет - обходить таких основателей стороной за 240 км

Ответить
0

Да ладно уж, он все-таки деньги платит. 

Ответить
2

я вижу какие деньги, если 50к для него - это значимая инвестиция, о которой надо раструбить на весь рунет. Да и не в деньгах дело, основатель-бездельник - верный признак бардака.

Ответить
0

А сколько ты платишь? И сколько и откуда платить инди? И, главное, за что платить? Можно и квартиры все свои все переписать на программиста, а самому под мостом жить, только что он сделает то за них? 

Ответить
3

Я правильно понимаю, что вы выпустили 3-4 (не очень понял) игры, задрачивая эти самые метрики для издателей, которые ничего не заработали, при этом, давеча, кинули мут на неделю парню в чате, который пытался получить вменяемый ответ на вопрос "зачем идти к издателю, который разработчика\игру видит как финансовую компанию?" (справедливости ради ответ был дан в той или иной форме) с формулировкой причины "в рассуждениях видится далекий от мобильной разработки аналитик, пусть помолчит и не навязывает своё видение мира"?
Занятно.

Ответить
0

У вас вопрос или утверждение? Если утверждение - не вижу смысла что-то доказывать.

Ответить
0

Это вопрос риторического характера. Ответ, тем не менее,  я получил.

Ответить
0

Если вопрос, то вот причина, по которой человек словил молчанку. Под конец откровенный треш пошёл от него и диванная аналитика.

Дал ему возможность немного подостыть и неделю просто почитать сообщество.

Ответить
2

То есть вы против того, что бы делать не говно? Или это реакция на недооцененный результат работы вас лично и вашей команды в целом? Я запутался.

Ответить
0

Всё, что хотел сказать, я сказал. В первую очередь для непосвящённых в дискуссию чата, чтобы у них не возникло ложного впечатления о причинах молчанки человека по одному вашему утверждению.

В остальном не вижу смысла вам что-то доказывать. Своё мнение вы уже составили. Бессмысленно и глупо мне будет вас разубеждать.

Ответить
2

Да, это не тот Андрей, которого вы ожидали 

Ответить
0

А вообще, такую статью лучше бы на VC, тут на ДТФ цифры не любят 

Ответить
1

Прошлая статья с цифрами норм зашла.

Ответить
2

Андрей, правильно ли я понимаю, что "распространяя" здесь этот скриншот я нарушаю коммерческую тайну "студии" "Naukograd 270"?
С другой стороны, Вы оставили ссылку на этот документ и он всеобще доступен, хотя Вы явно указываете на нежелательность его распространения за пределами "студии" "Naukograd 270". Получается, что "границы студии Naukograd 270" бесконечно велики и я, и весь свободный интернет являемся ее частью? 
Помогите разобраться с этим вопросом, пожалуйста. 

Ответить
0

Осталось от старой версии (до публикации концепта в сети). Из данной версии концепта убрал пункт NDA. Но мы пошли другим путём, поэтому концепт далёк от текущего положения дел. И какой-либо коммерческой тайны не несёт.

Ответить
1

Вопрос оффтопом, после быстрого просмотра предыдущих статей. А вы уверены, что детской мечтой было делать мобилки и дрочить монетизацию, а не попробовать ту самую подъемную "игру мечты"?

Ответить
0

Наша игра про кафе питомцев - подъёмная игра мечты для мобилок. Мне нравятся карманные игры.

Ответить
0

Однако невысокий потолок у вашей детской мечты, но чувствуется что кто-то юлит, потому как вопринимать такую деятельность иначе чем просто "бизнес" значит расписаться в отсутствии вкуса.
С другой стороны, отличное прикрытие "дорогой из желтого кирпича" не дает даже вам подытожить, что бизнес пока не получился.
В любом случае, удачи с проектами и надеюсь что то что есть сейчас только начало, а не тупик.

Ответить
6

С потолком такое дело. Завышенный потолок - пупок надорвёте. Знаю, пробовал.

Да и откровенным лицемерием попахивает. Поясню. Позиция "если делать, то только игру мечты - не меньше" равна "если водить, то только суперкары". В таком случае разрабатывать игры (водить) человек-то и не любит. Ему интересны только его максималистические загоны (суперкары). Дающие... Славу? Деньги? Статус? Не знаю, кто что себе представляет от реализации "детской мечты".

Мне же нравится разрабатывать пускай и небольшие, но приятные мне игры. За все игры, приведённые на сайте студии, мне не стыдно. Все их я делал с душой. Каждая из них в чём-то игра мечты для меня. Пускай, денег мне они не принесли. А одна из них принесла только колоссальный убыток. Я не жалею, что сделал их.

Спасибо за пожелание удачи!

Ответить
0

Вы противоречите сами себе, так как судя по задрочке метрик пытаетесь срубить на продаже приор, те же деньги вас ой как интересуют.
И да, для игры качеством повыше нужно и батрачить усердно, странно было бы наоборот, не находите? И тот факт, что не получилось конкретно у вас делает это лишь сугубо частным случаем.

Ответить
0

Можно блаженно спускать деньги до определённого момента. Когда остаёшься без штанов и уже не на что вести беспечную разработку, либо начинаешь интересоваться деньгами, либо выбываешь из разработки.

Ваш посыл, что разработка ведётся спустя рукава и чтобы "срубить на продаже приор" мне вообще непонятен - откуда такое мнение? Пока складывается впечатление, что вы проецируете на нас свою персональную обидку мобильными играми.

Ответить
1

И нет, и да. Просто когда я вижу такую графику года 10 фейсбучных ферм и того же года механик, не двинувшихся ни на шаг и в реюзе спустя 10 лет и имея достаточный опыт по разработке неМобилок, могу предположить, что работа эта сугубо на рынок, который у тому же ее не жалует, а не на творчество даже близко, потому что нового в ней ничего нет. При том я не говорю,что все мобилки такие, просто стоит признать, что ваша пополняет обойму еще тысячи таких же вплоть до сеттинга.
И это меня возвращает к началу - неужели это действительно ваш потолок, потому как "так себе" идея в вашей голове стоит ровно столько же для вас, как и хорошая, с граммотной уникальной механикой или любой другой ЮСП, которая заявит о вас и вытащит из "обоймы". 

Ответить
0

Но надеюсь, что у вас еще все впереди.)

Ответить
0

Ну не знаю. Идеал для меня - игры PopCap и им подобные казуальные игры 2000-ых годов. Это не некстген по графике, да и по геймплею они не особо богатые. Но для меня они топчик.

Наверное, у каждого свои идеалы. Неразумно о них спорить.

Ответить
1

Такие мобильные игры сродни карманному бильярду

Ответить
1

<фотка Ванги>
CPI $1.5, d1 - 25%, d7 - 4% => FAIL

ЗЫ low CPI стратегии не существует, это твои больные фантазии. Метрики вовлечения и монетизация, в любом случае, докручиваются.

Ответить
0

К чему относятся приведённые тобой метрики я не понял. Про low CPI стратегию мне лично сказал ментор - эксперт разработки мобильных игр и долларовый мультимиллионер. Но куда уж ему до тебя.

Ответить
2

Метрики - это мой экспертный прогноз на ваши начинания. 

Верю, что тебе что-то сказал ментор, но думаю у тебя просто не хватило понимания осознать полученную инфу, в итоге инфа превратилась в кашу и транслируется всем окружающим. 

Ответить
0

По метрикам. Ну что ж. Продолжай наблюдение. Будет возможность сравнить свой прогноз с реальным положением дел. Не сольёшься, если метрики будут значительно отличаться в большую сторону либо... о Боже! игра выстрелит?

Про твоё безоговорочное додумывание за меня, что мне сказали и что я понял - no comments.

Ответить
1

Придется болеть, чтобы вы не забросили свою поделку на пол пути.

Ответить
0

Ну что, как дела? Поговаривают, что дедушка Костя дает точные  прогнозы ;).

Ответить
0

Поговаривать могут всё, что угодно, но прогноз уже не сходится. CPC 0.35$. Что даёт ~0.7$ CPI. Не 1.5$.

Ответить
0

Как всегда, пишешь чепуху. Надо полагать, что способ прогнозирования CPI по CPC в CTR тесте путем умножения CPC на два тебе Тим Кук и Илон Маск подсказали в менторском диалоге :).

Примерно так выглядят реальные данные. 

Ответить
0

Говоря о причинах низкого CPC и высокого CPI в твоём случае. Вот причина. У тебя на CPC тестах CPM несказанно низкий. Банально повезло.

А вот с CPM 25$ наоборот крупно не повезло. Я бы не сливал тот прототип до отдельного теста. Непонятно, почему тебе вдруг дорогая аудитория закупаться стала.

Ответить
2

Да, вот как раз твоих дилетантских домыслов мне и не хватает. Ну вот ты же нулевой, не шаришь от слова совсем. Зачем разиваешь рот? Зачем дальше лезешь в бутылку?

Ответить
0

Тебя забыл спросить, что мне делать, а что - нет.

Ответить
2

Я не говорил, что тебе делать, а спрашивал зачем ты позоришься. Причем твердо верен себе, каждый раз лезешь в тему в которой ни в зуб ногой, естественно сразу обсираешься, а потом отстаиваешь свой обсёр.

Ответить
0

Вопрос: зачем CPI тесты проводил при CTR < 3%? Сразу же видно, что слив.

Ответить
2

Объяснять долго, а смысл ты все равно не поймешь :).

Ответить
0

Как всегда очередной высер от Бороненкова. Если у тебя подобное соотношение CPC к CPI - ну ок, жаль тебя.

Ответить
1

Почему бы не заниматся подобными вещами, когда у тебя есть финансовая и психилогическая опора? Вроде бы и не ребенок, а тут какие-то кредиты, господи, все циферки считаем, а результата ноль и скорей всего такой же ноль и будет. Но все же - удачи вам с вашей кофейней... 

Ответить
0

Начало коммента за упокой. Закончили за здравие. Спасибо!

Ответить

Цивилизованный самолет

1

Назвать экономией то что вы вместо растягивания 100к на долгую разработку просто решили вывалить их сразу на разрабов потребовав выполнить работу за более короткий срок это конечно мощно.

Ответить
0

1. При растяжении в 100к не уложитесь. Знаю, пробовал.
2. Я не требую. Я предлагаю и ищу взаимовыгодные условия. Как вы себе представляете потребовать что-то от фрилансера? Вы ему оклад не платите и его ничто не держит. Не вас - так другого заказчика найдёт. Крепостное право давно отменили.

Ответить

Цивилизованный самолет

Andrew
0

Да как хотите. Это мое мнение и я не вижу смысла что-то доказывать.

Ответить
0

Кредит на прототипы? Однако
Впрочем, почему бы и нет

Ответить
0

Не, прототипы без кредита. Это от мидкора в 2018 оставшийся кредит.

Ответить
1

Мля
Пойду почитаю твои колонки из прошлого, конечно
Выглядит это всё не очень оптимистично

Ответить
0

На самом деле норм всё. Просто детских ошибок совершать не надо было.

Это как не умея водить сесть за гоночный болид. Я так в 2018 сделал.

Ответить
0

Мы тоже делаем мидкор, но все работаем бесплатно, никто никаких кредитов не брал

Ответить
0

Круто. А вот я обжёгся.

Ответить
0

А вы хоть один проект-то выпустили уже?

Ответить
–1

Здесь все детали: https://naukograd270.com/

Ответить
0

Ну там только список игр
А заработать получилось на чём-нибудь?

Ответить
0

Только в минус уйти

Ответить
0

Определённо у вас что-то не так в подходе к идеям для игр

Ответить
0

так когда у самого руки ничего не умеют, как только люди не изгаляются

Ответить
0

30 000 руб как я понял это в месяц у вас, точно не в неделю как минимум?

Ответить
0

В месяц 60 000 руб. У нас программист джун.

Ответить
0

Удачи с погашением кредита ;)

Ответить
0

Лол. Году в 25 погашу. ;)

Ответить

Комментарий удален

Нижний танк88

0

И большой уже минус по играм?

Ответить
0

До -2 млн. не дошло, но если оба проекта в разработке провалятся, то будет.

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }