Как «налог на Google» отразится на игровой индустрии

1 января 2017 года начнёт действовать закон о так называемом «налоге на Google». Он вводит НДС для зарубежных компаний, которые распространяют контент через интернет для российских пользователей.

Игровой эксперт, пожелавший остаться неназванным, написал колонку для DTF о том, как в новом году изменится наша индустрия.

В закладки

Мирное существование иностранных IT компаний в Российской Федерации закончилось 15 июня 2016 года. В окончательном чтении Госдума в этот день приняла закон, обязывающий иностранные ИТ-компании платить налоги с продажи контента в России.

Станет ли это трагедией для иностранных предпринимателей? Будет ли проще российским компаниям? Как следует действовать дальше? Ляжет ли налог на пользователей?

НДС на IAP

Не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения): исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы,программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также права на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора

cтатья 149 Налогового кодекса РФ

То есть, принимая лицензионное соглашение, и при этом покупая какое-либо ПО или игру, продающая компания не выплачивает государству налог на добавленную стоимость.

Однако так же сложилось, что на бесплатные игры в России такая практика исторически не распространяется. Как мы понимаем, считается, что лицензионный договор при загрузке бесплатной программы не заключается (однако и здесь бывают исключения).

По этой причине IAP в рамках бесплатных в России всегда облагались НДС, хотя, теоретически, и не должны были.

Однако и на это есть веская причина:

Услуги по организации игрового процесса путем предоставления возможности использования дополнительного функционала игры за дополнительную плату не подлежат освобождению от налогообложения НДС и их реализация облагается НДС по ставке 18% в общеустановленном порядке

Федеральная Налоговая служба, в деле об обращении Mail.ru Group

Таким образом, российские компании уже платили НДС на продажу дополнительного игрового функционала и программное обеспечение.

«Налог на Google»

С принятием этого закона НДС придется оплачивать и иностранным компаниям. Если говорить более точно, то все зарубежные организации (Valve, Riot Games, Blizzard, Electronic Arts, Apple, Sony, Microsoft и многие другие), оказывающие услуги в электронной форме российским гражданам (живущим на территории РФ; пользующимся банковским картами банков РФ; имеющим российский сетевой адрес покупателя; российский телефонный номер) обязаны выплачивать налог на добавленную стоимость.

Соответственно, если иностранные организации осуществляют свою деятельность без представительства на территории РФ, они обязаны встать на учет в ФНС России и платить налог. Если представительство в России есть, оно выступает в качестве налогового агента, обязанность по уплате налога ложится на них.

Сейчас в профессиональном сообществе спорят о необходимости и пользе законопроекта. Одна сторона считает, что «налог на Google» нужен и уравнивает права российских и иностранных компаний, другая — называет его принятие IT-феодализмом.

Больше всего возмущаются разработчики игр, которым необходимо платить «налог на Google» дважды, если они издают свои продукты на Steam или других зарубежных площадках. То есть сначала это делает площадка в России, а потом компания-разработчик, когда получает свои деньги на российское юридическое лицо.

Мнения представителей российских IT-компаний или заинтересованных лиц

Сергей Орловский, президент Nival

Надо понимать, что почти большая часть разработчиков издаются через западные платформы, типа App Store, Google Play или Steam. Просто потому, что других нет.

Российский рынок и так уже сократился в два раза в долларах, когда упал рубль. Если к этому добавить еще и НДС, то будет уже почти в три раза. Очевидно, что большинство разработчиков еще больше потеряют к нему интерес. При том, что многие научились работать на западных рынках. Поэтому будет меньше игр для российского рынка, вырастут цены, все как обычно.

Дмитрий Мариничев, российский интернет-омбудсмен

Мы с вами будем больше платить. Не будет платить НДС Google, ему все равно. Он будет просто добавлять 18% к стоимости продукта, и это будет сказываться только на конечном потребителе, на гражданах РФ.

Кстати, следует отметить, что аналогичное налогообложение существует в Европейском Союзе с 2015 года. Ранее, компании могли избегать уплаты этого налога, располагая офисы в тех странах ЕС, где такой налог не взимался и таким образом вести более выгодный бизнес и легально уходить от этого вида платежей.

Все изменилось с января 2015 года, когда НДС стал взиматься, основываясь не на стране базирования компании, а на стране, в которой она продает свои услуги. Учитывая тот факт, что развитие IT в Российской Федерации не шло такими быстрыми темпами, но во многом догоняло Европу, было логичным предположить, что введение аналогичного НДС для компаний, продающих услуги в России, является лишь делом времени.

Официальное мнение советника президента России по интернету Германа Клименко, о том, как будут вести себя игроки рынка в условиях нового налогообложения:

Честно говоря, я думаю, что не следует ожидать никакой реакции от компаний. Во-первых, у нас абсолютная волатильность в паре «рубль-доллар», и эти 18% бесконечно бегают туда-сюда. Сами продавцы толком не знают, что им делать.

Во-вторых, рынок сейчас достаточно конкурентный. И если зарубежные игроки захотят получить прибыль за счёт потребителя и просто поднять цены, они тут же проиграют нашим игрокам. Ясно, что какие-то колебания возможны, но они будут происходить в рамках того, что сейчас происходит с долларом. То он 68, то он 63, и не очень понятно, что будет с ним завтра

советник президента РФ по интернету, Герман Клименко

Однако, учитывая тот факт, что если курс доллара в приобретении внутриигрового имущества стабилен, как, например, у компании Wargaming, введение НДС почувствуется более явно, чем у компаний, ориентирующихся на рыночный курс доллара.

Поэтому рисков для конечного потребителя я не вижу. Пока наш условный Google, то есть зарубежные компании, которые у нас не платят НДС, платят этот НДС во всём мире. По сути, мы оставались последней страной, не взимающей НДС с продаж медиаконтента.

Так что у компаний уже выработана позиция относительно налогов. Ценник выровнен, и, соответственно, при необходимости платить налог, скорее всего, конечные цены останутся теми же. Поднятие цен будет означать проигрыш в продажах, а это никому не нужно

советник президента РФ по интернету, Герман Клименко

Следует отметить очевидный факт: изменения в большей мере затронут те компании, которые были ориентированы на российский рынок, и доля которого составляет значительную часть всей прибыли. Очевидно, что введение налога не останется бесследным для всем известных «Танков» (World of Tanks), российская аудитория которых составляет более 30 миллионов игроков.

Как отразится принятие законопроекта на развитии индустрии

Антон Юдинцев, основатель Gaijin Entertainment

Понятно, что в любом случае, возросшая в последнее время налоговая нагрузка на цифровые услуги замедлит развитие ИТ рынка

Олег Самбикин, основатель Syncopate

Введение НДС, скорее всего, не пройдет незамеченным для аудитории игроков, все иностранные компании и крупные международные проекты просто поднимут цену на 18% от выручки... Как ни странно, от нового налога пострадают не только потребители, паблишеры и разработчики софта, но и рекламные площадки. Варьируя на грани эффективности, иностранные паблишеры будут вынуждены снизить ставки при покупке рекламного инвентаря

Неизвестна пока позиция самых крупный IT-гигантов, таких как Apple или Google. Что сделают они — заплатят налог, как они делают это в европейских странах, или будут действовать другими методами — вопрос открытый.

На сегодняшний день существующее настроение на рынке достаточно неоднозначное, ведь в рамках экономической нестабильности региона, если переложить уплату налога на плечи клиентов — можно существенно проиграть, потеряв конечных потребителей, а заплатив налог самому — просесть в выручке. Но, с другой стороны — потеря выручки в краткосрочной перспективе, ведь бизнес можно развивать и дальше, увеличивая прибыль. А можно ли в будущем вернуть преданность игроков, уже испытавших негативные эмоции и ставших нелояльными по отношению к бренду?

Простым пользователям остается только ждать и надеяться, что решение крупных игроков индустрии будет опираться на клиентоориентированность, а не на желание заработать.

#аналитика

{ "author_name": "Николай Чумаков", "author_type": "editor", "tags": ["\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430"], "comments": 25, "likes": 27, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 2041, "is_wide": false }
{ "id": 2041, "author_id": 773, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/2041\/get","add":"\/comments\/2041\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/2041"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

25 комментариев 25 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Василий Троецкий

2

Непонятно чего ожидать поклонникам вгэшных танков например

Ответить

Catherine Guisinskaya

0

"Во-вторых, рынок сейчас достаточно конкурентный. И если зарубежные игроки захотят получить прибыль за счёт потребителя и просто поднять цены, они тут же проиграют нашим игрокам".

Что-то мне подсказывает, что здесь некоторое незнание рынка со стороны г-на советника президента РФ по интернету. В смысле, что именно и, главное, чему он конкурентным считает? У нас есть российский аналог World of Warcraft и прочих игр Blizzard? У нас делают ведьмаков пачками (и пачками же продают)? Ну, и так далее.

Ответить

Артем Сивочалов

Catherine
3

возможно он говорит о мобильном рынке, хотя я вот только старые данные знаю "проведенном Mail.Ru Group и Newzoo, утверждает, что количество мобильных игроков в России в 2013 г. составляло 33,8 млн., 79% от общего числа геймеров. Однако лишь 28% из них заплатили за свой игровой опыт." -мобильный рынок развивается и к концу года будет тогда обещали 707мл. баксов. Увы не знаю как сказался кризис. + к этому Россия и Германия (вроде) ведущие страны по продаже ПК игр.
с точки зрения государства - глупо не вводить налог.

а нам могу пожелать только вкладывать деньги в большие проекты и делать своих "ведьмаков"

Ответить

Илья Фурман

1

Инетресно что станет с, и без того не очень богатой, игравой индустрией, как будет выкручиватся варгейминг?

Ответить

Артем Сивочалов

Илья
0

Если данные не устарели то Российский игровой рынок в 2016 году будет оцениваться в 2.94 млрд долл. Не такой уж и бедный)))

Ответить

Юрий Елистратов

1

1. Я не очень понимаю почему Варгейминг не должен платить налоги в РФ, если он зарабатывает в РФ ? Это же не ноу хау какое-то российское, ЕС тоже решило что нефигово бы со своих потребителей с которых "американцы" стригут прибыль поиметь налоги и поимело. 2. Про компании уйдут/переложат на пользователя ... Ребята на дворе 2016 год, валите нафиг или платите, конкуренция бешеная, играть есть во что. 3. У ВоТа на данный момент есть 2 вменяемых конкурента - Вартандер гаджииновский и оперируемая мылом Армата, оба ненмого дешевле для игрока чем ВоТ, что варги поднимут цены внутриигровые и потеряют долю рынка? Да никогда ... Просто эти самые 18% приплывут в госбюджет РФ, а не на Кипр ... 4. Я как представитель сообщество игроков ;))) ... вижу это так, среднему и массовому игроку абсолютно похрен(!) во что играть, что нам впарят в то и будем играть ....

Ответить

Evgenii Romin

1

Герман Клименко говорит глупости

Ответить

Sergey Babaev

0

полезный эксперт, конструктивный, спасибо!)

Ответить

Станислав Дашкевич

Sergey
0

Я конечно тот ещё диванный аналитик, но разве слова Орловского и омбудсмена не ещё большая поверхностная плёнка, которую только слепец не увидит?

Для меня вот очевидно, что российский рынок и так скрипит по швам из-за цен и так просто никто сейчас на нём ничего поднимать не будет, потому что есть великая вероятность, что тогда на нём вообще никого не останется. У меня много друзей в стиме, и я вижу, как снизилось общее количество покупаемых ААА-игр и повысился интерес к более дешёвым инди-продуктам. Кроме игрожуров конечно. Для этих ничего не изменилось.

Так что тут надо семь раз подумать, прежде чем ещё раз трогать цены в том же стиме.

Неужели я где-то ошибаюсь?

Ответить

Трофим Кутерев

Станислав
1

в стране, первой признавшей киберспорт за спорт, как-то печально видится ситуация для игроков в wot

Ответить

Станислав Дашкевич

Трофим
5

Кажется появилось первое серьёзное дело для Капитана Бабаева и его Мстителей :D

Ответить

Ян Кулагин

Трофим
0

реально печальная ситуация. будем надееться, что вг как-нибудь выкрутятся

Ответить

Sergey Babaev

Станислав
2

тенденция к "пояснению" главное хорошая. Будем стремиться к большей детализации, привлекать юристов по линии ЭСИИ.

Ответить

Sergey Babaev

Sergey
1

и сейчас GR консультант совета может подключаться по юр.вопросам, и в целом есть желающие помочь по юр вопросам отдельно. Так что все ок, кирпичик заложен)

Ответить

Станислав Дашкевич

Sergey
0

Я вот ещё не понимаю, что значит "игр для российского рынка станет меньше". А что он особенный какой-то? Как я вижу: даже индюшатинцы стараются разрабатывать сразу на английском. А единственные представители чисто русского рынка – это какие-то одиночки, просто не способные перевести на английский язык в связи с отсутствием знаний в нём (у меня есть знакомый, который столкнулся именно с такой проблемой).

А в остальном за разработчиков работают ребята с Zone of Games, а не сами они.

Или он хочет сказать, что если придётся продавать игры по рублю, то многие разработчики вообще откажутся от продаж в России?

Ответить

Никита Марков

0

хм, играть в танки станет дороже и это не круто.
надеюсь, варгеи просто так не согласятся на такие "налоги"

Ответить

Александр Масленников

Никита
1

у ВГ нет выбора "соглашаться/не соглашаться" на налоги. для них будет выбор в том, как перераспределить налоговое бремя.

Ответить

Pavel Nakaznenko

0

"Мы с вами будем больше платить. Не будет платить НДС Google, ему все равно. Он будет просто добавлять 18% к стоимости продукта, и это будет сказываться только на конечном потребителе, на гражданах РФ."

У омбудсмена не очень хорошо с математикой. Очевидно, добавка 18% не покроет разницу. Нужно минимум 21.9%.

Ответить

Артем Сивочалов

Pavel
0

По хорошему "идеальная" цена итогового продукта складывается из затраты +100%(+\-) , даже если продукт бесплатный опытные люди все рассчитали и поделили, иначе не занимались бы бизнесом.
+ к тому цена в разных регионах разная и можно играть на этом. Да и куча других способов регулировка "затрат/прибыли" ,
В случае с Россией просто снизится динамика развития рынка. и снижение это будет (как мне кажется) меньше 18 процентов.

Ответить

Pavel Nakaznenko

Артем
0

Дяденька, я же не настоящий сварщик! Я просто имел ввиду, что если ты получаешь 100 рублей и у тебя внезапно потребовали 18%, то нужно добавлять не 18 рублей. а 22.

Ответить

Артем Сивочалов

Pavel
1

Я знаю что настоящий) ну да 22. Но добавлять ли это к цене - исключительно позиция "производителя". Взять тех же варгеймингов. Если повысить цену, возможно упадет общий показатель продаж. И возможно, убыток в данном случае, будет больше, чем убыток от -22% от и без того не маленькой прибыли.
Я к тому, что грамотные люди ни чего не потеряют, настроив цены чтобы "и овцы целы, и волки сыты".

Ответить

Nick

0

Мне бы конечно очень хотелось чтобы с 3 999 за игру в PSN налог уходил бы в ФНС. Но к сожалению, скорее всего игры с января станут стоить 4800.

Тогда я конечно пойду к Клименко и попрошу показать мне конкурента PSN где цена ниже.

Ответить

Vladimir Rozov

0

А я вот так и не понял, если российская компания размещает Игру у Google или Apple, сам она на упрощенке, так как не зарабатывает десятки миллионов долларов, то кто и какие налоги должен заплатить, и сколько денег по факту достанется российской компании, если гроссом Игра заработала на инапах 1000 условных рублей?

Ответить

Evgenii Romin

0

Компания Google впервые отреагировала на принятый в России закон, который получил название «налог на Google». Интернет-гигант уведомил своих пользователей, что повышает стоимость подписки на файловое хранилище Google Drive.
https://www.gazeta.ru/tech/2016/12/02/10395317/oh_no_google.shtml#page1

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]