Круглый стол: разработчики стратегий о «смерти» жанра

Мнением о ситуации на рынке с DTF делятся создатели Stellaris, Surviving Mars, Age of Wonders и Cities: Skylines.

Разговоры об упадке стратегических игр ведутся постоянно: если раньше игры вроде Warcraft или «Героев» были бесспорным мэйнстримом, то теперь за жанром прочно закрепилась репутация нишевого. «Смерть стратегий» — особенно в реальном времени, — в своё время предрекали маститые деятели индустрии. Пошаговые стратегии и экономические симуляторы, очевидно, чувствуют себя лучше, чем классические RTS, но и их некоторые пытаются «похоронить».

На PDX CON 2018 я решил задать вопрос о том, действительно ли жанр всё ещё находится в упадке, тем людям, которые занимаются созданием стратегий в 2018-м году и прекрасно себя чувствуют: разработчикам Stellaris, Surviving Mars, Age of Wonders и других стратегических игр. Мнения разделились, но, в целом, разработчики, собравшиеся «под крылом» Paradox Interactive, настроены оптимистично.

Круглый стол: разработчики стратегий о «смерти» жанра

Марина Халикайнен, глава студии Colossal Order и создательница градостроительного симулятора Cities: Skylines, согласна с тем, что стратегии в целом переживают не лучшие времена. Правда, отсутствие массовых хитов вроде Warcraft компенсируется разнообразием предложения.

Да, я согласна с этим мнением. Если вспомнить 90-е, — я постоянно играла в стратегии, все играли в стратегии. Но сейчас выходит гораздо больше игр, они гораздо более разнообразны.

Марина Халикайнен, глава Colossal Order
Круглый стол: разработчики стратегий о «смерти» жанра

Тем не менее, поджанр, к которому принадлежит сама Cities: Skylines, по мнению Халикайнен, наоборот, чувствует себя отлично.

Мне кажется, именно экономические симуляторы сейчас снова на подъёме. Люди заново открывают для себя этот поджанр. Я вижу растущий спрос и растущее предложение: в жанре «менеджмент/симулятор» выходит всё больше качественных игр — взять, например, Surviving Mars. Я уверена, что в ближайшем будущем их станет ещё больше, и это изменит ситуацию в жанре к лучшему.

Марина Халикайнен, глава Colossal Order
Круглый стол: разработчики стратегий о «смерти» жанра

Габриэль Добрев, глава Haemimont Games, ответственной за три части Tropico и недавнюю Surviving Mars, напротив, никаких признаков «смерти стратегий» не наблюдает — по крайней мере, исходя из своего личного опыта.

То, что я вижу вокруг себя, эту точку зрения не подтверждает. Как мне кажется, успех таких компаний, как Paradox Interactive — железный аргумент против этого тезиса. Surviving Mars стала самым успешным релизом в истории нашей компании, так что на нас этот тренд, как видите, не отразился. «Смерть стратегий» нас совершенно точно не пугает.

Габриэль Добрев, глава Haemimont Games
Круглый стол: разработчики стратегий о «смерти» жанра

Мартин Анвард, геймдиректор Stellaris, ещё более решительно опроверг тезис о «смерти стратегий»: он считает, что в последнее время стратегии не просто не приходят в упадок, но даже переживают «Золотой век».

Я считаю, что происходит абсолютно противоположный процесс. Прямо сейчас мы живём в Золотом веке стратегий. Стратегии выходят повсюду и постоянно. Стратегии занимают лидирующие позиции в топах продаж Steam. Всё с точностью до наоборот.

Мартин Анвард, геймдиректор Stellaris
Круглый стол: разработчики стратегий о «смерти» жанра

Леннарт Сас, один из создателей франшизы Age of Wonders и сооснователь Triumph Studios, убеждён, что в долгосрочной перспективе непопулярность тех или иных жанров может пойти им на пользу.

В целом, как мне кажется, индустрия нуждается в жанрах, которые будут менее успешными, чем другие. Тогда их разработчикам приходится выходить из зоны комфорта, вводить в игру элементы из других жанров — будь это тема, антураж или геймплейные элементы. Только так можно выйти на новый уровень — иначе вас ждёт стагнация.

В Age of Wonders мы, например, привнесли фэнтези-сеттинг и серьёзные RPG-элементы в жанр 4X стратегий, в котором до этого подобное было не принято. В Overlord мы смешали стратегию, тактику и экшен от третьего лица и поместили их в юмористический, пародийный сеттинг — вышли из зоны комфорта. Именно так можно привлечь в жанр новых игроков.

Леннарт Сас, сооснователь Triumph Studios

Вероятно, новая игра Triumph — Age of Wonders: Planetfall, в которой серия сменит сеттинг с фэнтезийного на научно-фантастический, — тоже стала плодом философии «перемешивания» элементов ради привлечения новых игроков.

Круглый стол: разработчики стратегий о «смерти» жанра

Юхана Андерссона, одного из ведущих геймдизайнеров и менеджеров Paradox Interactive, который сейчас работает над Imperator: Rome, судя по всему, такие отвлечённые вопросы в принципе не занимают.

Какое мнение? Нам до него нет никакого дела. У нас с каждым месяцем всё больше и больше игроков, о чём вы говорите.

Юхан Андерссон, геймдиректор Imperator: Rome

Впрочем, разработчики, заявляющие об отсутствии кризиса в жанре, вполне могут быть жертвами «ошибки выжившего» — ведь именно у их игр дела идут отлично. Часто ли вы покупаете стратегии? Многие ли из ваших знакомых в них играют? Давайте обсудим «смерть» стратегий в комментариях.

11 показ
7.8K7.8K открытий