Gamedev Артемий Леонов
5 940

Охотники за ключами: как мошенники выманивают ключи у разработчиков

Истории о несуществующих сайтах и российских IP.

В закладки
Аудио

21 августа редактор Kotaku и автор книги «Кровь, пот и пиксели» Джейсон Шрейер опубликовал материал об «охотниках за ключами» — мошенниках, которые обманом выманивают ключи для инди-игр. Разработчики и пиарщики поделились с журналистом историями о столкновениях с мошенниками — большинство из этих рассказов, как ни странно, так или иначе связаны с СНГ.

Шрейер начинает материал с пересказа истории, которую ему прислал инди-разработчика Шон Нунан. После выхода его игры Jack B. Nimble к нему в огромном количестве посыпались электронные письма от желающих получить ключ. Это было бы хорошим знаком, если бы Нунан не знал, что большинство из этих людей — мошенники.

Некто, представившийся Львом, написал Нунану от имени российского сайта KG-Portal (бывший «Кино-говно»), и попросил его предоставить ему «несколько ключей» для обзора. Внимание разработчика сразу привлёк адрес электронной почты: games.kgportal@gmail.com. Ему показалось странным, что сотрудник KG-Portal использует аккаунт gmail c названием сайта вместо имени пользователя. Поисковый запрос привёл Нунана на страницу критика Льва Гринберга на сайте KG-Portal, на которой он увидел специальное предупреждение от автора.

Все способы связи указаны выше. Если вам пришло письмо от «меня» с другого адреса (games.kgportal@gmail.com, например) — это обман!

Лев Гринберг
автор KG-Portal

Так Нунан выяснил, что некто, выдававший себя за Льва Гринберга, был мошенником. Для разработчика это был далеко не первый подобный опыт: в течение прошедшего месяца с ним уже связывались несколько не менее подозрительных «обзорщиков». Один утверждал, что работает в японском издании об играх, другой притворялся французским видеоблогером. Обычно выяснялось, что эти «охотники за ключами» уже контактировали и с другими инди-разработчиками, используя те же подозрительные электронные адреса. Скорее всего, эти люди стремились заполучить как можно больше ключей для дальнейшей перепродажи.

Это очень низко, и я хочу пролить свет на эту практику. Я упоминал об этом в разговорах с разработчиками, но получал лишь ответы в духе «ну, ты к этому привыкнешь».

Шон Нунан
инди-разработчик

Как утверждает сам Джейсон Шрейер, эта проблема преследует инди-разработчиков в течение долгих лет — после релиза им неизменно приходится отбиваться от множества охотников за ключами. Иногда те пишут от лица несуществующих сайтов, иногда притворяются сотрудниками ведущих изданий.

Для неопытных инди-разработчиков, не способных быстро разобраться, мошенник перед ними или нет, это может превратиться в реальную проблему. Представитель PR-отдела некоей крупной студии, с которым пообщался Шрейер, утверждает, что он с такими письмами не сталкивался — мошенники выбирают своими жертвами именно инди.

Эмили Морганти, отвечавшая за пиар таких игр, как Thimbleweed Park и West of Loathing, рассказала журналисту, что подобные имэйлы ей приходят постоянно — обычно это один и тот же шаблонный текст, в который подставляется название нужной игры. Мошенники не всегда притворяются журналистами или стримерами — кто-то даже рассылал инди-разработчикам жалостливое письмо о том, что его уволили с работы и у него нет денег, и только бесплатная копия данной конкретной инди-игры сможет поднять ему настроение.

Осенью 2017-го некто, представившийся Дмитрием Цепцовым, прислал Морганти несколько имэйлов с просьбами предоставить ему ключи: якобы он проводит в своём украинском кафе викторину, призами в которой служат ключи к инди-играм. Со своей стороны Цепцов обещал «рекламировать игру» среди своих клиентов. В результате расследования выяснилось, что кафе действительно существовало, но в другом месте, при этом открылось оно год назад, а не три недели назад, Цепцов не имел к нему никакого отношения, и никаких тематических викторин в нём не проводилось.

Иногда из-за засилья мошенников ошибки допускают даже опытные PR-специалисты: однажды Морганти одновременно написали настоящий редактор игрового сайта и мошенник, притворявшийся тем самым редактором; она без труда вычислила настоящего и добавила его в список получателей ключей, но в результате по ошибке отослала ключ его «двойнику».

Иногда мошенников и вовсе непросто вычислить: например, охотник за ключами, притворявшийся журналистом испанского сайта о видеоиграх, отправил Морганти письмо с российского IP — помимо этого факта, в нём не было ничего подозрительного. Чтобы понять, что перед ней мошенник, Морганти пришлось заняться изучением контента сайта: он оказался подделкой, а обзоры на нём были взяты с других ресурсов. Подобное, по словам PR-специалиста, ей встречается часто. Также она часто сталкивается с письмами с адресов «mail.ru», авторы которых представляются обзорщиками из других стран.

Ещё одна частая тактика — менять одну букву в адресе, например, известного видеоблогера. По словам Морганти, для того, чтобы отлавливать таких мошенников, нужно быть очень внимательным.

По словам Шрейера, для каждого, кто имеет дело с ключами для игр, деятельность этих мошенников может обернуться колоссальной потерей времени. Разработчикам и пиарщикам приходится постоянно проводить мини-расследования, а у настоящих критиков и стримеров появляется шанс затеряться в этом потоке из мошеннических писем.

Я занимаюсь пиаром с 2006 года, и всегда отсылала ключи любому, кто попросит, не глядя на то, насколько маленьким был этот сайт. Но сейчас я гораздо более подозрительна. Чтобы выяснить, мошенник ли перед тобой, нужно приложить слишком много усилий и этого того не стоит — думаю, независимые авторы и авторы с небольших сайтов страдают от этого.

Эмили Морганти
специалист по PR

На материал Kotaku отреагировали некоторые разработчики: например, геймдизайнер Роберт Янг подтвердил, что мошенники просто рассылают одинаковые письма всем, даже не интересуясь, является ли игра платной.

Обычно мои игры бесплатны, но даже мне приходят письма с просьбами предоставить ключи.

Роберт Янг
геймдизайнер, преподаватель

А Бен Бёрбанк, один из создателей Firewatch и In the Valley of Gods, поделился забавной историей.

Когда выходила Firewatсh, один из этих мошенников попросил у нас ключ для American Truck Simulator (очевидно, они просто не обновили своё шаблонное электронное письмо). В общем, мы купили копию и отослали им. Мы были очень уставшими, и это нас порадовало.

Бен Бёрбанк
программист

#истории

{ "author_name": "Артемий Леонов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 32, "likes": 80, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 25444, "is_wide": true }
{ "id": 25444, "author_id": 3792, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/25444\/get","add":"\/comments\/25444\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/25444"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64954 }

32 комментария 32 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
36

Когда выходила Firewatсh, один из этих мошенников попросил у нас ключ для American Truck Simulater (очевидно, они просто не обновили своё шаблонное электронное письмо). В общем, мы купили копию и отослали им. Мы были очень уставшими, и это нас порадовало.

Сработала многоходовочка

Ответить
9

В следующем письме попросили Red Dead Redemption в Steam...

Ответить
29

мошенниках, которые обманом выманивают ключи для инди-игр

По ночам они наверное воруют мусор с помоек ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
9

Кстати забавный факт если переименовать игру то жулики попросят ключи заново, я 7 игр переименовал, боже что тут началсь. Мне просто почту положили. Так когда игу релизишь приходит куча писем но по 1й игре а тут сразу эта же куча и по 7 раз.

Они похоже ботами пользуются, бот сканит каталог и фигачит письма всем не думая и не проверяя по айди старая игра или нет, назнвания нет в списке ага значит нужно письмо написать.

Ответить
0

А что за игры-то? Просто стало интересно, зачем вообще может понадобиться переименовывать их.

Ответить
0

Просто решил объеденить в вселенную, ну что бы было общее название а затем название каждой игры.
Дрова: берёзовые
Дрова: еловые
и тд.

Ответить
3

А ключи нельзя проверить на валидность? Что, если отсылать таким 99% мошенникам рандомный набор символов, чтобы у них были проблемы с рейтингом/репутацией на том же G2A?

Ответить
2

Для всех, кто куёт контент, есть прекрасный сайт keymailer где ты запрашиваешь у разрабов ключи а инди разработчики так и сами тебе присылают ключ, чтобы ты посмотрел

Ответить
0

удалено типа блеать

Ответить
0

Понято типа блеать

Ответить
0

Есть еще YUNOÏA

Ответить
2

Там в прошлом полугодии у кого-то, вроде Юбиков, так выпросили ключ на свежую игру, якобы от Wycc220.

Ответить
0

Да, это был FC5))

Ответить
0

Я просто не особо запомнил детали, сама ситуация позабавила.

Ответить
2

"Также она часто сталкивается с письмами с адресов «mail.ru», авторы которых представляются обзорщиками из других стран."

Они даже не старались

Ответить
2

Думаю, вместо микро расследований этим ребятам стоило бы потратить пару часов на поиск и составление списка крупных игровых СМИ - отправить ключи им, а остальных проигнорировать.

Ответить
0

Можно ещё проще сделать: просто не пиарить игру и никому не отправлять.

Ответить
0

Массовая рассылка ключей, в отличие от сарафанного радио, толку приносит не много. На этой мысли сходится большинство тех, кто пишет/рассказывает про разработку видеоигр.

Ответить
0

Чтобы запустить сарафан, нужна видимость игры. Как её обеспечить без обзоров или рекламы? Надеяться, что случайный скучающий человек рано или поздно увидит игру и решит о ней рассказать своим многочисленным друзьям?

Ответить
2

Особо креативные товарищи по 6 писем с разных адресов за минуту присылают.

Ответить
1

часто сталкивается с письмами с адресов «mail.ru», авторы которых представляются обзорщиками из других стран.

degenerates.jpg

Ответить
1

И как обычно, все поныли, но блеклист никто не составил и в открытый доступ не выложил.

Я думаю что свой опубликую где-то через месяц, чтобы там хоть соточка собралась.

Ответить
0

Что в головах у этих мошенников? Обычно мошенничают, чтобы получить материальную выгоду, а тут что? Поиграть в, скорее всего, плохую игру?

Ответить
2

Перепродают ключи или фармят карточки.

Ответить
1

Скорее таки для продажи на всяких полулегальных порталах, на фарме особо не заработаешь.

Ответить
0

Винс Веллер, ЕМНИП, говорил что-то вроде того, что, мол, если не можешь позволить себе честно купить ключ от игры, а не клянчить его у бедного разработчика, то ПНХ.

Иначе говоря, не нужно разбираться, а просто не давать. Или как-то так.

Ответить
0

Рассылать ключи ютуберам/стримерам/обозревателям это бесплатная реклама. Буквально бесплатная. И есть маленький шанс что получится как у "Хэппи вилс" или "Геттинг овер ит"

Ответить
0

…это бесплатная реклама. И есть маленький шанс что получится…

Так же есть не менее маленький шанс, что игру разобьют в пух и прах ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
1

Ну для маленького разработчика это совсем не проблема. Про игру никто не знает, а значит даже отрицательный отзыв может привлечь внимание и покупателей. Кроме того можно узнать что конкретно не понравилось в игре и поработать над ошибками.

Ответить
0

Ну чисто технически может и так. Тут вопрос больше психологический. Представь, что ты потратил кучу сил и времени на свой проект, а тут какой-то обзорщик Васисуалий — «Какая-то фигня,…» и это ещё мягко сказано ~_~'

Ответить
0

У нас была аналогичная ситуация. Каждый день приходила пачка писем, в которых даже не удосужились правильно написать название игры. Сейчас волна сошла и подобные письма приходят раз в месяц, а то и реже.

Ответить
0

Меня все равно поражает как ключи оказываются на G2A и тп.
Я никуда их не сливал, а они на подобных площадках появляются.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В Steam появилась функция продажи
подержанных цифровых копий игр
Подписаться на push-уведомления