Охотники за ключами: как мошенники выманивают ключи у разработчиков

Истории о несуществующих сайтах и российских IP.

21 августа редактор Kotaku и автор книги «Кровь, пот и пиксели» Джейсон Шрейер опубликовал материал об «охотниках за ключами» — мошенниках, которые обманом выманивают ключи для инди-игр. Разработчики и пиарщики поделились с журналистом историями о столкновениях с мошенниками — большинство из этих рассказов, как ни странно, так или иначе связаны с СНГ.

Шрейер начинает материал с пересказа истории, которую ему прислал инди-разработчика Шон Нунан. После выхода его игры Jack B. Nimble к нему в огромном количестве посыпались электронные письма от желающих получить ключ. Это было бы хорошим знаком, если бы Нунан не знал, что большинство из этих людей — мошенники.

Охотники за ключами: как мошенники выманивают ключи у разработчиков

Некто, представившийся Львом, написал Нунану от имени российского сайта KG-Portal (бывший «Кино-говно»), и попросил его предоставить ему «несколько ключей» для обзора. Внимание разработчика сразу привлёк адрес электронной почты: games.kgportal@gmail.com. Ему показалось странным, что сотрудник KG-Portal использует аккаунт gmail c названием сайта вместо имени пользователя. Поисковый запрос привёл Нунана на страницу критика Льва Гринберга на сайте KG-Portal, на которой он увидел специальное предупреждение от автора.

Все способы связи указаны выше. Если вам пришло письмо от «меня» с другого адреса (games.kgportal@gmail.com, например) — это обман!

Лев Гринберг, автор KG-Portal

Так Нунан выяснил, что некто, выдававший себя за Льва Гринберга, был мошенником. Для разработчика это был далеко не первый подобный опыт: в течение прошедшего месяца с ним уже связывались несколько не менее подозрительных «обзорщиков». Один утверждал, что работает в японском издании об играх, другой притворялся французским видеоблогером. Обычно выяснялось, что эти «охотники за ключами» уже контактировали и с другими инди-разработчиками, используя те же подозрительные электронные адреса. Скорее всего, эти люди стремились заполучить как можно больше ключей для дальнейшей перепродажи.

Это очень низко, и я хочу пролить свет на эту практику. Я упоминал об этом в разговорах с разработчиками, но получал лишь ответы в духе «ну, ты к этому привыкнешь».

Шон Нунан, инди-разработчик

Как утверждает сам Джейсон Шрейер, эта проблема преследует инди-разработчиков в течение долгих лет — после релиза им неизменно приходится отбиваться от множества охотников за ключами. Иногда те пишут от лица несуществующих сайтов, иногда притворяются сотрудниками ведущих изданий.

Для неопытных инди-разработчиков, не способных быстро разобраться, мошенник перед ними или нет, это может превратиться в реальную проблему. Представитель PR-отдела некоей крупной студии, с которым пообщался Шрейер, утверждает, что он с такими письмами не сталкивался — мошенники выбирают своими жертвами именно инди.

Эмили Морганти, отвечавшая за пиар таких игр, как Thimbleweed Park и West of Loathing, рассказала журналисту, что подобные имэйлы ей приходят постоянно — обычно это один и тот же шаблонный текст, в который подставляется название нужной игры. Мошенники не всегда притворяются журналистами или стримерами — кто-то даже рассылал инди-разработчикам жалостливое письмо о том, что его уволили с работы и у него нет денег, и только бесплатная копия данной конкретной инди-игры сможет поднять ему настроение.

Охотники за ключами: как мошенники выманивают ключи у разработчиков

Осенью 2017-го некто, представившийся Дмитрием Цепцовым, прислал Морганти несколько имэйлов с просьбами предоставить ему ключи: якобы он проводит в своём украинском кафе викторину, призами в которой служат ключи к инди-играм. Со своей стороны Цепцов обещал «рекламировать игру» среди своих клиентов. В результате расследования выяснилось, что кафе действительно существовало, но в другом месте, при этом открылось оно год назад, а не три недели назад, Цепцов не имел к нему никакого отношения, и никаких тематических викторин в нём не проводилось.

Охотники за ключами: как мошенники выманивают ключи у разработчиков

Иногда из-за засилья мошенников ошибки допускают даже опытные PR-специалисты: однажды Морганти одновременно написали настоящий редактор игрового сайта и мошенник, притворявшийся тем самым редактором; она без труда вычислила настоящего и добавила его в список получателей ключей, но в результате по ошибке отослала ключ его «двойнику».

Иногда мошенников и вовсе непросто вычислить: например, охотник за ключами, притворявшийся журналистом испанского сайта о видеоиграх, отправил Морганти письмо с российского IP — помимо этого факта, в нём не было ничего подозрительного. Чтобы понять, что перед ней мошенник, Морганти пришлось заняться изучением контента сайта: он оказался подделкой, а обзоры на нём были взяты с других ресурсов. Подобное, по словам PR-специалиста, ей встречается часто. Также она часто сталкивается с письмами с адресов «mail.ru», авторы которых представляются обзорщиками из других стран.

Охотники за ключами: как мошенники выманивают ключи у разработчиков

Ещё одна частая тактика — менять одну букву в адресе, например, известного видеоблогера. По словам Морганти, для того, чтобы отлавливать таких мошенников, нужно быть очень внимательным.

По словам Шрейера, для каждого, кто имеет дело с ключами для игр, деятельность этих мошенников может обернуться колоссальной потерей времени. Разработчикам и пиарщикам приходится постоянно проводить мини-расследования, а у настоящих критиков и стримеров появляется шанс затеряться в этом потоке из мошеннических писем.

Я занимаюсь пиаром с 2006 года, и всегда отсылала ключи любому, кто попросит, не глядя на то, насколько маленьким был этот сайт. Но сейчас я гораздо более подозрительна. Чтобы выяснить, мошенник ли перед тобой, нужно приложить слишком много усилий и этого того не стоит — думаю, независимые авторы и авторы с небольших сайтов страдают от этого.

Эмили Морганти, специалист по PR

На материал Kotaku отреагировали некоторые разработчики: например, геймдизайнер Роберт Янг подтвердил, что мошенники просто рассылают одинаковые письма всем, даже не интересуясь, является ли игра платной.

Обычно мои игры бесплатны, но даже мне приходят письма с просьбами предоставить ключи.

Роберт Янг, геймдизайнер, преподаватель
Охотники за ключами: как мошенники выманивают ключи у разработчиков

А Бен Бёрбанк, один из создателей Firewatch и In the Valley of Gods, поделился забавной историей.

Когда выходила Firewatсh, один из этих мошенников попросил у нас ключ для American Truck Simulator (очевидно, они просто не обновили своё шаблонное электронное письмо). В общем, мы купили копию и отослали им. Мы были очень уставшими, и это нас порадовало.

Бен Бёрбанк, программист
7070
31 комментарий

Кстати забавный факт если переименовать игру то жулики попросят ключи заново, я 7 игр переименовал, боже что тут началсь. Мне просто почту положили. Так когда игу релизишь приходит куча писем но по 1й игре а тут сразу эта же куча и по 7 раз.

Они похоже ботами пользуются, бот сканит каталог и фигачит письма всем не думая и не проверяя по айди старая игра или нет, назнвания нет в списке ага значит нужно письмо написать.

10
Ответить

А что за игры-то? Просто стало интересно, зачем вообще может понадобиться переименовывать их.

Ответить

Комментарий недоступен

39
Ответить

В следующем письме попросили Red Dead Redemption в Steam...

9
Ответить

мошенниках, которые обманом выманивают ключи для инди-игр

По ночам они наверное воруют мусор с помоек ¯\_(ツ)_/¯

29
Ответить

А ключи нельзя проверить на валидность? Что, если отсылать таким 99% мошенникам рандомный набор символов, чтобы у них были проблемы с рейтингом/репутацией на том же G2A?

3
Ответить

Для всех, кто куёт контент, есть прекрасный сайт keymailer где ты запрашиваешь у разрабов ключи а инди разработчики так и сами тебе присылают ключ, чтобы ты посмотрел

2
Ответить