Gamedev Андрей Верещагин
1 528

График лояльности пользователей Power User Curve и как его использовать

Оценка активности игроков и когортный анализ.

В закладки

Ведущий аналитик devtodev Василий Сабиров в колонке для DTF рассказал о графике Power User Curve — способе измерения лояльности пользователей в мобильных играх и приложениях. С его помощью можно не только узнать о самых активных игроках, но и проводить оценку вообще любых их действий внутри приложения.

Способов измерить лояльность пользователей существует много. Уместно будет вспомнить и о метриках удержания (Retention), и о метрике Sticky Factor (отношение DAU к MAU, показывающее возвращаемость пользователей в проект), и о метриках монетизации: конверсия в платёж, доля платящих, доход на активного пользователя, LTV.

Сегодня мы хотим поговорить про новый (по крайней мере, для нас) способ измерения пользовательской лояльности. Речь идёт о кривой, которую называют Power User Curve. Мы не сами его придумали, а подсмотрели у Эндрю Чена.

Пользователи могут с разной степенью регулярности пользоваться продуктом. Например, в случае условно-бесплатных игр они могут заходить в игру буквально каждый день, а могут «отвалиться» после первой же сессии.

Суть Power User Curve заключается в следующем. Возьмём в качестве периода анализа месяц, состоящий из 30 дней. Мы строим график, где по горизонтали — количество дней месяца, в которые у пользователя были входы. А по вертикали — процентная доля пользователей (от общей рассматриваемой аудитории, например, MAU), которые входили в игру некоторое количество дней в течение месяца.

Например, из данного графика можно заключить, что 7% рассматриваемых пользователей входили в игру три дня из тридцати дней месяца. При этом совсем неважно, были ли это первые три дня после регистрации, или же пользователь, зарегистрировавшись, пропал на несколько дней, а потом входил два дня подряд. Важно, что из 30 дней месяца входы были в течение трёх дней.

Такой график чем-то похож на retention, по крайней мере, на уровне логики: речь о регулярности пользовательских входов, о возвращаемости. Но принципиальное отличие в том, что нам неважно, сколько дней проходит от первого до последующего визита (а в retention это основа метрики). Помимо этого, стоит понимать, что здесь мы говорим не о сессиях, а о днях сессий (если в течение одного дня пользователь имел несколько сессий, они справедливо посчитаются лишь за один день).

Соответственно, сумма значений по всем тридцати столбцам будет равна 100%.

При этом если в вашем проекте всё в порядке, то график будет вам «улыбаться»: много пользователей будет как слева (наименее лояльные, предположительно «отвалившиеся»), так и справа (наиболее лояльные), а посередине — чуть меньше.

И наиболее вероятно, что ухмылка будет больше слева — всё же «отвалиться» чуть проще, чем входить в проект каждый день. И это сигнал! Ориентируйте её направо и работайте над лояльностью.

Как можно использовать Power User Curve на практике

Для того, чтобы выделять нелояльных и очень лояльных пользователей

Если вы знаете метод Net Promoter Score, то для вас не будет новостью, что в расчёт там берутся лишь промоутеры (наиболее лояльные пользователи) и детракторы (наименее лояльные), а те, кто посередине, нас не интересуют (если же вы не знаете Net Promoter Score, то почитайте вот здесь).

По аналогичному принципу работает и Power User Curve. Мы мало что можем сказать о тех пользователях, которые находятся в середине графика: они были достаточно лояльны, чтобы входить в течение несколько дней, но недостаточно лояльны, чтобы входить каждый или почти каждый день.

Зато те, кто находится в левом или правом краях, нас очень интересуют.

Слева находятся те, кто входил лишь один или несколько дней в течение месяца — это наименее лояльные наши пользователи; можно изучить причины их нелояльности, можно отдельно рассмотреть их первую сессию в поисках причин нелояльности. Что они сделали такого, что входили так редко? Что они не сделали важного, чтобы входить чаще?

Справа находятся те, кто наиболее лоялен к вам — они входят в игру каждый или почти каждый день. Что с ними делать? Беречь! Холить и лелеять, давать персональные скидки. А если они при этом до сих пор не платят, то аккуратно подвести их к сценарию монетизации. Это ядро вашего проекта и, скорее всего, его дохода, а потому сконцентрируйтесь на их анализе и постарайтесь понять причины их лояльности. Для этого тоже может быть полезно ретроспективно посмотреть на начало их пути в проекте.

Принципиальной разницы между 28, 29, 30 днями нет — причины не войти один или два дня в проект могут быть разными.

Использовать для когортного анализа

Разумеется, в зависимости от того, какую именно аудиторию вы раскладываете в Power User Curve, зависит и её вид.

  • Можно брать просто MAU текущего месяца, тогда в график попадут и те, кто был в проекте ранее, и те, кто пришёл за этот месяц.
  • Можно брать только аудиторию, пришедшую в течение месяца, и график, скорее всего, будет иметь вид улыбки. При этом стоит учесть, что пользователи, пришедшие в конце месяца, не смогут попасть в сегмент наиболее лояльных, даже если будут входить каждый день.
  • Можно брать аудиторию прошлых месяцев (точнее, тех, кто зарегистрировался некоторое количество месяцев назад, но до сих пор активен) и смотреть, как меняется вид «улыбки» в зависимости от срока давности.
  • Можно применять когортный анализ и смотреть, как меняется вид графика при одних и тех же входных условиях. Например, каждый месяц строить график по MAU данного месяца или же зафиксировать некоторое количество месяцев от регистрации и строить график только по аудитории определённого возраста. Важно следить за изменением графика в динамике. И если вы работаете над лояльностью и всё делаете верно (а это непросто), то «улыбка» будет постепенно смещаться направо. Доля пользователей в правой части графика в идеале должна расти.

Считать любые действия

До того мы говорили, что пользователь попадает в график, лишь совершив вход. Но если вместо входа рассмотреть любое другое действие (платёж, пост в социальной сети, прохождение уровня), это может чуть уточнить понятие лояльности в каждом отдельном случае.

Экспериментировать с другими периодами

Кстати, почему только 30 дней? Можно построить такой график и для семи дней, рассмотрев WAU вместо MAU, и он будет работать точно так же. Стоит лишь оговориться, что «улыбка» там будет не так заметна, как на 30 днях. Максимальный пик справа может прийтись как на семь, так и на пять дней, особенно если речь про B2B-сервисы, в которые люди не входят по выходным.

Power User Curve — ещё один метод измерения пользовательской лояльности. Это своего рода альтернатива показателям Retention и Sticky factor, но не стоит рассматривать его отдельно от них — лучше изучать все эти показатели вместе. От улыбки станет всем светлей, а теперь её можно ещё и измерить.

#мобайл

{ "author_name": "Андрей Верещагин", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043e\u0431\u0430\u0439\u043b"], "comments": 4, "likes": 22, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 25537, "is_wide": false }
{ "id": 25537, "author_id": 22254, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/25537\/get","add":"\/comments\/25537\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/25537"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64954 }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

1

Пора перестать писать такие статьи без примеров насколько можно 'качнуть' и на каких платформах или жанрах 'удалось'. Остается какая-то пустота после прочтения... Какому менеджеру ставили KPI, что бы проект стал сильннее пукать (PUC = Power User Curve)?

Ответить
0

СЛОЖНА!

Ответить
0

щта именна сложна?

Ответить
0

"Что бы"

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Игру с лучшим стелсом никто не заметил
Подписаться на push-уведомления