Как разработчики мобильных приложений собирают данные о детях

11 сентября генеральный прокурор штата Нью-Мексико Гектор Балдерас подал иск против студии Tiny Lab Productions. В нём он обвинил разработчиков мобильных игр в том, что они собирают данные о детях младше 13 лет, а затем используют их для того, чтобы показывать таргетированную рекламу.

Подобные действия запрещены законодательством США, однако ими не пренебрегают и многие другие компании. Газета The New York Times опросила стороны и разобралась в ситуации, чтобы оценить масштабы проблемы. Мы выбрали из материала главное.

Fun Kid Racing
Fun Kid Racing

Прежде чем скачать гоночную игру Fun Kid Racing для своего пятилетнего сына, Ким Слингерлэнд убедилась в том, что приложение находится в «семейной» секции Google Play и подходит для детей. Однако до последнего времени эта игра собирала данные о пользователях, включая их местоположение. Эту информацию приложение передавало рекламным компаниям.

11 сентября генеральный прокурор штата Нью-Мексико Гектор Балдерас подал иск против разработчиков игры, студии Tiny Lab Productions. В нём он обвинил компанию в нарушении федерального закона, запрещающего собирать данные о детях в возрасте до 13 лет — акта о защите приватности детей в сети (Children’s Online Privacy Protection Act, COPPA).

Ответчиками по делу должны выступить как сама Tiny Lab Productions, так и рекламные платформы, которыми управляют Google, Twitter и ещё три корпорации. В иске также содержатся обвинения в адрес Google в том, что корпорация вводит потребителей в заблуждение, размещая контент, который собирает данные о пользователях, в «семейной» секции своего цифрового магазина.

Как разработчики мобильных приложений собирают данные о детях

Согласно исследованию, опубликованному в конце 2017 года издательством «Вальтер де Гройтер», из 6 тысяч детских приложений в Google Store более половины передают информацию о пользователях третьим сторонам. Среди них есть и Tiny Lab.

Представитель Google Аарон Штейн заявил, что вся ответственность за контент лежит именно на разработчиках приложений. По его словам, только они решают, соответствует ли их продукт требованиям, предъявляемым к играм для детей. Представитель Twitter, в свою очередь, заявил, что рекламная платформа компании, которая называется MoPub, не позволяет собирать данные о пользователях младше 13 лет. Кроме того, он отметил, что сотрудничество с Tiny Lab было приостановлено в сентябре 2017 года из-за того, что студия нарушала правила MoPub.

Основатель Tiny Lab Джонас Абромаитис обвинения отрицает. Он уверен, что студия соблюдала закон и правила Google, потому что её приложения «спрашивали» у пользователей их возраст и собирали данные лишь о тех, кто был старше 13 лет. «Мы думаем, что мы всё делали правильно», — сказал он.

Джонас Абромаитис. Источник: The New York Times
Джонас Абромаитис. Источник: The New York Times

Разработчики условно-бесплатных мобильных приложений зарабатывают деньги либо предлагая пользователям совершать внутриигровые покупки, либо с помощью рекламы. Однако дети — это неплатёжеспособная аудитория, а из-за федерального законодательства США компании не могут собирать данные об игроках, чтобы предлагать им таргетированную рекламу.

По словам исполнительного директора фирмы SuperAwesome, предлагающей решения для разработчиков детского ПО, Дилана Коллинса, индустрии мобильных приложений тяжело адаптироваться под детей. Некоторые разработчики принимают решение распространять свои продукты по подписке, а другие используют рекламу, для которой не нужно собирать персональные данные. Тем не менее, небольшие студии не могут нормально зарабатывать с помощью этих методов, из-за этого они решаются на сбор данных о детях.

В 2013 году Apple предоставила секцию с приложениями для детей в своём App Store. Как заявили в компании, игры, которые попадают в неё, не собирают данные о пользователях. При этом каждое приложение проверяется самой Apple. Google представила аналогичную, семейную, программу в 2015-м. В её рамках разработчикам необходимо самим подтверждать, что их игры удовлетворяют требованиям COPPA.

Как разработчики мобильных приложений собирают данные о детях

Как отмечает сам Абромаитис, когда его студия выпускала Fun Kid Racing в Google Play, разработчики заявляли свою игру как «семейную», то есть ориентированную не только на детей до 13 лет. По его словам, в гоночную аркаду играют люди разных возрастов, а дети, попадающие под защиту акта — это лишь часть рынка.

Такой же подход практикуют и другие компании. В июне 2018 года фирма AppCensus провела исследование, согласно которому о том, что разработчики почти 3 тысяч приложений (84 из которых были созданы Tiny Lab) заявляют, что их игры «предназначены не исключительно для детей» и дают пользователю возможность указать свой возраст. Таким образом, они открывают лазейку в законе для сбора данных и показа таргетированной рекламы.

Уже в июле Google провела собственное расследование и заключила, что Tiny Lab не нарушала закон о персональных данных. «Эти приложения созданы, в основном, для детей, но они семейные в целом», — сказал менеджер компании.

Как разработчики мобильных приложений собирают данные о детях

В августе Google сменила риторику, сообщив Абромаитису, что Tiny Lab должа в течение месяца внести изменения в свои игры, так как они всё-таки были признаны детскими. Студия изменила 10 своих приложений и стала применять в них рекламные сети, которые работают с детским контентом. Google одобрила изменения, но предписала Tiny Lab обновить ещё больше своих игр до конца августа. По словам Абромаитиса, компания выполнила требования держателя платформы.

Однако в начале сентября Google удалила все приложения разработчика из своего магазина из-за неоднократного нарушения политики площадки. Основатель Tiny Lab надеется, что спор с Google удастся уладить и игры вернутся в магазин.

Пресс-секретарь Федеральной Торговой Комиссии США Джулиана Грюнвальд заявляла, что ведомсто особо пристально следит за исполнением COPPA. Между тем, с 1998 года, когда был принят акт, в его нарушении обвинили только 30 компаний, включая крупные вроде Sony BMG Music Entertainment.

Однако случай с Tiny Lab отличается от всего, что было раньше. Гектор Балдерас пытается бороться не с одной компанией, но с целыми рекламными платформами. По его словам, Google и Twitter осведомлены о том, что их клиенты не соблюдают закон о защите персональных данных детей и надеется, что Федеральная Торговая Комиссия и Вашингтон наконец обратят на это внимание.

77 показов
4.7K4.7K открытий
10 комментариев
Комментарий удалён модератором

Вот когда немобилки начнут зарабатывать как мобилки, тогда можно будет это обсудить.

Ответить

адоптироваться через "а".

Ответить

Адоптароваться?

Ответить

нарушении федерального закона, запрещающего собирать данные о детях в возрасте до 13 летигра собирала данные о пользователях, включая их местоположение

Подождите, я может чего-то не понимаю? А с каких это пор отслеживание местоположение (или попросту слежка) за гражданами 13+ считается законной? Мало того что она осуществляется без выдачи на то ордера, так ещё и организацией не относящейся к органам правопорядка? o_O

Ответить

А я не совсем понимаю на каком основании данная компания в принципе собирала данные.

Ответить

"....собирают данные о детях"

Ответить