{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}

Базар за рынок: что происходит с изданием ПК-игр

Всякий раз, когда в нашей стране хочется обсудить большие вопросы о будущем игровой индустрии, меня не покидает ощущение, что я городской сумасшедший. Вечер среды не самое плохое время, чтобы поговорить о проблемах рынка компьютерных игр и трендах? Пофантазируем о том, что можно изменить?

Простите, в тексте много гифок — надеюсь, с ними будет проще не сваливаться в серьёзные щи в каждом абзаце.

Итак, чью кость мы делим? По данным UBM (организатора GDC) ПК остаётся самой востребованной платформой среди разработчиков игр — 60% из них сейчас заняты созданием игр для ПК и планируют продолжить работать в этом сегменте рынка. При этом на долю ПК-игр приходится почти четверть глобального рынка видеоигр (33 миллиарда долларов в год). По прогнозам, в ближайшие два года выручка от ПК-игр вырастет более чем на миллиард, и до 2021 года рынок игр для ПК будет увеличиваться в среднем на 4,2% в год.

Другими словами, парни, кусок пирога большой и быстро растет. Наш «пирог» состоит из крупных «островов» — площадок цифровой дистрибуции, созданных компаниями-разработчиками и издателями игр. Посмотрим на часть интересных участников?

А вот тут есть более подробный список платформ цифровой дистрибуции игр. В списке чуть менее 200 платформ и магазинов со всего мира — пожалуйста, присоединяйтесь к его наполнению

Смею надеяться, мы уже поняли, что пирог большой. Давайте теперь попробуем посмотреть, что в нём за начинка.

Тренд — свои платформы?

Выглядит так, что мы на всех парах мчимся к большой децентрализации — в течение 2019 года нас ожидает появление нескольких новых открытых платформ с собственными клиентами. И как минимум часть из них имеют все возможности серьёзно изменить рынок

  • EPIC Games с более чем 100 миллионами пользователей Fortnite как основа для платформы.
  • Discord со 130 миллионами пользователей и магазином (и платформой в дальнейшем).
  • Bethesda, с запуском Fallout 76 на своей платформе (по слухам, после нас ждёт доступ и для 3d-party игр)
  • Uplay от Ubisoft постепенно упрощает выход 3d-party игр у себя.
  • Wegame oт Tencent рвётся в западные регионы в 2019 году.
  • Kartridge от Kongregate в конце 2018 года.
  • Семейство блокчейн-платформ — Robot Cache от Брайана Фарго (InXile) и Shark от Fig.co.

Все же уже в курсе, что пока Facebook отгоняет мух от Gameroom, «ВКонтакте» вчера оперативно достал скелет из шкафа и тестирует свой магазин?

Почему это происходит? Давайте оставим ложную скромность в стороне — аудитория и возможность свободно с ней взаимодействовать это самый ценный ресурс как для платформ, так и для разработчиков. Ведь Steam фактически перепродает аудиторию разработчика ему же. На фоне скудной аналитики и полного отсутствия возможности трекинга маркетинговых компаний. Впрочем, подобный подход характерен не только для Steam, но и для всех крупных игроков 3d-party дистрибуции на рынке.

Приводя на чужую платформу аудиторию, вы не имеете никаких гарантированных возможностей взаимодействовать с ней. Вспомните: многим ли инди-сиквелам удалось эффективно конвертировать аудиторию в новую игру на фоне успеха первой части?

Хорошие компании должны уметь считать свою прибыль, и при среднесрочном планировании вопрос «за что я плачу 30%?» звучит прагматично. Если выпускать каждый год BB или ААА-игру, собирающую сотни тысяч игроков, запуск свой платформы не выглядит утопией — хорошие игры других разработчиков позволят удерживать аудиторию на платформе до выхода следующей игры владельца платформы.

Глобальный паблишинг

Мантра «выпустим игру в Азии — там огромная аудитория» зачастую не работает. Издателям и разработчикам (что крупным, что мелким) из Европы так же непросто выйти на всех азиатских площадках, как их коллегам из Азии в Североамериканском или Европейском регионе.

Нужен не только качественный перевод и адаптация игры, но и понимание специфики и менталитета игроков в регионе. И это не считая чисто утилитарных вещей в виде самого процесса поиска региональных площадок и заключения договоров.

Для каждого региона необходимо выработать оптимальную трафик-стратегию и провести качественную PR-кампанию, чтобы создать ядро аудитории. Понимать, на каких площадках вы должны общаться с аудиторией и как в принципе поддерживать диалог на азиатских языках.

Если вы не крупный издатель, отказ от услуг локальных дистрибьюторов в регионе (комиссии от 5% до 30%) потребует кипы договоров и их сопровождения: роялти-отчёты, сверки, документооборот и так далее.

Текущее ценообразование

Сейчас это наследие «коробочных» времён, когда в стандартные для рынка США 60 долларов закладывалась логистика, маржа ритейлера и стоимость производства физического носителя.

В эпоху доминирования цифровой дистрибуции ценообразование проще, при этом цены в каждой конкретной стране формируются исходя из курса стабильной валюты к локальной с коррекцией на покупательскую способность.

Ни в одной из существующих систем конвертации не применяется тонкая подстройка региональных цен. Никто не знает, как выбрать оптимальный аналог цены игры в 15 долларов для Японии, Мексике, Китая, Польши, России, Англии и так далее — все берут за основу соотношение продаж в группе схожих игр к цене, и на этом останавливаются. Какой на самом деле должна быть цена, чтобы обеспечивать наибольшее число продаж и чтобы конверсия в покупки в каждом регионе была оптимальной?

Медленные деньги

От продажи копии игры до получения денег разработчиком проходит от одного до нескольких месяцев.

Нет возможности быстро реинвестировать прибыль от продажи игры или игровых товаров сразу в рекламу — это особенно больно для небольших команд и игр.

Самостоятельная интеграция платежных агрегаторов зачастую невыгодна — типичная комиссия посредников при обработке платежей пластиковыми картами достигает 5-6%.

Пиратство и читинг в играх

Дистрибуция игр, не требующих постоянной связи с сервером, страдает от пиратства. На одну купленную копию приходится несколько украденных. Для популярных онлайн-игр характерно большое число читеров и сообществ, которые нелегально зарабатывают на использовании уязвимостей игрового ПО. Сторонние решения для защиты от копирования, подобные Denuvo, работают недолго и дорого стоят.

Да, тут тоже есть свои магические формулы — «если игра хорошая, я её потом куплю» и её подруга «я всегда сначала качаю пиратку посмотреть — понравится, куплю». Оба эти подхода отражают лишь часть правды.

Аудитория?

Пока активных игроков ожидает отдельный филиал Ада с десятком лаунчеров разных игровых платформ, сами платформы сражаются за вовлечение (immersion).

Давайте не будем отводить глаза — большинство крупных игроков не покупает трафик. Они работают, главным образом, на узнаваемость бренда, не на прямые продажи. Даже при условии многомиллионной аудитории. Второй столп — удержание. И для него любая нормальная платформа будет использовать ваши игры и трафик, которые вы пригоните в свою игру на ней.

Стоимость тысячи показов — три доллара. Только покупка такого трафика тем более рентабельна, чем больше данных для оценки его качества у вас есть.

И, казалось бы, самый логичный шаг для участников любого рынка — начать обмениваться данными о пользователях. Рекламщики в последний год активно обсуждают CDP (Customer Data Plafromt — подвид DMP) и святой грааль 360 degree profile, рассказывают об оптимизации трафика и правильной работе с аудиторий. И активно используют и покупают друг у друга сегменты или сырые данные DMP. Не нахожу ответа на вопрос, почему ПК-дистрибуция в этой части далеко не на первых позициях.

Сейчас таргетировать рекламу только на платящих пользователей или тех, кто играет в строго определённый жанр или игру на ПК, практически невозможно без доступа не только к своим данным. Невозможно также отсечь заведомо не перспективную аудиторию, которая уже приобрела рекламируемую игру на другой площадке.

Сами компании не только не обмениваются данными для оптимизации продаж, но, зачастую, даже неохотно говорят об этом.

Вместо заключения

Итого, пофантазировав немного, мы поняли, что игровой рынок большой и он растёт, многие в него хотят, при этом:

  • Все централизуется вокруг крупных островов.
  • Те немногие, что не централизуются, в спешке клепают свои платформы.
  • Глобальный паблишинг — ещё не вещь сама в себе, а вагоны трудоёмкой работы, специфицированной под множество отдельных территорий.
  • Волшебной кнопки «издаться на мир», увы, пока нет.
  • Эффективное ценообразование по разным территориям напоминает шаманский танец с бубном с одновременным чтением древнего заклинания.
  • Ваши деньги будут идти к вам долго.
  • Пиратство и читинг — как были, так и остаются раком индустрии.
  • Аудитория, данные о ней и доступ к ней является, кажется, золотым ключом открывающим ворота рая, в этом дивном новом мире.

Многие мои коллеги по индустрии смотрят на происходящее скептически — покажите где трафик, и мы туда пойдем, всё остальное не важно.

Я уверен, что игровой рынок, обрастая новыми платформами, должен думать о консолидации — научиться не только обмениваться данными, но и создавать свои инструменты для их сбора и анализа (нет, к сожалению, все open source решения на этом рынке редкостное говно). Кто-то обязан сделать кнопку «издаться на мир» и заставить деньги быстрее находить своих владельцев. Снизить издержки и заменить засилье скидок настоящим снижением цен на игры.

А как вы видите проблемы рынка дистрибуции ПК-игр? Отбросив пафосное звучание — что может изменить мир к лучшему? Как вы видите идеальный мир? Может быть сейчас и есть идеальный мир и не стоит ничего менять, мол, что естественно — то прекрасно?

0
81 комментарий
Написать комментарий...
Амир Байков

Хоть это и ужасная идея, которая убьет геймдев, но я хочу чтобы ВСЁ было в одном месте.
От ААА-игр до китайских клонов пабга. Просто огромная помойка на которой можно копошиться вечно!
И чтобы там были все фильмы, сериалы, "алиэкспресс для геймеров" и встроенный торрент для "сначала скачаю и если понравится то куплю".
И библиотека, где можно в VR-очках ходить и читать книжки.
Да чего мелочиться! Чтобы это всё был один большой VR-рынок, где можно ходить возле прилавков под крики зазывал "Э, дарагой! Три инди по цене двух! Не ранний доступ, мамой клянус!", а фильмы смотреть в VR-кинотеатрах.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Valery Kirichenko
И чтобы там были все фильмы, сериалы, "алиэкспресс для геймеров" и встроенный торрент для "сначала скачаю и если понравится то куплю".

WeChat постепенно к этому идет. Пока лишь на китайском рынке

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
TeneBrifer

Делаем программу, которая будет представлять собой один большой агрегатор с единой БД по всем цифровым продуктам.
Хочешь фильм? Введи название и тебе высветятся десятки площадок, где его можно посмотреть купить по твоим предпочтениям с указанием цены.
С играми так же. А потом все это просто складируем в новую библиотеку, в которой будут все игры со всех лаунчеров. А деньги можно получать за ту же рекламу или доп фишки типа all inclusive системы скидок для постоянных подписчиков и подписочных прочих вкусностей.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ярослав Голубев

Просто сначала будет лаунчер для лаунчеров

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Многочисленный бокал

Вот кстати никогда не понимал вот этой однобокости мысли, а как же удобней разрабам бабло зашибать, может мне как пользователю нивсралось пользоваться и юплеем и гогом и оридженом, мне надо в одном и пусть я переплачиваю в Стиме (не хочу спорить о его + и -), но дайте мне возможность выбирать где я хочу собирать игры и с чего запускать, уже хрен с ним что стим подсасывает юплей для включения, но библиотека у меня одна!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Watcher

Это называется операционной системой и сопутствующими программами и сервисами :)

Ответить
Развернуть ветку
Василий Пупкин

На мой взгляд, в идеале, было бы хорошо иметь 4-5 больших цифровых платформ, которые бы отличались друг от друга. К примеру Ориген, Юби или Стим ничем не отличаются кроме как эксклюзивными играми. Толку от этого зоопарка. Вот у ГОГ есть отличие и платформа выглядит другой.

Утопически, но я бы был всеми руками за большую жанровость платформ. Но это не осуществимо. Если конечно Парадокс вдруг не сподобится выпустить Крузадер Ориген.

Но а так, хоть какое-нибудь отличие.

Ответить
Развернуть ветку
Волнующие Ощущения

И нинка с лучшей инди консолью!

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Дмитрий Нетсев

Сложно сказать, ведь в лидеры врываются(в смысле при живом стиме) эксклюзивные магазины, типа батлнета,ориджина и магазина эпик, а ю-плей и Гог в хвосте.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
MoriartyII .

Десяток лаунчеров это действительно скверное будущее. Видать пунктом "добавить стороннюю игру в мою библиотеку" придется часто пользоваться

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Добавить сторонний лаунчер в свою библиотеку

Ответить
Развернуть ветку
habbahen

Я бы хотел, чтобы все что мне надо было в Steam, он реально на голову выше всего остального. Но были конкуренты наступающие Steam на пятки и не дающие ему обрасти жиром (Как это было последние год-два).
Я даже готов снова поставить GOG и вспомнить креды к акаунту.
Всем удобен один магазин (я даже был бы рад если бы это был Windows store, если вдуматься нафига мне в системе какой-то еще магазин), Но никто не хочет доминирования одного магазина как это сейчас в iOS & Andriod.
Капитализм хорошо обслуживает клиента ТОЛЬКО если есть сильные конкуренты с которыми у него кровная вражда.

Ответить
Развернуть ветку
Markedo

Автор забыл рассмотреть влияние такого серьёзного фактора, как консоли. Собственно, они и спасут ПК рынок. Ибо там дела обстоят как раз так, как видят комментаторы в "идеальном" сценарии: один магазин для всех существующих (на платформе) игр, в том числе инди и VR, а также можно купить музыку и фильмы(в РФ весьма ограниченно или недоступно), смотреть стримы, создавать чаты и т.д.
Поэтому разрабы при всём желании не смогут полностью расфрагментировать рынок, ибо хочешь-не хочешь, а стандартам Сони/Мс соответствовать нужно. Соответственно, вся мультиплатформа, выходящая на ПК, априори будет содержать более-менее единый апи, котрый можно с лёгкостью привести к единому знампнателю. В такой ситуации, купить Радугу в Ориджин и сыграть в неё с другом из Юплей не кажется фантастикой даже сейчас - была бы воля разработчиков.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Данил Валерьевич

Несколько смущает такая интерпритация приведенной статистики по ПК / Мобайл / Консоль, где "кусок пирога большой и быстро растет", хотя исходя из неё явственно следует, что пирог самый малый в списке и темпы его роста самые низкие.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Демьяненко

Коментариев что то нет. "Мир напуган. Апокалипсис близится. Мы все...". По ходу кто то уже пилит кнопку.

Как игрок, хочу "мультилаунчер". Один на всех и все как один. Особено акутально на не самом произвдительном ноуте, где каждый мега(герц/байт) на счету.

А вот и первый комент.

Ответить
Развернуть ветку
Традиционный кот
Как игрок, хочу "мультилаунчер". Один на всех и все как один.
Ответить
Развернуть ветку
Николай Прокошев

Да. Рано или поздно все мажоры отползут со Стима и там останется только один общий хитросплетенный комок растерянных индюшек.
Был KFC, а получится даже не Ростик'c, а "Куры-гриль от Тофика".

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dorg

И будут у вас овер 100+ лончеров от мажоров

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Веселый
Пиратство и читинг — как были, так и остаются раком индустрии.

Вывод абсолютно неочевидный, в статье нет аргументов за него и в конце он подаются как неприложная истина. Так делать некрасиво.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Бондаренко
Автор

В этом пункте посмотрите ссылки на референсные статьи с цифрами и анализом.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Виталий Пармезанов

Ну, мне кажется уже очевидным, что нужен какой-то нормальный агрегатор, который соберет все магазины в кучу и завернет в функциональную и красивую обертку с рейтингами, рекомендациями и отслеживанием интересных новинок. Короче, все чем типа сейчас занимается Стим, но только не через жопу и по нескольким магазинам.
Децентрализация это хорошо. Давно пора было дать пинка обрюзгшему и возомнившему себя королем Стиму - меня лично пиздец как бесит техническая часть его клиента. Это просто старый и медленный браузер, который открывает веб-странички магазина - не всегда корректно и не всегда открывает. Даже Юплей лучше работает.

Ответить
Развернуть ветку
Гаврила Достоевский

Приятно видеть оптимистичный настрой в колонке, но, Николай, вы при оценке "пирога" даёте некорректное следствие - пирог больше равно кусок каждого больше. В то время как "эффект Матфея" должен привести к уменьшению веса всех кусков, кроме самых больших, которые как раз потяжелеют.

Ответить
Развернуть ветку
Svyatoslav Cherkasov

Я позанудствую, но "3d-party игры" - это "трехмерные игры для компании". Автор хотел сказать "3rd-party игры".

Ответить
Развернуть ветку
famiak

Мигрировал из Стима в windows store и чувствую себя отлично. Надеюсь, весь этот ад из сорока лаунчеров схлопнется нахуй.

Ответить
Развернуть ветку
Таинственный Петя

Думаю, все мечты о светлом будущем с единственным продуктом, который покрывает все нужды, нереален.
В любой сфере будет вечная борьба, когда-то будет доминировать монополист (ранний стим), затем от пирога захотят откусить и другие. Это вечный круговорот, и потребитель всегда будет стоять перед выбором.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Нетсев

А почему ни слова про ГоГ?
И вообще я не понял, про что статья.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Торт

Про то, что вконтакте открыл свой магаз.

Ответить
Развернуть ветку
Porter Justice

Децентрализация - даёшь больше клонов стима!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Хромов

Скоро стиму с его условиями будет конец, крупные издатели уходят в свои магазины, останутся только инди и то, есть гог и другие у которых условия выгоднее. Стим пока привлекателен из за трафика, но с их позицией ничего не изменять в стиме пока не ужалит ничего хорошего не произойдет. Сколько люди просили нормальный встроенный голосовой и обычный чат и вот пока дискорд не стал наступать на пятки ничего гейб не делал.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Кажется, текст написан как открытка Вальву (если так: сомневаюсь, что сработает, но поддерживаю).
Или как аккуратное прощупывание почвы для... Не, нафиг гадать.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Nuriev

Автор копает в этом направлении, о чем обмолвился на последнем подкасте post launch. Но тему развивать не стали (:

Ответить
Развернуть ветку
Никита Кравчук

В моём идеальном розовом мире для всей цифровой дистрибуции есть один мега-регулятор типа ICANN (по масштабу, не по функциям), который определяет правила игры. А сами правила на основе аукционов с максимальной выгодой всех участников сообщества. Вроде аукциона Викри или его расширений из области рекламы. Для всех участников "система единого окна".

Ответить
Развернуть ветку
Бурный месяц

Кратко: никто не хочет платить стиму 30% за воздух.
Кол-во площадок будет расти.

Ответить
Развернуть ветку
Tony Zet

Основной посыл статьи я, откровенно говоря, не уловил. Что касается заключительного вопроса, то мне как потребителю хочется иметь все в одном месте и как у GOG - владение игрой (без DRM), а не аренда, как у остальных. Проблема с многообразием площадок была бы не актуальна, если бы все игры были синхронизированы между клиентами (торговыми площадками). А уже покупатель сам выбирает удобную для него площадку. Ну и естественно более доработанная система возврата денег или расширенные trial/demo версии необходимы. Например 2 часов игры в течение недели после покупки (в steam) недостаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Mokhin

Взгляните вот сюда https://habr.com/post/423427/
Еще одна попытка сделать единое онлайн-сообщество инди.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

Денис, все эти скептические комменты по ссылке -- они не случайно такие.
Если уж гик-сообщество не купилось на проект, в котором фигурирует упенсурс -- считайте, что получили "proof of concept" наоборот (то бишь доказательство несостоятельности концепта). В этом нет ничего плохого -- даже наоборот, просто отлично, если получается подтвердить несостоятельность так рано, до серьезных инвестиций времени, труда и репутации.

Ответить
Развернуть ветку
MAyDay8
подробный список платформ цифровой дистрибуции игр.

Доступ закрыт.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Бондаренко
Автор

Спасибо, поправил, сейчас должен быть доступ на комментирование.

Ответить
Развернуть ветку
Pegasus Plus

Огромного количества платформ не избежать, увы, я уверен в этом. В этом случае было бы неплохо сделать взаимодействие этих платформ между собой, как, например, стим и юплей с той же радугой 6. Это не лучшее решение, но десятки разнообразных платформ для своих целых 2-3 эксклюзивных игр тоже перебор.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Saturnine

Для таких статей ведь был создан раздел "Индустрия игор"

Ответить
Развернуть ветку
Илья Туменко

А редакция где-нибудь рассказывала про новый раздел?
(не могу понять, почему они называются одинаково, но, наверное, где-то уже спрашивал)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Potemkin

Статья похожа на выжимку информации с апп2топ за последний месяц разбавленною гифками и немного водою.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Mur

Ну один плюс точно есть, скоро Гейба прижмут и он пойдет делать half-life 3.

Ответить
Развернуть ветку
Шашков Михаил

Имхо, самая большая проблема это наличие большого количества крупных площадок по дистрибуции игр. Начинающему геймеру будет трудно разобраться во всём этом. Было бы гораздо легче для игроков, если бы был хотя бы единый лаунчер, а лучше площадка. Это, конечно, монополия, но так хотя бы будет очень удобно. Надо будет только пристально следить за ценообразованием

Ответить
Развернуть ветку
Артемьев Дмитрий

Истинным раком является уверенность, что пиратство и читинг — как были, так и остаются раком индустрии.

Ответить
Развернуть ветку
Eugen Dubovik

а есть какие то антитезисы?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 81 комментарий
null