Что разработчику игр нужно знать об интеллектуальной собственности — советы юриста
Что разработчику игр нужно знать об интеллектуальной собственности — советы юриста
9.5K9.5K открытий

Я видел в плеймаркете приложения по мотивам серии "Герои меча и магии" https://play.google.com/store/apps/details?id=com.gmail.tdmmfull и другие, но сейчас права на эту серию приналежат Ubisoft. Если хочу сделать свое подобное приложения с использованием материалов из героев, есть ли для меня какие-то риски? Или такие приложения могут забанить?

Ответить

На мой взгляд, боюсь, что риски есть, и приложения могут забанить. Рассмотрим сначала в теории, с точки зрения буквы закона. Конкретно в примере TDMM по ссылке вижу (а) изображения персонажей, которые на глаз тождественны "старым знакомым" из HoMM3, и (б) фразу "Might & Magic". Персонажи будут охраняться авторским правом, причем здесь речь не пойдет даже о том, что охраняется именно персонаж (как совокупность узнаваемых черт - это, скорее, для ответа выше), а изображение. Гипотетически, можно подискутировать, если будут существенные отличия в форме или пародия, но при беглом просмотре это в глаза не бросается. Фраза "Might & Magic" вряд ли отдельно будет считаться достаточно творческой, чтобы претендовать на статус объекта авторского права, но может быть зарегистрирована как товарный знак, в том числе и в России (надо проверять). Теперь на практике: помимо того, что все это дело может быть бесплатной рекламой серии и (или) быть недостаточно популярным, чтобы стать причиной требований правообладателей, у интеллектуальных прав может быть еще и просто непростая судьба - бывает так, что никаких претензий нет, потому что никто из возможных правообладателей не может найти у себя подтверждения того, что именно он является правообладателем. При детальном споре нужно выяснять, кому принадлежит каждый конкретный объект. Тем не менее, в тех случаях, когда формально нарушение есть, возможны блокировки: (а) самой платформой, если они увидят нарушение прав самостоятельно, (б) по требованию правообладателя по правилам, установленным платформой (для американских и близких им - это может быть процедура DMCA, как это работает, описано, навскидку, здесь: https://www.muso.com/magazine/story/dmca-explained/; DMCA как закон США не действует в России, но если эта процедура установлена самим сайтом, она будет считаться частью действительного пользовательского соглашения), (б) досудебная блокировка Роскомнадзором по требованию правообладателя после заявления в Мосгорсуд (специально для России) -- могут быть технические нюансы блокировки в сторе, но в целом это тоже возможно. Плюс, риск не только в самой блокировке, но и в том, что могут потребовать и компенсацию за нарушение авторских прав. У фанатских бесплатных приложений риски на практике ниже, но во многих странах даже бесплатное распространение контента, который считается нарушающим авторские права, может привести к юридическим проблемам.

Ответить

Такой небольшой вопрос - а как быть из использованиям персонажей, или элементов сюжета книг в играх? Особенно если, беру из книги , например, мир или предысторию без главного сюжета и персонажей

Ответить

Короткий ответ - формально, без разрешения исходного правообладателя, лучше не рисковать. Ситуация имеет, как минимум, два измерения. Во-первых, с т.з. авторского права, можно разделить персонажей и элементы сюжета. По персонажам: уникальный персонаж будет охраняться сам по себе (п. 7 ст. 1259 ГК РФ: "Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж,... если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 настоящей статьи", т.е. выражены в любой объективной форме), а создание нового произведения с использованием такого персонажа - это переработка, создание производного произведения. Как и в случае с переводом, потребуется получать разрешение. По элементам сюжета: идеи авторским правом не охраняются, поэтому похожий сюжет, но выраженный в новой авторской форме - при прочих равных условиях, юридически безопасен. Например, представим себе новый фэнтези-сеттинг, где на севере будет нежить, на юге - драконы, а посередине - столица "Княжеский порт" с политическими интригами и инцестом. Это нормально, если все будет заново и с другими героями. Во-вторых, с точки зрения товарных знаков: персонаж или какой-либо узнаваемый элемент мира может быть отдельно зарегистрирован как товарный знак (есть такое подозрение в отношении, например, ключевых имен и названий у того же Blizzard). В таком случае использование в той же юрисдикции, где есть регистрация, и в том же классе, будет отдельным самостоятельным нарушением. Возвращаясь к авторским правам: в целом, тренд на защиту персонажей авторским правом наметился недавно не только в России, но и в США, однако - ярко. Помимо нашей "Маши", в 2015 году в США Бэтмобиль был признан самостоятельным объектом авторских прав, как персонаж: http://www.law360.com/articles/706313/batmobile-is-a-copyrighted-character-9th-circ-says. Практический вывод: юридически можно вдохновляться и создавать нечто новое по старым принципам, но копировать - нет. В то же время на практике бывает так, что нарушение формально есть, но его никто не преследует, поскольку оно фактически является бесплатной рекламой. Но политика у всех правообладателей разная.

Ответить

А можно ли как-то задать вопрос юристу в частном порядке или анонимно?

Ответить

Владиславу? Можно тут, можно на фб стукнуться. В целом есть канал который вопросы разбирает юридические силами Gaffer&Gaffer https://dtf.ru/2483-kak-pravilno-oformit-otnosheniya-v-komande-rekomendacii-i-tipovye-dogovory

Ответить

Если кому-то из Латвии необходима юридическая помощь, пишите мне, помогу чем смогу.

Ответить

Тут можно вопрос задать?

Ситуация: есть объект интеллектуального права - сценарий фильма. Один из соавторов хочет превратить историю из сценария в сюжет игры, второй в этом не участвует, но дает свое разрешение. Между ними должен заключаться лицензионный договор?

Ответить

Если никакая регистрация для авторского права не нужна, то как определяется, что интеллектуальная собственность принадлежит именно этому автору? Если какой-то другой автор будет утверждать, что эта собственность принадлежит именно ему, то что как первый должен доказать, что она принадлежит ему?

Ответить