Gamedev Антон Датий
4 254

Технология 2016 года: как делают игры

Главные события в технологической сфере игровой индустрии.

В закладки

Вспоминаем всё самое важное, что произошло в мире игровых движков, платформ и прочих технологий в 2016 году.

Графические движки: релиз Defold и Lumberyard

С Unity в 2016 году громких событий не происходило — полноценный выход пятой версии движка состоялся в 2015, а весь следующий год компания посвятила улучшению функциональности и работе с сообществом. Unity не теряет позиций в мобайле, уверенно выходит на рынок VR и остаётся самым популярным инструментом для создания инди-игр — с помощью него, например, созданы Firewatch и Furi.

В сегменте AAA лидерство сохранил Unreal Engine 4 — движок от Epic Games хоть и стал бесплатным, сохранил полный спектр функций. В 2016 году компания планомерно улучшала инструментарий движка и, согласно трендам, добавила поддержку VR-разработки.

Cамыми яркими событиями стали релизы Defold от King и Lumberyard от Amazon.

Создатели Candy Crush Saga выпустили бесплатный движок, ориентированный на создание двумерных игр — за счёт деятельности бывшего евангелиста Unity Олега Придюка, перешедшего в King в 2016 году, узнаваемость Defold на рынке СНГ возросла сразу после анонса.

Amazon, расширяя своё влияние в игровой индустрии после приобретения стримингового сервиса Twitch, тоже представила бесплатный графический движок. В отличие от Defold, Lumberyard специализируется на разработке проектов ААА-класса. В него интегрирована поддержка сервиса облачных вычислений Amazon Web Services и Twitch — довольно серьёзные преимущества для создателей мультиплеерных игр. Неудивительно, что первым важным анонсом, связанным с Lumberyard, стало решение создателей космического симулятора Star Citizen перевести игру на этот движок.

Платформы: консоли, HTML5 и VR

2016 ознаменовал долгожданный коммерческий релиз всех основных VR-гарнитур, чьи создатели прочили начало эры настоящей виртуальной реальности — Oculus Rift, Samsung Gear VR, Google Daydream, PS VR и HTC Vive. Индустрия, стартовавшая и умершая ещё пару десятков лет назад, вновь возродилась, и на этот раз VR вполне может стать полноценной сферой развлекательного бизнеса.

Впрочем, рынок пока находится в зачаточном состоянии — продажи устройств обеспечивают early adopters, то есть покупатели, намеренно приобретающие самые новые гаджеты в начале их жизненного цикла. При этом аналитики предвещают, что, например, VR-гарнитура Daydream от Google к 2020 году разойдётся тиражом в 14 миллионов устройств.

На рынке консолей произошло ожидаемое и очень важное событие — судя по всему, Sony и Microsoft отказались от классической концепции консольных поколений в пользу промежуточных обновлений. Sony выпустили «облегчённую» PS4 Slim и PS4 Pro, более мощную версию PS4, поддерживающую 4K-графику и HDR.

Microsoft начали продажи Xbox One S, конкурента PS4 Slim, а вот соперника PS4 Pro придётся ждать до осени 2017. Консоль под кодовым названием Project Scorpio обещает стать мощнее PS4 Pro в полтора раза и обеспечить поддержку самых технологичных VR-гарнитур — HTC Vive и Oculus Rift.

Решение компаний объяснимо — конкуренция с ПК-рынком. О том, что PS4 Pro выпускается с целью привлечения ПК-игроков Sony заявила открыто. Microsoft же объединила Xbox One и Windows 10 в единую игровую платформу, предложив аудитории ПК доступ к практически всем эксклюзивам своей консоли.

В сфере мобильных и социальных игр главной новостью стал запуск Instant Games — платформы Facebook, позволяющей запускать игры, написанные на HTML5, прямо в новостной ленте или мессенджере социальной сети. Эти проекты не требуют установки на смартфон и рассчитаны на минимальную игровую сессию — в индустрии считают, что HTML5 как игровая платформа имеет потенциал в 100 миллиардов долларов.

На запуске в библиотеке Instant Games числились 17 игр от таких разработчиков, как King, Zynga, Bandai Namco и Game Insight.

Другие технологии: AR, AI

Феноменальный успех Pokemon GO стал беспрецедентным случаем в сфере AR-игр. Студия Niantic Labs, разработавшая для Google аналогичную по функциональности игру Ingress, использовала наработки в виде карты мира с расположенными на ней «порталами» и создала смесь маркетингового и технологического чуда. В Pokemon GO популярная франшиза соединилась с увлекательной и свежей, но при этом простой и понятной широкой аудитории механикой взаимодействия с реальным миром. Получилась самая кассовая мобильная игра года.

В индустрии AI корпорация Google дважды поразила мир. Её искусственный интеллект DeepMind сначала победил чемпиона мира по го, а затем начал тренироваться игре в Starcraft 2. Алгоритмы машинного обучения и раньше использовались в игровой индустрии, но в 2016 году эта тема начала набирать действительно впечатляющие обороты.

Алексей Савченко, менеджер по лицензированию Epic Games (Gears of War, Paragon)

В целом, у нас крайне динамичный год с точки развития технологий и индустрии, но скорее в эволюционном, а не в революционном отношении. Основным трендом было развитие и закрепление существующих или заявленных тенденций 2015 года. Здесь речь идёт и о долгожданном коммерческом релизе VR/AR устройств, о консолях промежуточного поколения и дальнейшей смене вектора развития платформ.

Если говорить об основных игровых движках, Unreal Engine в 2016 планомерно наращивал feature-потенциал, тулсет и в целом развивался органически. Из приоритетов развития можно выделить VR-платформы, плюс благодаря азиатскому сегменту рынка сильно удобнее и лучше стало всё, что касается мобильной разработки. Epic продолжает поддержку новых платформ — например, Google Daydream и Nintendo Switch. Счёт новым проектам на базе Unreal Engine идёт на сотни.

У Unity в целом тоже интересный год, который можно расценивать как успешный. Компания достойно выступала в VR-сегменте, смогла получить относительно крупные инвестиции и успешно развивала сервисную часть. Технологически, наиболее запомнилась новая демка, которая показывает, что Unity конкурентоспособен в ААА-сегменте. Но с моей точки зрения основные успехи компании в этом году были достигнуты в другом поле, а именно во взаимодействии с комьюнити и стратегическими партнерствами. Unite был крайне хорош, GameRoom – интересно, странички продуктов и усиление платформы для взаимодействия разработчиков – очень хорошо, в целом – работа с общественностью на высоком уровне. Ну и, конечно, Unity всё ещё остаётся самым популярным движком среди инди-разработчиков. Посмотрим, как компания покажет себя в 2017.

Crytek неплохо начали год с достаточно экстравагантным, но интересным выступлением по поводу модели лицензирования и отличным заходом в VR, однако в течение года всё было гораздо скромнее. И совсем недавно начали доноситься очередные тревожные новости по поводу финансового состояния компании. Хочется верить, что каким-то образом братья Йерли смогут решить вопрос, потому как наличие на рынке альтернативного решения в виде CryEngine — это хорошо.

Вкратце об остальном: Lumberyard громко выступал по всем выставкам, но пока что какого-то особого выхлопа не видно, Defold — достаточно узкоспециализированная история, лучшим кадровым решением которой стал Олег Придюк, ввиду чего на рынке СНГ и Европы активность бренда была высокой. Про Stingray было слышно пару раз — несколько знакомых разработчиков работают с движком, но понять общую рыночную стратегию пока лично мне не удалось.

VR и AR пока находятся лишь в начале пути — разработчики пробуют почву, пытаются выработать какие-то механики и принципы взаимодействия с игроками. Это абсолютно новая и неизученная платформа со своим уникальным интерфейсом. Будем наблюдать, как рынок формирует парадигмы, которые в последующем можно будет использовать и развивать годами.

Если говорить о глобальном AR вне контекста покемонов, то HoloLens клёвый, но пока что нуждается в доработке. Также в 2017 очень хотелось бы узнать, что происходит с Magic Leap, потому что там явно варится что-то интересное — стоит посмотреть хотя бы на набор кадровых приобретений в 2016. Были ещё новости о том, что разрабатываются контактные линзы под AR, я считаю это основным направлением развития. AR, конечно, всех победит, но потом.

Ещё из интересного — в конце года выстрелила история с HTML5 и мессенджерами. Платформа может составить конкуренцию Google Play и AppStore — она банально удобнее и виральнее — но в текущем состоянии может быстро засориться и перенасытиться. Тоже будем наблюдать.

Вскоре нас ждет новый раунд объявления громких анонсов. Традиционно, все технические компании объявят свои основные планы на GDC 2017, поживём – увидим.

Технология 2016 года — PlayStation VR

Выше мы писали о том, что второе пришествие виртуальной реальности в 2016 году наконец может стать полноценным — теперь и технологии, и состояние рынка позволяют сделать из этой ниши прибыльный и развивающийся медиабизнес. PlayStation VR по мнению редакции DTF стала технологией года по одной простой причине — это первая VR-гарнитура, которая сможет выйти на по-настоящему широкую аудиторию

Пускай с продажами не всё так гладко — аналитическая компания SuperData снизила прогноз по продажам гарнитуры в 2016 году с двух миллионов до 745 тысяч копий (Sony предпочла сосредоточиться на продвижении PS4 Pro) — у компании всё ещё хороший шанс на победу в сфере массового VR.

Во-первых, потому, что в текущем поколении PS4 остаётся лидером. Недавно Sony преодолела планку в 50 миллионов проданных консолей, к тому же в маркетинговом соперничестве именно PS4 смогла сформировать в голове широкой аудитории образ «консоли, которая есть в каждом доме». Это означает, что у PS VR есть внушительный фундамент для развития.

Во-вторых, компания правильно выбрала ценовую политику — PS VR не может похвастаться таким же качеством графики, как HTC Vive или Oculus Rift, зато она гораздо дешевле и в целом удобнее.

Сообщество не спешит переплачивать за технологические преимущества в условиях, когда рынок пока ещё не может обеспечить платформу достаточным количеством качественного контента — продажи Vive и Rift, по прогнозам, в 2016 году не преодолеют отметку выше 450 тысяч копий. А у Sony уже сейчас есть огромный пул разработчиков, готовых создавать проекты под PS VR. Осталось только обеспечить спрос.

В любом случае, именно благодаря PS VR у действительно массовой виртуальной реальности есть надежда на светлое будущее. Теперь главное, чтобы Sony сделала всё правильно — продвинула устройство на рынке владельцев PS4 и обеспечило поток интересных качественных игр. Чтобы не получилось, как с PS Move.

Другие номинации, а также розыгрыш Xbox One S — на странице нашего большого спецпроекта «Итоги 2016».

#итоги2016

{ "author_name": "Антон Датий", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0442\u043e\u0433\u04382016"], "comments": 13, "likes": 31, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 3160, "is_wide": false }
{ "id": 3160, "author_id": 1561, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/3160\/get","add":"\/comments\/3160\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/3160"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

13 комментариев 13 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Pavel Tsarev

3

Годный год для индустрии выдался, хоть и паршивый во всей своей весокосности в целом.

Ответить

Pavel Tsarev

Pavel
2

вИсокосности, конечно, что это я? :)

Ответить

TIM

0

"Другие номинации, а также розыгрыш Xbox One S — на странице нашего большого спецпроекта «Итоги 2016»."

Хе-хе, судя из текста статьи последняя фраза звучит как писк из под крышки гроба почти похороненой приставки.

Ответить

WooD

TIM
–3

Вот тут несогласен, Xbox One "S" дала второе дыхание серии One.

Ответить

Neko Natum

WooD
5

А игор дала? А то ради одного лишь Sunset Overdrive в гробике смысла нет.

Ответить

Антон Лапшин

Neko
0

до тех пор, пока все продолжают измерять ценность консоли количеством эксклюзивов, многие тайтлы так и будут оставаться заложниками платформы.
понятно же, для чего стоит брать xbox - если хочется купить железку за какую-то фиксированную цену и чисто для игр с гарантированно более-менее работающими играми. просто не все до конца это понимают, а продолжают думать, что чем больше эксклюзивов, тем лучше.

Ответить

Борис Мартынов

–1

Уважаемые редакторы , напишите про этот wtf

Ответить

Sergey Babaev

Борис
0

а он пошел круто?

Ответить

Борис Мартынов

Sergey
0

Вообще не в курсе. Игра треш. Я в основном про ценник при том что в Steam The Binding of Isaac: Rebirth стоит всего 349 рублей, то есть в три раза дешевле. Мне интересно послушать Вашу редакцию на эту тему ?

Ответить

Вадим Елистратов

Борис
2

В этом нет новости. Все 15-долларовые игры в App Store стоят 1150 рублей (This War of Mine посмотрите, например). А в Steam просто региональная цена.

Ответить

Олег Долинин

Борис
0

На портале посвященному GameDev-индустрии в 2017 году остались люди которые видят разницу в 3-ёх и 4-ёх значных рублях?

Ответить

Aston_S

0

Как бы технологии не развивались в игровой индустрии, высоко оцененные и трендовые игры все равно остаются - пиксельные. Немного печально :(

Ответить

Борис Мартынов

0

Очень хочется в 17 году сделать игры на Defold и HTML 5

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]