Кто такие инвесторы в игровой индустрии и как их привлекать

Наивные вопросы старшему исполнительному продюсеру MGVC.

Поиск инвестора в игровой индустрии может стать для неопытного разработчика настоящей головной болью: слишком много тонкостей, сложностей, а также юридических и финансовых нюансов.

Чтобы разобраться во всём этом, мы задали наивные вопросы старшему исполнительному продюсеру My.Games Venture Capital Илье Еремееву. Он рассказал, чем занимаются инвесторы, какими они бывают, как их искать и в каких случаях к ним стоит обращаться.

Pathfinder: Kingmaker
Pathfinder: Kingmaker

Для начала хочется узнать, чем занимаются инвестиционные подразделения компаний в целом? Они просто ищут студии, в которые можно вложить деньги?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно понять кто инвестирует в игровые компании. Задачи инвестиционного подразделения компании отличаются в зависимости от типа компании, занимающейся инвестированием.

Можно разделить инвесторов на два типа: стратегические инвесторы и финансовые инвесторы.

Стратегические инвесторы — это крупные игровые/маркетинговые компании и публичные холдинги. Интерес стратегического инвестора — это интеграция компании в свою структуру и получение прибыли через синергию со своими структурами (приобрести студию и подключить к разработке своих проектов) и увеличение капитализации (приобрести контрольный пакет или всю компанию и добавить её выручку к своей).

Финансовые инвесторы — это венчурные фонды и ангел-инвесторы. Цель финансового инвестора — профинансировать компанию на ранней стадии, получить долю, помочь компании вырасти и продать свою долю, когда компания стоит в несколько раз больше.

Илья Еремеев
Илья Еремеев

Глобальная разница в том, что стратегический инвестор даёт больше ресурсов, так как сразу глубоко интегрирует компанию и по факту компания становится частью большой структуры, а финансовый инвестор даёт больше свободы и оставляет возможность работы с другими инвесторами в будущем. Подписываясь со стратегом, нужно понимать, что обратного пути скорее всего нет.

Отсюда исходит разница в фокусе инвесткоманд — стратеги больше смотрят на чуть более поздние стадии. Компетенция и фокус инвесткоманды, с одной стороны, на оценке финансового состояния и планирования, и с другой — стратегическая оценка как компания может быть интегрирована и взаимодействовать с другими компаниями инвестора.

Венчурные фонды (ранних стадий) и ангелы заходят раньше. И тут в большей степени играет оценка потенциала роста, когда ещё нет стабильного финансового потока и оценить можно основателей, команду, видение продукта и хорошо, если первые метрики. Большую роль также играют связи фонда с крупными игроками, так как задача фонда в том числе, помочь фаундерам выгодно продать компанию в будущем.

Обычно команда состоит либо из тандема человека с продуктовой экспертизой и человека с финансово-инвестиционным бэкграундом, либо иногда это совмещается в одном специалисте. Такая команда или специалист ведёт полный цикл сделки: от поиска инвестиционных возможностей и оценки до переговоров и подписания контрактов. Плюс, хорошие инвесторы продолжают помощь команде после сделки.

Подробнее, чем занимается человек и игровом инвестфонде я описывал в этом посте.

Warface
Warface

Что вообще такое инвестиции? Чем это отличается от, например, кредита в банке?

Инвестиции — это вливание капитала в компанию для масштабирования разработки, оперирования и, в некоторых случаях, для поглощения других компаний.

Главное отличие инвестиций от кредита — инвестиции (за исключением Venture Debt) не нужно возвращать, даже если компания неуспешна. Во-вторых, в обмен на капитал инвестор получает долю в компании и становится партнёром фаундеров. Инвестор может получить определенные права в компании, участвовать в принятии некоторых решений. Получая долю, инвестор также разделяет риски фаундеров.

Зачем студии сейчас ищут инвестиции, если можно найти издателя или обратиться на какой-нибудь Kickstarter?

Kickstarter и краудфандинг в целом — это clien2business-история. По сути, форма предзаказа, предоплаты за продукт, которая имеет мало общего с инвестициями.

Для человека, вкладывающего в краудфандинг-кампанию — это обмен капитала на продукт. Для инвестора, инвестиции это средство приумножения капитала. Тут совершенно разные мотивации. Для компании это тоже радикально другая форма привлечения капитала.

Инвестиции — это не просто деньги, это в первую очередь привлечение партнёра, который может помочь с развитием компании. В целом логика такая — лучше иметь 30% от миллиардной компании, чем 100% от компании со стоимостью 10 миллионов.

Издатель в классической форме заинтересован в сотрудничестве в рамках продукта или франшизы. Будет ли прибыльна компания и что будет дальше — не очень важно.

Tacticool — игра от студии Panzerdog, получившей инвестиции от MGVC
Tacticool — игра от студии Panzerdog, получившей инвестиции от MGVC

Плюс, часто издатели сильно влияют на продукт и контролируют всю маркетинговую часть. Для мобильных игр в формат издательства я не верю вообще, кроме hyper casual . В премиум-играх новое поколение издателей (которые уже не любят, чтобы их называли издателями) предлагают более интересное партнёрство, помогают и со строительством компании и со стратегией. И издатели крайне редко инвестируют в стартапы и игры на ранней стадии.

Но всё равно самую ощутимую помощь можно получить от профильного инвестора. Я повторюсь, это полноценный партнёр компании, который обладает экспертизой, накопленной в работе с десятками компаний.

К сожалению, в СНГ пока что не развит рынок венчурного капитала в игровой разработке. А подписываться со стратегом на ранней стадии готовы не больше 20% фаундеров. Всё-таки это существенное ограничение потенциала. Да, шансов больше, но апсайд меньше.

Сейчас есть проблема и пробел в рынке — мало кто инвестирует на ранних стадиях на хороших условиях. Но я верю, что это изменится с появлением первого настоящего VC-фонда с фокусом и экспертизой в играх.

Что, как правило, просит инвестор у разработчика, когда предоставляет финансирование?

Просим инвестиционную презентацию, с информацией о фаундерах, команде, проекте, бюджете и условиях, на которых компания ищет финансирование. Идеально, есть есть играбельный прототип и первые метрики с софт лонча. Но реально получить и инвестиции, имея только классную проработанную идею и правильную команду.

Как выглядит идеальная, на мой взгляд, инвестиционная презентация я писал вот тут, а пример бюджета составлял тут.

Covid-19 как-то сказался на сфере инвестиций в игровой индустрии?

Практически не сказался. Игровая индустрия одна из наименее пострадавших.

Что изменилось — стало больше удалённой работы, распределённых команд. Это значит, что, с одной стороны, стало легче искать сотрудников, так как компании больше не ограничены географически своим городом. С другой стороны, это повышает конкуренцию и рост зарплат в регионах, а значит снижает конкурентное преимущество региональных компаний.

Как фонды и инвесторы ищут студии для финансирования? Что нужно делать разработчикам, чтобы повысить свою видимость среди инвесторов?

Один из самых качественных каналов — это представление компании от знакомых, портфельных компаний и дружественных инвесторов. Как воспользоваться: как только задумались о привлечении инвестиций — просить у знакомых разработчиков представить вас их инвесторам или просто знакомым инвесторам.

Выставки и конференции. Инвесторы часто (всегда) участвуют в профильных мероприятиях, демо-днях, менторских сессиях и тому подобном. Как воспользоваться: участвовать в этих мероприятиях.

Датамайнинг в аналитических сервисах. Как только вы начинаете зарабатывать или привлекать серьёзные объёмы аудитории, вы сразу же попадете на радары инвесторов и они сами пишут вам. Как воспользоваться: начать зарабатывать и привлекать игроков.

Холодные контакты. У каждого фонда и крупной игровой компании есть сайт, контакты, профили в соцсетях и так далее. Просто напишите письмо, сообщение или откликнитесь через форму на сайте.

Zero City
Zero City

Как вообще искать инвестора? Вот, скажем, я инди-разработчик, у меня есть прототип, я бы хотел получить финансирование, но даже не знаю, как подступиться к этому. Где можно узнать, какие фонды вообще существуют на рынке?

Просто прототипа мало. Нужен видение, почему эта игра нужна рынку, почему вы сможете её сделать и какая помощь вам нужна. Имея три этих компонента, можно начать использовать контакты из ответа выше.

Какие фонды и компании существуют на рынке можно узнать, погуглив и посмотрев на специализированных сайтах типа crunchbase.com. Но важно отбирать релевантные компании и инвесторов, тех кто заинтересован в игровых компаниях, как минимум. Писать инвесторам с фокусом на финтехе или биотехнологиях практически бессмысленно.

И, как я уже много раз повторял — никогда не рано общаться с инвестором. Привлечение инвестиций — это долгий процесс, он может занять от нескольких месяцев до бесконечности. Начните знакомиться сильно заранее и даже если сейчас вы не подпишете сделку, вы лучше поймёте, что спрашивают инвесторы, на какие вопросы вы ещё сами не нашли ответы и в следующий раз напишете уже с апдейтом по прогрессу.

А нужен ли мне юрист для общения с инвестором? Всё-таки там какие-то сложные документы крутятся.

Идеально, чтобы контракт посмотрел юрист. Но в целом контракты на ранних стадиях не очень сложные. Я бы рекомендовал всем прочитать книгу Venture Deals, там даются описания практически всех возможных пунктов контракта. Что это значит и как повлияет на ваши отношения.

В целом в инвестконтракте есть два главных блока: финансы (как вы получаете и делите деньги) и контроль (какие права имеет каждый из партнёров).

Тонкостей на самом деле много но если вы работаете с профессиональным инвестором, шансов, что вас обманут, мало.

Как получение инвестиций обставлено с юридической стороны? Нужно ли мне делать, например, ИП; какие налоги с них необходимо уплатить, вот это вот всё?

Чтобы получить инвестиции нужна компания (ООО, LLC, C-Corp). ИП или физлицу получить инвестиции невозможно. Про налоги есть много исчерпывающих материалов в интернете.

Если компании пока нет, хороший инвестор поможет с её оформлением. Расходы на сетап обычно закладываются в сумму инвестиций.

Возможно ли получить финансирование, если у меня в портфолио нет ни одной выпущенной игры?

Сложно, но возможно. Например, я руководил инвестициями в компанию Swag Masha, это была первая игровая компания для фаундеров, а теперь это многомиллионный бизнес. На самом старте легче найти инвестиции у ангел-инвесторов, чья специализация — первые инвестиции на самых ранних стадиях.

Инвесторы оценивают фаундеров, команду и игру. Если что-то из этого трио проседает, остальные компоненты должны компенсировать. Если у вас нет выпущенных игр, нет собранной сильной команды, нет чёткого концепта и обоснования, почему мы на этом заработаем и нет своих денег — лучше поработать в компании, набраться опыта и заработать денег для старта.

Какие игры предпочитают инвесторы? Кажется, что они отдают предпочтения играм-сервисам, сулящим прибыль в долгосрочной перспективе. Получается, что какой-нибудь однопользовательской RPG не видать инвестиций?

Инвесторы предпочитают те игры, которые приносят прибыль. Не все хорошие игры приносят прибыль. Но приносящие игры — хорошие.

Так сложилось, что больше денег приносят игры-сервисы и лично у меня в таких играх больше опыта. На финансирование ААА у инвесторов пока найти сложно, так как бюджеты и сроки там огромные. Исключение в нашем регионе — Mundfish, куда проинвестировала компания GEM Capital, а позже Tencent; и MyTona, проинвестировавшая в Fntastic.

Atomic Heart
Atomic Heart

Но для AA-игры, в том числе однопользовательской RPG для ПК и консолей вполне реально найти инвестиции. Опыт Pathfinder вдохновляет. Но прежде, чем делать RPG, стоит детально проанализировать рынок — а есть там место для ещё одной RPG, чем ваша будет выделяться? Это один их самых высококонкурентных жанров, как на текущий момент, так и среди игр в разработке.

Как обычно проходит питч игры перед инвестором? Можете поделиться какими-то советами?

Обычно процесс происходит так:

  • первый контакт, через почту (предпочтительно) или мессенджер, с инвест презентацией и сопроводительным письмом;
  • интро-звонок примерно на час, в рамках которого основатели знакомятся с инвестором и питчат инвест-идею. Рассказывают про компанию, про рынок, про видение и планы, рассказывают об ожидаемых условиях;
  • инвестор обдумывает предложение, присылает дополнительные вопросы, созванивается с членами команды и готовит презентацию для инвест-комитета;
  • на инвест-комитете партнёры фонда обсуждают инвестицию и, если видят потенциал, готовят первое предложение;
  • стороны торгуются об условиях и готовят документы;
  • Проводится Due Diligence — проверка финансового и юридического состояния команды. Инвестор удостоверяется, что все контракты оформлены правильно, что все IP принадлежат компании, что у компании нет долгов, прочих обязательств и тому подобного.
  • подписание документов и перевод денег.
  • PROFIT

Что случится, если я, например, получу инвестиции, но моя студия закроется? Меня засудят?

Такое бывает, инвесторы должны осознавать и учитывать этот риск. Если фаундеры не делали ничего незаконного, действовали в интересах компании, то провал игры и закрытие компании не ведут к судебным разбирательствам. Поэтому структура и называется «общество с ограниченной ответственностью».

Если основатели обманули инвестора, потратили деньги на машины и шампанское, то тут уже придётся отвечать в суде за мошенничество. Но это очень редкий кейс. Криминал достаточно редко встречается, да и обмануть профильного инвестора не так то просто.

А как инвестор контролирует расходование средств, чтобы разработчики не тратили деньги на машины и шампанское?

Основатели готовят бюджет, где, в том числе, есть расходы на вечеринки. Ежемесячно проводится совет директоров, где сверяется план-факт. Плюс, иногда используют майлстоуны, которые привязаны к перфомансу разработки.

Ну и надо понимать, что инвестор имеет доступ к финансовой отчётности компании на правах акционера, а когда компания работает «в белую», то все траты должны учитываться. Нельзя незаметно тачку провести в отчётности, чтобы инвестор не заметил, а если это происходит, то это уже криминал

Говорят, что российским компаниям может быть трудно получить инвестиции от иностранных фондов. С чем это связано и есть ли какие-то способы облегчить процесс?

Это так, хотя есть и успешные примеры. Главная проблема — языковой и ментальный барьер и «невидимость» российских компаний для западных инвесторов. Они не тусуются на наших форумах, не знают людей лично и так далее.

Но в целом это небольшая проблема. Я уверен, что на рынке уже есть очень крутые стратегические инвесторы и скоро появятся VC-фонды, которые будут ничем не хуже западных.

Фокусироваться стоит на разработке крутых игр в первую очередь.

А в обратную сторону это работает? Сталкиваются ли иностранные компании с трудностями получения инвестиций от российских компаний?

Вообще, нет — мы в MGVC инвестировали и в американские, и в европейские, и даже в бразильские компании. Единственная проблема — в Европе и Америке гораздо выше стоимость разработки. В разы. От этого растут размеры раундов и оценки. А значит потенциальная доходность для инвесторов снижается.

А шансы на успех и оценки при продаже такие же. Отсюда вывод — зачем инвестировать на худших условиях, когда на нашем рынке много талантливых разработчиков и инвестировать сюда гораздо выгоднее, чем в зарубежные компании?

Но как и всегда есть исключения — на Западе тоже много классных команд, рынок разработчиков в целом больше в разы. Иногда находятся отличные команды и даже высокая оценка не смущает, когда оцениваешь потенциал.

Pathfinder: Kingmaker
Pathfinder: Kingmaker

Насколько сильно инвестор может вмешиваться в разработку и «жизнь» студии?

Всё зависит от инвестора. От вообще не вмешиваться — дал деньги и забыл, до полного контроля каждого шага.

Я верю в парадигму, когда инвестор имеет определённые стратегические права (например, участие в принятии решений по продаже компании или привлечении следующего раунда финансирования) и при этом не вмешивается в продукт, если его не просят. Инвестор должен обладать экспертизой и желанием передавать её компании, но не принимать решения за фаундеров и не перехватывать контроль.

Поэтому я инвестирую только в компании, фаундеры которой имеют чёткое видение по развитию продуктов и компании, всегда готов помочь и поучаствовать в дизайнерских обсуждениях и стратегических вопросах. Но я не хочу, чтобы компания полагалась на моё видение и зависела от меня.

Можете поделиться советами о том, как привлекать инвестиции?

Всегда быть готовым запитчить, иметь чёткое видение и план, стартовать как можно раньше и не тянуть до момента, когда деньги станут критически нужны. Не отказываться от общения и не расстраиваться, если в этот раз договориться не получилось.

77 показов
9.6K9.6K открытий
44 репоста
15 комментариев

 Но прежде, чем делать RPG, стоит детально проанализировать рынок — а есть там место для ещё одной RPG, чем ваша будет выделяться? Это один их самых высококонкурентных жанров, как на текущий момент, так и среди игр в разработке.Да блин, где все эти RPG?! Всё что я вижу это лишь элементы RPG размазанные тонким слоем по убогим механикам. 

Ответить

все так, но конкуренцию это все равно раскаляет.

Ответить

Хм. Второй "Doom" нужен? Могу взяться. Нужно оборудование (мощный комп, внешний HDD и камера, комбик), качественные ноотропные препараты+витаминные добавки, беговая дорожка и тренажер Бубновского (желательно), 89,1 кг пластилина и ненужное тряпье и барахло, небольшая зарплата и полгода для разработки прототипа и GDD, описывающего как сделать игру полностью. Концепт есть. Себе оставляю 1% и права на интеллектуальную собственность. Остальное - ваше.

Ответить

А тряпки зачем?

Ответить

Комментарий 

Ответить

Ответ на комментарий.

Ответить