15 типов композиции для художников

Краткий список 15 базовых композиционных архетипов от Эдгара Пейна.

Художник Эдгар Пейн 80 лет назад написал книгу «Композиция уличной живописи». Она до сих пор считается одной из самых важных книг по композиции. В ней Пейн излагает огромный пласт теории и предполагает, что большинство композиций можно отнести к одному из 15 архетипов. Несмотря на то, что эти композиции ориентированы на пейзаж, принципы применимы ко всем жанрам.

Вот его 15 архетипов и сокращённые комментарии к ним.

Автор картины — <a href="https://www.samuelearp.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Samuel Earp</a>.
Автор картины — Samuel Earp.

1. Безмен (простые весы)

Просим прощения за небольшую мыльность — такой был <a href="https://www.muddycolors.com/2021/04/15-types-of-composition" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">оригинал</a>.
Просим прощения за небольшую мыльность — такой был оригинал.

Самая популярная форма композиционного баланса. Шкала с двумя массами неравного размера, точка опоры которых расположена ближе к большей. Точка фокуса должна находиться или рядом с большей массой, или на ней самой. Обычно обе стороны «весов» объединяют визуальной линией. При размещении фигур учитывайте трехмерность пространства: одна фигура может уйти дальше, назад в перспективе; используйте передний, средний и задний планы при размещении масс.

Такой тип композиции привносит в работу чувство баланса, уравновешенности.

2. Шкала баланса (весы)

15 типов композиции для художников

Чаще всего используется для горных композиций, где точка вершины располагается сверху в центре. Также пригодится в декоративном стиле: для украшения стен или панно.

3. Круг

15 типов композиции для художников

Круг или «О-композиция» по популярности схожа с безменом. Круг в композиции рисунка не обязательно будет очевиден: это может быть как грубый прослеживаемый круг, так и более неправильные, рваные формы. Кроме того, композиционный круг может принимать форму овала из-за перспективных сокращений. Сюда же входит и «U-форма», которая образуется за счёт переднего плана и двух вертикальных планов по краям.

4. S или сложная кривая

15 типов композиции для художников

Обычно эта композиция формируется не за счёт масс, а за счёт линий и краёв: например, река или дорога. Если вам нужна точка фокуса в этой композиции, её следует разместить на точке схода основных линий или рядом с ней. Сложная кривая привносит ритм и движение в композицию.

5. Пирамида

15 типов композиции для художников

Структура пирамиды или треугольника даёт ощущение стабильности и постоянства. Вы можете передать такую композицию линиями, массами или расположением акцентных точек по вершинам условного треугольника.

6. Крест

15 типов композиции для художников

Этот тип композиции лучше использовать в работах с архитектурой, морскими пейзажами или голыми деревьями. Точку интереса следует размещать рядом с пересечением основных линий.

7. Излучающая (расходящаяся) линия

15 типов композиции для художников

Эта композиция привлекает внимание к точке фокуса, которая должна быть размещена на линии горизонта или рядом с ней. Имейте в виду, что если сходящиеся линии в композиции непрерывны, это заставляет взгляд зрителя перемещаться слишком быстро; чтобы решить эту проблему, убедитесь, что все линии разорванные или неровные.

8. L-образный или прямоугольный

15 типов композиции для художников

Эта L-образная композиция похожа на безмен (п.1) и совместима с ним. Это не очень распространённый архетип, так как сложно уравновесить большую вертикальную массу одной горизонтальной линией.

9. Подвешенный безмен

15 типов композиции для художников

Перевернутая версия безмена, где массы расположены высоко на холсте, а передний план прост. Здесь могут быть применены те же принципы неравных мер и фокусировки, что и в безменной композиции.

10. Три точки

15 типов композиции для художников

Это может быть самостоятельная композиция или её можно применять в работе с другими типами композиций, такими как безмен или пирамида. Две массы не создают единства так же хорошо, как три. Три — это только минимум, вы можете добавить больше акцентных точек, помогающих достичь композиционного баланса и целостности.

11. Группировка масс

15 типов композиции для художников

Единство и цельность здесь достигаются объединением нескольких масс в группу. Это наиболее широко используемый в пейзажах и натюрмортах архетип. Такая композиция особенно хорошо работает с деревьями. Легко и лучше всего сочетается с узорными и силуэтными композициями (о них ниже).

12. Диагональная линия

15 типов композиции для художников

Сперва вы значительно наклоняете основную линию композиции, протягивая ее из верхнего угла в противоположный нижний, после чего противопоставляете ей другие линии или массы. Те части рисунка, что находятся ниже основной диагонали, обычно окрашиваются либо только в темные, либо только в светлые тона. Всё, что выше — в противоположные.

13. Туннель

15 типов композиции для художников

Подобно кругу, туннель зависит от трехмерности пространства в перспективных линиях и плоскостях. Обычно его можно увидеть в проеме с глубиной, как под мостом или сквозь просвет в деревьях.

14. Силуэт

15 типов композиции для художников

Этот тип композиции все акценты и контрасты сводит к одной массе с более отчетливым контуром. Размещение темных оттенков на светлых или наоборот для создания контрастного края добавляет изюминку композиции. Тона масс должны быть упрощены или обобщены, чтобы показать общий сильный силуэт.

15. Узор, паттерн

15 типов композиции для художников

Самый абстрактный архетип, полностью зависящий от ощущения единства и цельности. Этот тип полезен для экспериментов и учебы, потому что не позволяет полагаться на принципы и проверяет естественные композиционные способности. Он зависит, в основном, от воображения, изобретательности или инстинктивного чувства гармонии. Точки фокуса в такой композиции необязательны, их может и не быть вовсе.

Конечно, существует бесконечное количество вариаций и комбинаций этих архетипов, и Пейн цитирует многие, многие другие, не перечисленные здесь (например, композиции на основе алфавита). Но эти 15 архетипов охватывают многое, и их стоит запомнить. Вы обнаружите, что наиболее приятные композиции содержат некоторые аспекты одного или нескольких архетипов.

Поэтому в следующий раз, когда вы будете бороться с композицией и снова будете рисовать одно и то же неэффективное решение, спросите себя: «Пробовал ли я другие архетипы?». А затем сделайте это. Попробуйте их все! Простое опробование всех композиционных архетипов вынудит вас отказаться от типичного, бесплодного хода мыслей и, в конечном итоге, направит вас на путь к идеальному решению.

Оригинал статьи. Перевод сделан Александрой Супрун специально для Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

7474 показа
48K48K открытий
99 репостов
25 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Зачем здесь золотое сечение? Здесь больше L-форма

Ответить
Ответить

Very nice..

Ответить

Какой тип?

Ответить

Мутный какой-то

Ответить