AR vs VR vs MR: различия технологий и сферы применения

Технологические компании, такие как Apple, Microsoft, Samsung и многие другие, все активнее используют технологии реальности в своих разработках. На данном этапе даже социальная сеть Facebook намерена применить виртуальную реальность (VR) для широкого круга своих пользователей.

Но далеко не у всех людей есть четкое понимание разницы между технологиями AR, VR и MR. Обычному пользователю сложно разобраться в их различии, например, чем отличается AR, которой пользуются миллионы владельцев iPhone в Apple ARKit, от смешанной реальности (MR), применяемой Microsoft или виртуальной реальности (VR), используемой Samsung в своих разработках.

Я попробую помочь разобраться в различии данных технологий и почему многие компании в том числе и игровые уже сегодня успешно используют их в своих разработках.

AR vs VR vs MR: различия технологий и сферы применения

Что представляет собой мир виртуальной реальности (VR)?

Современное сообщество достаточно широко трактует термин «виртуальная реальность», но в нескольких словах все эти пояснения определяют искусственную цифровую среду, заменяющую наш реальный мир, где пользователи точно также слышат звуки и видят искусственные образы вокруг себя, словно находясь внутри его. Оказаться в компьютерном мире человек может при помощи специальной VR-гарнитуры, дающей возможность погрузиться в виртуальную реальность передвигаться и взаимодействовать внутри нее с цифровыми образами.

Традиционно используются два типа виртуальных гарнитур, автономные и с подключением.

Подключаемые гарнитуры

VR-гарнитуры, для работы которых требуется подключение к компьютеру или другому устройству игровой консоли, принято называть подключаемыми. Современная технологическая промышленность создает компьютеры огромной мощности, позволяющие получить весьма убедительную и реалистичную картинку цифрового виртуального пространства.

Используя VR-гарнитуру в комплекте со специальными контроллерами, пользователь получает отличную возможность фактически полностью погрузиться в виртуальную среду и получить в полном объеме отличный опыт взаимодействия внутри нее.

В числе наиболее популярных виртуальных гарнитур с подключением можно назвать HTC Vive, PlayStation VR, Samsung Odyssey + и Oculus Quest. Но, недостатком их является высокая стоимость и далеко не каждый пользователь готов выложить кругленькую сумму.

Автономные гарнитуры

Более бюджетной альтернативой гарнитурам с подключением к персональным компьютерам являются автономные гарнитуры, позволяющие ощутить не менее качественную виртуальную реальность без необходимости подключения к игровой консоли или ПК.

Некоторые из них могут использовать экран смартфона для получения виртуальной реальности, для чего достаточно вставить смартфон в гарнитуру. К этому типу относятся Samsung Gear VR, Google Cardboard и Google Daydream.

Для других автономных гарнитур не требуется ни смартфон, ни компьютер. Они способны работать полностью автономно, открывая новый уровень доступности виртуальных технологий. Примером такой автономной гарнитуры является Oculus Go, предложенная Facebook.

Видео контент с применением VR

Современная киноиндустрия все чаще выпускает фильмы с поддержкой 360-градусного видео. Даже на YouTube они получили достаточно широкое распространение, поскольку, благодаря объемности обзора, они смотрятся более захватывающе. При просмотре 360-градусного видео пользователю в специальном шлеме, достаточно двигать головой, чтобы видеть живую сцену.

Где виртуальная реальность нашла наибольшее применение?

Виртуальная реальность у многих людей, в первую очередь, ассоциируется с играми. Скорее всего, это происходит потому, что игровая индустрия первой приняла данную технологию и многие из геймеров подключая, например, шлем PlayStation VR, могут получить полный объем впечатлений от виртуальной реальности.

Но в современном мире это далеко не единственная сфера, где успешно применяется технология виртуальной реальности. Список ее достаточно обширен и включает:

  • Образование. Благодаря VR-технологии учебный контент представлен в более увлекательном, и легком для восприятия виде. Он успешно используется не только для обучения школьников и студентов, но и в различных компаниях, для повышения квалификации своих сотрудников.
  • Торговля недвижимостью. Использование виртуальной реальности дает возможность потенциальным покупателям лучше увидеть все подробности объекта, еще до личного посещения.
  • Маркетинг. Виртуальная реальность открыла новые возможности для проведения захватывающих маркетинговых кампаний и привлечения к своим продуктам максимального количества потенциальных пользователей.
  • Дизайн. Интерьерные и ландшафтные решения обрели новое зрительное восприятие с появлением виртуальной реальности, давая возможность на новом уровне оценить замысел дизайнера.
  • Здравоохранение. Являясь иммерсивной технологией, виртуальная реальность открывает новые возможности изучения анатомии человека и выбора наиболее эффективных методов лечения.
  • Туризм. Виртуальные туры стали неотъемлемой частью индустрии туризма по привлечению клиентов, давая им новый уровень восприятия предстоящих путешествий.

Все эти сферы успешно использую виртуальную реальность, благодаря чему пользователи имеют возможность лучше понять качество предлагаемых услуг. Конечно же здесь еще не была упомянута порно индустрия, котороая тоже делает свой большой вклад в развитие VR, но эта тема уже больше подходит для отдельной статьи.

Дополненная реальность (AR) и ее особенности

Технология дополненной реальности позволяет увидеть реальный мир в новом свете, дополнив его цифровым контентом. Но многие не понимают, как именно она работает, и как происходит интеграция цифрового контента в реальную среду. Следует отметить, что внедрение виртуальных объектов может происходить в различных форматах, в качестве изображения или видео.

Когда в свой реальный мир вы вводите цифровые объекты, чтобы представить будущие изменения, это и есть AR. Например, вы намерены обустроить свою комнату, но не можете определиться, как лучше в ней разместить мебель и все элементы декора. Технология дополненной реальности позволит лучше понять, что будет органично смотреться в комнате, а что выходить за рамки общего стилевого контекста.

Наиболее понятно работа AR-приложений отражена в игре Pokemon Go, где пользователи могут заниматься поиском виртуальных покемонов, которые присутствуют только на дисплее их смартфонов.

Еще одним из способов увидеть AR в действии, является использование специальных AR-гарнитур (очков). В отличие от VR-шлемов, AR-гарнитуры просто позволяют интегрировать определенные цифровые объекты во вполне реальный мир, не погружая нас полностью в виртуальную среду. Используя очки, мы можем спроецировать цифровые данные непосредственно у себя перед глазами.

Сфера применения технологии дополненной реальности

Осознав принцип работы AR, теперь значительно проще понять, где эта технология может быть использована. Все уже привыкли к тому, что в игровой индустрии ее применение стало настоящим прорывом, но имеется и множество других областей, где она способна открыть новые возможности. В действительности, сфера применения AR очень многообразна и охватывает широкий сегмент человеческой деятельности. Среди областей применения наиболее распространены:

  • Реклама. Благодаря интерактивной и привлекательной AR-рекламе маркетологи получили эффективный инструмент воздействия на пользовательскую аудиторию. Как, например, в данном случае.
  • Производство. В сфере промышленной индустрии дополненная реальность позволяет повысить производительность, за счет снижения влияния человеческого фактора и дать конкурентное преимущество за счет повышения эффективности работы.
  • Розничная торговля. Онлайн покупки совершают миллионы людей в нашем мире, что позволяет экономить время и деньги. Но не всегда выбор товара совпадает с желаемым результатом. AR-приложения дают возможность наглядно видеть приобретаемый через интернет продукт и избежать проблем с правильностью выбора.

  • Розничная торговля. Онлайн покупки совершают миллионы людей в нашем мире, что позволяет экономить время и деньги. Но не всегда выбор товара совпадает с желаемым результатом. AR-приложения дают возможность наглядно видеть приобретаемый через интернет продукт и избежать проблем с правильностью выбора.
  • Навигация. Использование навигационных приложений успели оценить миллионы людей во всем мире. Они позволяют лучше ориентироваться в пространстве, указывая понятные направления к нужным объектам.
  • Сфера технического обслуживания и ремонта. AR-приложения дают возможность людям, не имеющим профессиональных навыков, выполнить мелкий ремонт при отсутствии поблизости соответствующего сервиса услуг. Это отлично видно на примере Inglobe Technologies для обслуживания автомобилей.

Как видим, использование дополненной реальности, это не какие-то мечты из будущего, а реально работающая технология, предлагающая инновационные решения не только для отдельных людей, но и для различных предприятий.

Смешанная реальность (MR)

Выяснив различия между виртуальной и дополненной реальностью пришло время познакомиться и со смешанной реальностью (MR). Ее особенность заключается в том, что здесь виртуальный контент не просто добавляется в реальную среду, как в случае с AR, а пользователь имеет с ней непосредственное взаимодействие.

Такая смешанная реальность, в определенном смысле, является своеобразной разновидностью дополненной реальности, но более интерактивной и захватывающей.

AR vs VR vs MR: различия технологий и сферы применения

Однако существует и другая разновидность смешанной реальности, в которой пользователь взаимодействует с наложенным на реальную окружающую среду виртуальным миром. На первый взгляд может показаться немного странным, как можно, оставаясь в своей комнате, взаимодействовать с полностью виртуальной средой и при этом постоянно не натыкаться на физически реальные вещи? Для этого существуют специальные гарнитуры, позволяющие отслеживать реальные объекты в полностью виртуальной среде, благодаря специальным датчикам.

Такая разновидность смешанной реальности более близка по характеристикам VR.

Следует отметить, что для восприятия разных форм смешанной реальности потребуются устройства двух разных типов: голографические и погружные. Первое представляет собой полупрозрачные очки, позволяющие видеть окружение с помощью голограмм.

AR vs VR vs MR: различия технологий и сферы применения

Вторые имеют непрозрачные очки, аналогичные гарнитурам VR, которые полностью ограждают вас от реального мира, но имеют камеры для слежения. По такому принципу работают шлемы смешанной реальности от Acer и HP.

AR vs VR vs MR: различия технологий и сферы применения

Где можно использовать смешанную реальность?

До сих пор многие сталкивались со смешанной реальностью только в научно-фантастических романах или фильмах, где герои использовали сложные устройства для голографической коммуникации. Теперь технология смешанной реальности приблизила человеческую цивилизацию к еще недавно казавшемуся невероятным будущему.

Существует несколько отраслей, использование MR в которых имеет огромный потенциал.

Сфера коммуникаций

Новый вид общения, который открывает MR-технология, может помочь более эффективному сотрудничеству между людьми, когда, надев шлем, можно свободно общаться между собой, находясь в пределах реального мира. Более понятно данный принцип работы представлен в следующем видео:

Приложения по обмену сообщениями – наглядный пример того, как люди могут более эффективно общаться.

Образовательные программы

Смешанная реальность, наравне с VR и AR, может успешно использоваться в сфере образования, давая возможность студентам видеть захватывающие голограммы, интегрированные в реальный мир. Это дает новый опыт в обучении и позволяет лучше понять изучаемые темы. Это эффективно, как для школьного образования, так и для обучения студентов. Вот один из примеров работы дополненной реальности в области образования:

Производственная сфера

Технология смешанной реальности способна упростить производственные процессы, предоставив работникам на определенном этапе эффективную помощь. Голографические инструкции позволят снизить риск человеческого фактора, и исключить ошибки, связанные с ним. Это существенно улучшает качество производства, особенно в сфере технического обслуживания или выполнения ремонтных работ в отраслях, требующих большой точности и опыта.

Отдельные производственные компании уже приступили к тестированию технологии смешанной реальности на своих предприятиях, среди которых и Renault Trucks.

Общий обзор технологий

Конечно, такой обзор информации способен запутать любого неподготовленного пользователя, но, я надеюсь, что все описанное выше, помогло вам понять различия между технологиями реальности.

Попробую подвести итог всей представленной информации и дать краткую характеристику, буквально в несколько слов, каждой из технологий и их отличий, итак:

  • VR – является полностью виртуальной средой;
  • AR – представляет собой реальную среду с виртуальными цифровыми объектами;
  • MR – реальная среда с виртуальными объектами, с которыми можно взаимодействовать.

Современные технологии, включая дополненную, виртуальную и смешанную реальности стремительно развиваются и, я думаю, уже в ближайшее время они найдут широкое использование в нашей жизни и современных играх.

44 показа
30K30K открытий
54 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

леново нормально так без всяких датчиков!

Ответить

Еще по мелочи:

— Oculus Quest может и станет подключаемым, но пока что это автономный, а подключаемый новый Rift S и первого поколения Rift (он же CV1)
— Смешно говорить о высокой стоимости Окулус-гарнитур и ставить в один ряд с HTC

Ну и MR как отельный вид — тут отдел маркетинга Майкрософта аплодирует стоя. Вообще статья как будто из 2014 года прилетела.

Ответить

 Все уже привыкли к тому, что в игровой индустрии ее применение стало настоящим прорывом (про AR)

Это где это AR стал прорывом в игровой индустрии о_О

 уже в ближайшее время они найдут широкое использование в нашей жизни и современных играхАга, в 2012 Oculus Rift так и заявлял.

Ответить

Это где это AR стал прорывом в игровой индустрии о_ОПокемон Го
Ага, в 2012 Oculus Rift так и заявлял.И с тех пор они только растут. Основной ограничивающий фактор - стоимость.

Ответить

Reality

Ответить

в теперь мы еще воткнем в кучу XR

В числе наиболее популярных виртуальных гарнитур с подключением можно назвать HTC Vive, PlayStation VR, Samsung Odyssey + и Oculus Quest. Но, недостатком их является высокая стоимостьу квеста? большая стоимость? окай

Ответить