Основы фотобаша, часть 2. Как создать иллюстрацию

Разберем пайплайн создания иллюстрации в технике фотобаша. О том, что это за техника и какие навыки требуются для работы с ней, мы писали в первой части статьи.

Основы фотобаша, часть 2. Как создать иллюстрацию

Рассмотрим метод, которым пользуется помощник арт-директора студии Tuque Games Линкольн Хьюз. Художник работал над уровнями для таких игр, как FarCry 4, Watch Dogs и Watch Dogs 2. Для создания иллюстрации он использовал Adobe Photoshop.

Поиск идеи и эскизы

Сперва нужно сформировать идею того, что мы хотим изобразить на рисунке. Поиск может начаться с грубых зарисовок, сделанных вручную: кроме сюжета, художник ищет композицию, ракурс, определяется с цветовым решением. Лишь после этого он приступает к поиску фотоматериалов — в данном случае фотографии будут подстраиваться под общую задумку. Преимущество такого подхода в том, что мы сначала фокусируемся на идее, а не ограничиваем себя тем, что предлагают фотостоки.

Другой вариант — начать работу с фотографии, а весь остальной рисунок подстраивать под нее. Если вы нашли вдохновляющий материал с подходящим ракурсом и освещением, то останется дорисовать элементы, которые лучше раскроют задумку. Такой метод работы быстрее, чем предыдущий, но подобрать фотографию, которая «попадет в яблочко», сложно.

На создание иллюстрации, которую мы разбираем в этой статье, автора вдохновили фотографии ночного Токио. Он решил изобразить киберпанковый город, залитый неоновыми огнями. Работа началась с простого эскиза, чтобы выставить композицию и разбить рисунок на планы.

Эскиз для фотобаша. Чувство глубины удалось достичь с помощью тона — объекты, которые находятся ближе к зрителю выглядят темнее, чем те, что дальше. Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Эскиз для фотобаша. Чувство глубины удалось достичь с помощью тона — объекты, которые находятся ближе к зрителю выглядят темнее, чем те, что дальше. Автор: Lincoln Hughes

Для мягкого свечения, исходящего от вывесок и прилавков, автор использовал инструмент «Градиент» (Gradient Tool). Чтобы использовать его более точечно, на верхней панели нужно выбрать «Радиальный градиент» (Radial Gradient Tool). Нам нужно изобразить рассеивающийся свет, поэтому в редакторе градиентов выберем набор «От основного к прозрачному» и установим нужный цвет.

Для рисования мягкого свечения Линкольн использует инструмент «Градиент» (Gradient Tool) вместо кисти.
Для рисования мягкого свечения Линкольн использует инструмент «Градиент» (Gradient Tool) вместо кисти.

После этого автор добавил контровый свет на темные фигуры людей и машин с переднего плана, чтобы подчеркнуть их форму и отделить от заднего плана.

Перспективная сетка и подбор цветовой палитры

Теперь начнем добавлять фотографии. Чтобы материал вписывался в эскиз, нужно следить за перспективой и масштабом. Для этого удобно использовать перспективную сетку.

Строится она так: на отдельном слое сначала определяется линия горизонта, а затем — точка схода. Это точка, в которой сходятся параллельные линии, уходящие вглубь рисунка.

Линии схода могут быть реальными или условными.
Линии схода могут быть реальными или условными.

Из точки схода проводим прямые линии, «лучи» до краев холста. Делаем сначала на одной половине рисунка, а затем дублируем слой, переворачиваем его и перетаскиваем на вторую половину рисунка так, чтобы все линии сходились в точку.

Для удобства все слои с сеткой лучше слить в один. Автор: Lincoln Hughes

Затем подумаем над цветовой палитрой — от цвета будет зависеть восприятие картины зрителем. В качестве референса Линкольн выбрал концепт окружения к фильму «Бегущий по лезвию» 1982 года. Он добавил референс отдельным слоем на рисунок и уменьшил его. Этот тамбнейл (миниатюрное изображение, превью) останется на холсте, не займет много места и будет всегда перед глазами.

Референс строится на сочетании комплементарных цветов (цветов, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга и усиливают друг друга)— фиолетового и желтого. Автор: <a href="https://sydmead.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Syd Mead</a>
Референс строится на сочетании комплементарных цветов (цветов, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга и усиливают друг друга)— фиолетового и желтого. Автор: Syd Mead

Примерим цвета к эскизу. Создадим новый слой с режимом наложения «Цветность» (Color) и мягкой кистью нанесем основные цвета — фиолетовый для верхней части и желтый для нижней.

Теплые и холодные цвета сочетаются между собой. Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Теплые и холодные цвета сочетаются между собой. Автор: Lincoln Hughes

Добавляем фотографии, занимаемся отрисовкой

Подобранные материалы всегда следует «примерять» к перспективной сетке. Поместите фотографию под сеткой и подстройте ее под перспективу эскиза, чтобы совпали уровни горизонта, точки схождения и направляющие линии. Для этого нужно использовать «свободное трансформирование» (Ctrl+T), нажать правой кнопкой мыши на слой и выбрать подходящую опцию. Чаще используют опции «Перспектива» (Perspective) и «Искажение» (Distort).

Каждый элемент нужно сверять по перспективной сетке и следить за масштабом элементов. Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Каждый элемент нужно сверять по перспективной сетке и следить за масштабом элементов. Автор: Lincoln Hughes

После того, как мы выбрали фотографию и подогнали ее под перспективу, избавимся от всего лишнего. Для этого добавим маску на слой с фотографией (мы рассказывали об этом в первой части статьи) и кистью уберем ненужные детали. Чтобы проверить, насколько фотография совпадает с эскизом, нужно уменьшить прозрачность слоя.

Линкольн говорит, что фотобаш — техника, в которой есть место экспериментам. При добавлении фотографии вы можете пробовать разные режимы наложения и добавлять корректирующие слои в поисках интересных случайностей.

В качестве эксперимента можно применить корректирующий слой «Цветовой тон/Насыщенность» (Hue/Saturation) к фотографии в режиме наложения "Замена светлым» (Lighten) и покрутить ползунки. Автор: Lincoln Hughes

Теперь поработаем над правой частью картинки — добавим автомобиль. Его тоже подгоняем в перспективную сетку. Для этого Линкольн применил инструмент «Искажение» (Distort) и немного сдвинул верхние углы картинки. Затем он обвел контур автомобиля с помощью инструмента «Лассо» (Lasso Tool) и применил к слою маску, чтобы скрыть все, что находится за пределами выделенной области.

Подстраиваем фотографию под перспективу. Автор: Lincoln Hughes
Вырезаем с фотографии автомобиль с помощью маски слоя. Автор: Lincoln Hughes

Вписываем объект в окружение

Любой видимый нами объект тесно взаимодействует с окружением. От окружения зависит тон, цвет и оттенок объекта. Белая чашка, которую освещает лампа, будет сильно отличаться от чашки, которую освещает луна. Так же и с теми фотографиями, чтобы мы используем для фотобаша.

Элемент, не учитывающий окружение, будет смотреться инородно

Линкольн Хьюз

Для рисунка Линкольн вырезал автомобиль с фотографии, на которой в основном присутствуют теплые цвета. Для холодного окружения, как на эскизе, нужно скорректировать цвет машины с помощью цветового баланса (Color Balance). Для вызова окна переходим по вкладке Изображение — Коррекция — Цветовой баланс (Image — Adjustments — Color Balance).

В появившемся окне мы можем настроить цвета для светлых и средних тонов, а также для теней. Нужно проанализировать, какие цвета преобладают на картинке. Средние тона уводим в синий и бирюзовый, в светлые тона добавим желтого, немного фиолетового и бирюзового — это будут блики от ярких афиш и знаков. В тени тоже добавим немного синего — свет туда не проникает, а значит, на их оттенок будет сильнее влиять основное окружение.

Для того, чтобы вписать объект в рисунок, нужно учитывать окружение и использовать инструмент «Цветовой баланс» (Color Balance). Автор: Lincoln Hughes

Таким же способом добавим автомобиль на левую часть рисунка. После того, как с добавлением элементов окружения будет закончено, на машины нужно будет нанести отражения окружающих вывесок.

Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Автор: Lincoln Hughes

Работаем над деталями. Отрисовываем витрины и вывески

Добавим еще больше табличек и указателей. Снова примерим материал к перспективной сетке и выберем режим наложения «Замена светлым» (Lighten). С помощью маски и черной кисти скроем все лишнее.

Режим наложения сохраняет светлые участки видимыми и скрывает темные. В результате яркие вывески остаются, а все остальное исчезает. Автор: Lincoln Hughes

Продолжим работу над правой частью рисунка — добавим еще вывесок и немного деревьев. В этот раз автор решает использовать маску иначе. Сначала он скрыл всю фотографию, а затем белой кистью сделал видимыми нужные участки. Такой подход хорош тем, что можно сразу увидеть, как новые элементы сочетаются с деталями рисунка — нет нужды гадать, что находится под слоем с фотографией.

Добавили деревья, вывески и нижнюю часть улицы на правой стороне рисунка. Автор: Lincoln Hughes

По такому же принципу добавим еще деталей. Продолжаем работу с предыдущего этапа:

Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Автор: Lincoln Hughes

Это фото послужит донором — отсюда возьмем несколько вертикальных вывесок, азиатский фонарь, навес для витрины и часть стены:

Основы фотобаша, часть 2. Как создать иллюстрацию

Добавляем детали на правую часть рисунка. С помощью маски избавляемся от лишнего и корректируем цвета:

Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Автор: Lincoln Hughes

Линкольн пока что оставляет незакрашенным правый нижний угол. Позже мы добавим туда желтую витрину, которая станет композиционным противовесом большой синей вывеске в правом верхнем углу. Также в этом месте глаза могут отдохнуть от окружающего хаоса.

А пока добавим немного жизни на улицы.

Берем с фотографии гуляющих людей и дорогу. Автор: Lincoln Hughes

Следим за плановостью

Ближний, средний и дальний планы должны быть четко различимы и не спорить между собой по тону. В противном случае работа будет выглядеть плоской. Для проверки тона нужно время от времени переводить работу в ч/б.

Линкольн отмечает, что передний план слишком сливается со средним. Чтобы отделить их друг от друга, он решает добавить немного дымки позади автомобилей на новом слое с режимом наложения «Замена светлым» (Lighten). Для этого художник выделяет активную область с помощью «Лассо» (Lasso) и использует инструмент «Градиент» (Gradient Tool). Настройки градиента — от желтого к прозрачному. Вместо этого инструмента можно использовать мягкую кисть.

С помощью дымки мы сделали людей и дорогу светлее. Это помогло отделить передний план от заднего. Автор: Lincoln Hughes

Как внести разнообразие в палитру

По ходу урока Линкольн рассказывает, что один из способов внести разнообразие в палитру — наложить фотографию с интересными цветами на рисунок. В качестве примера он накладывает фотографию заката.

Автор выбрал это фото потому, что оно соответствует первоначальной цветовой схеме — холодные цвета в верхней части и теплые в нижней.
Автор выбрал это фото потому, что оно соответствует первоначальной цветовой схеме — холодные цвета в верхней части и теплые в нижней.

Линкольн накладывает фото отдельным слоем и применяет к нему фильтр «Размытие по гауссу» (Filter — Gaussian Blur). Затем он меняет режим наложения на «Перекрытие» (Overlay). Настройку цвета художник сделал с помощью корректирующего слоя «Цветовой тон/насыщенность» (Hue/Saturation).

Автор сбавил насыщенность слоя с фотографией заката, чтобы низ рисунка не был слишком теплым и соответствовал первоначальной идее. Автор: Lincoln Hughes

Работаем над деталями. Добавляем свет и вывески

Добавим больше света от вывесок, в том числе на дальнюю часть улицы. Для этого пройдемся нужным участкам полупрозрачной кистью. Жесткой желтой кистью нарисуем отсветы на автомобилях и людях позади них, чтобы силуэты лучше читались.

Автор: Lincoln Hughes

Линкольн продолжает работать над вывесками и витринами. Он добавляет витрину в левый угол и еще много неоновых вывесок, чтобы картина выглядела немного гротескно и «киберпанково».

Автор: Lincoln Hughes

Дорога станет выглядеть интереснее, если на ней будут отражаться неоновые огни (представим, что был дождь и асфальт сырой). Чтобы не рисовать отражения вручную, дублируем все слои, сведем их в один и перевернем его вниз головой. Затем наложим фильтр: Фильтр — Размытие — Размытие в движении (Filter — Blur — Motion Blur). В появившемся окне зададим вертикальное направление размытия и сдвинем ползунок максимально вправо.

Такое изображение получим после фильтра. Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Такое изображение получим после фильтра. Автор: Lincoln Hughes

Затем выставим режим наложения «Замена светлым» (Lighten) и наложим маску, чтобы скрыть весь слой. Затем белой текстурной кистью сделаем видимыми отражения на асфальте.

Автор: Lincoln Hughes

Теперь поработаем кистью — нужно, чтобы прохожие выглядели не столь буднично. На рисунке — мрачный киберпанк, поэтому сделаем одежду прохожих потемнее и нарисуем на ней отраженный неоновый свет. На вывесках тоже можно порисовать, чтобы они отличались от обычных.

Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Автор: Lincoln Hughes

Работаем над центром внимания — заменяем автомобиль

В этом рисунке взгляд в первую очередь падает на правую часть холста, а особенно — на машину с переднего плана. Линкольн посчитал, что текущий вариант не слишком интересен для зрителя — машина слишком темная и на ней не видны детали. Потому возьмем другое авто.

Первый вариант автомобиля был слишком темным и не подходил для фокусной зоны. Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Первый вариант автомобиля был слишком темным и не подходил для фокусной зоны. Автор: Lincoln Hughes

Продолжим вписывать машину в окружение — нарисуем блики от вывесок. Оранжевые расположим на капоте, крыше и на правой стороне, бирюзовые — на левой.

Контурный свет подчеркивает форму объекта. Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Контурный свет подчеркивает форму объекта. Автор: Lincoln Hughes

Кистью дорисуем решетки на фарах, рейлинги на крыше, а также просвечивающую через стекла витрину. Мягкой кистью нарисуем свечение передних и задних фар. Не забываем про людей позади авто — их фигуры будут подсвечены красным светом фар.

Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Автор: Lincoln Hughes

Композиционный баланс — добавим большую вывеску

Линкольн говорит, что интересная область на одном плане должна иметь противовес на другом. Так зрителю будет интересно разглядывать всю картину, а не только конкретный участок. Противоположностью теплому оранжевому пятну цвета в правом углу будет холодная синяя вывеска слева.

Художник строит ее из неоновых колец. Он использует инструмент выделения «Овальная область» (Elliptical Marquee Tool), чтобы задать форму колец, а затем обводит их. Для этого нужно перейти во вкладку Редактирование — Выполнить обводку (Edit — Stroke). В появившемся окне подберем цвет и зададим толщину обводки.

Добавим мягкое свечение, исходящее от кольца. Для этого дважды нажмем на слой в окне «Слои» (Layers) и выберем опцию «Внешнее свечение» (Outer Glow). Настроим цвет градиента, размер и размах свечения.

Получившееся кольцо копируем несколько раз и сложим фигуру. Размер колец можно менять с помощью свободного трансформирования (Ctrl+T). Когда вывеска будет готова — объединим слои с кольцами в одно целое.

Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Автор: Lincoln Hughes

Правим перспективу

Киберпанк — антиутопический стиль, непременными атрибутами которого являются высокие небоскребы, яркие огни и низкая цена человеческой жизни. Чтобы небоскребы казались еще выше и сильнее давили на зрителя, Линкольн решает немного изменить перспективу.

Для этого он дублирует все слои и сливает их в один. К этому слою он применяет свободное трансформирование (Ctrl+T), затем нажимает на выделенную область правой кнопкой мыши и выбирает опцию «Искажение» (Distort). Художник смещает верхние углы холста по направлению друг к другу и обрезает лишние части.

Трехточечная перспектива меняет точку обзора зрителя. Он будто бы смотрит снизу вверх. Автор: Lincoln Hughes

Работаем над деталями. Добавляем атрибуты футуристичности

Чтобы улица больше напоминала недалекое будущее, Линкольн решает добавить антенны и трубы. Антенны он берет из готовой фотоподборки с вышками сотовой связи и вписывает их, добавляя блики от вывесок кистью.

Фотография с трубами накладывается по уже описанному ранее методу — режим наложения «Замена светлым» (Lighten) — настройка цветового баланса — скрывающая маска — открытие нужных участков белой кистью. Трубы также служат направляющими линиями, которые уводят взгляд зрителя вглубь картины.

Свисающие по углам рисунка провода нарисованы кистью.

Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Автор: Lincoln Hughes

Художник решает добавить прохожих на передний план, чтобы улица выглядела более оживленной. Их одежду он отрисовывает кистью, стараясь сделать ее необычной, но в то же время узнаваемой.

Автор: <a href="https://www.artstation.com/lincolnhughes" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Hughes</a>
Автор: Lincoln Hughes

Завершающие штрихи

Линкольн советует замазывать все логотипы и названия брендов, чтобы потом не иметь проблем с авторскими правами. Чтобы фотобаш казался более «рисованным», художник сливает все слои в один и накладывает поверх фильтр Резкость — Контурная резкость (Filter — Sharpen — Unsharp Mask). Настройки, которые Линкольн использует для этого фильтра, приведены ниже:

Фильтр делает края пикселей контрастнее, что делает изображение слегка зернистым. Благодаря этому элементы картины меньше напоминают фотографии, с которых они были вырезаны.
Фильтр делает края пикселей контрастнее, что делает изображение слегка зернистым. Благодаря этому элементы картины меньше напоминают фотографии, с которых они были вырезаны.

Подведем итог — краткий пайплайн Линкольна Хьюза

1. Определяем, что мы хотим изобразить.

2. Делаем черновой эскиз кистью — устанавливаем композицию, разбиваем рисунок на планы.

3. Строим перспективную сетку для примерки фотографий.

4. Подбираем цветовую палитру.

5. Подбираем подходящие фотоматериалы и вписываем их в окружение, используя перспективную сетку, маски, режимы наложения и средства для фотокоррекции.

5.1. Чтобы подогнать фотографию под перспективу эскиза, нужно применить свободное трансформирование (Ctrl+T) к слою с фотографией. Затем нажимаем на выделенную область правой кнопкой мыши и выбираем подходящую опцию — перспектива (perspective) или искажение (distort). Двигая узловые точки, мы меняем соотношение сторон фотографии.

5.2. Избавляемся от всего лишнего с помощью маски слоя (layer mask).

5.3. Вписываем объект с фотографии в окружение — настраиваем цветовой баланс (Color Balance). Он доступен по вкладке Изображение — Коррекция — Цветовой баланс (Image — Adjustments — Color Balance).

6. Проверяем тон.

7. Наносим завершающие штрихи с помощью кистей, фильтров и цветокоррекции всей картинки.

Подробнее с техникой Линкольна можно ознакомиться в этом видео:

Заметки и ссылки

  1. Не бойтесь экспериментировать — пробуйте разные режимы наложения и корректирующие слои в поисках интересных эффектов. Не забывайте сохранять исходные слои, чтобы можно было вернуться к первоначальному варианту.
  2. Поддерживайте порядок и логику в названиях слоев, чтобы облегчить себе навигацию. При создании рисунка Линкольн использовал более 160 слоев.
  3. Всегда примеряйте детали с фото к перспективной сетке, следите за масштабом элементов.
  4. Обращайте внимание на разрешение материалов, которые используете. Разница в качестве может быть заметна при приближении или печати.
  5. Держите перед глазами тамбнейл с референсом того, что вы хотите получить — это поможет придерживаться первоначальной идеи.
  6. Мы подробно рассказывали о том, как создавать окружение — как подобрать композицию, выбрать цветовую палитру, работать над дизайном объектов. Почитать об этом можно здесь.
  7. Для фотобаша нужно уметь использовать функции графического редактора на полную катушку. В частности — понимать, как работают режимы наложения. Об этом у нас была статья.

Текст написал Богдан Дудниченко, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

9191 показ
4.9K4.9K открытий
55 репостов
4 комментария

Зайдёшь на ДТФ, а тут тутор в переводе от твоего артдиректора! Спасибо… не помешает :)

Ответить
Ответить

Спасибо за новые обои

Ответить

Всегда рады ;D

Ответить