Как нарисовать демонического персонажа: советы по процессу и дизайну

Практикующие художники расскажут, как подойти к дизайну жителя преисподней — и как добавить популярному образу оригинальности.

Автор: <a href="https://www.artstation.com/samwhite" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Sam White</a>
Автор: Sam White

Кто такие демоны?

Демон — это не обязательно мускулистое рогатое чудовище с красной кожей, хвостом и копытами, которое живет в аду и варит грешников в котле. Сам термин гораздо шире, чем классический образ в западной культуре. Это собирательное название для сверхъестественных существ, стоящих по рангу ниже богов, при этом в первоначальном значении демоны могли быть как злыми, так и добрыми.

Слово «демон» получило негативную окраску с укреплением христианства — языческие духи и божества, с которыми прежде отождествлялись силы и явления природы, стали считаться нечистой силой, противоположностью всему божественному. Автор: <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%83%D1%8D%D1%80,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Мартин Шонгауэр</a>
Слово «демон» получило негативную окраску с укреплением христианства — языческие духи и божества, с которыми прежде отождествлялись силы и явления природы, стали считаться нечистой силой, противоположностью всему божественному. Автор: Мартин Шонгауэр

Художник может взять на вооружение неоднозначную трактовку термина и свободно экспериментировать. При этом, если вы рисуете для широкой публики, нужно оглядываться на привычный большинству образ, чтобы персонаж сохранил узнаваемые черты.

Общие советы по работе над персонажем

В общих чертах работа над демоническим персонажем подчиняется тем же принципам дизайна персонажей, что и любые другие герои. С ними можно ознакомиться здесь, здесь и здесь. Дадим еще несколько советов, которые пригодятся при работе над концептом.

Составьте список из элементов внешности

Художница Лилия Ситайло советует перед началом работы над концептом провести небольшое исследование. Для этого нужно взять листок бумаги и задать себе вопросы о персонаже — пол, возраст, комплекция, род занятий, характер, особенности внешности. Получившиеся ответы нужно записать — чем больше их наберется, тем более продуманным будет концепт.

Это будут ваши ключевые слова (например, рога, козлиные ноги, крылья летучей мыши, магические символы, мощные лапищи, хвост и т.д.). Основная цель этого списка — создать себе опору для концепта и не дать себе зайти слишком далеко в смысловые дебри.

Лилия Ситайло,, ментор в Smirnov School, фриланс-художница

В списке художник может комбинировать разные черты внешности, выделить среди них акценты, привлекающие внимание. Например, вы хотите изобразить демона, похожего на Мефистофеля из Фауста. Основой образа будет человеческая внешность и костюм, подходящий для вашего сеттинга. В качестве акцента на нечеловечность можно выделить козлиную бородку, горящие глаза. Образ дополнит колдовская книга и надменная поза.

На дьявольскую натуру Мефистофеля намекает лукавое выражение лица, клиновидная бородка, заостренные ногти, прическа, похожая на рожки. <a href="https://proclivitiesprinciplewisdom.files.wordpress.com/2017/10/mephistopheles3.jpg?w=640" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
На дьявольскую натуру Мефистофеля намекает лукавое выражение лица, клиновидная бородка, заостренные ногти, прическа, похожая на рожки. Источник

Стоит задуматься над тем, чем занимается ваш персонаж и какие предметы ему для этого потребуются. Если демон крадет души, то к образу можно добавить склянки, в которых он хранит украденное. Если пожирает — нарисовать огромную пасть.

Души можно отправлять сразу в живот, не обязательно рисовать пасть на голове. Безголовый великан <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD-%D1%82%D1%8F%D0%BD%D1%8C" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Синь-Тянь</a> в таком случае — хороший прототип. Автор: <a href="https://www.artstation.com/artwork/3b62J" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Робин Руан</a>
Души можно отправлять сразу в живот, не обязательно рисовать пасть на голове. Безголовый великан Синь-Тянь в таком случае — хороший прототип. Автор: Робин Руан

Изучайте мифы разных культур и народов

Если забуксовали на этапе со списком, то стоит поискать вдохновение в мифологии. Художница Анастасия Чебыкина советует не ограничиваться широко известными мифами Запада и углубиться в историю. Например, у римлян и ассирийцев была распространена идея о гениях — духах, привязанных к определенному месту, стихии или даже к человеку. Художник может обыграть эту тему и изобразить демона озера, который топит любителей купаться, или злого духа леса, нападающего на грибников.

Можно переосмыслить образы духов места — водяных, русалок, леших. Автор: <a href="https://www.artstation.com/laliashvili" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Иван Лалиашвили</a>
Можно переосмыслить образы духов места — водяных, русалок, леших. Автор: Иван Лалиашвили

Много оригинальных идей есть в мифологии Востока. Это и арабские ифриты, и индийские ракшасы, яоугаи Китая и они японцев.

Японская мифология — настоящее сокровище для художника. Демоны — ёкаи — могли выглядеть и как восьмиголовая змея, и даже как ожившие старые сандали, одержимые злым духом.

Анастасия Чебыкина,, ментор в Smirnov School, фриланс-художница
<a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D1%83%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Цугукогами</a> — духи предметов в мифологии Японии. Образ персонажа можно построить даже вокруг одержимого котелка, который брызгает в хозяев кипятком
Цугукогами — духи предметов в мифологии Японии. Образ персонажа можно построить даже вокруг одержимого котелка, который брызгает в хозяев кипятком

Как добавить в образ индивидуальности

Хвост, рога, копыта и перепончатые крылья — демонический стандарт внешности, которым уже никого не удивишь. Что может помочь в создании запоминающегося и более нестандартного образа?

Сочетайте узнаваемые элементы с необычными

При рисовании для широкой аудитории важно оглядываться на общепринятые стандарты, чтобы сохранить узнаваемость образа. Однако это не значит, что стоит ограничиваться только ими.

При работе над внешностью попробуйте совместить узнаваемые элементы с чем-то новым и необычным. Лучше, если на 2-3 узнаваемых элемента (например, рожки и копыта) придется 1 нетипичный — крылья насекомого, например.

Лилия Ситайло

Выбирать элементы внешности будет удобно на этапе списка — так проще сохранить нужную пропорцию. Если художника одолевают сомнения по поводу читаемости образа, эскиз можно показать друзьям или подписчикам.

Несмотря на черты насекомого, в персонаже <a href="https://www.artstation.com/artwork/4gm42" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Джеффа Чена</a> еще можно признать демона-суккуба.
Несмотря на черты насекомого, в персонаже Джеффа Чена еще можно признать демона-суккуба.

Экспериментируйте с крыльями

Необязательно рисовать всех демонов с перепончатыми крыльями летучей мыши. Можно поискать другие альтернативы в животном мире. Еще один вариант — обыграть тему падших ангелов, изгнанных с Небес, и так или иначе добавить перьев. Например, изобразить демона как человека с пернатыми крыльями — искаженными, изодранными, или окрашенными в темные цвета. Или нарисовать остатки перьев у основания крыльев.

В христианстве некоторые ангелы имеют не одну пару крыльев, а несколько. Чем падшие хуже? Автор: <a href="https://www.deviantart.com/laryok/gallery" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Laryok</a>
В христианстве некоторые ангелы имеют не одну пару крыльев, а несколько. Чем падшие хуже? Автор: Laryok

Искажайте пропорции и добавляйте «мерзости» для пугающего образа

Если художнику нужно, чтобы его демон вызывал ужас или отвращение, то нужно отстраниться от человеческого образа. Художница Дарья Овчинникова советует начать эксперименты с искажения пропорций — сделать конечности длиннее или короче, расширить торс или, наоборот, вытянуть всю фигуру, добавить гипертрофированные мышцы или сделать демона тощим, как скелет.

Интересно выглядят дополнительные конечности, головы, глаза. Предел дублирования частей тела можно выставить себе самостоятельно.

Дарья Овчинникова,, ментор в Smirnov School, фриланс-художница
Экспериментируйте с классическими пропорции и добавляйте лишние части тела. Автор: <a href="https://www.artstation.com/starkie" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Люк Старки</a>
Экспериментируйте с классическими пропорции и добавляйте лишние части тела. Автор: Люк Старки

Дарья считает, что демоны будут выглядеть страшнее, если добавить им болезненности — увечья и раны, следы ампутации, бубоны и раздутые фурункулы. Все то, что вызывает чувство отвращения, может быть использовано в образе демона.

У демонов в фильме «Константин» не было части головы. Автор: <a href="https://www.artstation.com/artofconstantine" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Константин Секерис</a>
У демонов в фильме «Константин» не было части головы. Автор: Константин Секерис

Добавляйте зооморфные черты

Еще одно направление для творческого поиска — животный мир. Гуманоидный образ можно совместить с чертами млекопитающих, птиц, рептилий, насекомых. Именно этим приемом пользовались художники Средневековья. Смесь человека и животного представлялась в то время искаженной противоположностью божественного порядка.

Вы можете использовать черты существ, которые пугают многих людей — например, пауков и сколопендр. Автор: <a href="https://www.artstation.com/starkie" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Люк Старки</a>
Вы можете использовать черты существ, которые пугают многих людей — например, пауков и сколопендр. Автор: Люк Старки

Позвольте цвету говорить за вас

Мы писали о том, что цвет оказывает немалое влияние на восприятие персонажей, вызывает у зрителей ассоциативный ряд. Так красный может сигнализировать об опасности и агрессии, а зеленый — о свежести и спокойствии. Управляя температурой цвета — делая его холоднее или теплее — можно вызывать совершенно разные эмоции.

Демон-отравитель? Пусть будет зеленый, как его яд. Ночной гость, который прячется за шкафом? Отлично подойдет черный цвет. Для демонов можно использовать любую цветовую гамму, если она не будет противоречить идее концепта.

Дарья Овчинникова

Хороший пример работы с цветом — демоны из вселенной Warhammer. Каждый из них является частью божества, персонализирующего те или иные стороны человеческой жизни — ярость и наслаждение, надежда и отчаяние. В соответствии с этим художники Games Workshop подбирали цветовую гамму для порождений хаоса.

Демоны бога крови и войны похожи на типичных демонов — у них огромные рога, крепкие мускулы и красная кожа. Его противоположность — бог наслаждений и удовольствий — полагается на скорость и ловкость изящных демонесс с кожей нежно-розового или фиолетового цвета.

Красный — цвет крови и гнева. Оттенки розового и фиолетового больше ассоциируются с женственностью. Авторы: <a href="https://www.artstation.com/dabanaworks" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Джейме Мартинес</a> (слева), <a href="https://www.artstation.com/sidwill" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Игорь Сид</a> (справа)
Красный — цвет крови и гнева. Оттенки розового и фиолетового больше ассоциируются с женственностью. Авторы: Джейме Мартинес (слева), Игорь Сид (справа)

Слуги бога перемен и надежды, который также покровительствует колдовству, предпочитают синие и фиолетовые цвета. Они выглядят как существа со множеством конечностей, глаз и ртов, либо же как огромные пернатые гуманоиды. Демоны бога чумы — холодных, мертвенно-бледных или болотно-зеленых цветов. Выглядят как раздувшиеся, неуклюжие чудовища.

Синий цвет соотносится с интеллектом, а тусклый оттенок зеленого — с ядами и чумой. Авторы: <a href="https://www.artstation.com/telthona" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Сандра Дучьевич</a> (слева), <a href="https://www.artstation.com/johan_g" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Йохан Греньер</a> (справа).
Синий цвет соотносится с интеллектом, а тусклый оттенок зеленого — с ядами и чумой. Авторы: Сандра Дучьевич (слева), Йохан Греньер (справа).

Важно не забывать, что цвет — дополнительное средство выражения, но не основное. Базу интересного рисунка составляют силуэт и тон. В приведенном выше примере цвет лишь усиливает впечатление, создаваемое силуэтом — массивным или изящным.

О конкурсе Concept Artist RPG VIII

Эти советы пригодятся участникам самого большого конкурса концепт-арта в России и СНГ Concept Artist RPG 8.0. Он проходит с 7 декабря по 14 января. Тема этого года: «Культ Царицы Суккубов». Будет 15 заданий, участникам предстоит рисовать пропсы, персонажей и окружение.

Smirnov School, Green Grey, MSI, ViewSonic, 1C Интерес и Издательство «Питер» подготовили для четверых победителей призы общим фондом в 850 000 рублей, среди которых непосредственно денежная награда, ноутбук, планшеты и Inspiration Box. Все подробности и регистрация на конкурс — здесь.

Текст написал Богдан Дудниченко, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

#персонаж #образ #дизайнперсонажа

111111 показ
4.4K4.4K открытий
55 репостов
10 комментариев

Попробуйте порисовать ангелочков)

Ответить

Недооценённый мем, надо вкладывать лайки

Ответить

Есть интересный рассказ Теда Чана «Ад — это отсутствие Бога» . В котором пришествие ангела на землю вызывает разрушения и кучу смертей.

Ответить

Пост про демонов и ни одного/одной в строгом сексуальном костюме. Ну вот

Ответить

Угу - если кто то будет 18+ рисовать на их конкурс - получит бан)

Ответить

Интересно, автору спасибо.

Ответить

Хотите классных Демонов? смотрите в сторону артов Disciples 2

Ответить