Индустрия игр NikiStudio
1 954

GOG: Сохраняя прошлое и будущее гейминга (русский перевод)

Русская версия документального фильма от NoClip.

В закладки

Приветствую, сообщество DTF! Мы продолжаем перевод крутых зарубежных документалок о видеоиграх. На этот раз к нам на перевод и озвучку попал фильм от NoClip, рассказывающий о магазине GOG. Мы бы не стали делать русскую версию, уж слишком поздно по сравнению с оригинальной она вышла, если бы не странный перевод субтитров, где порой местоимения заменяются с третьего лица на второе. Но это всё неважно. Важно другое. О чём же фильм, и почему его стоит посмотреть?

Русская версия.

Часть 1: Старые идеи

Много лет прошло с тех пор, как издательство CD Projekt выпустило Baldur's Gate. Их конкурентами были вовсе не другие издательства, желавшие получить прибыль с зарубежных новинок. Главными противниками выступали пираты. Когда рухнул Железный Занавес, и Польшу наводнили западные видеоигры, в Варшаве активно шла торговля пиратскими дисками на Стадионе Десятилетия – там можно было купить что угодно. Польская молодёжь даже и не думала, что пиратит игры. По мнению молодых людей, это всё была лицензионная продукция, а сами лицензионные боксы они считали особым изданием. Качество перевода пираток их не волновало, все думали, что у разработчиков просто нет денег на достойную локализацию. Невзламываемых игр не существовало. Всё так или иначе появлялось на рынке за считанные дни или даже часы.

После такого некоторые люди поняли, что бороться с пиратами с помощью каких-то средств защиты бесполезно. Более того, если легальному покупателю приходится морочиться с DRM, то тому, кто просто скачал игру, не нужно проходить через трудности. Но такой подход, по мнению создателей GOG, неправилен. Почему легальная покупка игры вызывает больше сложностей?

В край задолбавшийся Марчин Ивиньски. Благодаря этому человеку, мир узнал одну из лучших RPG последнего десятилетия и один из самых ламповых сервисов по продаже игр.

В итоге негативное отношение к DRM и прочим методам защиты стало частью идентичности сервиса. В GOG решили завоёвывать сердца покупателей контентом, играми, ценами. Руководство приняло решение "идти в цифру" и создавать собственный сервис. Так появился Good Old Games или просто GOG, начавшийся как бэк-каталог, в рамках которого команда восстанавливала старые игры и решала проблемы совместимости.

Часть 2: Первая подпись

Перед GOG встала задача – найти какого-нибудь издателя и убедить его приобретать игры без DRM. Обычно издатели говорили так: "Да, ребята, звучит интересно и смело, но давайте попробует кто-то другой, а потом поучаствуем и мы". Руководство сервиса понимало, что главными конкурентами в этой сфере были пираты, ведь такие игры можно было скачать с сайтов устаревшего ПО. В итоге покупателей решили привлекать как можно большим количеством бонусов. И необходимо было убедиться, что старые игры совместимы с новыми системами.

Олег Клаповский занимается бизнес-процессами.

Руководству GOG очень помогли связи из прошлого. Первой компанией стала та, благодаря которой CD Projekt Red, совершила прорыв в 90-х, издав на территории Польши Baldur's Gate. Контракт с сервисом подписала Interplay.

Было ещё много походов по издателям, но в итоге всё завертелось, и на связь с GOG вышла Ubisoft уже по своей инициативе. Французский издатель предложил выпустить свои игры на платформе GOG. Тогда руководство сервиса и почувствовало, что придумало что-то крутое.

Но прежде чем приступать к поискам исходного кода, к попыткам воссоздать обложку или решать проблемы совместимости, надо было выяснить, кто собственник той или иной игры. Зачастую подобные загадки не могли решить годами.

Часть 3: Охота

Для того, чтобы понять, кому принадлежат права на ту или иную игру, необходимо проверять разные зацепки - например, фильмы по играм, википедию, разговаривать с компаниями-разработчиками или с продюсерами и спрашивать, кому принадлежат права. Если повезёт, права оказываются у издателя, но порой ему принадлежат не все права, а сам издатель утруждаться не хочет. Приходится делать работу за него и выяснять, у кого права на музыку, на торговую марку и так далее.

Наши люди в GOG. Артём Шуйко, русский. Начальник отдела по развитию бизнеса в GOG. Сравнивает работу в компании с работой в детективном агентстве.

Порой компании, у которой были права, не существует, и встаёт вопрос - как найти правообладателя, как заполучить игру. Обычно это юридический ад. Интересно выходит, когда было два партнёра. Их представления о том, как составлен договор, могут различаться. Поэтому нужно искать первоисточник, людей, участовавших при его заключении и так далее. Кейсов великое множество, и зачастую они сопряжены с юридическим адом.

Многие контракты удалось заключить только после открытия офиса в США. Причиной этому - культурные различия, которые сильно влияют на ведение бизнеса.

Часть 4: Вычищение кода

Очень редко можно найти сборку для игр, вышедших раньше 2000 года. И речь даже не просто об исходном коде, а о копии игры. Поэтому GOG активно работает с сообществом игры. Коммьюнити очень помогает, порой даёт билд. Для того, чтобы исправить проблемы совместимости, в GOG привлекают программистов извне, тоже хардкорных геймеров.

Марчин Пачиньски. Главный по продукту.

Часто работа ведётся вместе с создателями DosBox, эмулятором, помогающим запускать старые игры на современных системах.

Одна из важнейших задач команды – убрать DRM. Сейчас это системы онлайн-активации, но DRM существовали и раньше в виде ключей, кодовых слов. Книги с кодам и кодовые колёса в своё время были очень популярны.

После вычищения кода, удаления DRM, оцифровки инструкций и сбора бонусов игру можно выпускать. Но при этом команда должна убедиться, что каждая игра запускается на максимальном количестве операционных систем, в том числе на новых.

Часть 5: Будущее

Задачи сервиса расширяются. Поначалу аббревиатура GOG означала Good Old Games (Старые добрые игры). С марта 2012 года теперь сервис занимается и новыми играми, стремясь в первую очередь получать игры без DRM – как AAA, так и инди. Для многих инди-разработчиков выход на GOG стал знаком качества.

Пётр Карвовски. Управленческий директор GOG

Современные издатели не спешат отказываться от DRM, они свято верят, что игры с DRM продаются лучше. И, по мнению руководства GOG, нужно больше примеров вроде Ведьмак 3. Игра вышла в первый день без DRM, и она до сих пор неплохо продаётся. Но одним примером не переубедишь, процесс идёт медленно как вода точит камень.

В общем-то это основные тезисы фильма. Оригинальную версию можно посмотреть здесь.

Оригинальная версия. Есть русские субтитры, но плохие.

А мы продолжим радовать вас озвучкой лучших документалок. При этом у нас в планах есть создание своего крутого контента. Со временем у нас появится такая возможность. Всего хорошего. Цените качественный продукт!

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "NikiStudio", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 51, "likes": 91, "favorites": 75, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gameindustry", "id": 28023, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 29 Sep 2018 21:50:26 +0300" }
{ "id": 28023, "author_id": 72454, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/28023\/get","add":"\/comments\/28023\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/28023"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 87855, "possessions": [] }

51 комментарий 51 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

Интересный фильм. Как то упущен аспект, который лично мне было бы интересно узнать. А именно GOG Connect, благодаря которому в основном, моя библиотека доросла до 119 позиций, почему то мне кажется, такая простая идея стоила GOG немалых усилий.

Ответить
1

а что там особо сложного?

Ответить
8

Идея то простая, заключается в том что игру то ты уже купил, зачем заставлять платить два раза. Однако в реальном мире встречается очень редко :) Всего лишь нужно было убедить разработчиков /издателей (тут много аспектов всяких, денег то ты не заплатил, а всякой ответсвенности по поддержке игры и прочего нужно урегулировать, лицензионые соглашения опять же), как то заинтересовать. Плюс договориться с Гейбом.

Ответить
1

А что это вообще такое?

Ответить
3

Некоторые игры, которые ты купил в Стим, можно получить и в GOG бесплатно (похоже ограниченное время, в рамках распродаж, но всё же можно).

Ответить
0

Вот если бы наоборот было бы лучше

Ответить

4

Ведьмак 3 хорошо продается

он неплохо продается, но никак не хорошо.

Ответить
1

В документалке так и говорится - "неплохо" =)

Ответить
–2

это самое обидно) мне кажется была бы защита, было бы больше прибыли, хотя с другой стороны о Ведьмаке тогда не многие знали и никто особо его не жадл, как щас ждут Киберпанк

Ответить
3

Ну, если смотреть, за весь период продажи, то они как раз-таки отличные вроде бы. Просто надо больше примеров. Мы вообще не лезем в вопросы влияния пиратства на продажи. Тут, мне кажется, нужно серьёзное научное исследование.

Ответить
6

Просчитать убыток от пиратства не возможно, таковы реалий. Не выяснить сколько скачали игру людей, а так же кто из них бы ее купил, если бы не было пиратсва. В добавок не ясно, сколько пиратов купили игру после того как поиграли в незаконную версию. Как то вот так. Еще ,наверное, есть факторы, но я о них забыл.

Ответить
0

Соглашусь с Михаилом Темняковым ответившим вам на этот же комментарий.
Но было серьезное исследование за 400к евро сделанное Евросоюзом.

Ответить
0

Что оно в итоге показало?

Ответить
0

Что ущерб от пиратства незначителен. Как я написал выше, у меня есть вопросы к методологии и региону исследования (непонятно какая картина в СНГ, и других развивающихся странах).

Ответить
3

Второй был успешен, по цифрам тех времен. Порядка 300 000 копий продано. Не МЕГА-успех, конечно, но учитывая объем рынка 2000 года, учитывая то, что игра была явно не для всех (читай: не для средних умов), выходила только на PC и т.д. и т.п, нормально. И уж точно, DRM не помог бы ему продаться лучше.

Ответить

6

И че, большой был "рынок цветения RPG", в цифрах? Ещё раз: Fallout в то время был сложен для широкой публики (речь о платежеспособной публике, а не о российских потребителях халявы). Играли в него хардкорные игроки по большей части. Капусту на популярности культового тайтла рубил уже Fallout 3.
Для сравнения, пишут что тот же Planescape: Torment продался вполовину меньшим тиражом, чем Fallout. Это так цвел рынок RPG? А какие там тайтлы миллионами продавались то, напомни?

https://web.archive.org/web/20010203124200/http://desslock.gamespot.com/archives/200005/20000511.html
The sales statistics for a variety of other titles may surprise you. Fallout and Fallout 2, which are considered to be two of the best RPGs released in recent years, sold approximately 140,000 and 120,000 copies, respectively, in PC Data's tracked data. Very good sales, especially since the overall figures are likely double those amounts, but considerably below the sales volumes for true blockbuster titles.

Even more interesting are the sales statistics for other RPGs. Diablo-clones such as Revenant and Darkstone have sold quite poorly, according to PC Data, in spite of decent critical praise and word of mouth, selling only 35,000 and 75,000 copies, respectively. But the most interesting sales statistics involve Ultima IX: Ascension and Planescape: Torment. Planescape: Torment received fantastic critical acclaim (almost universally receiving the 1999 RPG of the Year Awards) and great word of mouth, has to date sold only about half of the number of units that the Fallout games have sold.

Ответить

6

И никак не подтверждает того, что защита помогла бы ему продаться лучше.

Ответить

9

Этот лозунг не лжив. Просто его невозможно подтвердить фактически, так же как обратный лозунг "Хорошая игра с DRM продастся лучше и успешней". Никогда не будет понятно, продалась игра хорошо из-за того что был правильный маркетинг и крутая игра, или потому что DRM натянули?
При том что было исследование, что пиратство фактически не влияет на успешные продажи игры (влияет в пределах статистической погрешности). И это коррелирует с логикой. У кого нет 60$ на игру — тот её не купит, даже если ломаной версии не появится.

Ответить

3

Однако почему-то про игры, которые были без защит и провалились - не написали.

Ну, логично, они же свою идеологию продвигают. На которой косят бабки в магазине потом) Точно так-же торговый представитель Denuvo толкал бы речи, что с их защитой игры лучше продаются, и молчал бы про "Ведьмак 3"

Ответить
0

Чот у вас с логикой не то.

Заявление "хорошая игра и без защиты продастся хорошо" опровергается примером хорошей игры без защиты, которая хреново продалась.
А раз такой пример есть, то заявление ложно.

Ответить
0

Во-первых, продалась средне для того времени, иное не доказано. Во-вторых, тут привели в пример Baldur's Gate который успешно продался в 300 000 копий по фуллпрайсу. А он тоже был без DRM. Что, теперь истинно?

Ответить
0

Когда вы говорите "все яблоки вкусные", чтобы опровергнуть это заявление достаточно найти одно невкусное яблоко. То что есть вкусные вообще ничего не меняет, потому что уже не все яблоки вкусные.
И заявление обратное этому(которое истинно, потому что прямо ложно) кстати не "все яблоки невкусные", а "не все яблоки вкусные".
Ну или в переводе аналогии обратно "хрен там, то что игра хорошая и без ДРМ, всё равно может продасться плохо".

Короче подучите формальную логику, она полезная.

Ответить
0

Не лжив, а скорей ошибочен, и то лишь для того времени. Сегодня же, во времена, когда сарафанное радио, благодаря общедоступному интернету, неимоверно широко, ситуация совсем иная.

Ответить

2

Если ты про Age of Decadance, то я ее купил кстати себе, посмотрел. Ну очевидно же, что игра нишевая, и на фоне тысяч игр просто потерялась. Это история для небольшой группы ценителей и фанатов. А сарафан это только маленькая часть маркетинга. Остальные части требуют вложений денег, которых у автора не было, очевидно. Ну и выглядит она бюджетно, чего уж там. А широким массам подавай графоний.

Ответить

2

Сравнивать Fallout (по сути уровень AAA-рпг того времени) и нишевую, даже в рамках рпг, инди-игру состоящую на половину из текста, а на другую из ужасной графики.
Ну такое...

И да, AoD довольно известна в узких кругах, собственно за которые она вряд ли бы выбралась, будь даже в разы известней.

Ответить

0

В том числе и им.

Ответить

0

Ничего не стоит этот пример, потому что он один. И цифра — даже не миллион копий. На этом фоне сборник Fallout 1&2 не успех, но и не провал.

Ответить

0

Так на planet.. нет точной цифры продаж, заявленние, что она так плохо продалась не имеет под собой официальных слов, как и мнение того, что она отлично продалась, а такое существует и сказанно было разработчиком игры( Не факт, конечно, разработчиком представиться мог кто угодно). Но суть такая, что никто не знает, провалилась игра или нет.

Ответить
0

Во-первых, что такое planet? Во-вторых если речь про Planescape (без буквы 't') то цифры продаж есть, 172 000 копий. Это не провал, но хуже Fallout 1+2. По данным Desslock RPG News
https://web.archive.org/web/20010203124200/http://desslock.gamespot.com/archives/200005/20000511.html

Ответить
0

Читал, что я писал? Или только на опечатке зациклился? Только увы игру в Россий иногда в простонародье называют Planet escape: tournament..
А теперь вкусное:
Согласно данным дизайнера Скота Ворнера (Scott Warner) [1], было продано приблизительно 400 000 копий игры Planescape: Torment.

http://ru.dnd.wikia.com/wiki/Planescape:_Torment

Только вот в твоей ссылке я не нашел 173 тысячи копий, а всего 73....

Ответить
0

Ну да, только непонятно за какой период 400 000 копий, может лет за 5. И ссылка на форум где он это писал уже никуда не ведет. А 172 000 копий по той же ссылке, там ниже еще статистика дополненная.

The store I selected is called Mediascape, and it's located in downtown Toronto, Ontario, Canada. Mediascape also has a PC lab for multiplayer gaming and it attracts a lot of hardcore gamers. Interestingly, the sales statistics were as follows:

Title Units
Baldur's Gate 775
BG: Tales of the Sword Coast 160
Fallout 318
Fallout 2 209
Diablo 835
Diablo Hellfire 190
Revenant (discount priced) 49
Darkstone 68
Ultima IX: Ascension 66
Planescape: Torment 172

Ответить
0

Ну, это точка зрения GOG. Можно соглашаться, можно не соглашаться. =)

Ответить
2

Я вот что подумал, было бы прикольно, если бы можно было на каком-нибудь сайте заказывать коллекционые издания старых игр. Например, fallout или bloodrein.

Ответить
2

Чего уж не bloodreign-то тогда :)

Ответить
2

Правильно пишется Олег Клаповский. Он русский, а не поляк.

Ответить
0

Спасибо! Поправим.

Ответить
1

CDPR однозначно переполошили весь геймдев в 21-м веке, но какой ценой...

Ответить
0

Если перевод и озвучка ваши (не знаю, не в курсе просто), то большое спасибо. Хоть и не составляет труда посмотреть в оригинале, но когда занимаешься чем-то монотонным, то такие вещи на русском языке, который всё же легче воспринимается на слух и без картинки, отлично заходят.

Качество звука и голос тоже радуют.

Ответить
0

Перевод - переделанные сабы, серьёзно переделанные. Озвучка наша. )

Ответить
0

Пёсиков за работу :3

Ответить
1

Спасибо! ) У нас на канале ещё есть, заходите. )

Ответить
0

Пошёл и подписался)

Ответить
0

Благодарствуем!

Ответить
0

Это вам спасибо.

Ответить
0

Сервис у них пока почти отсутствует к сожалению. И ещё этот gog galaxy, который они потихоньку проталкивать начинают и который втихаря смотрит, чем ты на пк занимаешься и сливает эти данные в gog. Про подарки, которых нет уже много раз упоминал (по такой цене можно считать что их нет). Ну а так - единственный конкурент Стима на пк (имею и то и то, но в гог почти перестал заходить - разве что когда они очередные игры раздают по коннекту).

Ответить
0

Ну вот с сервисом не соглашусь. Обращался несколько раз в техподдержку, мне на русском отвечали в тот же день или утром следующего, проблемы решали. Один раз сотрудник поддержки пообещал связаться с издателем для ускорения выхода обновлений к GOG-версии игры... через 4-5 дней обновы действительно пришли, хотя ранее выходили месяцами. Там стараются следить за тем, чтобы издатель не забивал на GOG.

Из минусов выделил бы более строгую политику возврата. Без объяснения причин можно вернуть заказ, если ты не качал игру или материалы к ней. Если качал, то вернуть можно только в случае, когда игра не запускается и тебе не может помочь сотрудник поддержки.

Ответить
0

Под сервисом я понимаю облачные сейвы, поддержку популярных геймпадов, нормальное комьюнити (обсуждения как с игроками так и с разработчиками напрямую), руководства (и прочее ugc). Ну и возвраты туда же видимо + отсутствие подарков (как выше упоминал).

Ответить
1

так для облачных сейвов как раз и нужна галакся, проталкивать которую они уже давно не начинают и совсем не потихоньку. или вам сэйвы игр из гога нужно хранить в облаке через клиент стима?
за ненормальное комьюнити спасибо, поржал.

Ответить
0

Под комьюнити в данном случае понимаются не люди, а социальный функционал\инструментарий, предоставляемый сайтом. В Стиме игр с облачными сейвами сильно больше, чем в Гог. И работают эти самые сейвы всегда (в Гог например они не работают если под ограниченной учёткой сидеть, проверено на личном опыте).

Ответить
0

надо смотреть пока не забанили )

Ответить
0

Чтиво было очень интересное, спасибо!

Отдельное спасибо за приложение оригинала к статье

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления