Чума на оба ваших «стора»

Цифровой магазин Steam незаслуженно получает мои и ваши деньги, но и Epic Games Store — тупиковая ветка развития.

Чума на оба ваших «стора»

Серьезно, пока глава Epic считает, что конкуренция магазинов полезна для индустрии, а игроков и журналистов бесит идея ставить на компьютер десять разных лончеров, я думаю вот над чем: идеальная цифра — не десять и не один, а ноль. Не 30% отчислений платформе, не 15% или 10%, а 0%.

К 2019 году в моду вошли прямые отношения между брендами и клиентами — без пресс-конференций на E3, например — и зачем этим отношениям лишний посредник?

Nintendo уже давно разговаривает с поклонниками напрямую в формате видеообращений Nintendo Direct. Посредники, вроде журналистов или ютуберов, компании не нужны.

Я набираю этот текст и прямо чувствую колебания Силы: в комментариях дотошно перечисляют преимущества Steam. Вот все эти рекомендации, распродажи, достижения, ставшие такой важной частью нашей жизни. Но стоят ли они 30% нашего бюджета на развлечения?

Давайте я объясню, что эти 30% бюджета дают потребителю.

Впервые в жизни я попробовал Uber лет семь назад в Лос-Анджелесе. Машина от Голливуда до Convention Center обошлась мне в три раза дешевле, чем такси, а водитель отказался от чаевых и весело объяснил мне: платформа берет себе копейки, а все остальное достается ему, поэтому по факту он зарабатывает куда больше прежнего. Стоило исключить из уравнения старомодные бесполезные таксопарки — и сервис стал в разы дешевле.

Современные технологии не просто меняют мир — они делают дорогие когда-то услуги дешевыми, исключая лишние звенья и позволяя платить только за то, что действительно нужно. Не кормить таксопарки. Не кормить турагентства. Офлайн-ритейл тоже давно пора перестать кормить, но это немного другая история.

Полезно понимать, на что конкретно вы тратите деньги, когда оплачиваете покупку игры в магазине.

В 2018 году я ни разу не нашел ничего полезного, просто листая каталог Steam, кликая по баннерам в нем или реагируя на рекомендации. И Steam, и все крупные цифровые магазины с развлекательным контентом — хоть «Литрес» , хоть Netflix, хоть App Store — засраны ерундой и советуют мне дичайшие вещи.

«Мои предпочтения» по версии Steam. Без комментариев.
«Мои предпочтения» по версии Steam. Без комментариев.

Дело не в том, что рекомендательные алгоритмы написаны криво или обучены на слишком малой выборке. Перефразируя классика, все плохие книги, кино и игры плохи более-менее одинаково, а хорошие отличаются друг от друга как камень и подводная лодка. Чем ждать, когда алгоритм поймет: после SoulCalibur VI я хочу поиграть в Rimworld, проще сразу вбить в поисковую строку стора конкретные названия.

С тем же успехом я могу вбить в Google строку «купить + название игры».

Netflix считает, что если мне нравится сериал об игровой культуре конца восьмидесятых в Японии, то мне понравится и сериал о девочках-волшебницах для семилетних детей.
Netflix считает, что если мне нравится сериал об игровой культуре конца восьмидесятых в Японии, то мне понравится и сериал о девочках-волшебницах для семилетних детей.

Конечно, ни один «стор» на ПК никогда мне не посоветует игру на консолях. Не помогают они и находить среди дерьма маленькие малоизвестные жемчужины. Игра должна дать мне знать о своем существовании иначе (через PR, социальные сети, рекламу, рекомендацию от друга) и привести меня на страницу покупки за руку.

Но должна ли эта страница быть обязательно внутри чьего-то стора?

Конечно, в дни распродаж полезно, когда все предложения агрегированы в одном месте. Но я ненавижу случайные, импульсивные покупки: когда я беру ненужный мне товар со скидкой только потому, что он стоит дешево, а потом годами им не пользуюсь. Мне было бы проще подписаться на уведомления о десятке-другом конкретных игр и ждать, пока мне в Telegram-боте не вывалится сообщение «-50%» о продукте из виш-листа.

Я не слежу за скидками на интересные мне авиабилеты, за меня это делает бот Aviasales.
Я не слежу за скидками на интересные мне авиабилеты, за меня это делает бот Aviasales.

Лично я вижу в Steam для себя как пользователя ровно одну полезную функцию: всего одна пара логин-пароль на все (почти) мои игры для ПК. Я не готов запоминать десять комбинаций для десяти сторов. И, конечно, я не хочу возвращаться и во времена, когда в каждой игре с онлайн-сервисом приходилось регистрироваться заново.

Но в 2018 году можно сделать авторизацию через любой популярный утюг — да хоть через Telegram Passport. Меня бесят и отдельные логин с паролем в Steam — тем более, что их надо каждый раз вбивать заново после включения/выключения VPN. Подключить к сайту платежные системы — тоже не rocket science.

Естественно, это не бесплатно для авторов игры — и, соответственно, для пользователей. А еще нужно чем-то заменить бесплатные баннеры от Steam. Так что нуля расходов на собственный магазин, конечно, не будет. Но и не 30%.

Есть у Steam и другие задачи, которые как-то надо решать. Я не люблю достижения, но готов признать: многие любят коллекционировать победы и сравнивать себя с другими героями. Удобное ведение списков всех купленных и пройденных игр, отслеживание проведенного в них времени, — тоже интересные задачи, но с продажей контента они не связаны и платить за них 30% — слишком накладно.

В конце концов, эти потребности прекрасно могут закрыть внешние сервисы, вроде RAWG или IGDB, которые не аффилированы с конкретными продавцами контента и, кстати, поэтому заинтересованы давать пользователям адекватные рекомендации по всем площадкам сразу. Бесплатно и лучше.

Внешний сервис способен рекомендовать мне одновременно Super Smash Bros. Ultimate и Just Cause 4, и это прекрасно.
Внешний сервис способен рекомендовать мне одновременно Super Smash Bros. Ultimate и Just Cause 4, и это прекрасно.

Они же могут скидки агрегировать для любителей импульсных покупок. Все равно перед Новым годом или «Черной пятницей» ровно это же делают обычные игровые медиа в новостях о распродажах на всех современных платформах. Лучше это делать более технологично. И бесплатно.

Еще сторы не только продают контент (или предлагают подписаться на его библиотеку; сейчас речь не о разнице между подпиской и продажей), но и позволяют его чуть удобнее потреблять. Тот же «Литрес», например, – не только магазин, но и читалка. Смотреть фильмы и сериалы внутри Netflix банально удобно. За такой сервис не жалко и доплатить (немного). Как и за Steam Cloud. Немного.

Хотя, если честно, когда я заношу авторам инди-игры деньги на Patreon, скачиваю у них игру напрямую и играю, то не чувствую, будто чего-то лишен. Patreon, к слову, берет 5%. Нормально.

Как нормально стоят в наши дни движки Unity и Unreal, например, — а раньше и эти затраты ведь косвенно падали на потребителей.

Конечно, есть еще вопрос защиты от мошенничества и, например, возврата денег за дропнутую игру — так, как это устроено у Steam. Но это задача платежной системы, и ее умеет решать, например, PayPal. Работает.

А знаете, что еще работает? Цензура в Steam. Конечно, ее можно забавно обойти — купить обезображенную игру и тут же в комментариях найти ссылку на официальный NSFW-патч, но издевательство же чистой воды.

В прекрасном завтра никакой цензуры быть не должно. Законы вашего государства разрешают продавать такую игру гражданам? Покупайте же, не оглядываясь на транснациональную компанию со штаб-квартирой в пуританской стране с дурацкими запретами.

Винс Дези, создатель цикла Postal, когда-то жаловался мне, что американский ритейл отказался брать его игры на реализацию. В 2018 году мужика бы просто сожгли <a href="https://www.igromania.ru/article/22368/Vins_Dezi_Osnovatel_kompanii_Running_with_Scissor_sozdatel_Postal_Takson_Arizona.html" rel="nofollow noopener" target="_blank">за парочку избранных цитат</a>.
Винс Дези, создатель цикла Postal, когда-то жаловался мне, что американский ритейл отказался брать его игры на реализацию. В 2018 году мужика бы просто сожгли за парочку избранных цитат.

Серьезно, децентрализация дистрибуции игр – во всяком случае, на PC – это шаг к большей свободе и безопасности. Steam можно отключить, дернув рубильник в Москве или Вашингтоне, но отключить Интернет куда сложнее.

В 2018 году кажется, будто Steam был всегда, но на самом деле он появился только потому, что Valve насильно заставила всех владельцев Half-Life 2 установить себе клиент и набрала себе нормальную пользовательскую базу. Но Valve уже давно не делает игры, никакой Half-Life 3 не будет (Деда Мороза тоже не существует), так что пора уже разойтись.

Пора не прыгнуть из одного стора в другой ровно такой же, но на 10 процентов лучше и с апельсиновым вкусом, а подготовиться к новой парадигме для прекрасного завтра, в котором все будет дешевле и удобнее.

Придумают же.

1212 показов
25K25K открытий
406 комментариев

Но почему разработчики не спешат сами продавать свои игры на своих сайтах, раздавать их куче людей со своего сервера, траффик которого стоит денег, раздавать патчи, содержать форумы для общения с игроками, тратить время на решение финансовых штук типа рефандов и региональных цен и т.п.? 🤔
Это же так просто и денег не стоит

Ответить

Я спешу все это делать: мои игры продаются как в Стиме, так и напрямую. При этом люди из Стима не хотят покупать напрямую (и очень агрятся), а люди извне Стима не хотят играть в Стиме. Логично. Вот только Стим трафик дает (ну, раньше давал - лет эдак 9 назад вообще дофига давал, теперь уже не дает), а так поди найди покупателя...
Ладно, ближе к сути:
1) Трафик, патчи, форумы, рефанды - это всё фигня, либо "сделал и забыл", либо время все-равно тратится независимо от платформы.
2) А вот подключить платёжку - приличный гемор, и расходы порядка 20% (если только вы не более-менее крупная компания с оптимизацией). Я не думаю, что для кого-то разница между 20% и 30% имеет определяющее значение между успехом и провалом.
3) Забыли упомянуть про сертификаты подписи кода - это тоже гемор и деньги, а без подписи SmartScreen даже не даст запустить инсталлятор.
4) Схема, которую предлагает Стим: "вы делаете игру, а об остальном мы позаботимся" - все-таки выглядит очень привлекательно для разрабов без опыта и бэкграунда. Тем более что порог входа растёт: 10-15 лет назад организовать продажи игры со своего сайта было намного проще.

Ответить

Кому интересно, кстати, послушайте этого разработчика - https://www.youtube.com/watch?v=stxVBJem3Rs

Как инди продавали свои игры в доисторические времена, очень интересная лекция

Ответить

Цифровой магазин Steam незаслуженно получает мои и ваши деньги
До чего Гейб дошел, насильно с солдатами нато домой приходит, последние деньги у граждан забирают что бы в магазине что-то купили. Владимир Владимирович, помогите введите войска.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Лол, потому стим что это монополия и де-факто единственный вход на PC платформу. Он берёт как издатель 30%, не делая издательской работы потому что может, а альтернатив пока нет.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить