«Нам приходилось быть креативными»: как игры из Польши стали известными

Краткая история становления индустрии в стране.

Ещё двадцать пять лет назад игровая индустрия в Польше не существовала ни в каком виде. На полках магазинов лежали преимущественно пиратские диски, а разработчики-энтузиасты несли большие убытки — дальше своего рынка они выйти никак не могли.

Сейчас же польские студии занимают заметное место среди мирового геймдева. CD Projekt RED (The Witcher), Techland (Call of Juarez, Dying Light), People Can Fly (Bulletstorm) — список можно продолжать долго. В стране, куда ещё совсем недавно боялись лезть крупные издатели, сейчас делают качественные игры.

Журналист Game Informer съездил в Польшу, чтобы собрать историю становления местной индустрии и пообщаться с ключевыми разработчиками.

«Нам приходилось быть креативными»: как игры из Польши стали известными

Первые компании

К концу восьмидесятых в Америке уже прошли три поколения консолей, в то время как в Польше видеоигры почти отсутствовали как явление. До 1989 года страна была изолирована от западного рынка из-за Железного занавеса. Консоли Atari, Sega, Nintendo прошли мимо Польши — а после распада ОВД на рынке доминировали компьютеры.

ZX Spectrum — первое, на чём мы смогли поиграть. [...] Он был очень доступным. Но что было действительно важно, так это то, что ты мог загружать игры через любой кассетный плеер. Можно было копировать игры с кассет друзей. Сейчас это прозвучит безумно, но мы транслировали компьютерные программы через радио.

Марчин Ивински, сооснователь CD Projekt

До 1994 года в Польше не существовало законов об авторском праве — поэтому в обороте находились одни пиратские копии. Такие компании, как CD Projekt и Techland, стали первыми, кто начал распространять лицензионные продукты с Запада.

Возможно, я был одним из первых в Польше, кто купил CD-дисковод. Они были очень дороги в то время, и я купил несколько игр. [...] Затем мой друг Михал Кичински из старшей школы (второй со-основатель CD Projekt — DTF) как-то пришёл ко мне и сказал: «Вау, наверное, мы можем продавать их». Я начал ввозить диски из Америки, а он продавал их на выходных.

Марчин Ивински, со-основатель CD Projekt
Сооснователи CD Projekt Марчин Ивински и Михал Кичински на игровой выставке в Варшаве, 1997 год
Сооснователи CD Projekt Марчин Ивински и Михал Кичински на игровой выставке в Варшаве, 1997 год

К этому моменту игры в стране уже набрали популярность, но была загвоздка — ни одну из них не локализовали для польского рынка. Никто из западных издателей не соглашался это делать, считая, что затраты не окупятся — и тогда CD Projekt взяла на себя все риски.

Одной из первых игр, которую перевела компания, стала Baldur's Gate от BioWare. Её полностью локализовали: на польском был как текст, так и голосовые дорожки. Interplay разрешила её перевести при условии, что все возможные убытки CD Projekt будет нести самолично — но даже так продажи игры превзошли все ожидания.

В первый день мы отгрузили 18 тысяч копий, и в это никто не мог поверить. У нас была очередь из оптовиков, и нам пришлось арендовать склад, так как в нашем небольшом офисе могло поместиться лишь около 5000 дисков. Магазины боролись перед складом за то, кто получит партию первым.

За первые два года мы продали больше 50 тысяч копий. Никто, включая Interplay, не мог в это поверить.

Марчин Ивински, со-основатель CD Projekt
CD Projekt вместе с копиями Baldur's Gate
CD Projekt вместе с копиями Baldur's Gate

Первые игры и признание

Воодушевлённые опытом дистрибуции, молодые польские компании переключились на другую, не менее амбициозную задачу — создание собственных игр.

Я помню, как в 94 или 95 году стоял в очереди за Theme Park, и тут мне пришла в голову мысль: «Боже, мы в очереди за Theme Park — мы вкладывали деньги в зарплаты людей с Запада». Я подумал, что это плохо, всё должно быть наоборот. Здесь, в Польше, мы должны делать игры и продавать их западным странам.

Павел Мархевка, основатель Techland

Первые игры создавались самоучками и становились хитами лишь в пределах Польши — поэтому западные издатели даже не рассматривали местных разработчиков всерьёз. Но без них у молодых студий попросту бы не вышло выбраться за пределы родного рынка.

Мы три года подряд получали отказы. Мы не могли выйти на рынок с The Witcher без издателя, потому что как бы мы попали в магазины? Да никак.

Марчин Ивински, сооснователь CD Projekt

Первый «прорыв» польских разработчиков случился в 2004 году — появилось сразу несколько игр, впоследствии ставших известными по всему миру. People Can Fly выпустила Painkiller — жестокий шутер от первого лица, вдохновлённый Quake и Doom. Студии дал шанс канадский издатель DreamCatcher.

В то же время Techland показала на Е3 Lawman, в будущем известную как вестерн Call of Juarez. Игра привлекла Ubisoft — компания согласилась издать проект в Северной Америке.

«Нам приходилось быть креативными»: как игры из Польши стали известными

Наконец, на той же Е3 CD Projekt презентовала The Witcher. Игру никто бы не заметил, если бы не BioWare, с которой студия сотрудничала со времён Baldur's Gate — первый «Ведьмак» сделан на Aurora, движке канадцев. На выставке игра впечатлила прессу и издателей, и в итоге CDPR договорилась о дистрибуции с Atari.

The Witcher
The Witcher

В конце концов страна наконец появилась на радаре не только западных компаний, но и всего игрового сообщества. Dead Island, Anomaly: Warzone Earth, Bulletstorm, Dying Light, Layers of Fear, The Vanishing of Ethan Carter, This War of Mine, Superhot — все они сделаны в Польше. Сами разработчики связывают такое количество талантов с прошлым страны: в их молодости вечно не хватало средств, но были огромные амбиции и желание добиться успеха.

[В Польше] много креативных людей, потому что у нас не было десяти разных игрушек в детстве. Мы брали ветку с дерева и представляли, что это, например, пушка. Нам приходилось быть креативными, и мне кажется, это осталось у нас в голове.

Павел Мархевка, основатель Techland
Dying Light
Dying Light

На состояние индустрии в Польше повлияло ещё и то, что разработка игр там стоит дешевле. А продажи таких хитов, как «Ведьмак» или Dying Light, в конечном итоге приносят польским студиям куда больше прибыли, чем если бы они были размещены в более дорогих Сан-Франциско или Париже.

Мы растём быстрее, потому что получаем западные деньги, живя в Польше.

Адриан Хмеляж, бывший основатель People Can Fly, основатель The Astronauts (The Vanishing of Ethan Carter)

Игроки любят польские игры в том числе из-за того, что у них есть общая идентичность, уходящая корнями в историю и культуру страны. В This War of Mine передана история выживания во время войны. В «Ведьмаке» же отражён восточно-славянский фольклор, что стало основой уникального стиля игры.

This War of Mine
This War of Mine

Сейчас игры стали национальной гордостью Польши. Правительство всячески помогает разработчикам — выплачивает им гранты и финансирует деятельность. CD Projekt стала одной из самых богатых компаний в стране.

В 2011 году польский премьер-министр Дональд Туск во время визита Барака Обамы в страну подарил ему коллекционное издание The Witcher 2: Assassins of Kings. В 2015 году президент упомянул игру в своей книге.

Когда я последний раз там был, Дональд Туск подарил мне «Ведьмака» — видеоигру, разработанную в Польше. Признаюсь, я не слишком хорош в играх, но мне сказали, что это прекрасный пример нынешнего положения страны в глобальной экономике — и настоящая дань таланту и трудовой этике польского народа.

Барак Обама

В CD Projekt, конечно, все были шокированы от такого. Ивински вспоминает историю с шуткой: «Это был довольно неплохой пиар».

The Witcher 2
The Witcher 2

Сейчас игроки по всему миру ждут новые проекты от польских студий — Cyberpunk 2077, Dying Light 2, Witchfire. И разработчики очень рады, что Польша теперь ассоциируется «не только с колбасами и водкой».

То была Польша 10-15 лет назад. Сейчас же Польша известна своими играми. И это потрясающее чувство.

Марчин Ивински, сооснователь CD Projekt
15K15K открытий
11 репост
131 комментарий

Польша больше ассоциировалась с "Польскими шутерами".
И вкуснейшими конфетами, которые тетка привозила в 90-е:3

Ответить

Да, странно, что в статье ни слова о понятии "польский шутер".

Ответить

Reality Pump Studios , польша до шутеров выпускала крутейшую серию стратегий земля2160. а потом средней руки ролевку Два мира

Ответить

о легендарная city interactive

Ответить

С пиратскими играми для спектрума которые все взламывали в польше откуда уже копии расходились по восточной европе и России.

Можно было копировать игры с кассет друзей.

Скромненький такой намек )

Ответить

Я бы, среди прочего, объяснил силу польского геймдева следующими факторами:

1. Стоимость жизни. Относительно невысокая при высоком её уровне. Варшава точно не дороже Москвы, остальные крупные города — на уровне Питера либо дешевле.

Безусловно, Польша очень конкурентоспособна в плане production costs, что решает при разработке средних и крупных тайтлов.

2. Доступное качественное образование. Многие учебные программы бесплатны для граждан Польши, ЕС и владельцев «карты поляка» (при получении первого высшего образования). Остальным же степень бакалавра или магистра обойдётся до 2000-3000 евро.

Поляки и польки могут без особых материальных затрат получать по 2-3 «вышки» неплохого качества.

3. Лёгкость внутренней и внешней миграции. Страна не очень большая, проезжается поперёк за 6-8 часов на авто. Переезд между Варшавой, Лодзью, Краковом, Вроцлавом, Гданьском, Познанью, Белостоком, Щецином и другими крупными городами оказывается проще переезда из Москвы в Питер или наоборот. Ну а с зарубежьем для большинства западных стран полякам не нужна виза, что действительно и в обратном направлении.

При должной денежной или идейной мотивации специалисты из разных частей страны могут мигрировать между городами и студиями, а Крис Авеллон — без проблем в любой момент сесть в самолёт и прилететь помочь одной из перспективных польских компаний.

Дополните или поправьте, если что пропустил.

Ответить