Владелец «Канобу» купил «Игроманию». Что дальше?

Вангуем, как изменится культовое (в своё время) издание и когда ждать обзоры на баттл-рэп.

Владелец «Канобу» купил «Игроманию». Что дальше?

1 февраля 2019 г., владелец «Канобу» Гаджи Махтиев объявил, что стал операционным директором «Игромании».

26 февраля стало известно, что основатель «Игромании» Евгений Исупов продает бренд и все связанные с ним активы.

13 марта Махтиев становится основным владельцем ООО «ТМ-медиа», управляющей «Игроманией». Оставшуюся часть доли должен выкупить неназванный финансовый партнер Махтиева, которому, при закрытии сделки, так же достанется доля в «Канобу».

Махтиев планирует объединить «Канобу» и «Игроманию» под управлением неназванного холдинга, руководить которым будет Антон Сучков - ранее занимавший пост директора по цифровой стратегии и коммуникациям в Rambler Group. По словам Сучкова, их цель на ближайшие три года - удвоить совокупную аудиторию проектов (суммарно «Игроманию» и «Канобу» посещают около 11 млн. уникальных посетителей ежемесячно).

Гаджи Махтиев
Гаджи Махтиев

У «ТМ-медиа», ранее принадлежавшей Исупову, 1 марта 2019 г. по данным Rusprofile, появляется новый учредитель - Владимир Адащик. Он же является генеральным директором ООО «Геймс Юнайтед», основным видом деятельности которой является «Представление в средствах массовой информации». Вероятно, Адащик и является неназванным партнером Махтиева.

Зачем вам это всё знать? Интересный факт: на Адащика так же зарегистрировано ООО «Работа Сегодня», адрес которой совпадает с юридическим адресом ООО «Мир Хобби», которое 29 ноября 2018 г. выкупило журнал «Мир Фантастики», так же принадлежавший «ТМ-медиа».

Кто такой Гаджи Махтиев?

В 2007 г. Махтиев запускает социальную сеть для геймеров - «Канобу».

В 2009-2010 гг. он покупает профильные игровые сайты, из-за кризиса испытывавшие проблемы с финансированием: OGL.ru, Gameslife.ru и Worldgames.ru. На сегодняшний день сайты этих изданий не открываются.

В 2011 г. «Канобу» приобретает компания «Rambler», попутно выкупив один из старейших российских игровых сайтов - AG.ru. В 2012 г., из-за неудачных переговоров, связанных с повышением зарплаты, редакция AG в полном составе покидает издание. Не имея достаточно ресурсов для развития сразу двух проектов, Махтиев сосредотачивает усилия на «Канобу».

Алексей Горностаев, Гаджи Махтиев Йонас Бразис/Inc.
Алексей Горностаев, Гаджи Махтиев Йонас Бразис/Inc.

По словам технического директора «Kanobu» Алексея Горностаева, половина аудитории приходила на «Канобу» в поисках информации об играх из базы данных (не требовавшей особых затрат на наполнение), тогда как на производство контента тратилось порядка 90% ресурсов. Примерно в это же время рождается идея о создании «Кинопоиска для геймеров».

По мнению Махтиева, для этой цели больше всего подходил сайт AG.ru, на тот момент уже выкупленный компанией Rambler. Ресурсов для развития Absolute Games у Kanobu Network было недостаточно, и популярность сайта начала падать.

Со временем, мнение изменилось - решено было идти сразу на мир, и делать RAWG - «IMDB про игры». AG стал не нужен (в декабре 2017 г. Махтиев выставил ресурс на продажу, оценив Absolute Games в 30 млн. рублей, но желающих не нашлось. В октябре 2018 г. был закрыт форум сайта, сейчас при заходе на forums.ag.ru идёт перенаправление на «Канобу»).

AG.ru в 2003 году
AG.ru в 2003 году

Предложив инвесторам идею нового сервиса, Махтиев от давно знакомого с ним Игоря Мацанюка (председателя совета директоров Game Insight) получил $250 тыс. инвестиций. Решив всерьёз заняться проектом, в мае 2017 г. Махтиев отстраняется от издания Kanobu и полностью переключается на RAWG, получив от инвесторов более €1 млн. инвестиций.

RAWG.io работает, как и любой другой рекомендательный сервис - советует пользователю, во что бы ему поиграть на основе уже имеющихся у него игр (поддерживается импорт библиотеки из Steam, GoG, PSN).

Геймер сегодня, в среднем, — это чувак с достатком, которому 30-32 года. Его ключевое отличие от геймера 2011 года в том, что он думает не о потраченных на игру деньгах, а о вложенном в нее времени.

Алексей Горностаев, Директор по продукту RAWG

Уже имеющиеся сервисы Махтиев считает «слишком олдскульными» - к примеру, сайт MobyGames, который «выглядит примерно так же, как 10-15 лет назад».

RAWG.io
RAWG.io

Тут надо отметить, что тот же MobyGames заполняется вручную (в отличии от RAWG), и является скорее энциклопедией (и в нем отсутствуют проблемы, возникающие у RAWG). К примеру, на странице ремейка Resident Evil 2 указано, что её продюсером является Синдзи Миками, а режиссером Хидеки Камия, хотя эта информация относится к оригиналу 1998 года.

На сегодняшний день, похвастаться стартапу нечем. По данным Similarweb, число просмотров в месяц не превышает ста тысяч. Планировавшееся на осень 2018 г. ICO (привлечение инвестиций, путём продажи единиц криптовалют) и запуск токен-экономики, с помощью которых Махтиев планировал поднять около $10 млн., перенесли на весну 2019 г. Для продолжения работы команды без полученного финансирования, RAWG пришлось сократить штат сотрудников. Компанию покинули три программиста, дизайнер и комьюнити-менеджер.

Делать выводы об успехах RAWG пока еще рано - по мнению Горностаева, на воплощение задумок потребуется от двух до пяти лет. Юридически RAWG зарегистрирована в Латвии - Махтиев считает, что законодательство РФ не готово защищать интересы бизнеса.

Технический директор RAWG Самат Галимов, ранее работавший в Медузе, так отзывается о Махтиеве:

Гаджи очень круто хантит. То, как он это делает, — забота, уровень вовлечения, — это какая-то восточная тема. Невозможно отказаться, когда он хочет тебе что-то продать.

Когда бывший главный редактор «Канобу» Максим Иванов в интервью сравнил Махтиева с Леонидом Федуном (владельцем ФК «Спартак»), бизнесмен отреагировал следующим образом:

Я бы не хотел себя с кем-либо ассоциировать. У меня давно нет визитки, а когда была, то там было только имя без должности и фамилии — Гаджи. Этого достаточно.

Что будет с «Игроманией»?

В своей колонке на сайте vc.ru, Махтиев говорит о своем видении развития игровых изданий:

Медиа — это тоже бизнес, я это понял только через 10 лет после того, как начал делать «Канобу». Когда ты это осознаёшь, то ничего тебя уже не может сдвинуть, ты тратишь время только на достижение цели, которая проста: ты должен быть большим, богатым и влиятельным, и не должен быть маленьким, бедным и незаметным, с бутербродом, вырванным у девелопера.

Не отрицая имеющихся у игровых медиа проблем, Махтиев предлагает два варианта решения:

Привлекать инвестиции и развиваться, чтобы через два года кратно увеличить ключевые показатели: аудиторию и прибыль.
M&A [слияние и поглощение], со срезанием лишних костов [затрат], фокусом на выбранных направлениях, дополнительном доходе на масштабе.

Некоторые пользователи обвиняют редакцию «Канобу» в погоне за хайпом. С приходом нового главного редактора Максима Иванова в 2016 г., издание расширяет тематику с видеоигр и кино до всех актуальных видов развлечений и обсуждения любых громких тем (включая политические и, к примеру, обзоры рэп-баттлов).

Канобу
Канобу

Кому-то это может не нравится, но статистика доказывает эффективность подобного подхода: с каждым месяцем «Канобу» увеличивает число уникальных посетителей, поэтому, подобную политику Махтиев вполне может применить и в случае с «Игроманией».

По мнению Константина Говоруна, главного редактора «Страны Игр», у современной «Игромании», несмотря на внушительное число уникальных пользователей, нету целевого ядра:

Лучше всего состояние «Игромании» характеризует разговор, который я подслушал на днях. Сотрудника «Игромании» спросили, почему журнал не устроит краудфандинг и не соберет деньги на новые номера, как это сделал «Мир Фантастики». А он ответил: у нас на сайт ходит дофига народу, но эти люди нам не дадут ни копейки. «Игромания» — все еще известный бренд, но современную «Игроманию» читают прежде всего случайные люди, а ядра лояльной аудитории после нескольких смен команды давно уже нет.

С учётом бизнес-целей, озвученных Сучковым, ориентирование на лояльную аудиторию выглядит сомнительной перспективой: для удвоения количества уникальных посетителей, необходимо привлекать как можно больше не вовлеченной аудитории, чего можно достигнуть путём расширения обозреваемых тематик. Интересным экспериментом выглядит добавленная на «Канобу» возможность финансово отблагодарить автора понравившегося материала. Вполне вероятно, что подобная практика может распространиться и на «Игроманию», где, таким образом, будет уживаться как аудитория, пришедшая из поисковых систем, так и core-читатели, поддерживающие любимого автора.

Одним из главных плюсов, считает Говорун, является упрощение сделок с рекламодателями:

Многие недооценивают то, насколько проще продавать рекламу крупным рекламодателям пакетом. В свое время «Страна Игр» и «PC Игры» отлично зарабатывали за счет того, что условному «Билайну» проще за одну встречу купить размещение в двух изданиях, чем возиться с двумя более мелкими контрактами разных партнеров. Так что, кто первым соберет действительно мощный пакет игровой аудитории, тот получит доступ к очень хорошим контрактам.

Сам Махтиев подчеркнул, что не собирается управлять редакционной политикой издания:

Сегодня моя задача «дать достаточно бабла, чтобы „Игромания“ жгла как умеет», а уже после пойдем за следующим камнем <бесконечности>.

Последний печатный номер журнала
Последний печатный номер журнала

Какие-то выводы делать пока ещё рано. Имея успешный бизнес в лице «Канобу», Махтиев вряд ли будет делать из «Игромании» конкурента - скорее всего, политика изданий будет пересмотрена. В целом, ситуация не уникальная: в середине нулевых, компания «Gameland» издавала журналы схожей тематики: «Computer Gaming World Russian Edition», «Official PlayStation Россия», «PC Игры», «Страна Игр», а издательский дом «Техномир», принадлежащий всё той же «ТМ-медиа», одновременно выпускал как «Игроманию», так и «Лучшие Компьютерные Игры».

В марте 2017 г. Махтиев опубликовал твит следующего содержания:

Чуваки, нас, как медиа, интересуют: 1. бабло 2. траф 3. имидж
если есть - предлагайте.

Владелец «Канобу» купил «Игроманию». Что дальше?
11 показ
7.6K7.6K открытий
107 комментариев

Говно съело мочу. Я это вижу так. Канобу- адовая помойка с вырвиглазным дизайном для хайповых зумеров с айсикью<60. Игромания это игрожур в его образцовом варианте- беспонтовые обзоры, зачитанные по бумажке и рассказывающие не больше, чем трейлеры и интервью разработчиков, куча вымученных топов и рекламных материалов, отсутствие оригинального контента. Ни от одного из этих изданий я ничего не жду кроме вымирания в ближайшую пятилетку

Ответить

Но как же суперинтересные и совсем не убогие статьи о рэпе?О новых альбомах каких-то там хренососов с татухами на лице, которые выглядят как последняя страница школьной тетради?
Здесь такого топового контента нет!

Ответить

Может все-таки не icq, а iq?... Или это какой-то мемасик, который мне просто не известен...

Ответить

А Канобу правда была соц сетью для геймеров? не в курсе)

Ответить

Можно ли было выразиться и описать ситуацию более точно во всех параллельных реальностях и физических состояниях я даже и не знаю.Бравоу!

Ответить

Игромания это игрожур в его образцовом варианте- беспонтовые обзоры, зачитанные по бумажке и рассказывающие не больше, чем трейлеры и интервью разработчиков

Это больше про игры.mail.ru - вот там реально обзоры свежих хитов это один вордовский лист воды, не рассказывающий об игре ничего такого, чего нельзя было узнать из превью или хотя бы одного геймплейного ролика. И, естественно, всё это разбавлено официальными буллшотами без попыток сделать свои. На игромании хотя бы раз в полгода мелькали подробные обзоры, вон та же рецензия на RDR2, и скрины там зачастую свои. Не ахти что, но люди хоть как-то зарплату отрабатывают.

Ответить