Взлёт и падение портативных консолей Sony

Как создатель погубил своё же творение.

Взлёт и падение портативных консолей Sony

2 июля Sony закроет PlayStation Store на PlayStation 3, что заблокирует последнюю возможность покупки игр для PSP. Затем, 27 августа, закроется онлайн-магазин PlayStation Vita, второй и последней портативной консоли компании. Эти новости подписали смертный приговор обеим платформам, как и всему портативному направлению компании. Сегодня мы бы хотели вспомнить, как зарождался ответ Nintendo Gameboy и как пала одна из лучших консолей прошлого поколения, которую так никто и не признал.

Полу-консоль, полу-карта памяти

Взлёт и падение портативных консолей Sony

Технически, выпущенная в 1999-ом, эта карта памяти для первой PlayStation является первым портативным игровым устройством от Sony. Пусть PocketStation и не позиционировалась как полноценная консоль, но компания всегда представляла свои портативные устройства как нечто большее, чем просто игровые «железки». Самый близкий аналог этого устройства — Sega VMU для Dreamcast.

Внешне PocketStation больше похожа на тамагочи, чем на карту памяти. На ней есть небольшой LCD-экран, пять кнопок, ИК-порт для совместной игры и динамик. Питается компактное устройство от одной литиевой батарейки.

Собственно, в основном режиме работы это… очень простой КПК. Он умеет показывать время, дату и даже позволяет устанавливать будильник. Также внизу экрана можно увидеть, сколько ячеек сохранений у вас сейчас занято. Если же открыть нижнюю половину PocketStation, то её можно будет вставить в консоль и использовать как карту памяти.

PocketStation в консоли
PocketStation в консоли

Кроме сохранений через «старшую» консоль, на PocketStation можно устанавливать игры. Для этого вам понадобится или поддерживающая устройство игра, или же специальный диск с мини-играми для PS1. В первом случае, правда, не всегда дадут возможность поставить мини-игру, её необходимо будет «заслужить» по мере прохождения или завершения уровней.

Поговаривают, что существует не менее двухсот мини-игр для PocketStation, так что японцам явно было во что залипать на обеденном перерыве или в школе. Причём эти небольшие игрушки могли давать бонусы для основной игры, например, помогали прокачивать персонажа.

Взлёт и падение портативных консолей Sony

PocketStation поддерживалась всего три года и продавалась только на территории Японии. Это значит, что если вы решитесь её купить, то вам придётся искать японские версии игр, в которых мини-игры встроены на диск. К счастью, в наше время необязательно иметь консоль на руках. Для PlayStation Vita Sony реализовала поддержку PocketStation в совместимых играх, правда, функция эта доступна только в японском регионе.

«Walkman двадцать первого века»

Несмотря на успех PocketStation в Японии, это нельзя назвать полноценным выходом на портативный рынок, в котором доминировала Nintendo. Ни у Sega с её GameGear, ни у Bandai с Wonderswan не получалось конкурировать с Gameboy. Не говоря уже про такие устройства, как Atari Lynx, Neo Geo Pocket или, упаси боже, Tiger Game.com. Sony, конечно же, не давал покоя успех дешёвой и популярной портативки Nintendo, и в 2003-м она решила вступить в игру.

На E3 того же года публика впервые узнала о новом проекте компании — PlayStation Portable. Кен Кутараги, «отец» всего семейства консолей PlayStation, лично представил новую консоль публике. В своём выступлении он рассказал о характеристиках, которые впечатляли и ставили портативную консоль на один уровень с PlayStation 2.

Показал он и прототип UMD (Universal Media Disc), который при размерах вдвое меньше DVD мог хранить 1,8 гигабайта данных, что было довольно впечатляюще на то время. PlayStation Portable также могла не только запускать игры, но и проигрывать музыку с фильмами. «Это Walkman двадцать первого века» — говорил мистер Кутараги публике.

Sony удалось заинтересовать игроков даже несмотря на то, что она не показала, как именно будет выглядеть новое устройство. Первые прототипы компания продемонстрировала лишь в ноябре 2003-го за закрытыми дверями.

Ниже вы можете увидеть этот прототип. Впечатления публики от него были смешанные. Да, устройство выглядело стильно и футуристично, но некоторых игроков волновало отсутствие аналогового стика у консоли или выступающих кнопок. К счастью, в компании заверили, что это лишь «виденье», а не финальный дизайн консоли.

Взлёт и падение портативных консолей Sony

На E3 2004 публика наконец-то увидела полноценную презентацию PlayStation Portable. Sony показала финальный дизайн и первые игры. Продемонстрировали и медиавозможности на примере трейлера фильма «Человек-паук 2», а также поспешили заверить, что в приоритете консоли всё ещё игры.

И какие это были игры. В 2003-м журналистам обещали, что консоль сможет тянуть проекты «уровня PlayStation 2», и демонстрация это только подтверждала. Ape Escape, Metal Gear AC!D, WipeOut Pure, Armored Core: Formula Front, MediEvil, Dynasty Warriors — перечислять можно долго. Не меньше девяноста студий и издателей были готовы выпускать проекты на грядущую консоль Sony.

Показ PlayStation Portable произвел настолько большой фурор, что в глазах геймеров анонсированная в том же году Nintendo DS выглядела жалко, так ещё и была слабее. Некогда король портативного рынка, казалось, начал терять свои позиции. Правда, как покажет история, это было ошибочное мнение.

Старт продаж PSP был успехом для Sony, несмотря на высокую цену консоли. В Японии она продавалась в двух бандлах — стандартный за 19 800 йен и «премиум» за 24 800 йен, в который помимо консоли входил набор аксессуаров. В США устройство выпустили позже из-за высокого спроса на родине и лишь в «премиум» комплекте за 250 долларов. В Европе старт продаж задержали ещё сильнее, потому что Sony нужно было удовлетворять спрос сразу в двух регионах. Однако ни повышенные цены, ни поздний старт продаж не убавили интереса игроков к PSP.

«Премиум» комплектация консоли, она же Value Pack
«Премиум» комплектация консоли, она же Value Pack

Настолько не убавило, что PlayStation Portable била рекорды продаж своего главного конкурента — Nintendo DS. И это при том, что у портативной консоли Nintendo был более интересный формфактор: два экрана, тачскрин, а самое главное — более низкая цена в 150 долларов. Конечно, нельзя сказать, что у DS дела шли совсем плохо, но это было ещё одним напоминанием Nintendo, что королевский трон портативного рынка может спокойно обернуться простой табуреткой.

Люди приняли PSP тепло. Игры выглядели отлично на 4,3-дюймовом экране, многие хвалили мультимедиа возможности и наличие Wi-Fi адаптера. Правда, не обошлось и без критики. Например, веб-браузер в консоль встроили только с обновлениями, а глянцевое оформление корпуса собирало отпечатки и царапины. Больше всего игроки невзлюбили UMD-диски. По какой-то причине скорость чтения дисковода консоли была медленной, и поступали частые сообщения о поломках самих дисков из-за отсутствия защиты считываемого покрытия.

В 2007-м выпустили новую ревизию консоли, получившую название PSP-2000. Как её прозвали в народе — PSP «Lite», так как она была тоньше и меньше. Также в ней был новый дисковод, новая крестовина, больше оперативной памяти и возможность вывода изображение на телевизор через композит для видео и компонент для игр.

Взлёт и падение портативных консолей Sony

Через год Sony еще раз обновит PSP, выпустив модель 3000. Консоль в Японии прозвали «Bright» из-за обновлённого экрана, который был ярче, контрастнее и не так сильно размывал изображение (в теории). Обновили дизайн кнопок, устройство крестовины и встроили микрофон. Видео-вывод теперь мог работать одинаково что с композитом, что с компонентом. Правда, эта ревизия PSP получила свою долю критики из-за экрана, страдавшего от эффекта «чересстрочной развёртки».

Взлёт и падение портативных консолей Sony

И пока мы не перешли к первому крупному провалу PlayStation, надо поговорить о связанной с PSP внутренней кухне. Да, на первый взгляд дела шли хорошо, ведь консоль активно продавалась, и к концу марта 2006-го отгрузили чуть больше семнадцати миллионов устройств. Однако есть один нюанс: для производителя основным источником заработка являлись не консоли, а продажи медиа для них (то есть игр, фильмов, музыки и так далее).

И здесь всплывает проблема. К всё тому же марту 2006-го продали всего 47,3 миллиона игр. Да, цифра немаленькая, но если вы поделите софт на железо, то получите, что на одну PSP приходилось всего две или три проданных игры. Это очень низкая цифра. С фильмами дела обстояли ещё хуже.

Можно выделить две основные причины сложившейся ситуации. Первая — это сама Sony, которая не могла уделять своей портативке достаточно внимания из-за PlayStation 3 и её проблемного старта. Да, активно выходили обновления с новыми фичами, равно как и по несколько игр в год от студий самой Sony. Даже запустили программу «PSP Greatest Hits», в которой были удешевлённые версии уже вышедших игр. Но этого казалось недостаточно.

Вторая причина, ставшая главной болью для компании (по её мнению) — взлом консоли. Ещё с самых первых презентаций в 2003-м Sony делала упор на защиту PSP. Для UMD обещали лучшую защиту от пиратства среди всех дисков, но хакеры оказались сильней. Вскоре после старта продаж они научились запускать неподписанный код, а летом 2005-го в сети начали распространять методы взлома консоли.

Так началась гонка между Sony и пиратами-взломщиками, которую компания проигрывала. Пока одно обновление закрывало одну дыру, хакеры уже находили другую. Позже вовсе обнаружили способ даунгрейда версии XMB, что вообще сводило старания Sony на нет. И всё это на фоне не самых лучших продаж игр и провального старта PlayStation 3.

В итоге к концу 2007 года главный конкурент PSP — Nintendo DS — считавшаяся поначалу менее интересной консолью, смогла продаться количеством в 64 миллиона штук. PlayStation Portable продалась почти в два раза хуже, при том, что её старт и первый год были успешнее.

Иногда, правда, портативная консоль выходила вперед по продажам, в частности из-за релиза таких игр как Monster Hunter Portable. Без шуток, в Японии одной лишь этой линейки игр хватало, чтобы местные игроки в день скупали сотни тысяч PSP. Запомните эту игру, она ещё сыграет свою роль.

Monster Hunter Portable 3rd
Monster Hunter Portable 3rd

На Е3 2009 Каз Хираи на презентации Sony вытащил из кармана своего пиджака «самый плохо скрытый секрет Е3» — PSP Go. Такое шуточное название новая версия PSP получила потому, что всего за несколько недель до презентации компания случайно слила всю информацию о ней.

Консоль-слайдер была куда меньше стандартной PSP, имела встроенную память на 16 гигабайт, а UMD дисковод вовсе убрали. Игры можно было получить только через PlayStation Store. То есть Sony, если так можно сказать, сделала первую «digital only» консоль.

Взлёт и падение портативных консолей Sony

Конечно, успешной PSP Go назвать нельзя. Во-первых, решение сделать консоль без дисковода практически добило и так умирающий к 2009-му рынок UMD фильмов. В 2011-м Warner Bros. стала последней студией, выпустившей фильм на таких дисках.

Во-вторых, саму PSP Go невзлюбили. Если вы уже владели дисковыми версиями игр для PSP, то для Go вам буквально приходилось покупать игру повторно в PS Store, и то не факт, что нужный тайтл там был. Например, та же Ace Combat X: Skies of Deception так и не вышла в цифре, а считается лучшей портативной игрой в серии.

Более того, консоль была слишком дорогой, она стоила 250 долларов. Всего на 50 долларов меньше, чем PS3, которая была мощнее, имела Blu-ray и многое другое. Был ли смысл переплачивать за новую портативку, если PSP 3000 умела всё то же самое, но была дешевле и поддерживала UMD?

Взлёт и падение портативных консолей Sony

Да, Go можно было превратить в домашнюю консоль благодаря возможности вывода видео на телевизор и встроенного Bluetooth с поддержкой геймпадов от PS3. Получается, что в некоторой степени у Sony получилась первая гибридная консоль. Однако оставался вопрос — а нужно ли оно было покупателю? Как показало время — нет.

PSP Go покупали не так уж активно. Sony чуть-ли не перезапустила продажи уже через год, снизив цены и предлагая от трёх до десяти игр в комплекте. Но даже это не помогло привлечь покупателя, и в конце-концов компания поставила крест на этой модели уже в 2011 году.

Однако неудачный старт PSP Go не поставил крест на планах по развитию семейства PlayStation Portable. Sony запустила новую маркетинговую кампанию и явно дала понять, что не собирается бросать портативный рынок. Выход Monster Hunter Portable 3rd позволил PSP обогнать по продажам Nintendo DS на несколько месяцев, и, в целом, всё шло хорошо.

В 2011-м на европейском рынке вышла последняя ревизия первой портативной консоли Sony — PSP Street. Эта ультрадешёвая портативка должна была бороться сразу против Nintendo DSi и новой Nintendo 3DS за счёт очень низкой стоимости и богатой библиотеки. Ради цены в 99 евро игрокам пришлось мириться с матовым покрытием, моно-динамиком и отсутствием Wi-Fi адаптера, что отрезало консоль от онлайна.

Взлёт и падение портативных консолей Sony

Возраст PlayStation Portable уже давал о себе знать. Геймеры, да и сама Sony, постепенно теряли к ней интерес, всё чаще стали появляться слухи о так называемой «PSP 2». Вскоре слухи подтвердились слитыми изображениями ранних девкитов новой консоли и словами разработчиков. Затем публике официально сказали: «Грядёт Next Generation Portable». Поставки PSP прекратились в 2014-м, спустя десять лет после старта продаж, а в 2016-м с консоли больше нельзя было заходить в PS Store.

Здесь хотелось бы подвести небольшой итог. За всё своё существование PlayStation Portable продалась в количестве 81 миллиона штук, а самая популярная игра для платформы — это Grand Theft Auto: Liberty City Stories с 7,67 миллиона проданных копий. Nintendo DS, при своём проигрышном положении на старте, до сих пор вторая самая продаваемая консоль всех времён с продажами на отметке в 154 миллиона устройств. При этом самой успешной игрой для DS является New Super Mario Bros, которую отгрузили в количестве 30,8 миллиона копий. Просто сравнение, ничего более.

Да, Sony смогла серьёзно закрепиться на портативном рынке, чего ранее никто кроме Nintendo не смог добиться, но для корпорации это не было однозначным успехом. Неспособность вовремя уделять внимание платформе и проигранная гонка против хакеров сделали PSP не такой прибыльной, какой та могла быть. Но Sony явно извлекла из этого урок, и её следующая консоль уже точно не могла наступить на те же грабли…

Ведь так?

Лучшая консоль, которую так и не полюбили

Первые слухи о том, что в разработке находится преемник PlayStation Portable появились в 2009 году. Информация подкрепилась в 2010-м, когда Sony на закрытой презентации рассказала о характеристиках устройства. Вскоре появилась информация, что некоторые разработчики начали получать девкиты.

После этого в сеть слили первые фотографии. На них устройство формфактором напоминало PSP Go. Это была такая же консоль-слайдер, у которой экран выдвигался вверх, а под ним находился основной корпус. Основными отличиями от Go было наличие двух камер — фронтальной и задней, двух стиков вместо одного, а также сенсорного экрана и сенсорной задней панели. По характеристикам консоль должна была быть «сопоставима» с Xbox 360, но точные показатели не называли.

Тот самый прототип
Тот самый прототип

Sony официально подтвердила разработку новой портативной консоли в январе 2011-го, на Playstation Meeting, с уже упомянутым выше кодовым названием «Next Generation Portable», и даже показала само устройство.

К счастью, формфактор NGP был ближе к обычной PSP, а не Go, как предполагали первые девкиты. Новинку должны были оснастить пятидюймовым OLED-дисплеем, модулями Wi-Fi и 3G, сенсорным экраном и тачпадом сзади, двумя камерами и стиками, плюс в консоли был гироскоп.

Взлёт и падение портативных консолей Sony

На выставке продемонстрировали интерфейс, а также несколько приложений, использующих онлайн-составляющую NGP. Одним из них было Near — которое отслеживало перемещение консоли и насчитывало за пройденное расстояние баллы, которые обменивались на бонусы в разных играх. Оно также отслеживало друзей неподалёку и позволяло обмениваться упомянутыми выше бонусами с игроками поблизости. В общем, это была соцсеть для пользователей будущей консоли.

Взлёт и падение портативных консолей Sony

Что до железа, то точных характеристик не называли, лишь продемонстрировали игры. Кроме показанных на большом экране Killzone, Reality Fighters, Gravity Rush, Wipeout и Resistance, Сюхей Ёсида показал вживую, как он играет в новый Uncharted используя все возможности консоли. Графика тогда поразила многих, игра выглядела как тайтл с PlayStation 3, но всё это было на портативном железе.

Чтобы ещё ярче доказать возможности устройства, на презентации продемонстрировали, как NGP рендерит вступительные секции с Lost Planet 2, Yakuza Dead Souls. Даже сам Хидео Кодзима вышел на сцену и показал отрывок из Metal Gear Solid 4. Напоминаем — это всё делало мобильное железо, не домашнее.

Кроме новых проектов показали и пару старых. Так на выставке запустили Monster Hunter Portable 3, игру с PSP прямо на NGP, что прямо говорило о наличии обратной совместимости. Завершающим анонсом была речь представителя Activision, во время которой тот рассказал, что для консоли грядёт своя часть Call of Duty.

Следующей остановкой для NGP стала E3 2011, где консоль наконец получила официальное название — PlayStation Vita. Здесь же показали новые игры и сделали несколько громких анонсов. После новой демонстрации Uncharted: Golden Abyss, Little Big Planet и анонса Street Fighter X Tekken на сцену вышел Кен Левин и сказал, что для PS Vita находится в разработке новая BioShock. В конце анонсировали цены — версия только с Wi-Fi стоила 250 долларов, версия с 3G и Wi-Fi — 300 долларов.

После двух успешных презентаций консоли всем казалось, что PlayStation Vita ждёт успех. Однако в ноябре все того же 2011-го SCE сделала такой выстрел себе в ногу, что отстрелила обе конечности сразу.

Появились новости о картах памяти. Оказалось, компания забыла упомянуть на главной сцене E3, что оба варианта PlayStation Vita не обладают никакой встроенной памятью. Это значило, что без покупки дополнительной карты вы не то что скачать игру, вы даже сохраниться не смогли бы. А цены кусались: самая маленькая на 4 гигабайта стоила 30 долларов, самая большая на 32 — 120 долларов, почти треть от цены консоли. Сама Sony объясняла решение борьбой с пиратством, которое, по их мнению, отжало немалую часть продаж игр для PSP.

17 декабря 2011 года PlayStation Vita поступила в продажу на территории Японии и в первую неделю разошлась количеством не менее трёхсот тысяч штук. Этому способствовали характеристики консоли и не менее 26 доступных на старте игр. В SCE были большие надежды на новую консоль, но вскоре продажи начали сильно падать.

Запуск в США оказался хуже японского, за первый месяц продали всего 200 тысяч устройств. К концу 2011-го общие продажи составили не больше 1,2 миллиона штук, к концу 2012-го было продано в районе четырёх миллионов штук. С 2013-го Sony попросту не говорила о продажах, что явно давало понять о плачевном положении.

И дело было точно не в играх. Что стартовая линейка, что линейка 2012 года полнились хорошими проектами. Uncharted, Wipeout, Gravity Dash, Ridge Racer, Persona 4 Golden, переиздание Disgaea 3 и другие игры заинтересовывали игроков в покупке консоли. Да, были и провалы уровня Call of Duty: Black Ops Declassified, но это больше исключение, чем правило. Проблема явно была в чём-то другом.

Наше мнение: дело именно в картах памяти. Так как у PlayStation Vita не было встроенной памяти, то покупка карты была необходимостью. Четыре базовых гигабайта не хватало, так как играм нужно было ещё установиться с картриджа, а вес проектов мог достигать 3,5 гигабайта.

И ладно, прошёл игру, надоело, удалил её и поставил другой картридж, никаких проблем. Вот только вместе с игрой удалялись и файлы сохранения. Да, была возможность переносить сейвы в облако или даже копировать всю игру на компьютер и PS3 вместе с сохранениями, но… вы бы хотели постоянно возиться с кучей программ просто чтобы поиграть в другую игру? Всего одно неправильное решение в итоге загубило консоль с огромным потенциалом.

Взлёт и падение портативных консолей Sony

В 2013-м политика Sony начала меняться. Это было связано с подготовкой к выходу более важной и потенциально прибыльной консоли — PlayStation 4. Основное внимание пусть и было уделено восьмому поколению, но компания всё ещё не собиралась бросать Vita.

PSV теперь представлялась как компаньон для будущей консоли, который мог воспроизводить игры с помощью Remote Play. Были анонсированы PS Vita Slim и PS Vita TV. Slim — это вторая ревизия консоли: тоньше, легче, с целым гигабайтом встроенной памяти и с LCD-экраном вместо OLED. Vita TV была микроконсолью, которая стоила всего 99 долларов и целилась на азиатский рынок за счёт низкой цены и возможности стриминга.

В 2014 году вышла последняя крупнобюджетная игра для PS Vita под издательством Sony Computer Entertainment — Freedom Wars. В этом же году Дон Меса, директор SCE по планированию и платформенному ПО, сказал: «ААА не работает на PlayStation Vita, консоли нужен особый подход». По его мнению, если игроки хотели поиграть во что-то крупнобюджетное, то они могли просто воспользоваться Remote Play или PlayStation Now, которые как раз должны были запустить на портативке в том году.

При этом Сюхей Ёсида сказал, что Sony ещё планирует выпускать свои игры для платформы, просто в меньшем количестве. На самом же деле верхушка компании уже перестала одобрять любой питч от своих внутренних студий.

Несмотря на огромный отток крупных студий и издательств от PSV на Западе, SCE удалось привлечь внимание различных инди-разработчиков к платформе. За это нужно благодарить Шахида Ахмада, руководителя Strategic Content Division, и Гио Корси, руководителя Third Party Production.

Можно сказать, что благодаря им многие инди-разработчики стали всерьёз рассматривать возможность релиза своих проектов на Vita, а всё из-за низкой стоимости разработки и выгодных условий от Sony. Ну а поскольку сразу можно было сделать ещё и версию для PS4, то удалось привлечь и разработчиков, которые до этого вообще не делали игры для консолей.

При этом игрокам не всегда нужно было платить за обе версии, так как PlayStation Store предлагал возможность кросс-покупки, а в некоторых случаях — кросс-сейва и даже кросс-плея между двумя платформами. Отдельно можно отметить Корси, который во время переговоров с разработчиками часто первым делом спрашивал одну вещь: «Вы можете сделать версию для Vita?».

На родине у PSV дела шли куда лучше. Даже несмотря на выход Monster Hunter 4 на 3DS в 2013-м, Vita пользовалась относительной популярностью среди покупателей, что привлекало внимание не только местных инди-разработчиков, но и студий, делавших среднебюджетные проекты.

Не редкостью были случаи, когда портативная версия обгоняла по продажам домашнюю. Ярким примером является God Eater 2: Rage Burst, которая в первую неделю смогла продаться в количестве 234 180 физических копий на PSV и всего 37 824 копий на PS4.

God Eater 2: Rage Burst
God Eater 2: Rage Burst

В 2015-м Sony начала наносить первые удары в спину PlayStation Vita. Сначала на E3 было заявлено, что у SCE нет планов на выпуск своих игр на платформу в последующие годы, потом о прекращении поставок PS Vita TV в западные регионы. Сервисы по типу Near перестали получать обновления или вовсе закрывались. При этом о полном прекращении производства и выпуске third-party игр речи не шло.

А поскольку в 2016-м ничего интересного, кроме выпуска некоторых игр, почти полного отсутствия PSV на презентациях и прекращения поддержки PSV TV, не было, нам бы хотелось поговорить о взломе консоли. Первый крупный jailbreak платформы произошел как раз в том году. Но почему у взломщиков на всё ушло пять лет?

Возможность запуска пиратских игр (и вместе с ними хоумбрю) была больной темой для компании что на PSP, что на PS3. А потому на Vita и PS4 решили сделать защиту такой, чтобы если уж и не предотвратить, то максимально отсрочить полный взлом и усложнить жизнь хакерам.

На PSV это обеспечивалось за счёт закрытой OS консоли, архитектуры самого процессора и наличия дополнительного сопроцессора, который отвечал за шифрование. Это, а заодно не самое большое число заинтересованных во взломе людей, и стало фактором, из-за которого полноценная кастомная прошивка появилась только в 2016-м. Конечно, отдельные эксплойты всплывали то тут, то там, но они были более замороченные в исполнении и не давали того же эффекта, как CFW.

Архитектура PS Vita
Архитектура PS Vita

HENkaku — первый джейлбрейк, который позволял запускать homebrew на PSV, был создан командой Molecul. Эти ребята, в целом, сделали многое для взлома консоли и считаются первопроходцами на сцене. Проблемой HENkaku была его нестабильность — после выключения его приходилось включать с нуля, и он требовал только прошивку версии 3.60.

Постоянный джейлбрейк на основе HENkaku сделали к 2017 году, и он носил название Ensō. Этот эксплойт был доступен на консолях с версией OS 3.60-3.65. По сути, Ensō лишь включал HENkaku при запуске консоли в оффлайне, но это значительно повышало удобство использования CFW. Если же вам интересно узнать о защите PSV и о том, как её обошли, то участники Molecule на 35C3 в 2018-м об этом рассказали.

Ещё одним важным событием для хакерской сцены стало появление sd2vita. Этот плагин вместе со специальным переходником научили портативку хранить данные используя не карты Sony, а microSD. Минусом было то, что адаптер нужно было или паять самому, или заказывать из Китая. Первые версии не работали со всеми объёмами, да и при использовании адаптера и плагина пользователь терял доступ к стандартному слоту памяти на системном уровне и возможность использовать свои физические копии, поскольку вставлялся переходник в слот для картриджей.

Первая версия переходника
Первая версия переходника

Ну и ещё одним важным событием 2016 года был анонс Nintendo Switch. Конечно, Nintendo подогревала интерес к грядущей консоли ещё с 2015-го, когда устройство было известна просто как «NX», но только в октябре 2016-го консоль показали полностью, продемонстрировав её главную особенность — гибридность.

В 2017 году были показаны все возможности Switch и его характеристики, и стало понятно, какую платформу выберут игроки, если захотят поиграть во что-то в дороге. С PSV начался отток разработчиков, так как Switch была мощнее и перспективнее.

Взлёт и падение портативных консолей Sony

В 2018 году Sony анонсировала, что с марта 2019-го PlayStation Vita и PlayStation 3 перестанут получать игры по подписке PS+, а также о прекращении производства картриджей для западного рынка. SIE констатировали «смерть» платформы к 2020 году на Западе, и 2022-му в Японии, признав полное поражение на рынках США и Европы.

В 2019-м производство консолей было прекращено, а представители Sony Interactive Entertainment заявили, что у компании нет планов на преемника устройства. Оно и не удивительно, поскольку, по примерным подсчётам, за период с 2012 по 2018-й было продано примерно 16 миллионов PSV. Это значит только одно — консоль оказалось коммерческим провалом.

Период с 2018 по 2020-й запомнился новой гонкой между Sony и хакерами. Казалось, что в версии 3.68 были закрыты все дыры, которыми пользовался HENkaku, но хакер theflow0 со своей группой выпустили джейлбрейк h-encore летом 2018 года. Он, конечно, не был перманентным, как Ensō, но для его активации не требовался браузер.

В 2019-м вышли Trinity для 3.69-3.70, а так же h-encore², работающий вплоть до версии 3.72. Вам может показаться глупым, что Sony продолжала выпускать апдейты с закрытием дыр для «ненужной» консоли, но тут вот какое дело. У Vita была довольно верная аудитория, которая продолжала покупать те немногие игры, что выходили на платформу. Отдав PSV на растерзанием хакерам, компания бы просто потеряла выручку с платформы, а какая корпорация захочет терять хоть какие-то деньги?

И вот, наши дни. SIE сообщила, что летом 2021-го в PlayStation Store пропадёт возможность покупать игры для PlayStation 3 и Vita с самих консолей. Уже сейчас веб-версия магазина работает только с играми для PS4 и PS5.

Для многих игроков эта новость стала смертным приговором обеим консолям. Это не совсем так, поскольку сетевые возможности в некоторых играх до сих пор будут работать, вместе с PSN и трофеями. Другое дело, что мы можем безвозвратно потерять часть игр и огромное число DLC. Поэтому если у вас есть что-то, что вы желали приобрести — сделайте это сейчас.

И, пожалуйста, прошу не от имени коллектива 2B or not 2B, а от своего — поддержите разработчиков игр, которые вам нравятся, пока ещё есть время.

Взлёт и падение портативных консолей Sony

Портативные консоли у Sony вышли неоднозначными. С одной стороны, PlayStation Portable продалась в огромном количестве и показала, что не только Nintendo может в портативки. С другой, активность пользователей была не такой высокой, как хотелось бы, а защищённость консоли была практически никакой (прошивка 1.00 у PSP вообще не проверяла код).

PlayStation Vita пусть и является коммерческим провалом с продажами всего в 17 миллионов штук (со слов бывших сотрудников), но и тут Sony удалось достигнуть некоторых вещей. Во-первых, создать лояльную базу, что доказывается статистикой: на одну PSV приходится не менее десяти купленных игр, показатель лучше, чем у PS2, PSP и PS4. Во-вторых, хорошая защита с отдельным процессором для шифрования данных, чего не было у многих устройств того времени.

Возможно, вина за провал портативного направления лежит не только на неправильных решения Sony. У той же Nintendo 3DS, при куда более высоких продажах, чем у Vita, цифра (75,7 миллиона) всё-равно не достигает значений PSP, чего уж говорить про DS. Вероятнее всего, портативные консоли были обречены ровно с того момента, как игры для смартфонов начали обретать всё большую и большую аудиторию. Зачем делать отдельное устройство для игр, если их может запустить современный смартфон? Даже Microsoft, Nintendo и Sony сейчас выпускают свои игры для смартфонов, и это при наличии у Nintendo своей сверхпопулярной Switch.

Сейчас Sony не планирует делать каких либо полноценных портативных консолей, хотя ходят слухи о 5G-устройстве, которое будет служить лишь для стриминга игр с PS5 или PS Now. Возможно, когда-то компания сделает гибридную консоль вроде Nintendo Switch, но вряд-ли в этом поколении. Мы честно не знаем, на чём закончить эту статью, ведь всё, что осталось у автора —это лишь грусть за PSn Vita. Консоль, которая стала жертвой всего одного неверного решения. И эта жертва стала концом всего портативного семейства PlayStation.

Автор текста: Артём Чуйкин

Текст подготовлен авторами 2B OR NOT 2B. Все новые статьи мы сразу публикуем в своем сообществе в ВК.

8181 показ
24K24K открытий
1919 репостов