За «железным» занавесом: как устроена китайская индустрия игр

Регуляции, на которые никто в стране не обращает внимания.

Китайская индустрия игр изолирована от всего остального мира, однако она приносит огромные деньги. В 2018 году один только местный рынок для ПК заработал более 15 миллиардов долларов — для сравнения, это половина от всех доходов индустрии США за всё время, включая консоли и мобильные платформы. Согласно статистике аналитической фирмы Niko Partners, год назад в Китае жило 630 миллионов геймеров — или 8% от населения планеты.

Одних только этих цифр уже достаточно, чтобы понять, почему Запад пытается охватить китайский рынок. Мы выбрали главное из большого материала Eurogamer о том, как в Китае устроена игровая индустрия.

За «железным» занавесом: как устроена китайская индустрия игр

Согласно китайским законам, видеоигры не могут содержать что-либо, «создающее угрозу китайскому национальному единству, суверенитету или территориальной целостности» (вспомните про Тибет или Тайвань). В них не может быть пропаганды «культизма или суеверий». Ну и, само собой, они не могут изображать «непристойность, употребление наркотиков, насилие или азартные игры». Впрочем, последний пункт не ограничил распространение лутбоксов в стране.

Также для распространения игра обязательно должна быть выпущена в Китае — китайской компанией.

Ни для одного из законов не существует юридически закреплённых прецедентов или кейсов — потому последнее слово о допуске или недопуске игры на рынок всегда остаётся за местным правительством.

Разработчикам приходится действовать вслепую. К примеру, китайская версия Shenmue 3 лишилась всех настоящих названий городов — видимо, так её авторы решили перестраховаться. А издателю Monster Hunter: World перед самым выходом отказали в выдаче лицензии — и в итоге Capcom потеряла целый рынок.

За «железным» занавесом: как устроена китайская индустрия игр

В Китае нет никаких аналогов ESRB или PEGI, потому компании занимаются саморегуляцией. Так, Tencent заставляет указывать год рождения перед регистрацией, чтобы ограничивать для детей время пребывания в игре. Из-за того, что никакой рабочей классификации не существует, разработчики действуют наобум — лишь бы не было никаких претензий.

К примеру, создателям Risk of Rain 2 пришлось заменить текстуру на заднем плане одного из уровней — потому что одно из красных пятен «могло выглядеть как кровь».

Впрочем, несмотря на обилие цензорских законов, в Китае они практически не работают — и потому любой житель страны может спокойно загрузить глобальную версию клиента Steam. Более того — там доступны все игры, вышедшие на Западе (за исключением порнографических). Единственный элемент платформы, который заблокирован в Китае — это форумы и сообщества.

Я даже попробовал поиграть в Sleeping Dogs (действие которой происходит в Гонконге) — загрузив его через стандартный вай-фай в отеле. Игра работала как обычно — без VPN и прочих инструментов.

Вы можете загружать купленные ранее игры, ставить сохранения из облака, листать список продуктов в магазине. Всё работает. Как итог, Steam на данный момент — огромная зияющая дыра в неприступном китайском файерволле.

Крис Тапселл, автор Eurogamer
За «железным» занавесом: как устроена китайская индустрия игр

Причина, почему так происходит — это бюрократия, которая происходит при допуске зарубежных игр на рынок. Комитет SAPP («Государственная администрация по издательству и публикации») может рассматривать тот или иной продукт на предмет соответствия вышеперечисленным законам месяцами — или даже годами.

Более того, в 2018 году в Китае возникли проблемы, в ходе которых два разных регулирующих органа не могли договориться по поводу отдельных пунктов проверки — из-за чего работа SAPP временно приостановилась. Правительство объединило обе структуры в одну, но препятствия для разработчиков на этом не закончились.

Знаете что — это ё****я крепость. В прошлом году в SAPP мы не продвинулись ни на сколько. А даже если бы и получилось, владельцы китайских платформ требуют доли вплоть до 50% доходов.

Майк Роуз, представитель издателя No More Robots

Потому и разработчики, и сами китайские игроки отправляются в Steam — а правительство, судя по всему, пока предпочитает не обращать внимания на индустрию.

Причём, это касается не только платформы Valve, но и всего другого в целом — включая консоли, запрет на которые сняли в стране лишь недавно. Даже в 2013 году, когда их нельзя было найти в открытой продаже, прямо посреди Шанхая располагался огромный торговый центр, где можно было найти не только их, но и многую другую технику, недопущенную к продаже в стране.

Сейчас он всё ещё работает — и там можно купить любые игры. В рознице стоят официальные стенды Xbox или Nintendo, которые выглядят как в любом легальном западном магазине. Игры вроде Gears 5, Sekiro или Fire Emblem не допущены к продаже — но их физические копии продолжают спокойно стоять на прилавках. По факту, это «серый» рынок, на который государство закрывает глаза уже десятилетия.

Существует и Taobao — интернет-рынок, на котором игры распространяются в цифровом виде. В 2017 году правительство даже пыталось ограничить его деятельность, запретив продавать зарубежные тайтлы, однако эффекта от того почти не последовало. Как написали на сайте TechNode, «продавцы на TaoBao не знают, каким образом следовать правилам — потому что никаких указаний им не дали».

В итоге выходит, что на бумаге в китайской игровой индустрии действует сильная цензура и регуляция — однако на практике они практически не работают. Каждый, кто владеет банковской картой, может купить любую игру в Steam или на Taobao. Да хоть в розничном магазине, который стоит у всех на глазах.

Taobao
Taobao

Самое интересное, что полтора года назад Valve анонсировала Steam China — отдельный клиент для Китая. Ранее компании приходилось кооперироваться с издателем Perfect World, чтобы выпустить в стране Dota 2 и CS:GO — и сейчас они совместными усилиями запускают там новую платформу.

Вот только с тех пор не было никаких вестей. Неизвестно и то, какие игры там будут на старте — уж точно не 30 тысяч, как в нынешнем Steam Global. Скорее всего, не больше 40 — включая китайские отечественные и некоторые зарубежные тайтлы, прошедшие проверку SAPP.

По факту, благодаря запуску Steam China Valve обеспечит себе лишь одно — официальное присутствие на рынке. Более того, компании не придётся иметь проблемы с SAPP, так как игры будут публиковаться не «извне», а напрямую внутри страны. И самим издателям это выгодно.

Китайская аудитория разносит просто всех. Через две недели после запуска Risk of Rain 2 она была второй по количеству игроков после США — а ведь к тому времени ещё даже не выпустили локализацию.

представитель Gearbox

Хоть у нас и крайне нишевые игры в странном жанре, Китай для нас пятый рынок.

разработчики серии Truck Simulator
За «железным» занавесом: как устроена китайская индустрия игр

Остаётся вопрос — что произойдёт с китайскими пользователями Steam Global и их библиотеками. Недавно их стало более 40 миллионов человек — что составляет почти половину от всей аудитории платформы. Вполне возможно, что с запуском китайской версии лаунчера Global просто-напросто заблокируют, а пользователи не досчитаются своих купленных игр.

Однако, по словам аналитиков, этого может и не произойти — уж слишком непредсказуем китайский рынок.

Трудно сказать, заблокируют ли Global. Если бы вы спросили любого аналитика, то он бы вам сказал следующее: вообще удивительно, что Steam China не запустилась ещё годы назад. Потому что всё указывало на то, что это однажды произойдёт. Странно, что это случилось лишь сейчас.

Впрочем, даже если Global всё же заблокируют, то китайские игроки всегда найдут способ обойти запрет — будь то VPN или что-либо ещё. Уж слишком много времени и денег они вложили в эту платформу.

Дэниел Ахмад, аналитик Niko Partners
9292
23 комментария

Комментарий недоступен

26
Ответить

Нет, тебе не писали. Ты сам до этого додумался. И автор сам додумается, что нужно удалить.
Как грят в Китае: "Помни, Китай, страха... Всмысле, в Китае нет цензуры и Винни-Пуха"

3
Ответить

Комментарий недоступен

19
Ответить

В Китае не рожают, а откладывают яйца, причем видимо сотнями, ппц просто цифры ).

7
Ответить

Население Китая в 10 раз больше населения РФ. Школу хватит прогуливать, мамкин ты Летов.

Ответить

Строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Классика.

7
Ответить

ну вот осветили тему и щас зашевелятся лул

6
Ответить