Поиграй в Shrek 2 (Team Action)

Пожалуй, в жизни каждого мужчины приходит момент, когда хочется отвлечься от массивных ретроспектив и едва-понятных обывателю DTF эссе, и поговорить о большом папочке Шреке.

Поиграй в Shrek 2 (Team Action)

Игры по лицензии бывают как проходняком, так и весьма интересными. Более того, некоторые из них определили вектор развития целых жанров — ведь первоисточник может вдохновить на создание поистине уникальных механик. Например, Dune II (чуть ли не первая RTS на современный лад), Digital Devil Story: Megami Tensei (прародитель Покемонов) или GoldenEye 007 (один из первых консольных шутеров) – все они культовые, и все они по уже существующей неигровой франшизе. Это я молчу о том, что жанр данжен кроулеров зародился как попытка адаптировать данный сценарий из настольных RPG.

А сколько было просто хороших проектов категории B и выше… Всех их даже не перечислишь, особенно если вспоминать девяностые и раньше, но из первого, что приходит на ум — SpongeBob: Battle for Bikini Bottom, Simpsons: Hit & Run, многие игры по Человеку-Пауку, Властелину Колец и Звёздным Войнам (я даже не говорю про KotOR — эта серия вообще в другой лиге), из более нового — всё те же Пауки от Insomniac, RPG по South Park-у и прочие аниме-игры. Сегодняшняя статья как раз про такой случай: перед нами качественная игра категории B с интересными идеями и вольной адаптацией сюжета мультфильма — разница лишь в том, что о ней вспоминают гораздо реже, чем о вышеназванных проектах.

Вы скажете: «Как это редко вспоминают? У нас кто только не играл в Шрека 2!» — и вы будете правы. Более того, у нас любят данную игру, при чём по большей части неиронично: да, это заурядный 3D-экшен-платформер, но он неплохо воспроизводит локации и основные события киноленты. Вполне возможно, что свою роль сыграла отменная локализация (даже текст на текстурках был переведён, не говоря уже о привлечении актёров из мультфильма) и та неподдельная любовь, которая у нас была к оригинальной дилогии Шрека.

Просто посмотрите на это лицо — ну разве не милаха?

Только есть одно но: этот не тот Шрек 2, о котором я хочу вам поведать. Была и другая игра с таким же названием, значительно более интересная с точки зрения геймплея и подачи сюжета, но о которой люди у нас знают значительно меньше. История следующая: изначально, игра по Shrek 2 разрабатывалась и была выпущена студией Luxoflux на Xbox, PS2 и GameCube. Что же до ПК, Activision (владевшая тогда правами на игроадаптацию) приняла странное решение: KnowWonder выпустила свою отдельную игру с ассетами из консольной версии и таким же названием эксклюзивно для компьютеров (про неё у нас чаще всего и идёт речь, когда разговор заходит про «игру по Шреку 2»), а Beenox – порт консольной версии, которому дали подзаголовок Team Action. Ниже, чтобы различать эти две игры, я и буду называть наш сабж Team Action, хоть на консолях этого подзаголовка не было.

Сколько ностальгии на одном скриншоте…
Сколько ностальгии на одном скриншоте…

Итак, жанр ПК-версии Шрека 2 мы определили легко: большая часть игры там — это бои и платформинг. А что с Team Action? В этой игре есть элементы платформера, бит-эм-апа, коллектатона, ритм-игры, сборника мини-игр и другого, но ни к одному из этих жанров игру полноценно не отнесёшь. Всё, что я назвал, было мелко разбросано по игре и перемешано. Очевидно, что это тоже экшен, и что это линейное приключение, но жанр «экшен-едвенчура» максимально неконкретен и им можно обозначить всё от The Last of Us до Майнкрафта.

А самое главное – в каждый из этого множества меняющихся сегментов игры вшита механика команды. На каждый уровень вам даётся четыре определённых персонажа: одним управляет игрок, тремя другими — ИИ, и у вас есть возможность без кулдауна передавать себе управление другими героями. Все они уникальные, имеют свои способности и атаки, активно задействуются по ходу уровней, а всего их в игре 9; единственные места, на которые вам выделяют только одного героя, это миссии под названием «Hero Time» – их будет по одной на уровень.

Геймплей за персонажей в Хиро Таймах может кардинально отличаться от их геймплея в командных секциях, а также только там появляется десятый играбельный персонаж — дракониха Элизабет.

Динамика игры постоянно меняется: сначала вы готовитесь к отъезду, делая обыденные дела по своему болоту (собираете глаза слизняков дабы было что поесть в дороге, бьете шайку Робина Гуда, помогаете Красной Шапочке сварить суп и т.д.); затем, уже в следующем уровне, идёте по тёмному лесу, где помогаете слепым мышам не попасть в мышеловки, попутно избивая крыс и бандитов; как приедете в Far Far Away, король Гарольд встретит вас с кучей квестов, которые придётся выполнить дабы покинуть город (в котором, к тому же, стража ведёт себя как копы из GTA если вы заденете кого-то из жителей); а как справитесь с этим, вас ждет босс файт с Котом в Сапогах, выполненный как ритм-игра. Это только первые четыре уровня, а мы уже увидели четыре разных стиля геймплея с разным уровнем линейности. Всего уровней будет 11, не считая бонусных. И да, всё это сшито превосходно — нет ощущения, что вы с каждым уровнем заходите в другую игру, вероятно как раз из-за механики команды (ну и примерного понимания, что вас ждёт дальше, ведь все события фильма в игре в том или ином смысле есть).

Игра, конечно, не сложная, но и не простая: вам тут и там будут встречаться враги и ловушки, которые с одного удара сносят от половины до всего ХП персонажа, а лечат вас не так чтобы часто. Боссы особенно сложны: тот же Кот в сапогах может убить героя из двух ударов, а бьёт он каждый раз, когда вы ошибаетесь с кнопкой или её таймингом! От этого играть и интересно: каким бы Team Action ни был разнообразным и детским, это в первую очередь игра, а не аттракцион.

Лонгплей ПК-версии Team Action. Графически она значительно лучше консольных.

Но игра имеет и несколько существенных недостатков. Да, она разнообразна. Это безусловно хорошее качество для подобного проекта, но потом начинаешь сравнивать отдельные геймплейные элементы с хорошими представителями конкретных жанров, и понимаешь, что всё не так уж радужно.

Платформинг? В Team Action мне сложно вспомнить хоть один качественный платформинг-пазл или челлендж, максимум — Hero Time за Кота в Сапогах на пятом уровне и за Волка на восьмом). Это неудивительно, ведь способности персонажей в плане передвижения ограничиваются ходьбой и прыжками, а мы имеем дело с 3D-пространством.

Бит-эм-ап? У большинства героев есть только одна кнопка атаки, и далеко не у всех – способность, связанная с атакой. Нет, есть интересные враги, вроде троллей, которые рыгают бомбами, и их нужно отбрасывать обратно в негодяя с правильным таймингом, но местами бои могут чувствоваться репетативно и неудовлетворяюще.

Коллектатон? Вам дают фотокарточки за пройденные миссии, а за них открываются бонусные уровни. Собирать можно монетки, бобы и иногда другую опциональную мишуру на уровнях (вроде тех же глаз слизняков). Деньги вам будут нужны для прохождения определённых сегментов некоторых уровней, а всё остальное — для получения дополнительных фотокарточек. Лишь бобы могут быть действительно неплохо запрятаны, их 12 на уровень, но они полностью опциональны, и пройти игру можно практически ничего не собирая.

И так можно сказать обо всех активностях в игре. Мини-игры часто повторяются с другим скином (да и в одиночку в такое играть скучно), ритм-сегменты примитивные (что, как ни странно, я бы даже записал в плюсы — вряд-ли я бы прошёл игру в детстве, если бы от меня потребовали на битве с Котом в Сапогах выбить S-ранг в Osu на треке Darude — Sandstorm). Как говорят у нас в Англии, «Jack of all trades, master of none».

Пока я не забыл — этот лепрекон, также известный как Сумасшедший Ларри, просто ублюдок. Не собирая все возможные монетки, вы можете оказаться в ситуации, когда у вас их не хватает для продвижения по уровню.
Пока я не забыл — этот лепрекон, также известный как Сумасшедший Ларри, просто ублюдок. Не собирая все возможные монетки, вы можете оказаться в ситуации, когда у вас их не хватает для продвижения по уровню.

Но некоторые из миссий не просто «недостаточно хороши» – они до ужаса скучны. Например, игра очень любит давать вам задание «побей кур и закинь их куда-нибудь»: за игру, вам придётся делать это трижды, и еще один раз вместо кур будут хулиганы — причём на уровне, где уже есть миссия с бедными птицами! Другие мини-игры не намного лучше: как вот, «стелс-миссия» (в жирных кавычках), где вам нужно ходить за троллем и собирать выпадающие из него драгоценности.

The bane of my existence...
The bane of my existence...

И напоследок, бонусные уровни. Да, они совершенно не обязательны, но открываются после выполнения определенного количества миссий, и чтобы открыть все – нужно будет выполнять опциональные задания и собирать все бобы на уровнях. То есть, это вознаграждение за ваши труды. Так что же вы можете получить? Уровень с кучей сундуков, три платформенных уровня с разными видами платформ и марафон с сотней вражин. Ни тебе босс раша (а боссы в игре замечательные), ни новой сложности, ни каких-либо интересных режимов, ни даже мультиплеера, который, на мой взгляд, был бы этой игре очень кстати — как кооператив, так и versus-режим!

Ах, да, в консольной версии они ещё и умудрились рекламу запихнуть в менюшку с бонус-уровнями.

Но при всём этом, у меня сложилось положительное впечатление от игры даже при повторном её прохождении — и дело тут отнюдь не в ностальгии. Да, отдельные элементы игры посредственны, но именно как целостное приключение Team Action работает отменно, и ключевую роль тут играет даже не геймплей. Большинство шикарных моментов этой игры создаётся благодаря тому, с какой любовью разработчики подошли не только ко второму фильму, но и ко всей вселенной Шрека.

Шрек, от оригинальной книги до последнего мультфильма, был в своей сути пародийным фентези, которое высмеивало тропы и персонажей из детских книжек и мультфильмов. У такого сеттинга необъятный потенциал, который не раскрыть за две (пусть даже и шедевральные) картины, и было бы большим упущением, если бы видеоигра по Шреку 2 вместо расширения вселенной лишь бодренько пересказала события ленты. И разработчики Team Action сделали правильный выбор.

Несколько новых персонашей, среди которых — уже упомянутый Сумасшеднший Ларри и братья Граффы (козлы-фермеры, на которых напали тролли). Новых локаций также немало — как, например, Жуткий Лес, Ферма Джека и Джилла (а также путь к ней), Шахты. Уже имеющиеся в мультфильме локации были значительно дополнены (Болото, Фабрика Зелий, Тюрьма), а у персонажей, которым в фильме выделялось не намного больше чем камео, появилась в игре новая роль. Например, Три Слепые Мыши и Три Маленькие Свиньи теперь не помогают Шреку и компании сбежать из тюрьмы, но выделено по уровню, где вам предстоит помогать этим сказочным зверям. На первом уровне снова появится шайка Робина Гуда, отсылая нас к Шреку 1. Пряничный Человечек, Волк и даже Красная Шапочка вместе с Тинкербелл, последним из которых уделено в фильме по мелкому эпизоду в начале, вообще являются отдельными играбельными персонажами.

Практически уверен, что большинство из вас и не вспомнит, когда и для чего в Шреке 2 появлялись эти персонажи. Но уверяю вас, что как они, так и новые/дополненные локации вписаны в сюжет предельно органично.
Практически уверен, что большинство из вас и не вспомнит, когда и для чего в Шреке 2 появлялись эти персонажи. Но уверяю вас, что как они, так и новые/дополненные локации вписаны в сюжет предельно органично.

С одной стороны, ПК-версия тоже не лишена своих забавных нововведений, вроде феечки-кроссдрессера, которая сохраняет вам игру. Да и локации новые там есть, пусть они и гораздо менее интересные. С другой, Team Action сохранился гораздо лучше: да, версию от KnowWonder с радостью перепройдут те, кто играл в неё в детстве, но человек, у которого нет ностальгии по Шреку и всему, что с ним связано, не найдёт в этом проекте ничего особенного. Тем временем, консольную версию до сих пор можно порекомендовать для первого ознакомления — понятное дело, не с сюжетом самой картины (хотя кто, чёрт побери, не смотрел первых двух Шреков?), но как самостоятельное произведение.

Подобных детских приключений, где есть не только весёлый, беззаботный сюжет, но и разнообразный, бросающий вызовы геймплей, больше не делают (не считая, конечно же, ремастеры, и, может, несколько игр по комиксам и манге). От того ещё более обидно, что игра нигде не переиздавалась, и те из вас, кто брезгуют торрентами или эмуляторами, вряд-ли смогут оценить этот неплохой даже по современным меркам проект (хотя не стоит забывать про eBay). Для всех остальных же — оригинал выходил на GameCube, который в стабильном фреймрейте и с улучшениями эмулируется даже на современных телефонах, что уж говорить о ПК, где вообще вышел улучшенный порт.

Надеюсь, мне удалось заинтересовать вас в этой небольшой игре из моего детства, которою затмила чуть более обычная игра по лицензии. Если это так, то поиграйте в Shrek 2. В Shrek 2: Team Action.

5050
40 комментариев

Ахаха, боже игра детства, тогда она казалась невероятно сложной в прохождении)

7
Ответить

я в неё играла будучи настолько мелкой, что даже старшего брата привлекала к прохождению, тк некоторые места прям не давались)) Ностальжи

1
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Psychonauts 2 и It Takes Two (я так подозреваю, в игру года не играл). А ещё?

1
Ответить

Я помню у меня были дикие проблемы на уровне с котом. Хз в чём проблема была, но я его еле прошел

4
Ответить

Ооо, да, аналогично. Там вроде-как апгрейды можно какие-то получить, которые увеличивают урон и здоровье, но я их к тому моменту даже при недавнем перепрохождении найти не смог.

Ответить

Так и не смог пройти в свое время.

Ответить