{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Olegoose

Metroid: Other M - неудачная попытка знаменитой серии в сюжет

Разбор самой противоречивой игры Metroid.

В 2003 году Ёсио Сакамото, сооснователь Metroid и руководитель разработки многих игр серии, заявил, что хочет развивать Самус Аран как персонажа и создать игру, которая будет исследовать прошлое как главной героини франшизы. Желание геймдизайнера вылилось в игру Metroid: Other M, которая заметно отличалась от других игр серии и получила противоречивые оценки как от игроков, так и от некоторых критиков.

Её критиковали за спорные сюжетные решение и уход от корней серии Metroid. Также, до 2021 года это была последняя игра про Самус Аран, которая не была спин-оффом или ремейком. Чем именно эта игра отличается от остальных в серии Metroid и почему к игре было столько претензий? Этим вопросам будем посвящена эта статья.

Оригинальное видение серии

В 2002 году американская Retro Studios выпустила для Gamecube игру Metroid Prime, которая представляла собой 3D шутер от первого лица с сильными элементами исследования окружающего мира. И хоть любители серии предполагали, что переход в 3D может испортит геймплей, игра получила высокие оценки критиков и была коммерчески успешной. Подобный успех заставил Nintendo задуматься о разработке сиквелов и уже в 2004 году на свет появляется сиквел Metroid Prime 2: Echoes, а спустя три года - Metroid Prime 3: Corruption для Nintendo Wii.

В это время, японская команда во главе с Ёсио Сакамото разрабатывала Metroid: Fusion - 2D метродиванию, которой не было в серии Metroid с 1994 года. Вышедшая на Game Boy Advance буквально за день до Metroid Prime, Fusion хоть и продалась меньшим тиражом, была тепло встречена как и критиками, так и игроками. Игру хвалили за отличный геймплей, хорошо переданную атмосферу страха и сохранение корней серии Metroid. Однако, к негативным аспектам Fusion относили довольно странные нарративные решения и диалоги Самус во время игры, а также то, что игра была немного более линейная, чем Metroid Prime. Как раз при разработке Fusion, у Сакамото возникло желание привнести больше сюжета в серию Metroid, развивать Самус как персонажа и показать её предысторию.

Возвращаясь к трилогии Prime, после выхода Metroid Prime 3: Corruption, Retro Studios перевели на возрождение Donkey Kong. После такого решения, уже команда Сакамото должна была заняться новой игрой в серии про Самус Аран. Но поскольку 3D трилогия Prime пользовалась большим успехом, Nintendo хотела, чтобы новая часть Metroid была сделана именно в этом стиле. К сожалению, разработчики 2D метродиваний плохо понимали, как делать игры именно в 3D. Как признался Сакамото, он и его команда просто не знали, что нужно делать. Кроме того, у них попросту не хватало людей.

Я понял, что нам необходим партнер, тот, который поможет воплотить мои идеи в реальность. Я искал того, кто не только понимает мои концепты, но и сможет привнести свой собственный опыт в мой проект.

Ёсио Сакамото
Сооснователь серии Metroid

При поиске партнеров, выбор пал на Team Ninja, создателей Ninja Gaiden и Dead or Alive. В 2008 году Ёсуке Хаяси, глава Team Ninja и продюсер серии Dead or Alive, согласился помочь Сакамото в разработке новой части Metroid для Nintedo Wii. Он предоставил команде из Nintendo модифицированный движок первых двух частей Ninja Gaiden и программистов, которые специализировались на 3D играх. Также, студия D-Rockets должна была помочь в создании CG катсцен, которых планировалось довольно большое количество для игры.

Если Retro Studios пытались создать "ултимативное приключение от первого лица" в Metroid Prime, то Сакамото подошел к геймплею несколько иным путем. При разработке, он хотел сделать управление "похожее на то, что было на NES", поскольку желал привлечь новых игроков в серию. Кроме того, Хаяси заявлял в интервью, что в новой игре будет довольно много экшена и в ней будут присутствовать элементы основанные на исследовании, что были характерные для других игр Metroid.

После анонса на E3 2009, Сакамото и Хаяси начали делится новыми деталями сюжета Metroid: Other M. Именно в этой игре, Ёсио хотел раскрыть Самус и поделится деталями её предыстории. По его словами, история в Other M должна была связать происходящее в Super Metroid и Metroid: Fusion. Сакамото и Team Ninja хотели уделить много внимания сюжету игры, чтобы представить Самус "привлекательным человеческим персонажем". Хаяси сказал, что одна из целей разработчиков заключалась в том, чтобы игрок "связывался с Самус по мере развития сюжета".

Сакамото также заявил, что игра "поднимет уровень понимания вселенной Metroid", и не только познакомит с серией новых игроков, но и создаст новые вопросы и дилеммы для фанатов.

Одной из моих целей является представить Самус как хорошего женского персонажа и рассказать, что произошло в её прошлом и какие люди оказали на неё влияние. Хоть Metroid и является экшн-игрой, мы нацелены создать опыт, который хорошо балансирует между синематиками и геймплеем.

Ёсио Сакамото
Сооснователь серии Metroid

Сама серия Metroid в те времена представлялась довольно загадочно. Если не брать во внимание некоторые комиксы по вселенной, в играх мы почти не узнавали о прошлом Самус или же общую цель космических пиратов. Как и во многих других играх Nintendo, упор всегда делался именно на геймплей. Но в Other M, разработчики решили несколько отойти от этой концепции. И это привело к довольно неоднозначному результату.

Спорный сюжет и новая Самус

Как было сказано ранее, действие игры происходит после событий Super Metroid, но до начала Metroid: Fusion. Охотница за головами Самус Аран принимает сигнал бедствия с заброшенной космической станции, где сталкивается с группой десантников, возглавляемыми её старым другом Энтони Хиггсом и командиром Адамом Малковичем. Малкович как командир отряда разрешает Самус остаться на корабле, но только на том условии, что она будет выполнять его приказы, как и другие солдаты. Позже выясняется, что станция была лабораторией Космической Федерации, где разрабатывали космическое оружие и отряд решает исследовать лабораторию и узнать ее секреты.

Уже на первых часах игры встречается одно из главных отличий Other M от других игр серии, а именно довольно большое количество катсцен. Хоть с их помощью разработчики и пытались лучше рассказать историю, проблемы с роликами сразу бросались в глаза. Как писали обзорщики, игра явно страдала от синематиков и их постановки. Проблемы также создавала посредственная игра актеров озвучки и тот факт, что эти самые катсцены нельзя было пропустить. Некоторые из них длились по 15 минут и, как писал один журналист, "утомляли игрока повторением очевидных сюжетных моментов и истерических диалогов".

К слову о диалогах, возможно главной претензией к сюжету Metroid: Other M является смена характера главной героини Самус Аран. Если в предыдущих играх серии она была показана молчаливой и хладнокровной героиней, то здесь Сакамото попытался "очеловечить" персонажа. На передний план также выставлялись отношения Самус и командира Адама Малковича.

В Other M главная героиня теперь представлялась эмоциональной девушкой. Причем сам характер Самус часто мог быстро меняться. В одной сцене она дерзит во время брифинга и показывает свой характер, а в другой выглядит неуверенной в себе и не знает, что ей делать дальше. Кроме того, Самус может выглядеть неуверенно при встрече с врагами, что не показывалось в других играх серии.

Знаменитой стала встреча главной героини с Риддли, космическим пиратом, которого она побеждала уже не раз по сюжету вселенной. При его виде, Самус тут же впадает в панику и не может адекватно реагировать на указания Малковича, который приказывает ей стрелять. Более того, героиня представляет себя маленькой девочкой и просто боится начинать бой. Лишь благодаря вмешательству Энтони, Самус выживает и может дать отпор своему заклятому врагу. Именно из-за этой сцены сложилось впечатление, что в голове Сакамото, Самус была не крутой и хладнокровной охотницей за головами, а эмоциональной девочкой, которая не сможет ничего сделать без помощи своих напарников. Многие фанаты серии посчитали такое отношение к персонажу оскорблением и девальвацией характера одной из самых знаменитых женских персонажей в играх.

Отношения между главной героиней и Малковичем также остались не без греха. По лору вселенной Metroid, Адам был чуть-ли не единственным персонажем, кому Самус действительно доверяла. Он взял её под своё крыло и был для неё отцовской фигурой. Other M должна была раскрыть подобную связь между Адамом и Самус. Вот только в самой игре это никак не показывается. Даже во время флешбеков о прошлом Аран, он появляется лишь ненадолго и только отчитывает Самус за то, что она не выполняет приказы как другие солдаты.

И хоть во время флешбеков главная героиня спорит с Малковичем, в игре она постоянно от него зависит. Так, она, по его приказу, отключает некоторые функции и улучшения своего костюма, который заметно улучшился после событий в Super Metroid. Более того, некоторые улучшения костюма будут заблокированными, пока Малкович не даст согласие на их использование. Это доходит до полного абсурда, когда Адам разрешает Самус использовать костюм Varia против высоких температур лишь тогда, когда главная героиня уже 15 минут находилась в комнате с раскаленной лавой и получала сильный урон.

Даже в ситуациях, когда отряды Федерации подвергаются нападению и им явно нужна помощь, Самус просто беспомощно стоит и ждет приказа Адама, только потому что он боится, что она сможет кого-то повредить. Главная героиня серии Metroid теперь выглядела как постоянно спорящая девочка на побегушках.

С чем связаны такие изменения в характере Самус не было ясно. По слухам, Сакамото хотел сделать её более "женственной" и зависящей от командира в угоду японской аудитории. Ироничным оказалось то, что японские фанаты Metroid не восприняли хорошо новый образ Самус, посчитав её "слишком нормальной". Действия остальных героев также ругали за нелогичность, а некоторые сюжетные повороты называли бессмысленными. К сожалению, история в Other M не смогла хорошо раскрыть персонажей и стала напоминать, как писали некоторые критики, "вялую мыльную драму про далекое будущее".

Изменения в традиционные механики

Смешанные ощущения в Other M вызывал не только сюжет, но и геймплей. В отличии от 2D метроидов и трилогии Prime, Other M представляет собой экшн от третьего лица с периодическим переключением на первое лицо. Как уже было сказано ранее, Сакамото хотел привлечь новых игроков в серию и создать Metroid "в который смогут играть все". Именно по этому в игре управление происходит только с помощью Wii Remote. При этом, Wii Nunchuk абсолютно не использовался.

Я спросил Сакамото-сана: "То есть это игра для NES с новыми технологиями?". Он ответил: "Да, именно так".

Ёсуке Хаяси
Продюсер Team Ninja

Подобная идея новомодной "игры для NES" также была одним из маркетинговых ходов Nintendo с целью привлечь никогда не игравших в экшены людей. По задумке, простое управление с помощью лишь одного Wii Remote создаст низкий порог вхождения и новички смогут легко ознакомится с подобным жанром. Причем сам Сакамото упорно не хотел менять управление во время разработки Other M. Как говорил Сатору Ивата в интервью, Ёсио был особо упертым насчет своих проектов.

Поскольку Metroid: Other M является прямым сиквелом Super Metroid, Самус представлена довольно сильным бойцом с точки зрения геймплея. Она ловко уворачивается от атак противника, уничтожает монстров своими зарядами бластера и периодически применяет атаки ближнего боя. Однако, чтобы показать подобную силу Самус, разработчики пожертвовали некоторыми стандартными для игр серии Metroid механиками.

К примеру, здоровье и боеприпасы для костюма больше не остаются после поверженных врагов. Вместо этого, была придумана механика "концетрации". Самус теперь может восстановиться, если игрок вертикально поднимет Wii Remote и нажмет кнопку А, что позволяет регенерировать свои показатели во время боя в любой момент.

Хоть игра и часто подкидывает комнаты, через которые нужно пройти убив всех врагов, бывают и такие случаи, когда для прохождения можно просто пропустить убийство оставшихся монстров. Встречаются и локации, на которых не присутствуют ни враги, ни улучшения для Самус.

Говоря об улучшениях, еще одной особенностью Metroid: Other M является их использование и получение. По сюжету игры, Самус не теряет все свои улучшения, к примеру как было в Metroid Prime и Metroid Prime 2: Echoes. У нее, судя по всему, остались все апгрейды, собранные в Super Metroid. Вместо этого Адам Малкович разрешает ей (авторизует) использовать определенные улучшения по достижении некоторых сюжетных моментов. И хоть в игре есть 4 собираемых улучшения, три из которых совершенно новые, подобное нововведение сильно ограничивало исследование локаций, которым славилась серия Metroid. Не улучшал положение и тот факт, что Other M была линейнее Fusion и, тем более, трилогии Prime.

Возвращаясь к необычному управлению с помощью Wii Remote, игрок должен был большую часть времени держать его как контролер для NES, то есть в горизонтальном положении. Управление Самус было реализовано с помощью D-Pad-а, когда как камера двигалась сама, что могло создавать трудности в бою или при исследовании локаций. Особенно сильно это сказывалось на воздушных атаках. Из-за странных хитбоксов некоторых врагов и неясного места приземления при атаке, подобные методы убийства врагов могли даваться с другом некоторым игрокам.

Подобное управление D-Pad-ом также затрудняло использование некоторых игровых механик. В арсенале Самус есть прием "SenseMove", который позволяет ей мгновенно уклониться от атаки в ближнем или дальнем бою и тут же ответить выстрелом заряженного Луча. Хоть способность действительно полезная (иногда даже сломанная), использовать ее на Wii Remote было затруднительно. Поскольку движение было заточено по D-Pad, игрок должен был сначала отпустить геймпад и остановится перед летящим снарядом противника, нажать необходимую кнопку для уклонения, выстрелить и только потом он мог получить способность снова двигаться дальше. По отзывам, данное управление способностью часто рушило динамику в боях и затрудняло, казалось бы, простое управление.

Ещё одной особенностью Other M стало переключение в режим от первого лица под названием "Визуальный поиск". Направив Wii Remote в сторону экрана, игрок может активировать режим, в котором Самус может рассматривать свое окружение от первого лица. Подобный режим мог использоваться как и для боев, так и для исcледований локаций. Однако, в нем игрок не должен двигаться и любое движение сразу же переводит геймплей обратно в третье лицо. На практике, в боях данный режим был полезен лишь в сражениях с боссами и в исследовании локаций.

Кроме того, уклонение в данном режиме было возможным, но оно также переводило игрока в третье лицо на короткое время, а позже снова возвращало в первое. При этом, камера уже не фокусировалась на нацеленном враге, а смотрела в сторону, куда был совершен уворот, что создавало неудобства для игроков.

Как руководитель, Ёсио Сакамото решил сосредоточится именно на сюжете и постановке игры, когда как Хаяси и Team Ninja должны были реализовать его видение "игры для NES с новыми технологиями". И хоть геймплей в Metroid: Other M действительно отличался от своих предшественников и был глотком свежего воздуха, в нем было довольно много спорных моментов и странных решений, что также не послужило игре на руку.

Печальный итог

Хоть большинство критиков встретили Metroid: Other M относительно тепло, на игру обрушился шквал критики со стороны множества фанатов серии. Other M критиковали за изменение характера Самус Аран, посредственный сюжет, спорные геймплейные решения и странное управление. Из-за этого, игра не оправдала финансовых ожиданий. После релиза, об этом также признался тогдашний президент Nintendo of America Реджи Фис-Эме.

Мы верим, что Metroid: Other M должен продаться тиражом в миллион копий, но мы не дойдем до этой цели даже после праздников. И мы думаем почему так, поскольку сама игра очень хорошая.

Реджи Фис-Эме.
Бывший президент Nintendo of America

Слова Реджи подтвердились и Metroid: Other M таки продался тиражом в 1 миллион копий, но спустя 17 месяцев после релиза. Причем многие копии продавались за полцены, а спустя лишь год игра стоила на уровне 10 долларов на сайтах вроде Amazon.

При всем при этом, Metroid: Other M нельзя назвать ужасной игрой. У игры была отличная оптимизация, сама игра выглядела очень хорошо на железе Wii и саундтрек от композитора Куниаки Хаишими создавал неплохую атмосферу в определенных моментах. Но спорные моменты перекрывали позитивные стороны игры и некоторые игроки запомнили Metroid: Other M как проект, который "чуть не убил Metroid".

После релиза игры Ёсио Сакамото заявил, что не жалеет абсолютно ни о чем, что было сделано в процессе реализации этой игры, и что практически ничего не хотел бы переделать или улучшить. Финальная версия игры полностью отражала его исходное видение этого проекта. Кроме того, у Nintendo не возникало никаких конфликтов с Team Ninja и подобная коллаборация лишь укрепила их отношения.

Но тогда для Metroid настали непростые времена. После релиза Other M, серия взяла длительный перерыв, а сам Сакамото начал заниматься другими проектами Nintendo. Полноценно к работе над серией Metroid он вернется лишь при разработке ремейка Metroid II: Return of Samus, который вышел в 2017 году для Nintendo 3DS. А позже, Сакамото станет продюсером Metroid Dread, вышедшего на Nintedo Switch в 2021 году.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Nintendo

Когда кто-то постит лонгрид по игре Nintendo не в подсайте - в мире плачет один Миямото.

Ответить
Развернуть ветку
Olegoose
Автор

В следущий раз исправимся.

Ответить
Развернуть ветку
Deu Sex
на игру обрушился шквал критики со стороны множества фанатов серии

Очередное подтверждение того, что фанаты – главный бич в медиа-пространстве после сжв. Зная лишь бэкграунд, что Метроид это родоначальник жанра, я сел играть в неё первой в сериале и дико кайфанул из-за верчения виимоута, когда переключается перспектива, и мерзковатого космо-сеттинга. Конечно, на фоне Праймов она выглядит примитивненько, но, как по мне, в качестве линейного и сюжетно-ориентированного эксперимента вполне себе имеет право на жизнь.

Ответить
Развернуть ветку
Совершенный велосипед

Проблема в том что игру делали в надежде привлечь новичков во франшизу и старые фанаты в целом не против сюжетной игры. Но слишком уж странные решения приняли разработчики. Да и сюжет в итоге оказался не лучше сюжета предыдущих игр, в которых не было затянутых катсцен. В итоге новички не пришли, фанаты не купили. Так что не совсем понятно нафига тогда игру делали.
Нинтендо молодцы что решились на эксперимент. Дред явно научился на ошибках этой части. Так что не все так плохо.

Ответить
Развернуть ветку
Долгий танк88

Дред - это, по сути, тот же Samus Return из 3ds. Ни на каких ошибках они не учились, это прям стандартный метроид.

Ответить
Развернуть ветку
Совершенный велосипед

Только в нем есть катсцены и истории больше чем в прошлых играх. А еще очень интересные ракурсы, хотя игра по сути двухмерная. Ничему не научились, совсем.

Ответить
Развернуть ветку
Ден Лещенко

ну дык так они на ошибках и научились: перестали придумывать дичь и вернулись к классике

Ответить
Развернуть ветку
Judge Jameson
Очередное подтверждение того, что фанаты – главный бич в медиа-пространстве после сжв

Почему? У них же вообще никакого влияния нет - ну повоняют они на какие-то вещи, компании забьют и дальше пойдут делать что хотят.

Ответить
Развернуть ветку
CDi мемчики и прочее

Особенно это касается CDi игр, те кто был не знаком с оригинальными играми дали средние и даже высокие оценки, но фанаты оригинальной серии захейтили

Ответить
Развернуть ветку
Сомнительный парфюмер

Лайв-экшн трейлер крутой был

https://youtu.be/12-fbN0uWPo

Ответить
Развернуть ветку
Стэн Ворден

Будь бы Самус по характеру такой сначала - всё могло бы быть иначе)))

Ответить
Развернуть ветку
Долгий танк88

Игра очень классная кстати, проходил на wii

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Kotov
Ответить
Развернуть ветку
Совершенный велосипед

Собирался в этом году ее пройти и тоже про нее написать. Почитаю после этого.

Ответить
Развернуть ветку
realavt

Неплохая игра с чудовищно, безнадежно всратым управлением. Разработчики как будто поставили своей целью сделать ультимативно кривое управление, которое будет бесить и новичков, и старых фанатов.

Насчет сюжета - ну в целом такой взгляд на Самус вполне приемлем в качестве альтернативной точки зрения, и даже с разблокировкой оружия вроде бы логично. Но с разрешением на активацию щитов конечно маразм, с этим не поспоришь.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Орлов

Отличная игра, прямо чувствуется атмосфера огромного корабля в глубинах космоса.
Насчёт управления не понимаю претензии, разве что моменты с пиксель хантингом бесят, но они редкие.

Ответить
Развернуть ветку
realavt

Вообще все недостатки игры хорошо описываются словосочетанием "старческий маразм". Во всех её аспектах - с управлением старческий маразм, в сюжете старческий маразм и в левелдизайне немножко старческого маразма. А в остальном всё хорошо, годная игра, просто жаль что её создатель вот так вот залип в своём немощном состоянии и демонстративно игнорировал полезные советы извне.

Ответить
Развернуть ветку
vehcarg

Прошёл первый раз буквально пару дней назад на wii и она и в половину не так плоха как про неё рассказывали. Если бы не существовало prime hunters и federation force она бы может и была бы худшей в серии, но только по тому что планка качества очень задрана. А так очень крепкий разнообразный экшн с поиском секретов. Да и сюжет не так плох, при желании все истерики и нелогичность вполне можно объяснить

Ответить
Развернуть ветку
Aki Ross

я так понял сейчас в эту игру не поиграешь вообще, без Вии? жаль. пусть вы и пишете, что игра не очень, но кат сцены на 15 минут, да и в "живую" увидеть Самус без костюма, было бы все таки интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Совершенный велосипед

На эмуле можно, правда придется немного помучатся с настройкой управления.

Ответить
Развернуть ветку
РОР ШАХ

и все же, когда играл, то было интересно

Ответить
Развернуть ветку
Ежегодный глобус

По сравнению с федерейшен форс это не самая противоречивая игра, да и игра вышла неплохой

Ответить
Развернуть ветку
Creme Brulee

Самая любимая часть

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 23 комментария
null