Лучшее от слэшеров и шутеров в одной игре: обзор Doom Eternal

Лучшее от слэшеров и шутеров в одной игре: обзор Doom Eternal

Четыре года назад писать обзоры Doom 2016 было невероятно сложно. Чтобы передать хотя бы часть своих ощущений, журналистам приходилось использовать комичные сравнения. Например, «Это как мошпит на концерте Metallica, только видеоигра!» И там, и там орёт тяжёлая музыка. И там, и там нужно вертеться, чтобы выжить.

С Doom Eternal ситуация попроще: фанаты уже знают, как она ощущается на базовом уровне. Главный вопрос на повестке: не испортила ли id Software то, что работало, и добавила ли в игру что-то интересное сверх? Давайте по порядку.

Унижение прошлой части с первых же секунд

После прохождения кампании Doom Eternal я на полчаса зашёл в Doom 2016 года и тут же понял, что никогда в неё не вернусь. Несколько лет назад ненавистники перезапуска писали в сети, что это никакая не игра ААА-класса, а чуть ли не технодемка и набор арен с ботами.

Как ни странно, Doom Eternal не только не опровергает эти слова, но и придаёт им дополнительный вес. В отличие от оригинала, сиквел уже никто не упрекнёт в ограниченном бюджете. Это дорогое и амбициозное продолжение, сделанное людьми, которые уверены в результате и понимают, чего от них хотят фанаты.

Нет, история в Eternal по-прежнему умещается на одной странице А4: Думгай прибывает на Землю с Марса и продолжает делать то, что у него лучше всего получается, попутно вмешиваясь в разборки ангелов и демонов. Сценаристы предприняли попытку обосновать невероятные способности главного героя, но эти «откровения» едва ли повергнут вас в шок.

Лучшее от слэшеров и шутеров в одной игре: обзор Doom Eternal

Важнее то, что сюжет во второй части намного лучше справляется с обоснованием действий протагониста. Вы не просто мчитесь от арены к арене, а почти всегда чётко понимаете, зачем это делаете. Даже знаменитые цветные ключ-карты тут ушли в прошлое — на замену им пришла более подходящая для этой игры постановка задач.

Эти изменения сделали игру во чём-то похожей по духу на God of War 3, которой на днях как раз исполнилось десять лет. Как и Кратос, Думгай в каждой кат-сцене излучает запредельный мачизм, путешествует по древним храмам, разрешает любые сюжетные драмы беспощадными убийствами и время от времени сталкивается с гигантскими созданиями и механизмами, для которых он всё равно что насекомое.

В игре есть настолько брутальные сюжетные эпизоды, что её можно прописывать как проверку на уровень тестостерона в крови.

Лучшее от слэшеров и шутеров в одной игре: обзор Doom Eternal

Во-первых, это красиво

Дизайн уровней — первая причина, по которой Doom Eternal не спутаешь с игрой 2016 года. id Software прислушалась к критике и добавила... всего. Огромных пространств, навороченной архитектуры, цветового разнообразия. В игре больше десятка глав, и почти каждая локация запоминается.

Уровни стали интереснее не только внешне, но и по содержанию. Во многих сегментах разработчики позволяют использовать в перестрелках окружение — будь то гигантские топоры или ловушки. А местами Думгай может, например, прилипнуть к полу и лишиться мобильности — в этих секциях нельзя прыгать.

Значительно больше стало и платформинга, который благодаря комбинации двойного прыжка и двойного рывка временами становится требовательным к игроку. Иногда всё решают считанные сантиметры — благо, разработчики не наказывают за падение в пропасть загрузочным экраном.

Головоломка с бассейном — одно из двух мест в игре, где можно застрять​
Головоломка с бассейном — одно из двух мест в игре, где можно застрять​

Как и прежде, после небольших секций с платформингом или головоломками Думгай попадает на огромные арены, и это однозначно лучшая часть игры. Если в Doom 2016 разработчики пытались как-то объяснить существование этих арен «защитой от демонического присутствия», то теперь главного героя попросту запирают сами демоны — пока не убьешь всех, путь дальше будет перегорожен адской печатью.

Перезапуск 2016 года нередко сравнивали со слэшерами, но Eternal, кажется, делает последний шаг к становлению жанра «слэшера от первого лица». Во второй части главный герой достигает таких скоростей и такой смертоносности, что её невольно хочется сравнивать с DMC V — и чем дольше об этом думаешь, тем больше находишь схожих черт, включая обязательную оценку эффективности после каждой главы и наплевательское отношение к реализму в угоду геймплею.

Последней каплей становится появление в Doom Eternal двухствольного обреза, с помощью которого можно притягиваться к летающим врагам и наносить им мощный урон на большой высоте. Это определённо самое слэшерное оружие в игре, и оно активно используется в битвах с боссами.

Пушки и их прогрессия

С играми вроде DMC V Eternal роднит необходимость постоянно жонглировать оружием. Только если в слэшерах это зачастую делается для красоты и повышения рейтинга, то в Doom — это единственный способ выжить на сложности «Ультра-жестокость» и выше.

В сиквеле всего 8 основных пушек (и ещё один меч, который вы видели в трейлерах), но по-хорошему это число надо мысленно умножать на три. У каждой винтовки есть два модуля альтернативной стрельбы, которые открываются по ходу кампании, а у каждого из этих модулей есть своя прогрессия с финальным «Мастерским» уровнем, который значительно усиливает их эффективность. Последний можно открыть либо выполняя испытания, либо найдя специальные жетоны.

Лучшее от слэшеров и шутеров в одной игре: обзор Doom Eternal

И почти все модули оружия так или иначе привязаны к определённым типам врагов. Например, обычный боевой дробовик превращается в эффективный гранатомёт, который позволяет быстро снять броню с мощных врагов, пока ты, стреляя в обычном режиме, ранишь обычных зомби, чтобы выкачать из них здоровье.

«Зверские убийства» в Eternal всё ещё остаются важной частью геймплея и отлично выглядят — контекстных анимаций так много, что они не успевают надоесть до самого финала.

У большинства сильных противников в Eternal есть два этапа боя. Например, Арахнатрона (мозги на ножках) сначала стоит лишить его основной пушки точным выстрелом, а уже потом быстро добить, а стреляющий кислотой Киберманкубус «раздевается» только если накопить «кровавый удар» кулаком. И это уже не говоря о том, что в игре много противников, которые уязвимы только в первые несколько миллисекунд после атаки и требуют точечных выстрелов из дробовика.

В итоге по боевой части Eternal можно смело сравнивать и со слэшерами, и даже в каком-то смысле с пошаговыми стратегиями — момент смены оружия служит в качестве тактической паузы. Патроны в игре теперь никогда не лежат в ящиках и расположены так, чтобы их можно было всегда брать во время бега, но их постоянно не хватает. Это вынуждает постоянно менять оружие и бегать за топливом к бензопиле, которая, как и прежде, даёт патроны при распиливании врагов.

Лучшее от слэшеров и шутеров в одной игре: обзор Doom Eternal

Помимо основного оружия, BFG и энергетического меча у главного героя есть ещё новая второстепенная пушка на плече — она может наносить урон либо огнём (выбивает из противников броню), либо холодом (враги замирают, и при выстрелах из них выпадает здоровье). Эта надстройка костюма добавляет каждой битве ещё один дополнительный тактический слой. Иногда своевременная заморозка самых быстрых противников — это всё, что отделяет вас от очередного загрузочного экрана.

Прокачка, прокачка, прокачка

В игре теперь пять основных видов прокачки, и разбираться в них приходится практически с порога. Помимо арсенала вы также можете улучшить костюм Думгая (скорость движения, пушка на плече и умение быстрее находить бонусы на уровнях), а также в избранных местах с помощью специальных кристаллов увеличить здоровье, броню или количество выпадающих патронов.

Лучшее от слэшеров и шутеров в одной игре: обзор Doom Eternal

Помимо этого в игре есть специальные руны, которые можно актировать только по три, собрав свой уникальный билд. Например, я прошёл всю кампанию с бонусом к скорости после каждого «зверского убийства», увеличенной манёвренностью в воздухе и замедлением времени при низком уровне здоровья. Любая другая сборка может заметно изменить общий темп и стиль игры.

В дополнение к этому вы ещё можете собирать на уровнях батареи, которые открывают новые комнаты в летающей крепости Думгая — в них вы найдёте либо новые костюмы для главного героя, либо очки для прокачки оружия и костюма.

Да, в игре теперь есть хаб, но в нём совсем не обязательно проводить много времени. Это просто уютное место, которое разработчики сделали для фанатов — тут можно найти даже собственную комнату Думгая с обязательной гитарой на стене и коллекцией фигурок и песен, которые он собирает на уровнях.

Лучшее от слэшеров и шутеров в одной игре: обзор Doom Eternal

После спартанской простоты Doom 2016 усложнённая прокачка и само наличие хаба немного пугает, но уже через несколько часов вы поймёте, что разработчики на самом деле не добавили в игру ничего лишнего — Eternal стала глубже, но из неё ничего не выкинешь.

Быстрее и сложнее

Eternal намного быстрее и сложнее Doom 2016. Я прошёл игру на сложности «Ультра-жестокость», и уже она выжимает из основных механик все соки. Если вы не пользуетесь вообще всем арсеналом, то будете часто и скоропостижно умирать.

В прошлой части стоять на месте строго не рекомендовалось, а тут уже почти вся игра — это бешеная гонка, в которой опасно даже просто снижать скорость. К счастью, делу сильно помогают порталы: они позволяют на время потерять хвост из пяти-шести противников и перевести дыхание, пока враги добираются до тебя.

Использование ярких цветов в интерфейсе, которые по трейлерам некоторые сочли безвкусицей, было необходимым. Хорошая читаемость нужна Eternal как воздух — с палитрой Doom 2016 сиквел бы просто не сработал.

Я играл с мышкой и 144-герцовым монитором, и в определённый момент поймал себя на мысли о том, что игра как будто готовит меня к киберспортивным соревнованиям. Каждая следующая арена становится ещё немного быстрее и сложнее, и в последней главе доходит до того, что вы начинаете убивать по три-четыре противника в секунду и давать себе небольшие передышки только при смене оружия.

«Придётся попотеть» в случае Eternal — это не фигура речи.

Во время прохождения я гадал о том, как же в Eternal вообще можно играть с геймпадом, и проверка показала, что совсем без компромиссов — никак. При подключении контроллера игра просто автоматически снижает агрессивность противников. Это логично: на каждой платформе игроки получат соответствующий её особенностям геймплей.

Сравнить ощущения, которые вызывает Doom Eternal во время самых сложных боёв, не с чем. Даже в жанре «мясных» шутеров у этой игры нет никаких весомых конкурентов — ни по бюджету, ни по цельности геймплея. Это уже не говоря про большой запас сложности: в некоторых режимах игра доведёт вас до предела человеческих возможностей — ну или хотя бы приблизится к этому.

Лучшее от слэшеров и шутеров в одной игре: обзор Doom Eternal

Эффект значительно усиливает и сам движок: трудно сказать, была ли чисто маркетинговым ходом фраза разработчиков про 1000 FPS, но всё происходящее на экране и в том числе анимация здесь действительно не привязаны к какому-либо фиксированному фреймрейту. Чем больше кадровая частота, тем больше информации вы получаете. Едва ли сейчас можно найти на рынке более отзывчивый шутер с более качественной анимацией и регистрацией попаданий.

После анонса системных требований многие не понимали, почему Eternal стала настолько прожорливой, но на деле ответ прост: количество геометрии в кадре значительно выросло, и при этом на экране почти никогда не видно её подгрузок — картинка в игре очень чистая и по-хорошему монолитная. К счастью, даже в ПК-версию встроена поддержка динамического разрешения — вы сможете получить нужную плавность, пожертвовав чёткостью в тяжёлых сценах.

Выдающимся можно назвать и звук в игре. Речь как про озвучку геймплея, так и про музыку Мика Гордона, с которой он пускается в несколько экспериментов.

Есть ли у Doom Eternal недостатки? Да, игра хороша, но не идеальна. Например, тут встречаются эпизоды, когда главного героя запирают с мощными противниками в очень тесном коридоре, и от этого сложность мгновенно взлетает до небес. Приходится раз за разом использовать одинокого бесконечно спавнящегося зомби в качестве ходячей аптечки, пока кругами бегаешь от агрессивного мини-босса. На фоне безупречных арен это просто... скучно.

При этом полноценные боссы в игре получились удачными. Они хорошо сбалансированы, а сражаться с ними не утомительно и не очень долго.

Проблемой для кого-то может стать и резко возросшая сложность управления. Дополнительных модулей и режимов боя тут так много, что в самых жёстких битвах игра превращается в «Соло на клавиатуре» — на геймпаде это реализовано чуть изящнее.

А ещё в Eternal есть не самые очевидные решения головоломок и невидимые стены в неожиданных местах. Иногда главный герой почему-то не цепляется за расставленные по сюжету уступы, и ты невольно гадаешь, двигаешься ли ты вообще в верном направлении или нет. Новый Doom — не самый лучший платформер, хотя прыжки тут всё-таки нужны. Они разбавляют стрельбу и делают поиск секретов интересным.

Лучшее от слэшеров и шутеров в одной игре: обзор Doom Eternal

Что касается сюжета и кинематографичной части, то разработчики ближе к финалу как будто сдерживались, чтобы не оказаться в ловушке идеального сиквела. Нет, в этом плане игра явно встанет в один ряд с Mass Effect 2 и Assassin's Creed 2, но её концовка не так амбициозна, как этого ожидаешь по намёкам, возникающим по ходу кампании.

Игра заканчивается очередной ареной, только с резко поменявшимися условиями боя. Если вы вдруг по трейлерам и концепт-артам решили, что в финале Думгай сядет в гигантского робота и будет биться с кайдзю на разрушенной Земле, то спешу разочаровать — этого не случится. Концовка тут куда менее громкая и яркая, чем середина игры — то ли разработчики оставили простор для третьей части, то ли им пришлось вырезать какую-то секцию.

Лучшее от слэшеров и шутеров в одной игре: обзор Doom Eternal

Так или иначе, Doom Eternal — это уникальная игра, почти безупречная смесь шутера и слэшера. За исключением мелких недостатков она ощущается максимально готовой, и это попросту один из главных релизов 2020 года, который обязательно поборется за ключевые премии и награды от СМИ.

На предпоследней сложности и при умеренном поиске секретов Doom Eternal проходится за 18 часов, но вы можете выжать из неё ещё многое — в том числе за счёт мультиплеера (отключен до релиза), фотомода, аналога New Game+ и бонусных испытаний на время, где интенсивность боя становится совсем уж абсурдной.

Даже первое прохождение стоит начинать на одном из двух максимальных уровней сложности — только на них игра раскрывается по-настоящему, да и откатиться на уровень пониже можно в любой момент. Иначе вы пробежите кампанию часов за 12 и не оцените её главных достоинств.

Doom Eternal может заинтересовать и тех, кому Doom 2016 не особо понравился. В продолжение можно играть без сюжетной подготовки, да и всем механикам сиквел научит заново — таблички с советами тут даже слишком дружелюбные. Разработчиков больше интересует ваша реакция и скорость, нежели умение найти подход к каждому типу противников.

Если коротко отвечать на вопросы, поставленные в начале этого текста, то да, Eternal не ломает формулу оригинала и поднимает её на ступень выше. Ну а грандиозный финал трилогии теперь кажется совсем неизбежным. И едва ли кто-то будет против очередного продолжения, потому что Doom в его современной форме — это несомненно круто.

#обзоры #doom #месяцдемонов

99 показов
31K31K открытий
437 комментариев

В реплаях к этому комментарию можно задавать вопросы.

Ответить