Интеллект на нуле: история «тупого режима» в серии Fallout и The Outer Worlds Статьи редакции

Откуда взялась и как развивалась идея отдельного сюжета для персонажей с минимальным показателем интеллекта.

The Outer Worlds, RPG-шутер от Obsidian Entertainment, рекламировался как правопреемник и идейное продолжение Fallout: New Vegas — пожалуй, самой любимой игроками части постапокалиптической франшизы из тех, что выходили в 3D. И действительно, в него, за исключением изменившегося сеттинга, перешли многие атрибуты серии: узнаваемый чёрный юмор, сатирический взгляд на реальные социальные проблемы, проработанные диалоги с богатым выбором реплик.

И сюда же — так называемый «тупой режим», когда ты выставляешь своему персонажу экстремально низкий интеллект, и от этого меняются диалоги и прохождение в целом. Это было «фишкой» Fallout с самых первых частей, но в Fallout 4 механика совсем исчезла. Зато появилась в The Outer Worlds.

Журналистка Polygon Элис Стэнли написала материал о том, откуда взялся «тупой режим» и как именно выглядел в разных играх.

В тексте могут встречаться небольшие спойлеры к The Outer Worlds и играм серии Fallout.

Вы проникаете на корабль «Надежда» — там, в криогенном сне, находятся лучшие люди Земли, колонисты, которые пробыли в замороженном виде уже не один десяток лет. Сейчас они, вероятно, единственный шанс человеческой расы на выживание: всё из-за жадных корпораций и плохих управленцев.

Чтобы их спасти, нужно отправить корабль через гиперпространство к человеку, который сможет вывести их из криозаморозки. Искусственный интеллект начинает забивать нужные цифры и координаты, но вы останавливаете его: знаете, я и сам своего рода математик.

Полные уверенности в себе, вы программируете сложнейший межзвёздный полёт. Напарники почему-то не в восторге от затеи: «все погибнут», кричат они, «вычисления выглядят неверными», «почему у тебя вышло отрицательное число?». Да что они знают.

Закончив клацать кнопки и дёргать тумблеры, вы своими действиями запускаете катсцену. Двигатели «Надежды» заводятся, корабль прыгает в гиперпространство... чтобы в итоге врезаться в ближайшую звезду.

На экране появляется титр «Конец», поздравляем, вы только что обрекли человечество на гибель.

О, глядите, даже достижение есть. «Солнечный ожог».

Так выглядит одна довольно редкая концовка The Outer Worlds — издевательская, но совершенно в духе традиции, что длится уже 20 лет и которая пережила три разных студии. Началась она ещё с оригинального Fallout 1997 года.

Работает это так: когда вы в начале игры выбирает характеристики для своего персонажа, те, конечно, влияют на геймплей. Чем больше сила — тем быстрее вы будете убивать противников голыми руками, и так далее. Но если вы ставите себе низкий интеллект, 3 или меньше (точное количество варьируется от игры к игре), то ваш персонаж ведёт себя как полнейший дурак. Что меняет не только геймплей, но и, часто, сам сюжет.

NPC постоянно обращают внимание на вашу глупость, некоторые оскорбляют вас или просто не хотят общаться. Появляются новые ветки диалогов, изменяются сайд-квесты, а какие-то взаимодействия с персонажами и вовсе становятся недоступны. Потому что вы слишком тупы, чтобы понять, что вообще происходит.

По сути, весь «тупой режим» — одна большая идиотская шутка, но для шутки он требует уж слишком много усилий. Как со стороны разработчиков — продумавших целый отдельный нарратив для столько редкой и экстремальной характеристики персонажа. Так и для игроков — глупый персонаж медленнее прокачивается, для него закрыты многие квесты и возможности. За него попросту сложно играть.

Но, несмотря на всю мороку, признаётся Стэнли, именно с таким героем ей играть интереснее всего. И ни в каких других RPG она не чувствует настолько близкой эмоциональной связи с персонажем, как в «тупом режиме» Fallout или The Outer Worlds.

Потому что, должна вам признаться: я тоже часто веду себя по-идиотски.

История «тупого режима», как и в случае с многими другими механиками Fallout, началась с Dungeons & Dragons. Тим Кейн, один из создателей постапокалиптической франшизы, как-то рассказал своей команде о партии в D&D, где он был данжен-мастером.

Кто-то из игроков тогда специально выставил своему герою очень маленький показатель интеллекта. И Кейн решил, что было бы забавно заставить этого игрока, а точнее его персонажа, говорить исключительно односложными словами. Задача оказалась сложнее, чем кто-либо мог предположить: но Кейну понравилось баловаться с подобными жёсткими ограничениями.

Когда он рассказал историю своей команде, те начали думать, как адаптировать эту механику в компьютерную RPG.

Как и многие вещи в Fallout, что позже стали каноном, [«тупой режим»] начался с шутки. Мы просто решили, что это будет смешно, и сделали это.

Леонард Боярский
ведущий дизайнер Fallout, Fallout 2, The Outer World

Шутка затянулась на несколько десятилетий. Другие разработчики из Interplay и Black Isle Studios переняли её, так что в сиквеле Fallout механика появилась вновь.

В обеих оригинальных частях Fallout выбор низкого интеллекта для персонажа запускает целый каскад различных эффектов, сильно меняющих прохождение. Кроме того, что герой прокачивается медленнее, страдают его навыки грамотности.

Если вы прикажете персонажу прочитать указательный знак, например, появится сообщение о том, как ему не удаётся разобрать «эти надоедливые маленькие жукоподобные значки». И игра предложит вам заняться чем-то попроще.

Это забавно, но в то же время сильно усложняет весь процесс ориентации на уровнях. Часто вам приходится идти куда-то просто наугад. К тому же, слабость персонажа распространяется и на диалоги с NPC — некоторые из них говорят «слишком умно», и их речь превращается в неразборчивые иероглифы.

Один из компаньонов в Fallout 2 вовсе недоступен для глупого персонажа. При обычном прохождении химик по имени Майрон просит от вас раздобыть ингредиенты для создания наркотика Винт. В благодарность он присоединяется к вам.

Но в «тупом режиме» ничего этого не происходит. Майрон просто несёт околесицу и оскорбляет игрока, после чего просто игнорирует вас. Так же ведут себя многие другие NPC. И даже супермутанты — не слишком, прямо скажем, интеллектуальные существа — смеются над тем, насколько вы глупый.

Такое прохождение ограничивает и ваши опции в самом конце игры. Когда вы встречаетесь с Мастером, финальным боссом и создателем супермутантов, тот обычно предлагает игроку присоединиться к нему. А если ваши характеристики это позволяют, его и вовсе можно отговорить от злодейского плана.

Но в «тупом режиме» диалог с Мастером имеет лишь один вариант ответа: назвать его «уродливым». Да и то даже слово «уродливый» вы не сможете выговорить правильно. После чего, разумеется, у игрока остаётся лишь один вариант — уничтожить всё живое вокруг.

Когда права на франшизу выкупила Bethesda, она продолжила традицию «тупого режима» в Fallout 3 — пускай и в очень урезанном виде (на вашу глупость реагировал только один персонаж). Полностью режим вернулся в Fallout: New Vegas — игру разрабатывали ветераны Black Isle, перебравшиеся в Obsidian Entertainment.

А вот в Fallout 4 «тупой режим» совсем пропал. Редакция Polygon обратилась к издателю с вопросом, почему — те ничего не ответили.

Зато Кейн и Боярский продолжили шутку в основанной ими Troika Games и игре Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura. Так «тупой режим» вышел за пределы франшизы Fallout.

Arcanum​

Впрочем, в современных Fallout и The Outer Worlds «тупой режим» уже не так кардинально влияет на прохождение. Это скорее забавная фишка, пасхалка для фанатов серии.

Во времена Fallout глупые диалоги лишали вас многих возможностей. В The Outer Worlds мы немного это упростили, сделали такого наивного персонажа, который просто не понимает, что происходит вокруг.

Тим Кейн
геймдизайнер Fallout, The Outer Worlds

Тем не менее он и здесь создаёт много уникальных ситуаций. Например, в Fallout 3 протектрон Декан Деви может посчитать вас «ребёнком с особенностями в развитии» и сопроводить вас в походе по зданию.

А в New Vegas, когда один из NPC рассказывает вам о сложных связях между разными группировками пустыни Мохаве, игрок может отвечать только вопросами с исковерканными названиями этих группировок.

Один из самых интересных примеров происходит в дополнении Old World Blues для New Vegas. Там, в одном из эпизодов, герой встречает свой собственный мозг. Он будет оскорблять вас в любом случае, но при «тупом режиме» появляется дополнительная опция в диалоге.

Вы можете спросить, почему ваш мозг вдруг звучит умнее, чем вы сами. Окажется, что в процессе отделения мозг успел ознакомиться с «настоящей литературой». Ну и, конечно, ментаты поспособствовали.

Иногда глупость персонажа может даже сыграть ему на руку. Например, если в New Vegas крикнуть роботу-охраннику «Мороженое!», он, не понимая, как реагировать, временами ломается. В других случаях ваша идиотская логика способна — вопреки всему — помочь придти к правильному решению.

Тим Кейн называет одним из любимых примеров использования «тупого режима» момент в The Outer Worlds, где игрок может помочь заражённому жителю Эджуотера советом «напиться как следует». Ведь «алкоголь убивает микробы».

Об одном из последствий «тупого режима» в The Outer Worlds Кейн и Боярский даже не особо задумывались. Дело в том, что та концовка, о которой идёт речь в начале текста, сильно сокращает игру. И поэтому герои с низким интеллектом стали очень популярными в сообществе спидраннеров.

Интересно, что ни одна игра, кроме The Outer Worlds, заранее не даёт игроку никаких указаний на то, как изменится его прохождение при выборе низкого интеллекта. Разве что в New Vegas, когда вы в начале просыпаетесь после операции по извлечению пули из головы, док Хадсон обращает внимание на вашу, скажем так, особенность.

Прости, сынок, я починил твою голову как смог, но, видимо, где-то что-то упустил.

Док Хадсон
Fallout: New Vegas

В The Outer Worlds, к слову, герой с низким интеллектом не ощущается настолько же глупым, как в Fallout. И этому есть отличное объяснение: ведь по сюжету он — один из замороженных колонистов судна «Надежда», кропотливо отобранных для продолжения человеческого рода.

И было бы странно, если туда попал исключительный идиот.

Мы не хотели, чтобы персонаж не мог связать два слова. Мы пытались иначе подойти к идее того, каким бы был такой герой. И придумали доброго персонажа, который просто плохо приспособлен к жизни. Он умеет читать и писать, но не очень разбирается в том, как работает окружающий мир и что в нём происходит.

Леонард Боярский
ведущий дизайнер Fallout, Fallout 2, The Outer World

Для создания более глубокого «глупого» персонажа авторы подошли к его проработке так же серьёзно, как и в случае с другими, более традиционными билдами героев. Они писали для него отдельные сценарии и просили тестеров искать моменты, куда ещё можно вставить дополнительные «тупые» диалоги или сюжеты.

Так же, чтобы прописать персонажа, авторы обращались к другим «известным идиотам» из поп-культуры. В частности, они вдохновлялись образом Джейна из «Светлячка», Зеппа Браннигана из «Футурамы» и даже Гомером Симпсоном.

Всё это позволило Obsidian превратить шутку двадцатилетней давности в нечто куда более серьёзное: «тупой режим» в The Outer Worlds добавляет кучу новых диалогов и несколько уникальных концовок — в том числе ту самую со столкновением с солнцем.

Меняется и послефинальная речь — в одном из вариантов, например, рассказывается, что герой в награду за спасение человечества попросил всего-лишь ягодный батончик. В другом он прослушал предложение Финеаса, потому что думал о том, как ему хочется мороженого.

Шутка с мороженым, кстати, — своеобразная отсылка к New Vegas. Там, в ходе разработки, у авторов была идея сделать «тупой режим» с совсем другим сюжетом. Всё приключение героя бы оправдывалось тем, что ему захотелось мороженого.

В конце текста Элис Стэнли размышляет о том, почему игрокам в принципе так нравится «тупой режим», если он обычно сильно затрудняет прохождение. Дело тут, скорее всего, не в дополнительном челлендже и не в шутке как таковой — а в том, как они работают вместе.

Ведь даже самая глупая шутка становится намного смешнее, если люди относятся к ней непропорционально серьёзно.

{ "author_name": "Ефим Гугнин", "author_type": "editor", "tags": ["\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","theouterworlds","long","fallout"], "comments": 91, "likes": 340, "favorites": 355, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 114825, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 20 Mar 2020 15:58:03 +0300", "is_special": false }
0
91 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
245

А вот в Fallout 4 «тупой режим» совсем пропал

Как это пропал? Он там по умолчанию.

Ответить
31

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
106

А вот в Fallout 4 «тупой режим» совсем пропал. Редакция Polygon обратилась к издателю с вопросом, почему — те ничего не ответили.

Потому что вместо вопроса увидели надоедливые жукоподобные значки?

Ответить
40

И пошли заниматься чем-нибудь попроще

Ответить
26

Вот вам и история создания f76

Ответить
96

Наиболее проработанным этот режим был в 2ом фолауте. Там если поставить интеллект = 1, то персонаж даже разговаривать толком не умел (даже в выборе реплик нельзя было понять что твой персонаж хочет сказать). При этом был в игре умственно отсталый нпц который с нормальными главгероями тоже общаться не мог, зато с тупым протагонистом было полное взаимопонимание и общались (с переводом с обезьяннего языка) они весьма многосложными и литературными фразами.

Ответить
35

Не бей мумуки

Ответить
20

Там еще пару сюжетных квестов можно было сократить за тупого перса. NPC дает задание, потом понимают, что перед ним - кретин и сам все приносит. 

Ответить
8

На порностудии, кастинг был классный.
"- Я люблю магожено.
- Что? Какое магожено?
- Магожено-магожено на блюдечко паложено."

Перевод профессиональный (1С или Бука, не помню).

Ответить
3

В New Vegas тоже был такой умственно отсталый персонаж, с которым можно было пообщаться с низким интеллектом.

Ответить
3

Это кто такой?

Ответить
6

йэта йя

Ответить
2

фолл2 вообще самый проработанный фоллыч

Ответить
60

Всё равно беседка в этом всех сделала придумав [САРКАЗМ].

Ответить
11

Они ведь могли за низкий интеллект оставить ТОЛЬКО реплику с [САРКАЗМ]. Странно, что не догадались. Видимо тоже в начале катки выбрали низкий интеллект.

Ответить
10

не совсем логично, сам сарказм подразумевает собой иронию/насмешку, т.е. говорящий должен быть наоборот умным, чтобы правильно оценить ситуацию и быстро придумать смешной подъеб

Ответить
19

Это если мы говорим про сарказм, а вот [САРКАЗМ] уже совсем другое дело...

Ответить
0

Забавно, ведь авторы за всю разработку придумали лишь это...

Ответить
18

 Отдельный кайф было читать дневник тупого персонажа в Arcanum. Но вообще я почти никогда таких персонажей не создавал. Слишком уж мало вариативности.

Ответить
33

Там же, вроде, можно было взять расу огров, у которых сильный минус к интеллекту и при этом серьёзно вложится в этот параметр, тогда персонажи зачастую будут относиться к тебе предвзято, а ты сможешь отвечать им интеллигентными фразами, тем самым шокируя их. Забавно.

Ответить
1

У моего персонажа интеллект был на +1 выше от тупицы,  поэтому каждый раз, когда он немного выпивал... XD

Ответить
14

В Outer World все решения ни на что не влияют.

Ответить
10

Ну, уж насколько я не был разочарован этой игрой, но ты неправ. Слайды в конце как минимум разные будут, если окончания веток планет разные выберешь и концовку. 

Ответить
33

Ну тогда у нас и в сталкере действия игрока влияют на сюжет(и ведь влияют!)

Ответить
3

*Приплетаю*

Ответить
12

Ну приплетай. Ведь в сталкере не было разных концовок, зависвящих от действий игрока, а в зове припяти не было карточек. 

Ответить
2

Во первых, при чем здесь сталкер, если речь идёт и внешних мирах и во вторых, чем тебе сталкер не угодил?

Ответить

Комментарий удален

0

Во-первых, если я тупой, то может ты мне объяснишь почему? Во-вторых, да, я забыл про дефис.

Ответить

Комментарий удален

0

То есть ты не сможешь пояснить за свои слова?

Ответить

Комментарий удален

3

Нет, ты обыкновенное трепло и любитель приплетать. Вот при чём тут сейчас АУЕ? Я по-моему максимально вежливо разговаривал, на личность не переходил, попросил ответить за твои слова, ибо то, что ты отрыгнул мне не понравилось и хотелось бы узнать причину, но увы, ты только сильней меня оскорбил. 

Ответить
–4

Нет, ты обыкновенное трепло и любитель приплетать

На личность не переходил

Ответить
0

А теперь перешел, представляешь? После вас как грится.

Ответить
–4

Напускная вежливость, обожаю.

Ответить
1

Да давай уже закончим, с тобой и так всё понятно. Просто я стараюсь не говорить в интернете то, что не сказал бы в живую.

Ответить
–3

Ты мог закончить это в любой момент перестав писать или даже не начинать

Ответить
–1
Ответить
–1

Это что, местный констебль, его звать когда все плохо?

Ответить
1

Так так и есть.

Ответить
1

Особо повеселил слайд, одинаковый для рассказа о Финеасе и просто о ученых - только модельку Финеаса меняют на ноунейма. Испанский стыд какой-то.(

Ответить
0

А что разочаровало?

Ответить
5

Если бы только это было единственной проблемой игры...

Ответить
19

В конце текста Элис Стэнли размышляет о том, почему игрокам в принципе так нравится «тупой режим», если он обычно сильно затрудняет прохождение.

 Просто люди любят перепроходить игры от Black Isle/Troika/Obsidian по нескольку раз. И вариант игры за "тупицу" дает +1 к перепрохождению :)

Ответить
12

*док Хадсон обращает внимание на вашу, скажем так, особенность.

*Док Хадсон
Fallout: New Vegas

Его зовут Митчелл. Doc Mitchell.

Ответить
1

Автор  статьи дешевка

Ответить

Выгодный коктейль

6

Автор выкинул самую классную фишку из статьи. Когда в Fallout 2 за тупого персонажа разговариваешь с Суликом (тупой NPC) открывается ветка диалогов, как если бы ваш персонаж был умным. Разрабы так решили показать, что тупые персонажи понимают друг друга.

Ответить
11

Только не с Суликом, а с Торром. 

Ответить

Выгодный коктейль

Андрей
1

Я думал у меня память плохая, но нет. Ты подзабыл.

Ответить
1

Покажи строчки Сулика для перса с низким интеллектом? https://fallout.fandom.com/ru/wiki/KCSULIK.MSG

Для Торра же они явно читаются
https://fallout.fandom.com/ru/wiki/KCTORR.MSG

Ответить
5

Насчет отправления корабля, там есть не только тупой вариант, но и вариант на кучу науки, который ваще ни на что не виляет)

Ответить
1

Ну сразу видно, на чьей стороне разработчики)

Ответить
11

А сколько таких не влияющих скилл чеков по всей игре разбросано)

Ответить
5

и The Outer Worlds

Хм, а можно ли считать, что тупой режим в игре есть, если иных режимов нет.

Ответить
6

 А если ваши характеристики это позволяют, его и вовсе можно отговорить от злодейского плана.

Дело не в характеристиках, а наличии необходимых знаний. Чтобы запутать повелителя нужно поговорить со специальным нпс в братстве. Ей даже специальную "говорящую голову" нарисовали.

Ответить
1

Характеристики тоже нужны.

Нужно быть и умным, и харизматичным, и взять у Ври данные.

(и это стоит того, потому что монолог Создателя это просто лучшее, что когда либо было в видеоиграх)

Ответить
0

 лучшее, что когда либо было в видеоиграх

Заявление смелое, можно узнать почему Вы так считаете?

Ответить
–16

Журналистка Polygon Элис Стэнли написала материал о том, откуда взялся «тупой режим» и как именно выглядел в разных играх.

Хехех, ирония

Ответить
7

В чем?

Ответить
8

Ну тип, журналистка, хехех, тип женщины, хехех, ну, тупые тип, аааахахаха, ржака-обоссака!

Ну или он Полигон не уважает как издание, я хз.

Ответить
1

Каждый ролик с геймплеем какой-либо игры от этих ребят из Polygon похож на "тупой режим". То обучение не прошли, то припадочный какой-то играет.

Ответить
5

"Интеллект на нуле"
Сначала подумал что это про терафлопсосрачи местные

Ответить
5

сделали такого наивного персонажа, который просто не понимает, что происходит вокруг

То бишь сделали "тупой режим" бессмысленным, извратив его суть. Игрок-то всё понимает, и получает информацию в полном объёме, как если бы играл "умником". И парадокс в том, что у глупого персонажа в TOW попросту ВЫШЕ вариативность — больше опций на выбор, при отсутствии штрафов (точнее, штрафы сугубо боевые).
Ну и тот момент с редкой концовкой (её, однако, можно получить, и не занижая интеллект "по умолчанию") — по сути единственное, что можно отметить в положительном ключе. В остальных случаях чаще всего это просто бонусный вариант ответа, который ни на что не влияет. Да и в принципе выборы, которые ни на что не влияют — раковая опухоль жанра.

Ответить
3

"Зеппа Браннигана из «Футурамы»
Т.е. Фрай умнее?! Приехали!

Ответить
0

йа ыскал этат каминтарэй

Ответить
0

Ларс точно умнее, а он и есть Фрай.

Ответить
2

«известным идиотам» из поп-культуры. В частности, они вдохновлялись образом Джейна из «Светлячка»
Почему это Джейн идиот-то? Единственная глупость которую он сделал - хотел поменять Веру на какую-то бабу.

Ответить
3

Не просто баба а молодая Кристина Хендрикс.

Ответить
0
Ответить
0

Это же маскировка.

Ответить
0

Тупая маскировка. Как раз уровень интелекта показывает.

Ответить
0

Outer world - самое большое разочарование года

Ответить
3

Чтобы разочароваться, нужно чего-то ждать, так что вряд-ли.

Ответить
6

Ну, лично я ждал нью вегас два, а получил ооооочень слабенькую рпг с плохим геймплеем и скудным сюжетом.

Ответить
1

Тобишь просто сдули пыль со старого баяна...

Ответить
0

А ранняя концовка разве не у всех доступна? Она от интеллекта вроде не зависит.

Ответить
2

Не, зависит. Если интеллект высокий, кнопки просто нет.

Ответить

Разный пёс_анон

Лена
0

Вроде же есть, но там идут проверки на скилы, так что ты просто не можешь выбрать нужный вариант, если не хватает одного из них (интеллект и наука, вроде, не помню уже)

Ответить
0

Не, если именно нужного навыка нет, кнопка просто не появляется

Ответить

Разный пёс_анон

Лена
0

Хм, я просто по другому запомнил, м.б. из за измененных опций

Ответить
0

Классная статья

Ответить
0

i

Ответить
0

В режиме выживания, этот тупой интеллект по умолчанию был, приходилось скуривать косяки и жрать капусту, чтобы хоть както быть интеллектуальным)

Ответить
0

А в Knights of Old Republic есть подобный режим?

Ответить
0

но в Fallout 4 механика совсем исчезла.

ну как исчезла, когда она осталась единственной

Ответить
0

Когда выйдет в стиме на The Outer Worlds?

Ответить
0

И было бы странно, если туда попал исключительный идиот.

Ну, ошибки всегда случаются.

А с низким интеллектом возможно с кем-то переспать вообще?

Ответить
–1

Интеллект на нуле: история моый жызны

Ответить
–1

Я в качестве эксперимента для стрима Fallout 3 поставил все параметры Special на 1 через консоль и игра вообще не изменилась никак)

Ответить
–4

два 9аза п9ошел эту д9исню, большее 9азоча9ование только в п9ей испытывал, где за ноуаугментс п9охождение наг9аждали ОДНОЙ 9епликой в конце.

Как гова9ивали малки: 9уки в к9асном, гони зеленое!!

Ответить

Комментарии

null