{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
ViceMallow

Spec Ops: The Line — война как прославляемое злодейство

Как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное величие человека, бросающего вызов своему сильнейшему наследственному врагу – смерти.

Такими броскими и красивыми словами Генрих Гейне, известный немецкий поэт девятнадцатого века, описывает военные конфликты. Тема влияния боевых действий затронула множество игровых произведений и различные эпохи: от Call of Duty с войнами двадцатых веков (включая холодную) до Total War, рассказывающую как основанные на мировой истории сюжеты, так и сказочные с противостоянием орков и гномов.

Навсегда войти на аллею славы игровой индустрии смогла игра Spec Ops: The Line — последняя в серии боевиков про борьбу с терроризмом, которая является самостоятельным произведением. Разработчики показали солдат и влияние военных конфликтов с нетипичной точки зрения. В этой статье речь пойдёт о смысле, заложенном в сюжет, и творческих приёмах, которыми наполнена игра.

Как всегда, перед началом полноценного анализа освежим память...

Пролог ХХ века – пороховой завод. Эпилог – барак Красного Креста.

Василий Ключевский
Историк и тайный советник

Игра представляет собой шутер от третьего лица, главная цель которого заключается в продвижении до конечной цели. Мешать нам будут различные противники и препятствия. Визуальный ряд реалистичен (и красив, хочу заметить), но сама стрельба и игровые механики выполнены без особого упора на реализм. Особым разнообразием арсенал не блещет, но в рамках десятичасовой истории игрок успевает воспользоваться всем вооружением в разных ситуациях.

Увы, игра получила достаточно плохие продажи и не заимела переиздания для консолей восьмого поколения, так и оставшись на PlayStation 3, Xbox 360 и на ПК в Steam.

Действие сюжета Spec Ops: The Line происходит в современности. Дубай охватила песчаная буря: люди гибнут без воды, мародёры грабят дома и убивают людей. США решила послать туда миротворческий отряд во главе с Джоном Конрадом, но вот незадача - спустя некоторое время он перестал выходить на связь, так и не выполнив задачу по спасению мирных жителей. Главным героем является Мартин Уокер — ветеран боевых действий, ранее спасённый Конрадом. Для него Джон герой, поэтому он с воодушевлением отправляется в Дубай вместе со своим отрядом "Дельта" для выяснения того, что же всё-таки стало с его кумиром. Мартин ещё не знает, к чему приведёт его "ГЕРОЙСТВО"...

Что происходит с Мартином Уокером?

Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями.

Вольтер
Французский философ

В начале игры герой сильно ударяется головой, что почти сразу же сказывается на его психологическом состоянии. Каким образом, узнаем чуть позже. Кто-то может сказать, что для произведения, претендующего на философское высказывание, это слишком простой ход, но не забываем, что упор в игре сделан на реальность происходящего - повезло, что Уокер не стал маразматиком.

Но каким же образом проявляются последствия травмы черепа? Первое и очевидное — галлюцинации, которые с развитием сюжета и получением психологической травмы от убийства нескольких десятков мирных жителей одним залпом белого фосфора, становятся всё более жуткими и явными. Пропустим совсем очевидные, вроде "ада" на одном из уровней. Отмечу лишь то, что перед каждой галлюцинацией на экране появляется белая вспышка. Так случилось и в начале игры...

Так вот. Три самых примечательных с точки зрения своей незаметности и символизма момента - изображения Джона Конрада в тех местах, где их быть не должно, повешенный солдат в отражении там, где будет спускаться по тросу один из соратников Мартина (к сожалению, отражение оказалось проницательным) и обезличенные трупы людей, которых Уокер может расстрелять в отместку за товарища. В третьем случае возможно потребуется краткое пояснение - в глазах главного героя эти люди опустились до уровня животных: они с рёвом растерзали военного, которого приняли за врага, поэтому он не видит в них личности.

В конце игры мы узнаём, что Конрад покончил с собой после провала миротворческой миссии. Причём случилось это задолго до того, как Мартин Уокер со своей командой прибыл в Дубай. Говорящий по рации Конрад был придуман больным воображением Мартина: сначала Уокер действовал исходя из позиции героизма и благодарности Джону за спасение, потом пытался стереть из памяти моменты, когда по его вине гибли сотни людей - как мирных жителей, так и бойцов ЦРУ вместе с "проклятыми" - отрядом Конрада.

Эпилог предоставляет игроку несколько концовок, выделю основные:

  • Мартин не может смириться с тем, что самолично разрушил свои идеалы - он пускает себе пулю в лоб, о чём настоятельно просит "Конрад". Дальше об этой концовке будет подробнее.
  • Мартин не хочет мириться с тем, что уничтожил мирных людей и был не прав, поэтому окончательно сходит с ума, надевает китель мёртвого Конрада и убивает солдат, приехавших его эвакуировать. Теперь он король разрушенного Дубая. Есть вариант, что Уокер может и погибнуть, но зависит это от умений игрока в перестрелке.

Господа, добро пожаловать в Дубай

Мартин Уокер
Командующий группы "Дельта" армии США
  • Мартин понимает, что совершил ужасные поступки, но в нём осталась частица человечности — вместе с приехавшими на его эвакуацию солдатами он спокойно покидает Дубай. Вероятно, ушёл на пенсию и страдает пост-травматическим синдромом.

Кроме того, среди игроков ходит теория, что Мартин умирает после крушения вертолёта, а последующие события лишь предсмертная агония. С подобной точкой зрения согласен и ведущий автор игры - Уолт Уильямс, называя оставшуюся часть игры "Чистилищем" Уокера. На это указывают такие детали, как:

  • После очередной пройденной главы на фоне главного меню всегда будет слышен звук лопастей вертолёта (главное меню является достаточно интересной деталью, но подробный разбор будет чуть ниже).
  • Галлюцинации Уокера после крушения становятся красочнее и всё более фантасмагоричны, появляется видение ада глазами Мартина (что может быть ещё одним плюсом в копилку доводов о Чистилище).
  • Поскольку эпизод крушения вертолёта появляется в игре два раза (в самом начале, потом идёт предыстория и второй раз с места крушения начинается продолжение истории), Уокер достаточно странным образом комментирует, что "это всё уже было". Очередной круг ада?

Как итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что каждый игрок сам для себя принимает верную концовку, ровно также как и воспринимает поступки главного героя исходя из своих моральных качеств и жизненного опыта. Очевидно одно: разработчики пытались показать прогрессирующую болезнь психики Мартина Уокера, по которой основной удар делает пост-травматический синдром и разрушенные надежды.

Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством.

Джон Кеннеди
35-ый президент США

В целом, главное что хотели показать разработчики — влияние ужасов войны на простых людей и на солдат. Они отлично с этим справились и основная суть передаётся через сюжетную кампанию. Где мы ещё увидим, что бравый американский солдат неосознанно стал душегубом для сотен невинных (хотя тут как посмотреть) жизней? Но разработчики оставили для нас ещё несколько интересных деталей о которых можно развязать дискуссию.

  • Перевёрнутый флаг США в главном меню игры и в некоторых местах по ходу сюжета.

    Для начала обратимся к истории и другим событиям: перевёрнутый флаг является международным знаком того, что в стране происходит беда и ей требуется помощь. В некоторых государствах перевёрнутый флаг означает состояние войны, а во время протестных акций интерпретируется как просьба о помощи, если говорить красиво - "спасите наши души".

    Очевидно, что в такое "надругательство" над национальным флагом США разработчики заложили некий символизм, ведь по сюжету игры войны нет, страна не голодает. Но страна и не знает о том, что происходит за кулисами телевизионных выступлений депутатов. Этот флаг вывесили военные США, посланные на "миротворческую операцию", где погибли их товарищи. Но главное, что хотели показать этим творческим приёмом: душевная бедность современного общества. В чём выражается этот моральный упадок описывать смысла нет, ведь для умного человека всё и так очевидно.
Перевёрнутый флаг и злосчастный вертолёт, улетающий вдаль
  • Луго и Адамс как совесть и самоуверенность Мартина Уокера.

В искусстве мы можем часто увидеть религиозные мотивы. Зачастую они не более чем фольклорные и относятся больше к узнаваемым визуальным образам. К такому можно отнести и изображение ангела и дьявола, сидящих на плечах человека и тянущих его каждый на свою сторону.

Подобный приём использовали и авторы Spec Ops: The Line, но роли ангела и дьявола играют соратники главного героя - Джон Луго и Альфонсо Адамс.

Выбор всегда есть.

Джон Луго
Тактический разведчик отряда "Дельта"

Чем это выражено? Луго изначально против "миротворческой" операции и позже стал обвинять Уокера в гибели мирных жителей от белого фосфора. Интересной игрой слов является надпись на кепке Луго - "Life's a beach", где слово "пляж" в английском варианте созвучно с другим, оскорбительным словом. Увы, кепка оказалась пророческой, ведь персонаж с добрыми намерениями умер от рук тех, кого защищал.

Единственное, что имеет значение, - это слова "миссия выполнена"

Альфонсо Адамс
Штурмовик отряда "Дельта"

Луго часто спорит с Адамсом, хоть они и являются близкими товарищами. Адамс имеет схожую с Мартином идеологию и выполняет все его приказы, не сомневаясь в решениях командира. Именно он предлагает действовать жёстко и эффективно: например, идея с белым фосфором принадлежит именно ему. Несмотря на разногласия с Луго, смерть товарища вывела Адамса из колеи и тот предложил расстрелять озверевших жителей, повесивших Луго. В конце концов Адамс умирает, поссорившись с командиром.

Сначала влияние Луго перевешивает и Уокер пытается действовать "правильно", проявляет профессионализм. Во второй половине игры в совокупности с мнением Адамса и пережитым стрессом Мартин всё больше бранится и становится жестоким.

В чью сторону будет перевес в характере главного героя - зависит от действий игрока.

  • За выбор каждой концовки предусмотрено своё уникальное достижение. В случае с выбором самоубийства из-за невозможности смириться со своими злодеяниями, мы получаем достижение "Прощай, оружие!", что является отсылкой на книгу с одноимённым названием писателя Эрнеста Хемингуэя.

    От других подобных произведений "Прощай, оружие!" отличается тем, что война показана без прикрас и описана человеком, который бывал на фронте. История сначала показывает обычного солдата, который в компании таких же вояк отдыхает от боёв в борделях и размышляет о том, что и поражение было бы хорошим исходом, лишь бы вернуться домой. Главный смысл произведения заключается в том, что человек создан не для войны, а для любви и созидания, а на простых солдатах наживаются богачи-капиталисты. Герой становится дезертиром и вынужден скрываться от всего мира со своей возлюбленной, но уже слишком поздно для того чтобы начать мирную жизнь: война съела персонажей. Возлюбленная теряет ребёнка и умирает. В монологе с самим собой главный герой приходит к выводу: всё всегда кончается смертью, в жизни загоняют в рамки правила и убивают как только застанут врасплох.

    Какова связь между этим литературным произведением и игрой Spec Ops: The Line? На протяжении сюжета как герой книги, так и Мартин Уокер пытаются сбежать от ужасов войны и считают, что принимают верные решения. Но на деле война крепко засела в них и последствия прошлого обязательно аукнутся. Как и сказал Генри, герой "Прощай, оружие!", всё когда-то кончается смертью. Уокер решил ускорить этот процесс.
  • Снайпер из главного меню игры как отражение психологического состояния Мартина Уокера.

    Пришла пора вернуться к теме, затронутой несколько абзацев выше. Одним из интересных приёмов разработчиков является изменение фона главного меню после каждой главы. Это небольшая история снайпера, находящегося в Дубае во время миротворческой операции отряда "Дельта". Поэтому мы можем видеть новые разрушения, последствия песчаной бури, смену времени суток. Но интересно и то, как меняется окружение на позиции снайпера.

    По началу всё идёт достаточно хорошо: снайпер контролирует ситуацию, американский флаг, хоть и перевёрнутый, но развивается и практически цел. Но вместе с ухудшением эмоционального состояния Уокера, меняется и ситуация со снайпером. Флаг становится всё более дырявым, а снайпер куда-то убегает и ложится выслеживать цель. Небоскрёбы Дубая горят из-за действий отряда "Дельта". Позже мы видим, как труп снайпера клюют вороны, а в конце концов он будет погребён под упавшим флагом США.
  • Картина, нарисованная Джоном Конрадом как мизанабим картины "Герника" за авторством Пабло Пикассо

    В конце игры, когда Мартин Уокер испытывает очередную галлюцинацию и приходит к Джону Конраду, мы видим как он рисует крупное полотно, где основным мотивом является мать с ребёнком, пострадавшая от белого фосфора. Это именно тот ужасный момент, который надломил психику главного героя.

Эта картина является отсылкой на "Гернику" Пабло Пикассо. О том, что их объединяет и какой их общий смысл, узнаем ниже.

Картина "Герника" была вдохновлена бомбардировкой одноименного баскского городка, что отражает то, как герой Spec Ops: The Line сделал контрольный залп белым фосфором по лагерю мирных жителей, ждущих эвакуацию.

На "Гернике" изображены эмоциональные и физические последствия войны и следующей за ней жестокости. Опустим то, каким образом Пикассо передал настроение картины - это тема для отдельного разбора. Главное, что мы видим - страдающую женщину, чьей взор обращён в небо, а форма глаз напоминает слёзы, с бездыханным телом ребёнка на руках. Это главный символ как в оригинальной картине (Пабло обращал особое внимание на тяготы женщин в военное время), так и в интерпретации больного сознания Уокера, который навсегда запомнил момент неосознанного убийства матери с ребёнком.

Важным элементом являются люди, которые лезут на стену и пытаются сбежать от ужаса, но высокий заслон не позволяет это сделать. В рамках игры таким высоким заслоном являются песчаные стены, окружившие Дубай, а на картине Конрада эту роль выполняет забор, по которому пытаются лезть обгоревшие люди.

Война закончена, когда похоронен последний солдат.

Александр Суворов
Русский полководец, основоположник русской военной теории

Spec Ops: The Line глубокое и актуальное произведение, которое оставляет след на душе и заставляет задуматься о многих вещах. Из поступков Мартина Уокера мы можем сделать вывод, что нельзя идти на поводу у высших чинов и своих кумиров, необходимо трезво оценивать ситуацию и не опускаться на уровень жестокого зверя.

0
77 комментариев
Написать комментарий...
bcyenjhf

Стотысячная копипаста про The Line, о которой уже давным-давно тысячу раз сказано все. Банальные шаблонные выводы, клише и штампы, тысячи раз прозвучавшие. Когда ж вам надоест-то?

Ответить
Развернуть ветку
andy

И весь ты такой охуительно элитный нонконформист врываешься и поясняешь быдлу за их быдлиную натуру, надо же посмели очередную статью написать про игру.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
ViceMallow
Автор

Никогда

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Galgamet

Люди натыкаются на шедевр (классику), люди хотят говорить и писать о нём. Это никогда не прекратится, и это абсолютно нормально.

Ответить
Развернуть ветку
No Remorse

Было бы больше игр таких. Просто писать больше не про что.

Ответить
Развернуть ветку
Mirage

Игра топчик. Жаль, что разрабы теперь делают какое-то онлайн сервисное говно.

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Сценариста пригласили делать грядущую игру про Росомаху.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Chesheer

Одна из двух игр в Steam, где я получил все достижения. Прошёл на всех уровнях сложности, на все концовки. Отличная вещь.
Я бы ещё отметил, как экран загрузки издевается с подсказкой: "Всё ещё чувствуешь себя героем?"
Кроме того, там был интересный мультиплеер. Ну, потенциально интересный фишкой со внезапными песчаными бурями. Но в целом он сводился к тому, что кто заметил врага первым, тот и победил.
И ещё я с сожалением узнал, что игры нет в аргентинском регионе Бокса. Очень жаль, я бы прошёл ещё и на боксе.

Ответить
Развернуть ветку
ViceMallow
Автор

Про экран загрузки хорошее дополнение

Ответить
Развернуть ветку
Vert

В своё время пробежал игру и не запомнил ничего (впрочем, и не пытался). Шутерок на вечерок. Потом, во времена, когда в пабликах вк можно было попросить накидать музыки на стену, дабы найти что-то новое или под настроение, какой-то хороший человек кинул The Black Angels и я влюбился "с первого взгляда". А потом я понял, что взгляд-то не первый — песни этой группы были в саундтреке игры. Позднее перепроходил уже более вдумчиво и тогда уже игра расцвела. Музыка, сюжет, атмосфера и вот это вот всё. Правда, именно как шутер игра звёзд с неба не хватает, но за Чёрных Ангелов готов простить всё. https://youtu.be/fU6ZTtb4VbE

Ответить
Развернуть ветку
andy

Игру надо проходить ставя на лёгкую сложность и несясь как рэмбо по полю боя. Тогда и геймлей становится отличным.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Camper

Я блек энжелс полюбил после настоящего детектива и потом уже удивился что слышу знакомую музыку когда играл в спек опс. Причем изюминка в том что их треки это не саундтрек вне игры, а именно часть самого геймплея, их включает диджей на радио и они играют из динамиков раскиданных по уровням.

Ответить
Развернуть ветку
Max Payne

короче покойся с миром

Ответить
Развернуть ветку
Vit Mir

Мощная, незабываемая игра, незаслуженно и обидно малоуспешная коммерчески.
Немцы молодцы, что отгрохали такой сюжет.
Сюжет, в котором СПГС заложен как необходимый инструмент.

А статей с разборами OpsLine попадалось действительно много, но их не бывает слишком много - люди узнают из них об игре.
War... war never changes.

Прикольно: первый раз в жизни вижу написанный по-русски, кириллицей термин mise en abyme. Мизераблей видел не раз, а вот...

Ответить
Развернуть ветку
Skady

Вы знаете что в дельта форс кого попало не берут?!

Ответить
Развернуть ветку
Ростислав Каплин

не согласен с большинством комментариев, во-первых, автор старался, читается легко, расписано по фактам, во-вторых, отлично подобранная тема в период этого всемирного звездеца, ну и в-третьих, есть огромное количество людей, которые еще не поиграли в игру, забыли про нее, и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Ростислав Каплин

хотя добавлю, что сама стрельба в игре отвратительная, местами затянуто, но сюжетная составляющая - мое почтение....

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Shelkanov

я вот соседу сейчас купил в подарок, и когда приедет мой комп, попробуем поиграть в коператив.

Ответить
Развернуть ветку
Пышный Никита

Не смог осилить из-за скучнейшего геймплея, хотя играл на релизе.

Ответить
Развернуть ветку
Vit Mir

Ну, у геймплея реально много недостатков, нельзя спорить, но сюжет выкупает всё.

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Shelkanov

Спасибо.

Каждый год рад читать статьи об этой игре, и это должно помогать все большему количеству людей попробовать эту игру.

А в этом году, статья еще и актуальна.

-
Слава Украине
Жыве Беларусь
Россия свободна
-
Нет войне и долой военного преступника засидевшегося у власти

Ответить
Развернуть ветку
ViceMallow
Автор

Как раз по актуальности и вспомнил игру. По времени около-современный военный конфликт

Ответить
Развернуть ветку
Водитель автобуса №7

Недавно её прошёл и, наконец-то, могу не бояться спойлеров

Ответить
Развернуть ветку
No Remorse

А фосфорных мин?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Добрая Булочка

Помогите!
Не играл на релизе, пробовал пару раз штурмануть этот, вроде как, шедевр. Но не осилил из-за пустого сюжета и посредственного геймплея. Хочется верить, что я просто не дошел до нужных сюжетных моментов, когда история перестает быть томной, навроде того, как в первой халфе заканчивается путь на поезде. Подскажите пожалуйста, в какой момент или главе должно стать интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Борисов

Интересно становится, когда ГЕЙмеры начинают защищать этот шлак с картонным сюжетом, называя его чуть ли не "апокалипсис сегодня" от мира видеоигр.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Philipp Shelkanov

До куда ты дошел?

Ответить
Развернуть ветку
Во Лар

В своё время не прошёл её до конца, выкидывало из игры, когда летели на вертушке и нас обстреливали, в ролике. Печально.

Ответить
Развернуть ветку
hooyak
В начале игры герой сильно ударяется головой

Мне кажется, тут не хватает кавычек.

Текст - кайф! Прочитал с удовольствием!

Ответить
Развернуть ветку
Xinkata

И никаких вспышек нет перед "галлюцинациями", там сцены меняются через "засвечивание до белого (плавное)" перед галлюцинациями" и затемнение до черного ( плавное) перед реальными событиями

Ответить
Развернуть ветку
КИНО СУББОТНЕГО ВЕЧЕРА

огромное спасибо за интересную статью!

Ответить
Развернуть ветку
Геральт из Ривии

Не во...на, а спец... оп...

Кстати поначалу я вообще не врубился в игру, после оценок на аг и форуме вроде как хвалили. Вначале типичный милитари-шутан, постепенно втянулся

Ответить
Развернуть ветку
Camper

Скорее игра высказывание. Слабоватый геймплей, но вывозит за счет истории и озвучки.

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Shelkanov

Кто-то кооператив проходил, поделитесь впечатлением?

Ответить
Развернуть ветку
ViceMallow
Автор

Я что-то даже не обращал внимание на то, что там кооператив есть. Думал просто мультиплеер с некоторыми интересными механиками. Посмотрел на ютубе, катсцен нет, у каждой миссии вроде как свой сюжет (просто цель задания). Пострелушки против ботов как в обычной игре, но без общей истории

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Camper

В целом недурно, хотя местами очень туманно и размыто написано. Только один момент ты описал неправильно. Адамс не поссорился с Уокером. Он его буквально прикрыл собой выкинув из того укрытия. Это к слову одна из характерных черт военных людей, ставить жизнь своего товарища выше своей собственной, даже Драгомиров еще об этом говорил.

Не думай о себе, думай о товарище, о тебе товарищ подумает.
Ответить
Развернуть ветку
мсье пижд

забавно, как сильно изменился слог повествования в конце и насколько сильно автор его притягивает

я сначала думал, тип это один из разборов *классики нашего времени*, но по последним строчкам чувствуется ангажированность вывода

очень жаль, мне кажется, кто не глупенький, сам поймет о чем там речь, вовсе не обязательно было навязывать таким образом;)

кстати, про *вестись на поводу у высших чинов*, ну так - то все действия отряда вполне самостоятельны, а конрад вообще стал индепендентом относительно армии США, ой притянул же;)

Ответить
Развернуть ветку
Camper
кстати, про *вестись на поводу у высших чинов*, ну так - то все действия отряда вполне самостоятельны

Уокер долгое время не верил что Конрад виноват в произошедшем в городе потому что служил под его началом.
А Луго и Адамс в свою очередь следовали за Уокером просто потому что он командир и их старший.
К тому же бойня среди проклятых когда были убиты те кто не согласились с Конрадом была устроена именно его подчиненными по его же приказу.

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Shelkanov

Васян.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ровный каякер

Норм шутанчик был, но не осили из-за ущербного перфоманса. Мб повторно попробую зайти.

Ответить
Развернуть ветку
Влажный Абдужаббор

Герника притянута за уши, ни один образ не совпадает.

Ответить
Развернуть ветку
Unknown God

Автор, у игры четыре концовки, а не три. И про самую важную ты не написал. Если начать перестрелку с солдатами, которые приезжают эвакуировать Мартина, но дать себя им убить - Мартин начнет монолог, мол, есть грань, за которой уже не вернуться. The line - грань. Я считаю, эта концовка поэтому и есть канон. А у тебя про нее вообще ни слова.

Ответить
Развернуть ветку
Школьный хичхакер

Эту тему наверно уже раз сто обсосали, буквально. Не думаю, что узнаю что-то новое.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 77 комментариев
null