Как играют, стримят и становятся киберспортсменами люди с инвалидностью

Компьютерные игры, как и большинство видов развлечения, помогают нам сбежать на некоторое время из суровой действительности и погрузиться в удивительные миры. Однако при просмотре фильма или при чтении книги вы остаётесь лишь сторонним наблюдателем, а игры позволяют почувствовать себя главным героем.

Пример работы Xbox Adaptive Controller
Пример работы Xbox Adaptive Controller

Для большинства людей это лишь один из способов весело провести время, но мало кто задумывается какое влияние игры могут оказать на людей с ограниченными возможностями. Ведь они способны не только отвлечь от негатива в реальности, забыть о физических ограничениях или проникнуться интересной историей. Благодаря играм люди с ограниченными возможностями заводят новые знакомства, создают сообщества и даже выступают на турнирах.

Игорь Гармаш (Слепой Авантюрист)

Игорь родился незрячим. В конце девяностых, в его семье появился компьютер с видеоиграми. Благодаря поддержке со стороны семьи он мог играть в простенькие аркады на слух. Но игры были лишь одним из увлечений, Игорь любил на равне с игрой за компьютером слушать аудиокниги и фильмы. Примерно в возрасте 12 лет, на компьютере появились первые программы экранного доступа, которые сильно облегчили его использование и открыли для Игоря интернет.

Как играют, стримят и становятся киберспортсменами люди с инвалидностью

«Игры созданные специально для незрячих в основном в основном представляют из себя примитивные аркады, а более масштабные проекты с специальными настройками, помогают в первую очередь слабовидящим. Поэтому незрячим геймерам почти всегда приходится самим что-то придумывать.»

В некоторых крупных играх есть возможность озвучивания главного меню, но зачастую это сделано криво или вовсе не помогает. Например, в Assassin’s Creed Valhalla эта функция доступна только для английского интерфейса, из-за этого Игорю пришлось обращаться в службу поддержки, чтобы ему на аккаунт включили эту функцию. К сожалению, нормально поиграть в Ассасинов, даже так не получится. В большинстве квестов необходимо бежать к определённому месту и ориентироваться на карте, что почти невозможно для Игоря.

Как играют, стримят и становятся киберспортсменами люди с инвалидностью

А разработчикам из Naughty Dog удалось создать действительно «дружелюбную» для любых геймеров игру — The Last of Us Part II. В игре есть функция автоматической навигации камеры, вибрация во время сражений, уведомления о подборе предметов, встроенный диктор и многое другое. Да и в самой консоли от Sony есть множество специальных возможностей для незрячих геймеров.

Так же стоит обратить внимание на ПК. Здесь помимо программ экранного доступа, можно найти различные модификации к играм, адаптирующие их для любых геймеров. Например, существует мод для Hearthstone, который озвучивает каждое действие во время матча. Благодаря ему, лишь спустя семь лет после выхода, сообщество незрячих геймеров смогло приобщиться к игре.

Как играют, стримят и становятся киберспортсменами люди с инвалидностью

Помимо сюжетных игр, Игорь любит файтинги и ММО. В первых нет необходимости куда-то бежать или целиться, важна лишь реакция, понимание происходящего и заучивание различных комбинаций. По словам Игоря, незрячим людям стоит в первую очередь попробовать файтинги, а уже потом осваивать более сложные жанры. А вторые помогают повеселиться с друзьями. Многие люди с которыми играл Игорь вполне нормально относились к его недугу, но встречались и те, которые просто не верили, что незрячие геймеры существуют.

«Ещё очень неприятно когда люди выражают бессмысленное сочувствие или наоборот драматическую поддержку (в духе: ты особенный, ты не такой как все, ты герой). Лучше всего — обычное отношения, когда к тебе обращаются как к простому игроку.»

У игоря есть канал на ютубе, где он стримит различные игры.

Денис Кравченко (Xamilione)

Денис в возрасте 12 лет потерял обе руки, но трагедия не сломила его. Все обыденные вещи, будь-то вождение машины или сборка компьютера выполняет с помощью ног. Сейчас Денису 33 года, у него есть жена и дочь. Большинство свободного времени он проводит с дочкой или за компьютером.

https://youtu.be/9AuTLlVKe24
https://youtu.be/9AuTLlVKe24

Увлекаться играми Денис начал в детстве, когда в компьютерном клубе наблюдал за одноклассниками. А в 14 лет, у него уже появился собственный компьютер, на котором он играл в гонки. Для него это был самый простой жанр, из-за малого количества элементов управления. Когда гонки начали надоедать, он решил попробовать шутеры и за небольшое время освоил Counter-Strike. Для него это одна из самых простых игр, опять же из-за небольшого количества кнопок. Ещё функция переназначения клавиш сильно помогает подстроить управления «под себя», но к сожалению она есть не в каждой игре.

«Когда я начинал проходить Snowrunner, в ней нельзя было поменять управление. Из-за чего играть было практически невозможно, я постоянно задевал большим пальцем лишние клавиши. К тому времени у меня уже был канал на Ютуб и подписчики посоветовали программу для переназначения клавиш, но сильно это ситуацию не улучшило.»

Как играют, стримят и становятся киберспортсменами люди с инвалидностью

Тогда на помощь пришла клавиатура от HyperX, которая работала со специальным софтов позволяющим перепрограммировать управление. Но это тоже не всегда помогает, лучше использовать специальные нестандартные клавиатуры.

В основном Денис играет в World of Tanks, Warface и гоночные режимы в GTA V, где нередко в гонках с подпищиками приходил к финишу первым. Но бывает, что у противников «сильно подгорает» когда они узнают больше о Денисе, например в Warface играет множество подростков, которые бывают очень жестоки.

«Но это лишь частные случаи, в основном попадаются нормальные люди. Было бы неплохо, попробовать объединить людей, проводить турниры между малоподвижными и обычными игроками. Это показало бы геймеров с инвалидностью с другой стороны. У людей в схожей ситуации пропадало бы ощущение, что им не повезло и они теперь никому не нужны.»

Сейчас Денис не выкладывает видео по играм, а ведёт Ютуб канал о своей жизни.

Рокки Стоутенберг (RockyNoHands)

Парень с детства увлекался видеоиграми, но из-за учёбы и спорта, часто не находил для них времени. В возрасте 19 лет, он дурачился с приятелями и случайно сломал шейный позвонок. Это привело к параличу, всё тело ниже подбородка было обездвижено. После длительного курса физиотерапии, парень впал в отчаянье, но на помощь ему пришли видеоигры.

Как играют, стримят и становятся киберспортсменами люди с инвалидностью

Он узнал о специальном контроллере — QuadStick, который позволяет играть с помощью рта. Рокки начал осваивать его и у него неплохо получалось, теперь большинство своего свободного времени он тратил на видеоигры. А позже по совету брата начал стримить на Твитч, благодаря высокому скиллу он быстро нашёл зрителей.

«Видеоигры позволяют почувствовать себя в другом мире, они позволяют забыть о боли в реальном мире. Это одна из самых важным вещей в жизни таких людей как я, людей без возможности заниматься любимым хобби или ходить работу.»

На данный момент у него 50 тысяч подписчиков на Ютуб и 70 тысяч на Твиче. В начале прошлого года, Рокки выиграл конкурс для стримеров «So You Think You Can Stream?», благодаря чему он подписал контракт с командой Luminosity Gaming и стал первым парализованным киберспортсменом. Помимо прочего, он попал в книгу рекордов Гиннеса за «наибольшее количество убийств в Fortnite с помощью джойстика QuadStick». Но для Рокки, видеоигры — это история не про рекламные контракты или рекорды, они стали для него целью в жизни, способом социализироваться и весело проводить время.

Кен Уоррел (NoHandsKen)

Кен Уоррел — примерный семьянин, отец пятерых детей, любил отдыхать на природе и играть в хокей. Но в возрасте 28 лет с Кеном произошёл несчастный случай на стройке. После госпитализации и нескольких дней в больнице он пришёл в сознание, но не мог сказать ни слова. Врачи диагностировали паралич, вызванный травмой позвоночника, всё тело ниже шеи было парализовано. После недели проведённой в больнице он смог заговорить и попросил у отца отключить аппарат искусственного жизнеобеспечения. Но отец попросил Кена подождать неделю и если ничего не поменяется он выполнить его поручение. Когда на следующей недели Кена навестили дети и жена, он чётко для себя решил — жить.

Как играют, стримят и становятся киберспортсменами люди с инвалидностью

«Я ни за что не сдамся, я хочу увидеть как вырастут и женятся мои дети, хочу увидеть их семью, внуков.»

Несмотря на это решение, негативные мысли не покидали его. С каждым днём Кен становился грустнее, ведь ему больше не суждено было поиграть с детьми, отправиться в путешествие или одеться в костюм санты на праздники. Он чувствовал себя беспомощным, ведь за ним ухаживал персонал больницы: его кормили, мыли, пеленали. Как в такой ситуации не потерять чувство самоуважения?

Спустя два года пребывания в больнице, на помощь пришла Diablo. Одна из медсестёр предложила Кену опробовать новый манипулятор Jouse (управлять которым можно с помощью языка, губ и вдохов), чтобы сыграть в недавно вышедшую Diablo. Спустя месяц изучения устройства и виртуального мира, Кен мог называть себя геймером. Закончив прохождение Diablo, он отправиться в мир второго Варкрафта, а затем и на онлайн просторы World of Warcraft.

Этот момент стал решающим в жизни Кена. Благодаря специальному контроллеру и широкополосному интернету он больше не чувствовал себя пленником больницы. А мог весело проводить время с детьми и людьми со всего мира. В 2014 году Кен завёл аккаунт на Твиче и стал стримером. В начале ему было страшно, он не знал какой реакции ждать от зрителей и будет ли его кто-нибудь смотреть.

Как играют, стримят и становятся киберспортсменами люди с инвалидностью

Но спустя несколько часов, на его стриме было больше тысячи человек. Большинство писало добрые слова и желало здоровья. Сейчас на его канале больше 38 тысяч подписчиков, однако последний стрим был в 2019 году.

Майкл Бегам (Brolylegs)

С рождения Майклу диагностировали артрогрипоз (врождённое заболевание опорно-двигательной системы мешающее нормально развиваться мышцам и костям). Первые годы жизни он провёл в больницах, где безуспешно пытались улучшить его состояние. После нескольких лет неудач, врачи оказались бессильны.

Майкл довольно хорошо запомнил свои первые годы. Как с ним нянчились старшие сёстры, как отец оборудовал спальню и ванну под нужды сына и смастерил передвижное кресло, которое управлялось челюстью. Но ключевое событие произошло на второй день рождения Майкла, когда ему подарили Nintendo ES. Родители всячески старались умственно развивать Майкла, показывая обучающие видео и используя карточки с картинками, а игровая приставка предназначалась отцу.

Как играют, стримят и становятся киберспортсменами люди с инвалидностью

«Изначально предполагалось, что я просто буду смотреть как папа играет. Это помогало нам отвлечься от плохого и сблизиться. Пока другие отцы учили детей кататься на велосипеде, мой папа прививал мне любовь к видеоиграм.»

Спустя некоторое время, Майкл из зрителя захотел стать игроком, но его слабые руки не могли держать контроллер. Методом проб и ошибок он смог уложить его, чтобы нажимать кнопки на правой стороне, но дотянутся до левой не получалось. Пока он случайно не ударился лицом о контроллер и понял, как можно начать играть.

В это же время у Майкла появляется младший брат — Джонни. Когда ему исполнился год и он учился ходить, Майкл не мог понять почему младший брат встал на ноги первым. Когда ему исполнилось шесть, мать Майкла ушла из семьи. Ей было невыносимо тяжело ростить больного сына. Когда Майклу исполнилось 11, умер его отец.

Как играют, стримят и становятся киберспортсменами люди с инвалидностью

Пережить это нелёгкое время, ему помогли младший брат и видеоигры. Джонни с самого детства приглядывал за Майком. После ухода матери, когда отец задерживался на работе, на плечи младшего брата ложились обязанности по дому и помощь Майку. Он возвращался со школы, кормил, купал, водил в туалет брата и убирался дома. На первый свой турнир, братья отправились в небольшой клуб недалеко от дома. Соревнования проходили по Super Smash Bros, где братья заняли последнее место. Однако эта неудача не сломила соревновательный дух Майка и уже через месяц они смогли обыграть многих противников.

«У меня и у вас разная свобода. Да, для большинства повседневных вещей мне нужна помощь. Но, чтобы побеждать мне никто не нужен!»

В 2009 году Майкл с братом отправились на турнир по Street Fighter IV. Когда они регистрировались, на них смотрели с удивлением, а когда Майкл начинал играть удивление сменялось недоумением. Джонни клал джойстик на левое запястье и Майк с помощью языка и лёгких движений головой управлял персонажем, не забывая смотреть на монитор. Со стороны это выглядит странно и немного пугающе.

Майкл показывал феноменальные результаты в игре, быстро стал чемпионом города, а затем и штата, несмотря на его ограничения. Майкл не мог нормально играть на многих персонажах, из-за расположения кнопок на контроллере. Именно поэтому он стал профи в Street Fighter на Чунь Ли, все её умения можно была использовать нажимая лишь 4 кнопки (вместо 6). Майк занял первое место на Чунь Ли в Street Fighter IV на XBox, получил звание ранд-Мастер в Street Fighter V и выиграл чемпионат Street Fighter League.

Как играют, стримят и становятся киберспортсменами люди с инвалидностью

«Наверное это иронично, что у моего персонажа накачанные ноги. Возможно вам кажется, что так демонстрируется мой скрытый потенциал. Но на самом деле, я выбираю персонажей только из-за практических особенностей.»

Если вы хотите помочь

В России нет благотворительных фондов, помогающих исключительно геймерам. Отдельные организации помогают незрячим, неслышащим или людям с другими физическими ограничениями. Одними из немногих, кто занимается поддержкой геймеров можно назвать организацию РООИ «Перспектива». В 2020 году они организовали проект «Гейминг для всех», в котором собрали более 200 тысяч рублей на специальные комплекты игровых устройств для людей с инвалидностью.

Как играют, стримят и становятся киберспортсменами люди с инвалидностью

«Видеоигры не теряют своей актуальности и развиваются с каждым годом все стремительнее. Но, к сожалению, зачастую людям с тяжелыми нарушениями подвижности верхних конечностей сложно играть, используя традиционное оборудование. Мы рады, что наш проект позволяет сделать гейминг доступным для них»

Валерий Кривов, Менеджер проектов спортивного отдела РООИ «Перспектива».

Поддержать организацию можно на сайте РООИ «Перспектива»

7676
8 комментариев