The Last Night: Что случилось с одной из самых ожидаемых игр E3 2017?

История о том, как преследования в сети чуть не уничтожили молодую студию-разработчика.

The Last Night: Что случилось с одной из самых ожидаемых игр E3 2017?

Впервые The Last Night появилась в поле зрения игроков на E3 2017 в рамках конференции Microsoft: игра была дебютом в игровой индустрии для молодой команды OddTales, могла похвастаться уникальным визуальным стилем (технологии трассировки лучей вкупе с гибридным пиксель-артом) и позиционировалась как стартовый эксклюзив для грядущей Xbox One X.

Последние новости от команды OddTales были не самыми радужными — компания столкнулась с ощутимыми финансовыми трудностями и на протяжении всего 2019 года искала новые источники финансирования. Однако вот уже почти полгода об игре, которую добавили в вишлисты Steam более 250 тысяч раз, ничего не слышно. Рассказываем полную историю The Last Night от громкого анонса до нынешней стадии разработки.

Анонс

Перед тем как показать на E3 2017 футаж раннего геймплея – расширенную версию трейлера, – креативный директор The Last Night Тим Соре рассказал о сути игры: о мрачной киберпанковской вселенной, где ИИ делает любую работу лучше живого человека, об экзистенциальном кризисе человечества, когда людям остается только потреблять, об отсылках к «Бегущему по лезвию» и «Нейроманту», о детективной составляющей и об исследовании постоянно меняющегося мира игры, который будет существовать независимо от игрока.

The Last Night Gameplay Footage from E3 2017

Соре также указал основные точки сюжета. Главного героя зовут Чарли, он гражданин «второго сорта», живущий типичной жизнью. Чарли не может жить «полноценно» – ему недоступны аугментации, технологии виртуальной реальности и прочие прелести киберпанковской жизни из-за некого события в детстве. В какой-то момент у протагониста появляется шанс взять всё в свои руки — вопрос лишь в цене.

Я пытаюсь показать привлекательность попыток изменить мир.

Тим Соре, глава студии OddTales

Соре подчеркнул, что каждая боевая сцена собрана вручную, чтобы добиться большего разнообразия драк и крепкой связи с основным сюжетом, а диалоги идут в реальном времени и не останавливают время, как это происходит в большинстве других игр. Игрок может прямо посреди разговора достать оружие, угрожать собеседнику или просто уйти. Собеседники при этом будут запоминать действия протагониста, чтобы отреагировать на них соответствующим образом при следующей встрече.

Еще не вышедшую игру журналисты по всему миру тут же начали сравнивать с культовыми Flashback (1992), Another World (1991), Oddworld: Abe’s Oddysee (1997) и Blade Runner (1997). Впрочем, Тим Соре не раз упоминал их в своих выступлениях как источник вдохновения: полноценное 2.5D, киберпанк, нуар, стрельба, стелс, бесконечный дождь и куча неона (привет, Рефн!) – что еще нужно для счастья?

Буря в стакане

Оказалось, для счастья нужны были лишь извинения самого Тима Соре.

В тот же день, 12 июня 2017 года, когда мир лицезрел трейлер The Last Night, на поверхность всплыли старые твиты разработчика, которые буквально вскрывали застарелые раны индустрии компьютерных игр и очевидно намекали на позицию автора – «за» Геймергейт и «против» феминизма.

Геймергейт – это серия скандалов в игровой индустрии, стартовавших летом 2014 года. Начавшись как движение за «этику в игровой журналистике» и за объективность предоставляемой информации (заказуха – это плохо), кампания быстро переросла в обсуждение мизогинии и сексизма в индустрии компьютерных игр.

На просторах интернета феминистски и прогрессисты бились против белых гетеросексуальных мужчин от 18 до 40. Стороны воевали почти три месяца лишь за тем, чтобы так и не прийти ни к каким адекватным результатам.

Да, с того момента многие игровые издания начали отслеживать связи между журналистами и разработчиками, пресекали попытки троллинга и сексизма в своих материалах, а также обязывались сотрудничать с ФБР, если начнутся преследования и угрозы в адрес представителей игровой индустрии. Но это очень мало для конфликта, раздутого до таких масштабов, что о нем вспоминают и годы спустя.

«Сторонники Геймергейт – за журналистскую прямоту, честные дебаты, прозрачность, инклюзивность и эгалитаризм», - написал Соре в сентябре 2014 года, чем вызвал огромное количество споров в комментариях. «Я против феминизма, потому что он все более и более извращается. Я за эгалитаризм. Мне все равно, мальчик, девочка, инопланетянин. <…> Феминизм заставляет нас думать с точки зрения женщин, тогда как эгалитаризм действительно универсален», - говорил Соре в июле 2014 года. Апогеем высказываний Тима стали его фразы со времен начала разработки The Last Night, которые описывали мир игры.

Действие нашей новой игры будет проходить в мире киберпанка, где победил не эгалитаризм, а современный феминизм. Мне интересно показать опасность крайнего прогрессивизма на фоне игры, персонажей, их истории. Наконец, мы хотим показать совершенно иной подход к угнетению: что, если слежка, издевательства и маргинализация будут исходить не от правительств, а от интернета?

Тим Соре, глава студии OddTales

По мере того, как скриншоты твитов Тима Соре распространялись по сети, те, кто был в восторге от The Last Night, сменили милость на гнев. Разработчику в Twitter посыпались гневные комментарии обожателей, а официальное описание сюжета игры так вообще выводило из себя тысячи пользователей сети.

«Уравненные универсальным доходом, люди изо всех сил пытаются найти свое призвание или идентичность и определяют себя по тому, что они потребляют, а не по тому, что они создают», - говорилось на старой страничке The Last Night в Steam, которая к нынешнему моменту уже давным-давно отредактирована.

Описание игры с официального сайта звучит прекрасно само по себе, но в сочетании со старыми твитами Тима Соре вызывает определенное беспокойство. Вы сами решаете, отделять ли искусство от художника, но в свете этих твитов отсылки игры на «потребительскую культуру» и «граждан второго сорта», живущих в «геймифицированном обществе», приобретают потенциально новый смысл.

Грэм Смит, главный редактор Rockpapershotgun

В ответ на растущее недовольство Тим Соре опубликовал серию твитов о том, что он изменил свою позицию с тех пор, а сеттинг игры «действительно ставит под вопрос техно-социальный прогресс в целом, но, безусловно, не пытается продвигать регрессивные идеи».

Однако убедить он смог не всех. Нападки общественности даже вынудили издателя Raw Fury, отвечающего за дистрибуцию игры, сделать собственное заявление.

Мы в Raw Fury верим в равенство, верим в феминизм, верим, что у каждого есть права и возможности на равное стремление к счастью. Мы вряд ли начали бы сотрудничать с Тимом Соре и его командой OddTales, если бы знали, что он выступает против этих принципов.

Комментарии Тима из 2014 года безусловно удивляют нас, но не подходят человеку, которого мы знаем. Его трактовка Геймергейта была наивной, а формулировка заявлений не самой лучшей, однако в том же году Тим приветствовал рост числа женщин в играх.

Raw Fury, издатель

В конце концов, дело закончилось довольно стандартно. Выступая перед зрителями на презентации The Last Night в рамках E3 2017, Тим Соре прокомментировал со сцены свои последние высказывания и извинился за них. «Меня смущают некоторые твиты, которые я сделал в прошлом. Я хочу извиниться за них. Они ни коим образом не отображают мой образ мысли сегодня или то, о чем будет The Last Night».

Несмотря на публичные извинения разработчика, начало конца уже было положено. Когда были выявлены прежние политические симпатии Тима Соре, у The Last Night не осталось никаких шансов быть оцененной исключительно по своим художественным достоинствам.

Политизированные игровые издания обязательно воспользуются прошлыми ошибками разработчика, чтобы намеренно занизить итоговую оценку проекту: в современном мире сторонникам Геймергейта (даже бывшим) нельзя ставить высокие баллы. Такие издания, впрочем, сразу же дискредитируют себя, показав свой высокий уровень непрофессионализма.

Интервью с Vice

Спустя две недели после мгновенно поднявшейся бури вокруг The Last Night, журнал Vice взял обширное интервью у Тима Соре, в котором разработчик подробно объяснил концепцию игры и свое видение ситуации вокруг нее.

Судя по интервью, Тим и его команда OddTales взвалили на плечи очень провокационную задачу – показать, к чему могут привести современные социальные тенденции, если ими увлечься чересчур сильно и «перегнуть палку»: в тексте интервью регулярно мелькают слова «универсальный доход», «демократия», «социальный лифт» и «геймификация».

Трейлер The Last Night с E3 2017

Так, к примеру, политическая система The Last Night представляет собой «Демократию 2.0», созданную с помощью технологий. У каждого жителя утром есть обязательные «десять минут гражданских обязанностей»: при помощи аугментаций, подключенных к глобальной сети, они должны просмотреть новые законопроекты или общественные инициативы и решить, стоит ли за них отдавать свой голос, или нет.

Правительство в мире The Last Night представляет собой ИИ, который играет роль эффективного менеджера и управляет государством в режиме реального времени 24 часа в сутки – таким образом население, освобожденное от большинства своих обязанностей, может всласть предаться потреблению в «геймифицированном мире». Люди, впрочем, все еще имеют на руках туза – «красную кнопку», которая этот самый ИИ может отключить.

Люди [на высших государственных должностях – прим. авт.] выступают предохранителем, гарантируют что ИИ не пойдет на что-то абсолютно аморальное с человеческой точки зрения.

Тим Соре, глава студии OddTales

Однако у этой системы есть ощутимые минусы – в первую очередь психологические. В мире, где все за людей успешно делает ИИ, не к чему стремиться, поскольку нельзя обогнать машину в тех задачах, для которых ее создавали.

Это приводит к масштабным психологическим проблемам у населения, которые пытаются «забыться» в постоянном потреблении, чтобы не думать о невозможности нормально работать и «расти» над собой. Перераспределения ресурсов больше не существует, социальные классы статичны, социальный лифт отключен, а мир застыл в одном положении, так как у ИИ предусмотрен лишь экстенсивный способ развития.

Главный герой полностью отключен от всех радостей AR-жизни и геймифицированного мира. Это разочарование сводит его с ума, приводит к экзистенциальному страху. Он чувствует, что этот «дивный новый мир» безнадежен. К этому добавляется тот факт, что главный герой осознает, что человек больше не идеальная форма жизни на Земле. Ты больше не центр вселенной. Мы не были созданы Богом, а эволюционировали из обезьян, и наша следующая ступень: мы осознаем, что мы больше на самые умные на планете. Это будет немного тревожно, верно?

Тим Соре, глава студии OddTales

Способности ИИ и человека в мире The Last Night Тим Соре описывает как несопоставимые. В то время как человек годами будет работать над своим проектом, ИИ сумеет сделать что-то подобное, не уступающее по качеству, за несколько часов: человеку в принципе будет невозможно конкурировать с машинным обучением, у которого в распоряжении будут находиться базы данных со всего мира.

Соре в разговоре с Vice подчеркивает, что все идеи и мотивы его «пост-киберпанковского мира» взяты в качестве ответа на вызовы нынешней реальности: по словам разработчика, The Last Night больше похожа на новый фильм Тарантино или «Во все тяжкие», на спираль, в которой с каждым кругом будет становиться все хуже и хуже.

У нас есть криптовалюта и армия машин. У нас есть дроны, которые доставляют товары, многонациональные корпорации, которые уклоняются от налогов, Сноуден, который разоблачил государственную слежку. Это фактически учебник по киберпанку

Тим Соре, глава студии OddTales

Завершая интервью Тим Соре не обошел стороной конфликт вокруг игры и своих старых высказываний разработчика в поддержку участников Геймергейта. Разработчик указал, что три года назад понятия не имел, что когда-то будет в центре внимания, а потому писал очень неосторожно. Впоследствии, Соре начал дистанцироваться от Геймергейта, когда понял, что движение за «этику в игровой журналистике» перерастает в преследования и травлю, а сам конфликт приобретал все большие масштабы.

Я родился в 90-х и как-то скучаю по временам, когда социальные споры сводились к объединению, а не к бесконечному разделению по полу, расе, гендеру и вообще всему. Я предпочитаю строить мосты, а не сидеть в окопах: думаю, из той окопной войны [Геймергейта - прим. авт.] ничего хорошего не вышло бы в любом случае

Тим Соре, глава студии OddTales

Затишье

Интервью с Vice стало последним крупным появлением в прессе Тима Соре и The Last Night – вскоре после него разработчик исчез с радаров профильных игровых изданий больше, чем на полтора года. Он обещал предоставить новую информацию об игре до конца 2017 года, но этого так и не произошло, а игра даже пропустила E3 2018 и церемонию The Game Awards.

При этом Соре в январе 2018 года указал в своем Twitter, что не намерен много говорить об игре вплоть до ее выхода: разработчики хотят, чтобы все секреты The Last Night добрались до игроков в целости и сохранности, а сама игра доставила радость открытия чего-то неизведанного.

Документальный фильм от IGN о The Last Night. Предупреждение - ролик полностью на английском языке

Соре также обозначил технические характеристики грядущего проекта: игра будет работать в разрешении 1080p при 60 fps на видеокартах не ниже GTX 660. На старте игра выйдет на Windows и Xbox One, однако компания надеется «захватить» Mac & Linux. Дата релиза еще не определена, хотя разработчики уверены, что в игре будет несколько локализаций – есть ли среди них русская не уточняется.

Проблемы

The Last Night внезапно «выстрелила» в январе 2019 года, когда Twitter-аккаунт Тима Соре вновь ожил и игрокам и журналистам поступила хоть и небольшая, но все же частичка информации об одном из самых ожидаемых инди-проектов.

По словам Тима, за 2018 год команда OddTales удвоила количестве сотрудников, переехала в новый офис в центре Лондона, значительно увеличила бюджет игры и в очередной раз улучшила гибридную пиксельную 3D-графику. Однако хорошие новости уступили место плохим.

Тим рассказал, что к концу года студии пришлось столкнуться с «серьёзными деловыми, юридическими и финансовыми проблемами», в детали которых он вдаваться не стал, ограничившись общими фразами. Именно из-за этих трудностей команде пришлось пропустить E3 2018 и The Game Awards.

Основной проблемой OddTales стал недостаток финансирования: Тим написал, что активно ищет новых инвесторов и предположил, что может даже обратиться к краудфандингу или начать собирать средства через Kickstarter. Позже Тим поспешил заверить игроков, что The Last Night не отменена, однако «риск все равно существует, и это не шутка». На фоне этих высказываний, пользователи Твиттера вновь вспомнили о былых «заслугах» разработчика, припомнив ему скандал двухгодовой давности.

Как жаль, что отвратительные разработчики наткнулись на проблемы во время разработки игры о консервативном киберпанке. Может быть, Соре стоит попросить денег у своих альт-правых друзей, от которых он якобы отстранился?

Пользователь под ником @hEnereyG

Некоторые предположили, что старые твиты Тима Соре стоили ему сделки с издателем Raw Fury, однако никаких официальных сообщений ни командой-разработчиком, ни издателем сделано не было. Сам глава студии пояснил, что конфликт вокруг его старых твитов и Геймергейта не имеет ничего общего с его нынешними финансовыми проблемами.

Не надо пользоваться случаем для продолжения окопной войны: в нашу ситуацию не было вмешательства со стороны активистов. Да, некоторые пытались нас уничтожить и добиться отмены игры. Не просто злые пользователи Твиттера или ребята с ResetEra, а организованные и влиятельные группы внутри ААА-студий, игровых организаций и школ геймдизайна. Но здесь связи с ними нет

Тим Соре, глава студии OddTales

Настоящее

Чтобы прояснить ситуацию вокруг игры, я решил лично написать Тиму Соре в Twitter в начале мая. Он ответил на удивление быстро и рассказал, что команда все еще пытается справиться с финансовыми и юридическими вопросами. «Трудно создать независимую студию с нуля, заниматься игрой мечты и поддерживать нашу культуру (качество превыше сроков)». Тим уточнил, что некоторые сделки и переговоры дались ему чрезвычайно тяжело из-за его «молодости и неопытности».

Глава OddTales отказался отвечать на вопросы о предполагаемом разрыве с Raw Fury («Я не могу комментировать эту ситуацию»). Впрочем, наименование The Last Night все еще находится на главной странице шведского издателя, так что делать конкретные выводы все еще рано.

Нам нет нужды постоянно давать новости. Наша работа – создавать, а не развлекать публику, пока мы создаем. Просто поверьте нам. Поверьте в нашу тотальную вовлеченность и абсолютную любовь к проекту. Мы работаем каждый день. Я сижу по 12 часов в день перед компьютером.

Имейте в виду, мы не были профессиональной студией в 2017 году, когда вышел первый трейлер. Мы были маленькой командой из пятерых детей, но финансовые и юридические вопросы не позволили мне правильно масштабировать мою команду. Из-за этого игра почти на два года застряла на стадии предпродакшена.

Сейчас мы достигли огромного прогресса в вопросах организации команды, бизнеса и технической составляющей. Мы работаем с профессиональными студиями захвата движения и записи голоса, актерами и музыкантами. Мы выросли как художники и как специалисты. И я надеюсь, что к концу года мы сумеем предоставить полностью играбельную черновую версию The Last Night.

Тим Соре, глава студии OddTales

Пишу о кино и играх в телеграм-канале «RJ»: @rjfilm

2020 показов
37K37K открытий
55 репостов
327 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Вопрос: кто такой этот Степан?! Уже не первый раз про него слышу...

Ответить

Степана нельзя заменить

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

старые твиты разработчика, которые буквально вскрывали застарелые раны индустрии компьютерных игр и очевидно намекали на позицию автора – «за» Геймергейт и «против» феминизма.

Пиздец обидно на самом деле. Снова феминизм пытается угробить всё до чего может дотянуться

«Я против феминизма, потому что он все более и более извращается. Я за эгалитаризм. Мне все равно, мальчик, девочка, инопланетянин.

А ведь действительно феминизм извратился в полнейшую парашу.

Ответить

В каком-то смысле, это не феминизм, а его агрессивные защитники, которые ищут себе новых жертв. Тим стал их новой жертвой, что забавно в тот же день, когда игру представляли на E3, и в тот же день со сцены он извинился за все. Так что, думаю, их кто-то организовал, но опять же, подтверждений никаких нет, только косвенные доказательства

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить