Контраст ожиданий: о Contrast

Крохотная история, способная спустя почти десятилетие все еще кое-чем удивить.

В 2013-м году игра-дебют Compulsion Games пленила меня с первых скриншотов в магазине Steam: дивный околонуарный стиль в приятных теплых шоколадных и ванильных оттенках, восхитительные рисунки для оформления внутреигровых афиш, декорации 20-х, милая девочка, чем-то схожая с Анной Франк, а на деле вдохновленная Офелией из «Лабиринта Фавна», и ее подруга Дон (от «Dawn», Заря, то бишь, но к локализация я еще обращусь позже), своим вычурно-цирковым костюмом столь яркая, броская и безмолвная - ведь «Акробаты не разговаривают». Что не говори, но игры тоже встречают по «одежке», технологичной или дизайнерской - и с последней у Contrast был и есть полный порядок.

Однако, несмотря на все вышесказанное, сказать, чтобы проходилась она легко и непринужденно, я не могу. Мой небольшой опыт в умении считывать декорации локации как элементы доступных к передвижению платформ оставлял желать лучшего в тот момент, и, увидев холл с лифтами и осознав всю глубину глубин грозящей мне пространственной головоломки, я решила приостановить прохождение. Да, почти на 10 лет, чтобы вернуться к нему в этом году.

Предупреждение: все написанное ниже являет собой вольный пересказ событий игры и содержит спойлеры, само собой.

В темном-темном городе...

История жизни Диди Маленькой не особо веселая: мать шестилетней девочки работает певицей в кабаре «Призрачная нота» по ночам, попечительская служба грозится из-за этого забрать Диди в приют, на столе лежит постановление о выселении, ее приемный отец, Джонни Фенрис, то и дело мостит дорогу в ад своими лучшими побуждениями и гениальными идеями, задолжав мафии, а настоящий, Винченцо, являющийся известнейшим фокусником по роду занятий, не обладает и толикой заинтересованности в своем чаде, привнеся в семейную жизнь немного работы - буквально исчезнув. Пусть Диди и на редкость оптимистична, но действительно ничем не омраченной радостью для нее служит ее подруга, Дон, то ли акробатка, то ли циркачка — и единственный, кажется, настоящий человек, в отличие от всех иных образов, представляющих собой тени. Или, что закономернее, наоборот, так как никто кроме самой девочки Дон не видит. Как и никто, кроме акробатки, не способен перемещаться между миром реальным и миром, где границы очерчиваются источниками света.

Едва ли не каждую ночь, стоит Кейт, матери Диди, отправиться на работу — ведь она «не какая-то секретарша, а восходящая звезда», ее дочь, несмотря на строгий запрет, выскальзывает следом, чтобы посмотреть шоу. Диди очарована кабаре, заворожена цирком и грезит, как бы вырасти и стать кем-то столь же изящным и ярким как Дон. На выступлении появляется и Джонни, приемный отец Диди, растивший ее шесть лет и души не чающий в девочке, но умудрившийся в очередной раз впасть в немилость ее матери по причине своей удивительной невезучести и страсти к авантюрам. Видимо, Кейт невольно испытывает симпатию лишь к таким личностям — ведь о том же Винченцо то здесь, то там можно услышать не самые лицеприятные вещи.

Ночь в мире Contrast, как и в реальности — время не только ярких огней, но и мрачных дел. Девочка становится свидетельницей нелицеприятной сцены: ее приемного отца подкарауливают кредиторы (если бандитов можно так назвать) и стараются путем физических «увещеваний» намекнуть мужчине, что по счетам надо платить. Оказывается, мужчина пообещал устроить великолепное выступление великолепного Винченцо, но чем дольше пантомима затягивается, тем меньше терпения у мафии остается — как и целых костей у Джонни и желания Кейт снова видеть этих бугаев в своем доме.

Ты - карусель разбитых надежд.

Кейт Маленькая о Джонни

Диди изо всех сил старается примирить пару, ведь она искренне любит обоих своих родителей и готова на любые геройства ради того, чтобы шоу получилось, даже если мама запретила выходить ночью из дома. С помощью Дон девочка пробирается в секретную лабораторию Винченцо, надеясь, что сможет убедить своего отца проявить снисходительность и поучаствовать в представлении, но в мире взрослых простое «пожалуйста» не работает — особенно, от незапланированного ребенка, который всемирно известному фокуснику никогда не был нужен.

Я выступал со своим номером перед королем Англии и императором Японии. (...) Я обедаю с герцогами и гангстерами.

Великолепный Винченцо

Сцена поистине неудобная: Диди в силу возраста не видит проблем в том, что обращается вот так прямо к человеку, оставившему ее мать, а Винченцо сначала даже ее не узнает, затем из-за принципов не желает окунаться в эту скучную, простую жизнь вдали от сцены, и, хоть и пытается быть человечным, но предпочитает откупиться от Диди.

Два подаренных билета приведут героиню к цирковому шатру, где девочка окажется невольным свидетелем ссоры Винченцо и Джонни — фокусника не устраивает уровень подготовки аттракционов. Деньги, несомненно, не пахнут, но подобные условия ниже его статуса. Дон предстоит сыграть принцессу в Театре теней (буквально), где рассказывается чудесна пьеса про рыцаря, что трижды не совсем удачно пытался ее спасти, вызволить из плена запутавшийся воздушный шар, починить целый пиратский корабль (который они с Диди сначала невольно поломали) и даже подработать осветителями сцены — правда, вместо софитов придется использовать прожектор маяка.

Выступление Винченцо действительно волшебное — и, на удивление, связанное с мироустройством города. Казалось бы, вот и все: шоу удалось, Джонни больше ничего не должен, Кейт сменила гнев на милость, публика лицезрела невероятное представление, а Винченцо получил свой гонорар. Старания Диди полностью оправданы, и, хоть ее ждет очевидная трепка, все же окончилось и даже хорошо?

Существует бесконечное множество иных вселенных, которые лишь чуть-чуть отличаются от нашей. (...) Для жителей других миров тени - это мы.

Великолепный Винченцо

Почти. Contrast умеет удивить: в момент воссоединения и радостного ликования Джонни неожиданно просит Винченцо вернуться к Кейт. Он считает себя недостаточно хорошим для этой семьи, и даже восклицание Кейт и оклик «Папа!» обращенный Диди именно к нему, не способны его переубедить. Джонни видит ее горящие глаза, обращенные на сцену, видит ее тягу к путешествиям и приключениям, ко всему тому, чего он точно не сможет дать. Все, что он умеет — не-решать собственные приземленные проблемы.

Винченцо же считает ровным счетом наоборот: семье Маленьких нужен именно Джонни. Он прожигает свою жизнь с огнями и рампами, под цветастыми куполами и, как он сам говорит «в грязных и опасных местах». Это — его действительность, будущее и настоящее, в котором маленькой девочке нет места, насколько бы талантливой в понимании хитрых изобретений фокусника или работы механизмов как таковых она не была. Впрочем, он по-своему любит Диди — ведь Дон присматривает за дочерью по его просьбе.

В самой игре еще есть статья, что некий фокусник однажды лишился своей помощницы, так и не появившейся после номера с исчезновением. Девушку не нашли, более того, полиция не обнаружила следов ее существования. Какое удивительное совпадение!

Да-да, Дон — настоящая. Не очередной плод воображения, травматическая иллюзия, склеивающая воедино куски реальностей, не яркое фантасмагоричное видение. Дон была ассистенткой Винченцо, а потом стала подругой Диди. Чтобы вы окончательно восхитились талантом фокусника — именно Винченцо научил ее перемещаться между мирами, ведь он и сам это умеет и надеется, что дочка не оставит свои стремления и когда-нибудь сможет путешествовать так, как сама этого пожелает.

Из света в тень

Игровой процесс — типичный в хорошем смысле приключенческий платформер, где Дон путешествует по небольшим локациям, занимается преодолением препятствий и решением головоломок, чередуя мир теней, являющийся двумерным, и обычный мир, представленный тремя измерениями. На последнем строится большая часть всего взаимодействия, и устроено это достаточно лаконично. В основном своем все задачи понятны и просты, в худшем случае способные вынудить побегать по доступной области пару-тройку минут при первом столкновении. Дон может передвигать источники света или загораживающие их объекты, чтобы обеспечить себе платформы для подъема или спуска, переносить в тень предметы, дабы с их помощью, к примеру, зафиксировать нажимную панель или пересекать перемещающиеся конструкции, применяя рывок вперед, позволяющий ей на долю мгновения развоплощаться.

Управление не создает и толики проблем — разве что на клаво-мыши, вероятно, придется снизить чувствительность «грызуна», уж больно шустро он вертится по умолчанию. Сами уровни построены таким образом, чтобы игрок, в случае выпадения и тени, не был слишком сурово наказан. Даже если вы пропустите все двери, которые можно открыть, чтобы из условно трех комнат проходить в случае провала лишь одну, не придется отказываться к точке сохранения, а погибнуть нужно еще умудриться, и даже в этом случае возрождение окажется достаточно близко.

Разбросанные тут и там коллекционные предметы в основном своем на виду и собираются элементарно, тогда как люминофоры — одновременно и предметы для коллекции и энергия для питания механизмов могут заставить вас попотеть для своего получения выше необходимого для прохождения минимума.

О технической стороне

К сожалению, игра выглядит немного устаревшей. При просмотре местных постановочных сцен в памяти всплывает Алиса МакГи — первая, если что. Конечно, плавности и приятного освещения здесь намного больше, но некая схожесть ощущается. Источники света выполнены не «лучами», а чередованием темных и светлых областей, а сам мир предельно небольшой, что на современных машинах не вызовет проблем с производительностью, которые могли посетить ПК игроков в 2013-м. Нередко мелькавшие упоминания большого числа багов или некорректного распознания поверхностей к настоящему времени тоже искоренены, даже если и существовали.

Что касается локализации, то на релизе оная отсутствовала, но сейчас с этим проблем нет, и даже шрифты соответствуют оригиналу: примелькавшийся, но вполне подходящий вариант, имитирующий пишущую машинку, в записках, где необходимо, подобие детских каракуль на рисунках.

А вот с переводом имен собственных у меня вопрос, и он вовсе не к фамилии Кейт с дочерью - «Маленькая». Кейт Маленькая, Диди тоже Маленькая, и это соответствует оригиналу - они там обе «Malenkaya».
Однако, главную героиню зовут Дон. Чем им не угодила «Заря»? Даже памятуя о том, как у нас нередко локализаторы любят убивать принадлежность чего-то к полу, здесь есть женский вариант, помимо «Рассвет» или «Восход». По подобной логике Винченцо должен был остаться «Магнифесент», а не стать «Великолепным». Чем его ассистентка-то не угодила?

Я не перестаю дивиться, почему Вален Щадоубрез из Neverwinter Nights у нас «Дыхание Тени», Бишоп из сиквелла стал «Епископом», при этом Шэдоухарт из третьей части Baldur’s Gate существует как «Шедоухарт», а все Снейки скопом не превратились в «Змеев».

Умеют же иногда: тот же женский ИИ Gamedec перевели логичной «Негой» или скаламбурили в достижении Deus Ex Mankind Devided «Его пеСИНГХа спета» — когда дело касалось жизни или смерти агента Сингха! А вот отдельных «Ребзя-Новый-Год» из Remember Me оставим за кадром.

Одна из цитат, приведенных на странице игры, определяет ее как «дитя Limbo и Bioshock Infinite под влиянием Лабиринта Фавна» и это очень громкое, манящее, но бесполезное заявление. Contrast — небольшая, элегантная повесть о том, что выдуманное может оказаться настоящим, а череда неудач обернется триумфом. Словно водевиль, разворачивающийся на сцене, игра заставляет сопереживать героям, ярким и лишенным излишней глубины, чьи действия не несут отпечатка психологических травм и не отягощены пространной философией, а правильно выставленный свет прячет все мрачные мотивы для тех, кто действительно хочет их увидеть.

Не повторяйте моей ошибки: Contrast — из тех игр, которую стоит запустить не задумываясь и не откладывая, и в ответ под обволакивающие джазовые композиции она очарует вас со всей своей силой!

0
9 комментариев
Написать комментарий...
EasyModo

Жесть, статься про Контраст, дон

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Eversmile

*Тут была уместная шутка про любителя слова "Дон" и его давлении на локализаторов*
Спасибо за статью

Ответить
Развернуть ветку
Katherine
Автор

Шутки про Шолохова - это всегда хорошо.)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Chugunov

Ну вот, про музыку и вокальные партии Лоры Эллис можно было и больше одного предложения написать, дон

Ответить
Развернуть ветку
Katherine
Автор

Пролистав артбук, я, конечно, имя исполнительницы узнала, но ближе от этого к музыкальному жанру и его представителям не стала. Звучит здорово, несомненно.
Идентичная ситуация, помню, была с рецензиями "Генетической оперы": там же пела "сама" Сара Брайтман. Как человек, далекий от оперы, я могла лишь поддалкнуть оценкам, но точно не искренне нахваливать. =\

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Chugunov

/nerd mode on
Сара Брайтман - это звезда мюзиклов (помимо сольной карьеры, естественно), в опере она никогда не пела. Соответственно, ее участие в "Репо" - это такой поклон-оммаж классическим мюзиклам от ее экс-супруга Эндрю Ллойд-Вебера ("Кошки", "Призрак Оперы").
/nerd mode off

Ответить
Развернуть ветку
Katherine
Автор

Спасибо за комментарий!
Он лишний раз доказывает, что, похоже, иногда рецензенты тоже не в курсе, о чем ведут речь. А я тогда этому журналу поверила. =(

Ответить
Развернуть ветку
Katherine
Автор

Комментарий удален: промахнулась кнопкой.(

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 9 комментариев
null